Световые схемы с тремя источниками света. Съёмка в студии с одним источником. Прямое освещение снизу

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В этой статье, или инструкции, или руководстве, как вам будет угодно, пойдёт речь о съёмке портретов с использованием только одной вспышки или строб-лампы. Может быть, ваш бюджет не позволяет вам приобрести несколько источников света. Возможно, вам придётся путешествовать налегке и у вас не найдётся места для двух вспышек. Или вы просто захотите поэкспериментировать со светом.

В любом случае, при грамотном применении различных схем и сценариев освещения, вполне реально получить качественные снимки профессионального уровня, имея в наличии только одну единственную вспышку. В данное руководство я включил 10 примеров с подробными и вполне доступными объяснениями, которые можно будет применить в вашей конкретной ситуации.

Чтобы применить мои советы на практике, вам потребуется следующее оборудование:

  • Фотоаппарат и объектив. Все портреты, приведенные здесь в качестве примеров, были сделаны фотоаппаратом Nikon D700 с использованием объективов с фокусным расстоянием 24 мм, 50 мм или 85-мм.
  • Автономная вспышка с ручной регулировкой (встроенные pop-up-вспышки не подходят).
  • Специальный кабель, или любая беспроводная система, которая позволяет включать вспышку на расстоянии. Я использую «Cactus wireless flash trigger» — беспроводной радио синхронизатор, работающий практически с любой вспышкой, которая имеет тип крепления «горячий башмак».
  • Конвертируемый фото зонт. Это зонт типа «два в одном», внутри он ‒ белый, а снаружи имеет чёрное покрытие, которое при желании можно снять.
  • Пара штативов или стоек для крепления вспышки, зонта или отражателя.
  • Возможно, вам понадобятся различные отражатели и затемнители, хотя в этом руководстве они не используются.

Снаружи или внутри

В данном руководстве будут рассмотрены две основные техники съёмки. Мы будем работать внутри помещения, используя только вспышку, а также поработаем и снаружи, компенсируя естественный солнечный свет искусственным светом от вспышки.

В принципе, при съёмке внутри можно использовать свет из окон в качестве дополнительных источников освещения, но в этом уроке мы не будем рассматривать этот вариант. Итак, давайте начнем съёмку на улице, где солнце будет заменять нам вторую вспышку.

Пример 1. Простой Заполняющий Свет

В первом примере рассмотрим следующие условия. Съёмка ведётся вечером, и солнце освещает модель с левой стороны. Как вы можете видеть на фото ниже, половина её лица находится в тени, при этом свет слишком плоский. перегружен и отвлекает внимание от модели. Широкий угол обзора выхватывает не только модель в естественном освещении, но и стойку со вспышкой. Вспышка не имеет модификаторов и направлена прямо на объект съёмки.

Готовый портрет

Для корректного использования вспышки следует подобрать экспозицию для естественного света. Потом, опустите её на одну ступень и настройте соответственно вспышку. Это поможет отделить модель от фона, слегка затемнив его, при этом забор остаётся освещённым. Из-за того, что вспышка расположена от объекта относительно далеко, её свет захватывает достаточно широкую область.

Так как солнце по-прежнему освещает модель с одной стороны, вспышку больше направляем ​​на теневую сторону её лица, и таким образом добиваемся того, что лицо модели освещено со всех сторон равномерно. Эта техника съёмки хороша для получения чёткого, легко идентифицируемого изображения. На таком снимке даже самого маленького размера можно без проблем узнать изображённого человека.

Пример 2. Простая Подсветка По Краям

На фотографии ниже вы можете заметить, что теперь вспышка установлена позади модели. При таком расположении солнце будет выполнять роль основного источника освещения, а вспышка будет подсвечивать кадр по краям. Обычно свет вспышки ярче основного освещения (в нашем случае, солнца), поэтому такая схема постановки света подчёркивает объект по краям. В отличие от предыдущего портрета, экспозицию для естественного света я не понижаю. Но для того, чтобы создать пересветы, я немного повышаю настройки экспозиции для вспышки.

Готовый портрет

Особое внимание следует уделить волосам и футболке модели. Их правый дальний край (со стороны зрителя) почти белый. Из-за того, что вспышка позади модели расположена не строго сзади, а немного в стороне, свет как-бы перетекает через края. Также можно увидеть этот эффект на столбе забора на переднем плане, и самую малость – на лице модели.

Пример 3. Рассеянное Освещение Рембрандта

При создании своих живописных портретов, Рембрандт использовал именно эту схему освещения. Суть её заключается в том, что источники света располагаются сверху и сбоку от объекта съёмки под углами 45 градусов. Для такого изображения можно добавить и зонт.

Вспышку следует направить в самый центр зонта, и в результате, свет получится мягче и будет охватывать большую площадь, но по этой же причине, он будет не достаточно мощным и ярким, поэтому вспышку нужно расположить гораздо ближе к модели, чем на предыдущих снимках. Как видите, окружающий свет лишь слегка попадает на лицо модели.

Готовый портрет

Как видите, лицо и тело модели по-прежнему освещаются солнцем с правой стороны, но теперь солнце является не основным источником света. Вспышка заполняет светом все тени, и также выравнивает экспозицию на древесине вокруг модели. Солнце прекрасно освещает волосы модели и придает тёплые оттенки ногам, но при этом мало что делает для её лица.

Что касается этого кадра, то сначала я выставляю её по самым светлым участкам на модели так, чтобы её правая рука и нога были ярко освещены солнцем, а всё остальное ушло в тень. Потом я поворачиваю вспышку до тех пор, пока не достигну желаемой экспозиции.

Пример 4. Подсветка Волос

Когда при фотосъёмке мы выбираем в качестве основного источника света солнце, то, как мы уже говорили ранее, вспышка используется как источник заполняющего света или подсветка по краям. А также её можно использовать и для подсветки волос. Как мы можем видеть на фото внизу, модель расположена напротив солнца и оно светит ей прямо в лицо. Свет его настолько яркий, что она непроизвольно щурится. Так как цвет её волос темнее, чем цвет лица, то, чтобы выровнять экспозицию на лице и волосах, необходимо направить вспышку именно на её волосы.

Готовый портрет

Для того чтобы получить желаемое освещение, я убрал чёрное покрытие с наружной части моего конвертируемого зонтика. Таким образом, свет, направленный в зонт, не отражается от его стенок, попадая на модель, а проходит сквозь светлое покрытие и рассеивается по-другому. Как вы можете видеть на готовом портрете внизу, свет от фотовспышки создаёт очень красивый блеск, попадая на волосы модели:

Пример 5. Солнечные Очки в Помещении

В следующих примерах мы рассмотрим несколько сценариев установки единственного источника света внутри помещения. Здесь весь свет будет исходить только от вспышки. И хотя иногда я использую свет из окон, всё же не раз замечал, что он не особо влияет на конечный результат. Вспышка в комнате намного ярче света, идущего от окна, и полностью его перебивает. На фото внизу мы видим модель, которая по моей просьбе одела солнечные очки и смотрит прямо на такую же световую установку, которой я пользовался ранее для подсветки волос.

Готовый портрет

В итоге снимок получился очень похожим на известный портрет рок-звезды, хотя такой цели у меня и не было. В любом случае, отражение зонта создало интересную картинку на стёклах очков, и при таком освещении все цвета на фото выглядят невероятно яркими.

Пример 6. Вспышка Сзади, Отражатель Спереди

Сразу хочу уточнить, зонт на этом изображении пустой, и используется здесь в качестве отражателя. На самом деле, любой самый простой отражатель или даже большой лист белого картона справились бы с этой задачей намного лучше. Свет от вспышки, установленной сзади модели, проходит над её головой, отражается от зонтика и падает на лицо модели. Идея такой постановки света заключается в том, что в качестве основного источника освещения используется отражённый свет, а также создаётся подсветка по краям заднего фона.

Готовый портрет

На итоговом снимке внизу мы видим, что лицо модели мягко освещается отражённым светом, а её волосы ярко подсвечены светом от вспышки, которая находится позади модели. Как мне кажется, волосы здесь получились уж слишком яркими. Если бы у меня была возможность переснять этот кадр, я бы немного изменил угол съёмки или попросил бы модель слегка наклонить или повернуть голову, чтобы уменьшить или убрать этот пересвет на макушке.

Есть ещё один вариант – опустить вспышку чуть-чуть ниже, чтобы сверху на модель падало не так много света. Сделайте выводы, исходя из моих ошибок, и уделите особое внимание мощности подсветки, которая создаётся вашей вспышкой.

Пример 7. Драматичное Освещение Сверху

Это достаточно специализированный приём, и я бы не советовал применять его слишком часто, так как нередко изображения получаются скучными и банальными. Такое драматичное освещение сверху придаёт снимкам некий религиозный оттенок и ощущение полного одиночества.

На примере внизу видно, что вспышка находится чуть-чуть сбоку от модели и практически нависает над её лицом. Чтобы глаза модели не были в тени, и под носом не появилась неприятная тень, её взгляд должен быть направлен только вверх.

Готовый портрет

Фон на снимке внизу очень тёмный, и из-за того, что шея модели находится в полной тени, создаётся эффект «летающей головы». Я же решил оставить в кадре часть шеи и таким образом акцентировать внимание на ожерелье модели. Но при использовании этого приёма совсем не сложно скомпоновать кадр так, чтобы было видно только лицо, а всё остальное было невидимым.


Пример 8. В стиле «American Apparel»

На фото ниже вы видите, что модель стоит возле стены, вспышка расположена в зонте, я же нахожусь непосредственно под зонтом. Для этого кадра я использовал широкоугольный объектив и, поскольку вспышка расположена очень близко к объекту, я выбрал низкий уровень мощности вспышки.

Готовый портрет

То, что получилось в финале, немного трудновато описать. Как видите, кадр получился практически без теней и это в основном благодаря тому, что источник свет, в нашем случае это большой зонт, по размеру крупнее, чем сам объект съёмки, и установлен очень близко. Также стоит обратить внимание и на виньетирование по краю снимка. Общее впечатление, которое слаживается при взгляде на этот кадр ‒ это что-то среднее между полупрофессиональной съёмкой на «мыльницу» и снимком для полицейского архива.

Пример 9. Всё Близко

Эта техника похожа на схему «отражатель спереди, вспышка сзади», но в данном случае вспышка находится прямо за спиной модели, зонтик при этом пустой и его легко можно заменить любым отражателем. Зонт или отражатель установлен не сбоку, а прямо перед объектом съёмки и немного сверху. Как и в прошлом примере, здесь применяется техника непосредственной близости зонта и вспышки. Я вёл съёмку с очень близкого расстояния и использовал 50 мм объектив.

Готовый портрет

Свет на этом снимке получился очень мягким. Благодаря высокому углу и близкому расположению зонта, отлично освещается не только лицо, но и волосы модели. Из-за того, что вспышка расположена непосредственно за головой модели, образуется красивое свечение по самому краю волос.

Если модель поставить прямо и рядом со стеной, то такая схема может создать эффект, прямо противоположный «драматичному освещению сверху», так как фон в этом случае получается совершенно белым.

На итоговом снимке можно заметить, что свет на руке модели слишком яркий. Такую проблему можно устранить двумя способами. Первый – изменить положение руки, немного повернув её. Второй способ – убрать руку подальше от источника света.

Пример 10. На Фоне Стены

Предположим, у вас нет ни зонта, ни рефлектора. В такой ситуации в качестве отражателя света можно использовать совершенно белую или окрашенную в пастельные цвета стену. Вспышку отодвигаем немного дальше от модели. Используя только белую стену и один источник света, совсем несложно получить хороший снимок отличного качества. Благодаря своей простоте и универсальности данный приём является невероятно популярным и ценится многими фотографами.

Готовый портрет

На итоговом снимке мы имеем очень тёмный фон и лицо, которое хорошо и приятно освещено. Поскольку вы можете снять такой портрет практически везде, я хочу предложить вам несколько вариаций этого приёма. Чтобы фон снова стал видимым, увеличьте выдержку до 1-2 секунд, и вы получите портрет в окружении. Если же вы хотите получить равномерно белый фон, переместите объект съёмки в угол комнаты.

Заключение

Современные студийные стробы с софтбоксами и фото зонтами, а также бесшовные фоны – всё это, конечно же, здорово. Но если у вас нет , денег или , чтобы таскать с собой всё это оборудование, то помните, что вы всегда можете создать потрясающие портреты, пользуясь лишь одним источником света и несколькими хитрыми приёмами.

Когда в фотографии начинаешь что-то пробовать, проводить эксперименты, цифровая фотография становится намного приятнее плёночной. Тем более, если дело касается освещения. Композицию то мы легко оценим посредством видоискателя, а вот свет. Это намного сложнее, особенно если работаете без помощника, и камера стоит на штативе. Предлагаем .

Портрет сейчас принято снимать с хорошим светом, который заполняет тени и придает снимку объем за счет плавных переходов от светлых участков к теням, подсвечивает необходимые детали, уводя в тень не желаемое. Многие снимают с несколькими источниками света. Но часто, смотря на старые снимки, удивляешься, какими интересными могут быть кадры, снятые с одним простым источником. Особенно хороши в этом плане голливудские портреты. Но, стоит заметить, что и там зачастую несколько источников света, только некоторые из них на портрете практически не ощутимы. Но есть и много портретов, снятых реально с одним источником, причем, довольно жестким. Тут уж не помогут никакие бьюти диш (тарелки), так как края получаются размытыми даже с гридом. Резкие края можно получить только при помощи источников света с корректирующими линзами.

Но, несмотря на это, и с довольно мелким гридом и небольшим бьюти диш реально постараться создать некое подобие такого источника.. Можно найти недорогие линзы Френеля и самому собрать фокусирующую головку. Между тем, и готовые для вспышек тоже продаются. От этих головок свет бросается несколько дальше. Существуют даже зуммирующие головки.

Ну а теперь всё просто. Настраиваемся на хорошее расположение духа и начинаем играть и источником света, и объектом съемки. Для репетиции, если позволяют условия и есть время, можно испытать свет при помощи фонарика. Так выстраиваемый свет будет вам намного виднее. Например, вы направили вспышку в сторону камеры и вниз. В итоге получите веселый портрет с негативным пространством. Нечто среднее между контурным и обычным портретом. Хитрость тут не только в том, что вы получаете картинку и рассчитываете экспозицию, а в том, что получающийся свет не должен попадать на руку, плечо и лоб. И расстояние от объекта до вспышки должно быть достаточно большим. Если вы снимаете в обычной квартире, то источник света нужно помещать в один из углов комнаты, противоположный тому, в котором находится объект.

Ещё один вариант со схожей световой схемой, но с использованной более привычной композицией. Тем не менее, с глубокими тенями. А если к этому добавить еще и отражатель - то вы получите эффект портрета при ярком солнышке в ясный летний день. Только темнота за спиной останется.

Постоянно снимать в таком стиле вряд ли кто будет, особенно в наше время. Но поэкспериментировать тоже иногда полезно. Хотя бы для того, чтобы понять старую истину: один жесткий источник света при съемке портретов вполне допустим и даже весьма интересен.

Морис Mc Дафф (Студия McMomo), из канадской ассоциации фотографов QuebecPhotos, представляет подборку из 16 фотографий сделанных по разным схемам освещения, сопровождающихся кратким описанием используемого оборудования.

Световая схема № 1


2. Один источник света с диффузором, чтобы уменьшить тень от модели на фоне
3. Волосы подсвечиваются сверху

Световая схема № 2

1. Два совмещенных софтбокса слева. Значение F6, 7 @ ISO 100
2. Один свет с диффузором, чтобы уменьшить тень от модели на фоне
3. Серебряный отражатель рядом с моделью

Световая схема № 3

1. Два совмещенных софтбокса слева. Значение F8 при ISO 100
2. Софтбокс ± 5,6 F
3. Один свет с диффузором, чтобы уменьшить тень от модели на фоне

Световая схема № 4

1. 60 дюймовый серебряный зонтик, высота 9 футов. Значение F8 при 100 ISO
2. Белая панель

Световая схема № 5

1. Два совмещенных софтбокса слева. Значение F11 при ISO 100
2 и 3. Свет со шторками 8 футов высотой, значения ± F16
4. Белый отражатель рядом с моделью

Световая схема № 6

1. Два совмещенных софтбокса слева. Значение F8 при ISO 100
2 и 3. Свет со шторками 8 футов высотой, значение ± F13
4. Серебряный отражатель рядом с моделью
5. вентилятор

Световая схема № 7

1. Портретная тарелка. Значение F11 при 100 ISO

Световая схема № 8

1. Стрип софтбокс. Значение F8 при 100 ISO
2. Софтбокс. Значение F 5,6 при 100 ISO
3 и 4. Вспышка с красным фильтром, направленная на фон снизу
5. картон
6. Белый экран из бумаги приподнят над полом.

Световая схема № 9

Зеркало на полу
1. Два совмещенных софтбокса слева. Значение F 9,5 при ISO 100
2 и 3. Свет со шторками 8 футов высотой, значение ± F16
4. картон

Световая схема № 10

Фон с облаками, бумажный зонтик
1. Софтбокс, значение F 9,5 при 100 ISO
2. Низкий строб за зонтиком

Световая схема № 11

1. Софтбокс. Значение F11 при 100 ISO
2. Картон

Световая схема № 12

1. Софтбокс. Значение F8 при 100 ISO
2. Строб со шторками и сотами, сетка 20 градусов, различная интенсивность
3. Белый отражатель

Световая схема № 13

Одна из самых приятных задач, которую ставит перед собой любой фотограф в процессе портретной съемки - найти правильное освещение, подходящее клиенту.

Хотя и трудно ошибиться, подбирая осветительное оборудование - зонты или софтбоксы – для конкретной портретной съемки, так как с их помощью можно получить мягкое, рассеянное освещение, которое подходит для большинства людей, но правильная постановка света имеет ключевое значение для получения хорошего результата.

В этом уроке мы рассмотрим несколько способов освещения с использованием только одного источника света и одного отражателя.

Подготовка к съемке

Для начала, до установки осветительного оборудования, мы сделали снимок модели с использованием встроенной вспышки на камере. Снимки «до» сделаны для того, чтобы сравнить их со снимками «после», которые будут получены после установки подходящего освещения.

На втором изображении хорошо заметно, что мы запечатлели тот момент, когда включилась встроенная вспышка у камеры в руках фотографа. Видно, насколько яркий свет от вспышки даёт резкий контур тени на поверхности стены (Изображение 1 и 2).

Хотя первые снимки получились неплохими, но из-за встроенной вспышки лицо модели выглядит на фото неестественно. Кроме того, обратите внимание на то, как блестят лоб, нос и подбородок. Как видите, при таком ярком освещении на лице видны блики, в результате чего сложно получить идеальные фотографии (Изображение 3).

Основной / дополнительный свет

Далее мы решили использовать отражательный зонт, чтобы осветить модель со спины. С помощью такого освещения модель на снимках будет выглядеть более естественно и выразительно. После отключения встроенной вспышки мы собрали комплект отражательного зонта Photoflex StarFlash 300/Umbrella, и установили его справа от модели, чуть позади нее, так, чтобы он служил в качестве основного / дополнительного света (Изображение 4).

После того, как свет был установлен так, как мы хотели, мы сделали снимок (Изображение 5).

Несмотря на то, что свет от зонтика обеспечил хорошую подсветку, но большая часть лица модели все же осталась в тени. Это вовсе не означает, что мы получили плохой результат. Все зависит от результата, который вы хотите достигнуть, но в данном случае мы хотели создать более светлый образ для нашей модели. Впоследствии мы решили использовать отражатель, чтобы направить основной / дополнительный свет на области тени на лице.

Мы установили Photoflex 42″ MultiDisc kit слева от модели и сделали другой снимок (Изображение 6 и 7).

В результате видно, что диск-отражатель позволил получить яркое, но в то же время мягкое подсвечивание левой стороны лица модели, а в ее глазах загорелись огоньки – это блики света от отражателя. Из-за того, что модель стоит в определенной позе, правая часть ее лица по-прежнему остается в тени.

Также видно, как основным / дополнительным светом ярко освещены участки на кончике носа и подбородке. В целом, из-за теней на лице, оно выглядят слишком тяжелым по сравнениюс образом, который мы пытаемся получить в итоге.

Чтобы немного выровнять тон на лице, мы попросили модель повернуть лицо к отражателю так, чтобы оно было подсвечено более мягким светом и чтобы убрать яркие блики от основного / дополнительного света на носу и подбородке.

В результате мы видим значительно лучший тон на лице, однако на правую сторону лица, в области носа, все еще падает темная тень (Изображение 8).

Соответствие освещения и объекта съемки

Когда Вы продумываете варианты освещения для съемки, Вы можете вполне поймать себя на мысли, что Вам совсем не нравится, как выглядит конкретный объект на снимке при определенном освещении. Если это произойдет, то лучше всего начать перемещать источник основного света и менять позицию вашей модели, а не просто переставлять все осветительное оборудование, которое Вы так долго настраивали.

В нашем случае мы убрали диск-отражатель (MultiDisc) и попросили модель отойти на расстояние от источника основного / дополнительного света. Когда мы подобрали подходящую позу (Изображение 10), мы сделали снимок, показали результат модели на дисплее цифровой камеры, и попросили ее не менять позицию для следующих снимков.

На следующем этапе мы опять использовали диск-отражатель (MultiDisc) для создания эффекта заполняющего света, но в этот раз поднесли его ближе к камере таким образом, чтобы свет-отражение, которые падает на лицо, не оставлял темную тень на противоположной стороне носа (Изображение 11 и 12).

В результате видно, что незначительная перестановка света и смена позиции модели позволили получить гораздо лучший результат. Правильно поставленный основной / дополнительный свет позволил сделать снимок, на котором хорошо просматривается текстура волос, а модель не сливается с фоном. Диск-отражатель (MultiDisc) позволяет создать эффект мягкого подсвечивания кожи лица и живые огоньки света в глазах.

Используя только один источник света и отражатель, нам удалось получить очень грамотное освещение и выразительный образ.

Перемещение источника основного света

Далее мы решили попробовать разное освещение для съемки нашей модели за счет перемещения источника основного света так, чтобы свет падал прямо на лицо. Сначала мы расположили источник основного света так, как это делают многие фотографы в фотостудиях – на значительном расстоянии от модели (Изображение 14 и 15).

На полученных снимках виден результат съемки при таком освещении. Перемещение источника основного света на определенное расстояние от модели позволяет полностью осветить модель – с головы до ног, но также усиливает контрастность света. Яркое контрастное освещение часто не подходит для большинства портретных съемок, так как подчеркивает недостатки кожи, а на снимках видны яркие «световые пятна» и темные тени, которые могут исказить черты лица вашей модели.

На снимке видно, что при таком освещении кожа модели выглядит менее гладкой (кликните на картинку для просмотра изображения большего формата). Также обратите внимание на «световое пятно» на кончике ее носа и резкие глубокие тени на левой стороне лица (Изображение 16).

Снижение контраста

Чтобы смягчить освещение от отражательного зонтика, мы просто перенесли его ближе к модели и установили справа от камеры (Изображение 17 и 18).

Помните, чем ближе источник света к объекту съемки, тем лучше освещен Ваш объект. И чем больше источник света, тем мягче освещение Вы получите в итоге.

Улучшения, которых мы добились, просто переместив источник света, значительны. Лицо мягко подсвечено, в глазах модели видны естественные огоньки света, а тени в области носа и подбородка смягчены и менее заметны. В целом, при таком освещении модели на портретах выглядят привлекательно (Изображение 19).

Грейферное освещение

Далее мы решили использовать диск-отражатель (MultiDisc) для подсветки темных участков теней на лице модели так, чтобы снизить контраст на снимке. Мы выбрали поверхность диска-отражателя (MultiDisc) золотого цвета, чтобы смягчить тон кожи, и расположили его под углом к источнику основного света.

Такой способ освещения называют «грейферным освещением» из-за качества света, который получается при определенной установке осветительного оборудования. Такой тип освещения обычно используют на фотосессиях для модных журналов (Изображение 20 и 21).

Хотя с помощью диска-отражателя (MultiDisc) нам удалось высветить тени и зрительно сделать менее заметными морщины на лице, но мы решили, что снимок получился слишком яркий.

Важно помнить, что каждое лицо, которое Вы фотографируете, индивидуально и, в зависимости от тона и строения лица модели, нужно подбирать свет индивидуально (Изображение 22).

Чтобы уменьшить эффект заполнения светом от диска-отражателя (MultiDisc), мы просто отодвинули диск от модели приблизительно на 30 см. Когда все было готово для съемки, мы попросили модель менять позы, пока мы будем ее снимать. Ниже представлена самая удачная фотография (Изображение 23).

В данном уроке мы продемонстрировали, как можно с помощью разного освещения создать множество разных стилей, используя только один источник освещения и один отражатель. Внимательный фотограф в процессе портретной съемки использует освещение, чтобы передать характер объекта.

Экспериментируйте с освещением и получайте удовольствие от процесса съемки!

Без чего не может быть фотографии? Правильно: без света. Существует два основных света: естественный и искусственный. Естественный - это солнышко, понятно. Искусственный делится на постоянный и импульсный. Мы сегодня поговорим о искусственном постоянном свете, то есть - о работе в студии. Тема сегодняшней статьи - десять основных схем для фотографирования.

Давайте сразу определимся с тем, какие бывают виды студийного света.

Всего их четыре: контровый, фоновый, заполняющий, рисующий. Согласно классической традиции их следует выставлять обратно тому порядку, который мы тут указали. Но мы считаем, что времена меняются и ничто не стоит на месте, в том числе и фотография.

Характеристики света

Есть критерии, по которым и оценивают свет. И вы должны их все усвоить, чтобы дальше было проще воспринимать содержимое нашей статьи.

  • Мягкий / жесткий свет. То есть характеристика характера света. Мягкий свет часто делают синонимом «рассеянного», что не совсем верно. Это однобокое понимание. Лучше сказать, при мягком свете площадь световой поверхности больше, если сравнивать с объектом. Жесткий – это направленный свет (он создает глубокие тени, градиент невелик, контрастность высокая). В жестком больше драмы, яркости.
  • Каким способом мы получаем освещение. Какой характер: направленный, рассеянный или отраженный?
  • Направленность. За точку отсчета берется модель и вот как направлен относительно неё (фронтально, боком, контрово, вверх или вниз), так направление и называется.
  • Характер источника . С этого мы начинали. То есть – об искусственном или естественном свете идет речь.
  • Цветовая температура (измеряется в Кельвинах). Этой величиной характеризуется теплота или холодность света. Понятие цветовой температуры неразрывно связано с другим фундаментальным термином «баланс белого».

Виды источников света

Фоновый

Фоновый свет, как следует из названия, освещает фон. Для него используется направленный или мягкий и рассеянный свет. Главная задача фонового света – выделить объект съемки, отделить модель от фона. Если вы хотите получить идеальный белый фон, то следует на задник направить свет более мощный, нежели на объект.

Если у вас цветной фон и перед вами стоит задача подчеркнуть снимаемый объект, то на фон направляется менее мощный свет, чем на модель. В зависимости от поставленной творческой задачи выставляется фоновый свет.

Контровый (контровой)

От слова counter (встречный). Как следует из названия, он отвечает за создание контура. Выставляется за моделью (между объектом съемки и фоном). У выдаваемого при помощи этого света светового контура может быть несколько функций: имитация воздушной дымки, подсветка фактуры, игра со светом на прозрачных и полупрозрачных предметах съемки.

Соответственно: чем ближе стоит источник света к камере, тем больше полоса контура и чем дальше, тем уже. Более-менее понятно?

Заполняющий

Как мы уже сказали, в классической фотографии рассказ об источниках света начинают именно с него. Функция данного источника света – сбалансированно осветить модель, то есть сделать так, чтобы стали хорошо видны детали, а видимые тени, напротив, - убрались. При настройке можно опираться на уровни.

Заполнение светом добавляется при достижении двадцати-тридцати уровней по теням. Выделяют также выравнивающий свет. Он отвечает за освещение теневых участков модели, выставляется в противоположной стороне от рисующего.

Рисующий (key light)

Его еще называют «ключевой свет». Это основной свет в любой схеме.

Он, согласно своему названию, отвечает за прорисовку основных объемов, форм и фактуры модели. Обычно для него используется боковой свет, который поднимают немного повыше, чем находится верхняя точка модели.

Как настраивается свет?

  1. Устанавливаем на источнике света среднюю мощность;
  2. Делаем пробный кадр, анализируем полученный вариант;
  3. Делаем поправки по мощности – больше или меньше (в зависимости от того, что нам нужно получить);
  4. Переход к следующему источнику.

Стандартная настройка фотоаппарата при студийной съемке:

  • ISO – 100, выдержка – 1/160, F – 8.

Десять схем для студийной съемки

Гвоздь нашей программы. Прежде, чем перейти к основной теме, заметим, что важно научиться сначала управляться двумя источниками света. Как только вы их в совершенстве освоите, для вас не будет проблемой ни пять, ни шесть, ни пятнадцать источников. Плюс два источника – это стандарт.

Схема номер один

Здесь используются моноблок и тарелка. Да, фон белый. На выходе получается жесткий рисунок с четким переходом между тенью и светом, без градиента (плавного перехода).

Модель располагается в данном случае близко к фону. В таком случае фронтальный свет даст хорошую плотную и короткую тень. Это очень здорово смотрится. Что касается моноблока, то варианты использования зависят от вашей авторской концепции. Сориентируем: если моноблок расположен над моделью, длина тени будет больше. И чем выше, тем – длиннее. Мы рекомендуем в данном случае использовать стойку-журавль, которая имеет несомненные преимущества перед обычной стойкой, потому что ее можно выставить строго напротив объекта съемки и она не будет вам мешать в процессе.

Схема номер два

В данном случае подразумевается использование двух источников (два моноблока плюс два белых зонта). И белый фон. Ставим свет по диагональной плоскости. Ключевой, то есть – рисующий свет является здесь основным источников.

Он дает мягкость. Далее – заполняющий, он выполняет вспомогательную функцию, то есть - призван убирать провалы по теням справа. Он же придает объем при портретной съемке. Рекомендуем развернуть объект в ¾ к камере. Рисующий свет ставится напротив / немного выше лица. Заполняющий ориентируется на уровень плеч. Свет на фоне должен равномерно распределиться. Порегулируйте мощность и попробуйте незначительно поменять ракурс источников.

Схема номер три

Оборудование: моноблоки, белый фон и зонты белого цвета. Ставим свет на уровне глаз / чуть выше объекта – справа и слева. Глубокие тени исключаются.

Схема номер четыре

Один источник. Оборудование: моноблок, зонт, который просвечивается и, наконец, меняем белый фон на черный. Моноблок выводится на уровень головы. В результате должна появиться в снимке глубина и характер.

Другое дело, что одни моделям такой вариант подходит, другим – нет. Попросите ее отойти на некоторое расстояние от задника.

Схема номер пять

Два источника. Моноблок, зонты «на просвет» плюс черный задник. Ставим два источника по левую сторону и по правую, немного по диагонали относительно объекта. Рисующий свет выполняет роль главного, соответственно его мы ставим слева.

Благодаря ему на лице модели вырисовывается треугольник света. Контровой свет ставим в правой часть, с помощью него мы придадим объекту объем, подсветив фигуру и волосы. Можно немного засветить фон, благодаря чему мы получим темно-серый градиент. Поэкспериментируйте с мощностью света и с углом падения его, а также с расположением модели относительно фона.

Схема номер шесть

Два источника плюс черный фон, рассеиватель («чашка», идущая в комплекте к моноблоку). Каждый из источников ставится, соответственно, по диагонали справа и по диагонали слева от объекта.

Рисующий свет (главный) ставится перед моделью, благодаря чему мы получаем равномерное освещение сцены на всем пространстве съемки. Второй, контровой источник, ставится at the back и справа.

Дополнительный источник придаст жесткости световому ключу, одновременно придав объема. Рассеиватель поможет вам получить классные, светотеневые переходы, характеризующиеся особой жесткостью, без градиента.

Схема номер семь

Исходные данные: пара источников (моноблоки, зонты), белый задник. Ставим свет слева и справа под 90 градусов. Задача световых источников – заполнение. На выходе мы получим красивый светотеневой рисунок в левой и правой части.

Интересно глубокие тени получим в центре лица фотографируемого. Портрет получается выразительным, даже брутальным. Соответственно, это более подходящий вариант для мужчин-моделей. Белый фон получается не чисто белым, а приобретает серые оттенки.

Схема номер восемь. «Голливудский потрет»

Моноблок, рефлектор типа «тарелка», моноблок и «чашка». Здесь работаем с белым фоном. Тарелка ставится спереди, чуть выше линии глаз объекта. На выходе получается «бабочка», то есть интересная тень, падающая от носа модели.

Название схемы оправдывается тем, что в американской киноиндустрии действительно есть традиция делать такие портреты. Чем выше мы ставим рефлекторный свет, те длиннее тень, падающая от носа. Располагаем модель в метре от задника, на него должна падать тень. Кадр характеризуется плотностью.

Контровый свет выставляем дополнительно, сзади модели, на высоте плеч. Результат – прорисовка волос плюс объем.

Схема номер девять

Этот вариант схож с третьей схемой. Моноблоки ставятся точно так же.

Зонты белого цвета и фон того же окраса. Но здесь мы не используем импульсный свет. Здесь будет меньшая мощность света, за счет чего можно получить малую глубину резкости, что для портрета очень здорово.

Последняя схема. Рембрандтовская

Одна из самых распространенных и эффектных схем. Работает на контрасте между темной и светлой часть фотографии, за счет чего и получается такой объем. Названа в честь художника эпохи Возрождения, потому что это был излюбленный его прием игры со светом и тенью. Теперь считается классикой портретной фотографии.

Используется один источник (с чего начали, тем и закончим). Он ставится на расстоянии 1, 5 метров относительно модели, над головой и в 2-х метрах от камеры. Угол падения света равен сорока пяти градусам.

Расстояние от камеры и модели зависит также от характера света, а также от индивидуальных особенностей внешности модели. Используем рисующий свет, отражатель (45 градусов от вспышки), чтобы подсвечивать тени, а также не терять элементы фотографии в тени.

Эпилог

В завершение мы хотим сказать, что главное в нашем деле - это практика, практика и еще раз - практика. И не важно, как эти схемы называются, важно, чтобы для вас это не звучало абстракцией. Пробуйте, экспериментируйте и все у вас получится.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»