Солнышко блистало короче становился день. Уж небо осенью дышало…. Анализ стихотворения «Уж небо осенью дышало» Пушкина

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Текст стиха Пушкина «Уж небо осенью дышало» входит в 4 главу романа «Евгений Онегин» и включен в программу по литературе для школьников 2 класса. Стихотворение написано в 30-е годы, период плодотворной деятельности поэта, вошедшим в историю его творчества как «болдинская осень». Осенняя природа удивительно благотворно действовала на Пушкина, его душевное состояние, давала огромный прилив творческих сил и вдохновения.

Пейзажная зарисовка погружает в позднюю осень. Деревня в преддверии зимы, когда у двора уже ноябрь, деревья сбросили листву, крестьяне закончили полевые летние работы, а девушки, напевая, уселись за прялки.В каждой строке стихотворения лаконично и просто, но в то же время очень емко поэт создает образ любимого времени года. Для этого подобраны особые, пушкинские слова, каждое из которых рождает свои ассоциации. Короткое, архаичное слово «сень», означающее у поэта облетевшую листву деревьев, несет свою образность: с оголенными ветвями лес не лишился таинственности, природа лишь замерла перед переходом в другое время года. Легкий шум, осенние звуки и прозрачный прохладный воздух, которым вволю надышалось осеннее небо, становящиеся короче дни, караван гусей, летящих с криками в южные края – эти описания природы передают и душевное состояние человека. Несмотря на то, что увядшая природа уже погрузилась в долгий сон, интонация стиха наполнена ожиданием радостного обновления. А состояние настороженности, легкий шум деревьев под напором холодного ноябрьского ветра, застывшие и обезлюдевшие поля – все предвещает скорый приход зимы – другого не менее любимого поэтом времени года.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Анализ стихотворения «Уж небо осенью дышало» Пушкина

Произведение «Уж небо осенью дышало» Александра Сергеевича Пушкина – классика пейзажной зарисовки, сравнимая с живописным полотном.

Стихотворение является частью четвертой главы романа в стихах «Евгений Онегин», примерная датировка – конец 1825 года. В эту пору поэту 26 лет, он сослан в имение Михайловское. Размер стихотворения – онегинская строфа (четырехстопный ямб со смежной и охватной рифмовкой). Впрочем, начало строфы (4 строки) о причудах «северного лета» с рифмовкой уже перекрестной, здесь опущено. Уже произошло объяснение Е. Онегина и Т. Лариной. Тогда герой вроде бы «очень мило поступил с печальной Таней», развеяв все ее надежды вдохновенной речью о своем характере и складе ума, не созданных для семейного счастья. Впереди зима, визит В. Ленского и приглашение на именины Татьяны. Осенний пейзаж описан в календарной хронологии. Начинается отрывок с метафоры, ставшей его названием. Анафора «уж» продолжает меланхоличное перечисление: солнышко блистало. Уменьшительно-ласкательная форма слова, подчеркивающая теплоту отношения автора, прощающегося с летом. «Короче день»: собственно, уже в сентябре такое утверждение становится справедливым. Сень (устаревшее слово) – тень, покров. Эпитет «таинственная» свидетельствует об отношении автора к природе. В нем реализм сочетается с поэтизацией. Повествование наделено автобиографическими чертами, А. Пушкин рисует картины своей жизни на Псковщине. «С печальным шумом»: падение листвы, сухих сучьев под порывами ветра. Увядание природы навевает на поэта грусть. «Сень обнажалась»: вновь метафора. «Ложился туман»: инверсия, олицетворение. «На поля»: после большого перерыва, связанного с городским образом жизни, поэт имел возможность наблюдать все стадии крестьянского труда на полях. «Туман»: действительно, в осеннюю поры туманы становятся постоянными спутниками дней, несут с собой ощущение холода, молчания. Отлет гусей происходит приблизительно в начале октября. В этот период разрешена на них охота. Летят они как раз теми краями, где жил поэт. Всегда с криками, с ночевками на воде. Впрочем, увидеть их может не всякий. Дело в том, что дикие гуси улетают на юг куда более скрытными маршрутами, чем когда возвращаются с него. «Караван»: сравнение с восточным колоритом. Караван также обычно проделывает долгий и трудный путь. В этом месте – своеобразный анжамбеман «…к югу: приближалась». Наконец, следует энергичное оценочное суждение «скучная пора», а финал подводит черту: стоял ноябрь (это еще и олицетворение с инверсией).

«Уж небо осенью дышало» А. Пушкина – лирическое авторское отступление из «Евгения Онегина», вошедшее как самостоятельное произведение в курс школьной программы для начальных классов.

Унылая пора! Очей очарованье!...
Александр Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!






И отдаленные седой зимы угрозы.

Осеннее утро
Александр Пушкин

Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено мое уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день -
А вкруг меня глухое запустенье...
Уж нет ее... я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашел чуть видимых следов,
Оставленных ногой ее прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал ее - и глас уединенный
Пустых долин позвал ее в дали.
К ручью пришел, мечтами привлеченный;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет ее!.. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы... до сладостной весны!

Уж небо осенью дышало...
Александр Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Осень
Александр Пушкин

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!

Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стёклами двойными.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя -
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив её блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.








Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра нет.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн - таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промёрзлый дол и трескается лёд.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит - то яркий свет лиёт,
То тлеет медленно - а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем -
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! - матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

«В тот год осенняя погода…»

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе…
(Отрывок из романа «Евгений Онегин, глава 5, строфы I и II)

«Настала осень золотая»

Настала осень золотая.
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама,
Идёт волшебница зима..
(Отрывок из романа «Евгений Онегин», глава 7, строфы XXIX и XXX)

Это у Пушкина так, а у нас сегодня вообще-то Ноябрь уж НА дворе.

Сегодня у меня "прогульный" день, то есть свободный от всяких ответственных дел. Но впечатления кое-какие накопились. По традиции пошли на ближайшую природу - в ботанический сад ("альма-матеровский").


"Очей очарованье" - багрец и золото - уже сильно померкли. Преобладающие цвета - серый, чёрный... Но вдруг - чУдное яркое пятно, которое по-особому смотрится и воспринимается именно на общем тёмном фоне.

А вот трёхсотлетний дуб - табличка говорит о том, что он посажен ещё во времена Петра I и чуть ли не им самим. Красавец, снимать удаётся лишь издали. Кстати, таким он был неделю назад, сегодня уже без роскошных золотых листьев...

Мы, кажется, не очень-то жалуем осень (может, это лишь в больших городах?), и удивляемся, ЧТО это наш уважаемый Александр Сергеевич так любил именно
эту пору года (разве что ещё зиму), но не весну и лето, к которым мы питаем слабость?

Для нас осень - дожди, слякоть, короткие пасмурные дни, часто сопровождаемые депрессией. У него тоже бывали подобные настроения:




Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Однако в "унылой поре" Пушкин неожиданно видел нечто роскошное, разноцветное, яркое:

...Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Совсем иное восприятие обнажающейся природы и наступающей зимы.

Хорошо бы вот так же сбросить въевшуюся в нас (как пыль, вызывающую аллергию) лень, встряхнуться, освободиться от брюзжания и бесконечного нытья, и насладиться по-полной и откровенной, и неуловимой красотой окружающей природы, которая и определяет всякий раз состояние души человека...

яковлева мария
Конспект по развитию речи «Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи . Заучивание стихотворения А . С. Пушкина «Уж небо осенью дышало » в старшей группе

Цель : учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы .

Задачи :

Образовательные : закреплять представления детей о характерных признаках осени ; учить детей называть приметы осени , описывать изменения в природе, используя образные слова и выражения; разучить отрывок из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало… » .

Развивающие : развивать мышление , память, связную речь, воображение и творчество.

Воспитательные : воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.

Материалы : иллюстрация образа осени (кукла-осень , поэтапные иллюстрации по стихотворению , осенние листья .

Ход занятия:

В : - Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об удивительном времени года, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку :

Что за волшебница краски взяла?

Листья покрасила, с веток сняла,

Мошек упрятала спать до весны,

Что за волшебница, скажите вы?

Д : - Осень .

Воспитатель : - Правильно, сегодня к нам пришла сама осень (иллюстрация образа осени ) .

В : - Какая бывает осень ?

Д : - Золотая, разноцветная, скучна, хмурая, дождливая, пасмурная.

В : - Осень предлагает нам сыграть в игру «Доскажи словечко» . Я буду говорить вам предложение, а вы будете его дополнять. Будьте внимательны!

1. На смену лету пришла (осень ) .

2. Люди осенью одеты (тепло) .

3. Моросит мелкий… (дождь) .

4. По небу гуляют серые (тучи) .

5. Часто дует холодный… (ветер) .

6. Листья на деревьях стали… (желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные) .

7. С деревьев падают… (листья) .

8. Птицы улетают… (в теплые края) .

9. Зайчик меняет серую шубку на … (белую) .

10. Солнце греет слишком… (мало) .

11. Школьники идут с портфелями (в школу) .

В : - Ребята, Осень хочет поиграть еще в одну игру. Игра «Да и нет» , если ваш ответ означает «да» , то вы хлопаете в ладоши, а если «нет» , то топаете ножками.

Осенью цветут цветы ? - нет

Осенью растут грибы ?- да

Туманы осенью плывут ? - да

Ну, а птицы гнёзда вьют?- нет

А букашки прилетают?- нет

Урожай все собирают?- да

Птичьи стаи улетают?- да

Солнце светит очень жарко? - нет

Можно детям загорать?- нет

Куртки, шапки надевать? - да

Часто, часто льют дожди?- да

С деревьев листья опадают? – да

В : - Молодцы, ребята! А теперь давайте встанем и немного отдохнем.

Физкультминутка :

Ходит осень по дорожке ,

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень , бродит осень ,

Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши) .

Дети садятся за столы.

В : - А какие вы знаете осенние месяца ?

Д : - сентябрь, октябрь, ноябрь.

В : - А знаете ли вы, как осенние месяца назывались в старину ?

Д : - Нет.

В : - Тогда слушайте.

1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время поспевают ягоды рябины) .

В : - Многие поэты писали об осени , а сегодня мы послушаем, как Александр Сергеевич Пушкин описывает осень в своём произведении :

Уж небо осенью дышало ,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень,

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

В : - Сегодня мы постараемся запомнить это стихотворение А . С. Пушкина .

Помогут нам запомнить стихотворение картинки (иллюстрации) .

«Уж небо осенью дышало… » показ иллюстрации

В : - Какое осенью небо ?

Д : - Хмурое, серое, низкое.

«Уж реже солнышко блистало…» показ иллюстрации

В : - Почему?

Д : - Потому что его часто закрывают тучи.

«Короче становился день…» показ иллюстрации

В : - Ночь становится длиннее, а день короче.

«Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…» показ иллюстрации

В : - Как это понять? Листья с деревьев в лесу осыпаются, т. е. в лесу листопад.

«Ложился на поля туман…» показ иллюстрации

В : - Туман это явление, когда холодный воздух опускается на тёплые поверхности земли или воды.

«Гусей крикливых караван тянулся к югу…» показ иллюстрации

В : - Мы знаем, что осенью птицы… (что) улетают… (куда) на юг.

«Приближалась довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора…» показ иллюстрации

В : - Какой сейчас месяц?

Д : - ноябрь – последний месяц осени .

В : - Давайте попробуем вместе рассказать стихотворение по рисункам (читаем) .

Дети читают стихотворение по цепочке .

Подведение итогов :

В : - Осень благодарит всех вас . Спасибо, ребята, мне очень понравилось, как много вы знаете об осени . Дарит листочки.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Уж небо осенью дышало» Интегрированное занятие «Уж небо осенью дышало». Программное содержание: образовательная: закреплять представления детей о характерных.

Тема: «Осень» Интеграция образовательных областей: художественное творчество (аппликация, речевое развитие (заучивание стихотворения).

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Заучивание отрывка стихотворения Ю. Полякова «Как-то солнечным деньком…» Задачи: Продолжать развивать произвольную память при заучивании стихотворения. Закрепить умение воспроизводить текст стихотворения с помощью.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Заучивание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Спи, младенец, мой прекрасный». Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация». Виды детской деятельности: познавательная,.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ РНС «Волшебные лапоточки» и заучивание стихотворения Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»