Сара бернар - биография, информация, личная жизнь. Французская актриса Сара Бернар: биография, личная жизнь, творчество Сила характера сары бернар

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Марк Твен как-то определил пять видов актрис: «плохие актрисы, беспристрастные актрисы, хорошие актрисы, великолепные актрисы и… Сара Бернар». Со своего дебюта на сцене в восемнадцатилетнем возрасте (1862 год) в спектакле Расина «Ифигения» до воплощения образа тринадцатилетней Джульетты в семьдесят лет - Сара Бернар имела ошеломительный успех.

Генриетт Розин Бернар — такое имя получила при рождении всемирно известная актриса. Она родилась 22 октября 1844 года в Париже. Мать будущей звезды была куртизанкой, которую мало занимала судьба дочери в детстве, поэтому Сара воспитывалась в монастыре. Но, несмотря на суровые законы здешней жизни, девушка покинула его стены пылкой и целеустремленной.

Благодаря одному из любовников матери, графу де Морни, который с первого взгляда разглядел молодой талант, Сару Бернар определили в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства. Невзирая на протекцию, девушке пришлось много заниматься, чтобы поступить в этот престижный вуз. Одним из учителей Сары Бернар был Александр Дюма-отец, который и положил первый камень в фундамент великолепия будущей актрисы.

Окончила консерваторию в 1862-м. Этот год также стал её дебютом на сцене главного театра Франции — «Комеди Франсез». Зная о Саре Бернар так много, сейчас трудно поверить, что директор театра сомневался на счет принятия актрисы в труппу. «Она слишком тощая, чтобы стать актрисой!», — заявил он. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь.

1 сентября 1862 года в возрасте 18 лет исполнила свою первую роль в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде». В своей автобиографии «Моя двойная жизнь» она вспоминает этот момент так: «Когда занавес медленно поднялся, я почувствовала, что теряю сознание. Можно сказать, в этот момент поднялся занавес моей жизни».

К удивлению, критики тогда совсем не оценили актёрских способностей Бернар. Одна из газет написала: «Молодая актриса была сколь красива, столь же невыразительна…». Все сошлись на мнении, что единственное, чем может гордиться Бернар, так это своими великолепными золотистыми волосами и всё. Критики были совершенно уверены, что совсем скоро о молодой актрисе уже все забудут. Их пророчество оправдалось, но лишь на ничтожно короткий срок.

Актриса покидает Францию и переезжает в Бельгию, где становится любовницей принца Генри де Лине. В 1864 году у Сары Бернар родился мальчик Морис. Многие считают его сыном принца, но официально эта информация так и не была подтверждена. По слухам, после рождения ребенка Генри сделал Саре Бернар предложение, но королевская семья была категорически против, поэтому они уговорили Сару отказаться и покинуть Бельгию.

Несколько лет она вела жизнь куртизанки, прежде чем вновь вернуться на сцену. Из «Комеди Франсез» её исключили, поэтому она подписала контракт со вторым по значимости театром Франции, «Одеон». Но всё это делалось с намерением вернуться на первую сцене главной театральной дивой Франции. «Во что бы то ни стало», — именно так звучал девиз Божественной Сары.

На сцене «Одеона» она воплотила немало классических образов. В её репертуаре были Заира, Дездемона, Андромаха и Федра. Но ролью, которая обратила на актрису внимание общественности, стала Корделия в «Короле Лире».

Сара Бернар в образе королевы в спектакле Виктора Гюго «Рюи Блаз»

А со временем в актёрской карьере Сары Бернар появились и пьесы её современников. Дюма-отец был невероятно горд ученицей, когда увидел её в роли Aнны Дамби в его пьесе «Кин, гений и беспутство». А Виктора Гюго юная актриса и вовсе сразила наповал. После одного из спектаклей он подошел к Бернар: «Мадам! Вы были очаровательны в своем величии, — сказал писатель. — Вы взволновали меня, старого бойца. Я заплакал. Дарю Вам слезу, которую Вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед Вами».

И это были не просто слова. В действительности слеза Гюго оказалась бриллиантом, который венчал цепочку-браслет. Возможно, именно с этого момента у примы и появилась особенная страсть к драгоценным камням. Говорят, что повсюду возила с собой свои многочисленные подарки. А чтоб её сокровища оставались в целости, у актрисы всегда был при себе пистолет. «Человек — такое странное существо, что эта крошечная и до нелепости бесполезная штука кажется мне надежной защитой», — рассказывала актриса.

Помимо прекрасных дам в репертуаре Сары Бернар было множество мужских ролей, гораздо больше, чем у любой другой актрисы. В их числе были Вертер, Лорензаччо, Занетто… В возрасте 56 лет актриса сыграла 20-летнего Орлёнка в одноименной драме Эдмона Ростана. Премьера этой пьесы закончилась оглушительным успехом — 30 вызовов на бис! Одной из самых спорных в числе мужских персонажей Сары Бернар стала роль Гамлета. Своей игрой в этой трагедии французская актриса тронула сердце самого Станиславского. Режиссер считал её технику совершенством актёрского мастерства. По его мнению, в ней сочеталось всё: красивый голос, отточенная дикция, пластичность и художественный вкус. А вот Элизабет Робинс, напротив, долгое время критиковала воплощение Сарой Бернар образа Гамлета. «В этой интерпретации великая трагедия «Гамлета» была лишена всякого достоинства и своего таинственного очарования», — написала критик.

Сара Бернар в образе Гамлета

Знаток театра князь Сергей Волконский высоко ценил сценическое мастерство Сары Бернар : «Она прекрасно владела полярностью переживаний — от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости — тончайшая нюансировка человеческих чувств. И потом — «знаменитый говорок, знаменитый шепот, знаменитое рычание, знаменитый «золотой голос», — la voix d’or, — отмечал Волконский. — Последняя ступень мастерства — ее взрывы... Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться. То же самое в ее мимике: какое умение от едва заметного зарождения до высшего размаха…»

Она затмевала собой всё. Плакаты к её выступлениям писал сам Альфонс Муха, а когда в газетах появлялись новые сведенья о турне Сары Бернар , то они затаивали собой любые политические конфликты и экономические кризисы. Во всех путешествиях звезду неизменно сопровождали верные репортеры, которые освещали её жизнь чуть ли не ежеминутно. Публика боготворила Сару Бернар .

Плакаты, нарисованные Альфонсом Мухой, для спектаклей с участием Сары Бернар

Но не у всех было к актрисе такое благосклонное отношение. К примеру, одна из общественных организаций в США назвала в прессе её турне «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона, прибывшего с целью влить отраву в чистые американские нравы». Несмотря на это, в зрителях на спектаклях Сары Бернар никогда не было недостатка.

А вот в Российской империи её приезда ждали с нетерпением. Слава Сары Бернар очень быстро распространилась по миру. «Московские ведомости» писали: «Великие мира осыпали эту сказочную принцессу почестями, каких, вероятно, и во сне не снилось ни Микеланджело, ни Бетховену…». Таким образом, стала первой настоящей мировой звездой. Существует легенда о том, что при встрече с императором Александром III, когда актриса собиралась поклониться ему, государь ответил: «Нет, это я должен перед Вами кланяться».

Хотя и в этой стране нашлись люди, критикующие актрису. К их числу относился и Иван Тургенев. В письме к Полонской в декабре 1881 года он писал: «Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар , этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?». Данное мнение также разделял и Антон Чехов, утверждая, что игра актрисы это не более чем хорошо отточенное мастерство, а не божественный дар.

Как истинная актриса, по настоящему жила лишь на сцене, а вот в реальной жизни была сплошная игра. Так русский критик Сергей Волконский считал, что за пределами сцены: « кривляка, она вся искусственна... Рыжий клок спереди, рыжий клок сзади, неестественно красные губы, пудреное лицо, вся подведенная, как маска; удивительная гибкость стана, одетая, как никто другой, — она вся была «по-своему», она сама была Сара, и все на ней, вокруг нее отдавало Сарой. Она создавала не одни роли — она создавала себя, свой образ, свой силуэт, свой тип».

Да, любила себя, любила создавать вокруг себя некий волшебный ореол. Даже в своей автобиографии «Моя двойная жизнь» актриса намерено слегка завуалировала некоторые части своей биографии, чтоб оставаться загадкой всегда. А при жизни в её квартире всегда всё стояло вверх дном: многочисленные пуфы, кресла, коры расставленные и разбросанные то там, то тут. Бернар обожала экзотических животных, поэтому в её квартире помимо собак и кошек, можно было встретить обезьян, попугаев и даже змей. Говорят, что в спальне у актрисы даже видели скелетов. А сама примадонна время от времени любила полеживать в гробу. Такая страсть, впрочем, сохранилась еще с детства. В юности много болела, и врачи предрекали ей скорую кончину, поэтому девочка каким-то образом смогла уговорить мать купить ей гроб. В миру некоторые называли её колдуньей и часто сравнивали с Жанной д’Арк.

Сара Бернар в её знаменитом гробу

Впрочем, сама о себе ничего и не скрывала. Она писала: «Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости. Обожаю получать письма, читать их, комментировать; но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и обожаю пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне».

Сара Бернар в образе Жанны д"Арк

Единственным мужем актрисы стал актёр из Греции, Аристидис Жак Дамал. Впрочем, и он не смог удержать рядом с собой ураган по имени Сара. Брак их продлился всего несколько месяцев. Подлинной любовью актрисы всегда был театр. И ему она оставалась верна почти до последних дней жизни. Многочисленными любовниками становились богатые почитатели и, почти всегда, партнеры по сцене, роман с которыми оканчивался сразу после премьеры.

Она была одной из первых театральных див, которые отважились попробовать свои силы и на экране. снялась в нескольких немых фильмах. Ей даже выпало огромное счастье воплотить Маргариту Готье не только на сцене, но и в экранизации «Дама с камелиями». Впрочем, после этой роли актриса решила больше никогда не сниматься. Дело в том, что в театре она могла с легкостью скрывать свой возраст в глубине сцене, но в кино это было невозможно, и камера безжалостно подчеркивала уже преклонные года актрисы.


Сара Бернар в фильме «Дама с камелиями»

В 1905 году во время гастролей в Рио-де-Жанейро с Сарой Бернар произошел неприятный случай. Когда она играла в спектакле «Тоска», то повредила правое колено, прыгая с парапета в финальной сцене. Последствия этой травмы для актрисы были фатальными: спустя 10 лет ногу пришлось ампутировать. Один из шоу-менов даже предложил актрисе $10,000, чтобы использовать её ногу в качестве медицинской диковинки, но актриса отказалась.

И даже это не означало конец карьеры Сары Бернар . Она по-прежнему блистала на сцене. В годы Первой мировой войны выступала на фронте, чтобы хоть как-то поддержать солдат. А в возрасте 70-лет актриса вышла на сцену в образе 13-летней Джульетты из трагедии Уильяма Шекспира, и по залу вновь прокатились овации.


Сара Бернар, 1916 год

Сара Бернар, 1920 год

Жюль Ренар так вспоминал о примадонне: «У Сары есть правило: никогда не думать о завтрашнем дне. Завтра — будь что будет, хоть смерть. Она пользуется каждым мгновением... Она глотает жизнь».

Скончалась 26 марта 1923 года в возрасте 78 лет. Когда новость о смерти Сары Бернар достигла театра, носившего её имя, во время первого акта «Орлёнка» занавес опустился, публика без шума покинула зал, а актёры, по-прежнему в костюмах и гриме, отправились к её дому, чтобы попрощаться с великой Сарой Бернар. Это был единственный раз для «Божественной Сары», когда шоу не смогло продолжаться.

Но даже в своей смерти желала быть прекрасной. Актриса заранее спланировала церемонию своих похорон. Она выбрала молодых и красивых актёров, которые понесут её гроб, а весь путь траурной процессии пусть будет устелен камелиями.


Похороны Сары Бернар

сыграла около 79 ролей на 125 сценах Европы, США, Канады, Южной Америки, Австралии и Ближнего Востока. Она покорила сердца миллионов, хотя всегда играла лишь на французском языке. Её неповторимая сила голоса позволяла актрисе воплотить буквально любую роль. была настоящей знаменитостью и на долгие времена сохранила титул «самой знаменитой актрисы за всю историю».

Мать Сары Бернар была куртизанкой и готовила дочь к этой профессии, однако девочка отказалась от этой роли, хотя и считала ее весьма доходной. Маленькой Саре доктора вынесли страшный вердикт - туберкулез. Тогда девочка уговорила мать купить ей гроб красного дерева, чтобы ее не положили в какой-нибудь «уродец». Этот гроб сопровождал ее, уже взрослую женщину, во всех поездках. Иногда она спала в этом гробу, в нем позировала фотографам, и порой занималась любовью, что, правда, редко ободряло мужчин, случались сбои.

Может быть, эта боязнь смерти заставляла ее полностью выкладываться в каждой роли, порой, когда опускался занавес, Сара падала в обморок. Может, этот страх инициировал бешеную жажду жизни, это стремление к вечному сексу.

Актерское образование и карьеру ей обеспечивали мамины поклонники, герцог де Морни устроил девочку в консерваторию, к экзаменам девочку готовил сам автор «Трех мушкетеров». Однако, не смотря на все старания, дебют удачным не был. Сара была невысокого роста, худощава, с небольшой грудью и плоскими бедрами. Недоброжелатели называли ее «прекрасно отполированным скелетом». Но чудные глаза цвета морской волны, неповторимый тембр голоса и полная самоотдача в каждой роли покоряли сердца зрителей.

Когда ей было 20 лет, во время гастролей в Бельгии, произошла одна из главных встреч в ее жизни. Молодой герцог Анри де Линь влюбился с первого взгляда и отправился за ней в Париж. И хотя любовный опыт у Сары в то время был больше теоретический, предыдущий любовник, граф де Кератри больше интересовался собой, но природная пылкость и практические наблюдения в доме матери-куртизанки помогли Саре раскрыться самой и раскрыть любимого. Роман был настолько бурным и стремительным, что герцог готов был даже обвенчаться, но при одном условии - Сара должна уйти из театра навсегда.

В это время в семье Анри, в Брюсселе, назревал скандал. Никому не известная актриса из семьи куртизанки окрутила их сына-герцога. Перед Анри было поставлено условие - или остаешься со своей актрисой, или полный разрыв с семьей и лишение наследства. Самого Анри это не пугало, но Сара понимала, что это рано или поздно сломает ее любимого. Она собирает всю волю, чтобы самой порвать с любимым, для его же блага. В этот переломный момент своей жизни она пожертвовала не только своей любовью, но и именем сына, родившегося спустя несколько месяцев после разрыва - 22 декабря 1864 года. «Дама с камелиями» становится жизнью, воплощенной на сцене. А личная трагедия делает Сару Бернар великой актрисой. Во всяком случае, по хронологии выходит именно так. Успех следует за успехом. Через несколько лет Сара Бернар признана звездой первой величины.

Театральные партнеры Сары обычно становились ее любовниками, но эти романы продолжались лишь до конца постановки той или иной пьесы. Сара была страстной любовницей, могла загореться страстью в любое время и в любом месте, однако никогда не отдавала себя всю без остатка. Школа матери. Всю себя она отдавала лишь роли. Ролей было много, много и мужчин, остававшихся верными друзьями и после постановки. Так получилось, что Сару и Пьера Бартона судьба сводила в двух спектаклях - «Теодора» и «Тоска». И они так были озарены охватившим их чувством, что «могли бы освещать улицы Лондона». Но самым лучшим ее партнером на сцене, а значит, и в жизни стал Жан-Муне Сюлли - полдесятка пьес. Их называли просто «парой», даже не называя имен, а появление «пары» в театральной афише гарантировало аншлаг и успех. Публика всегда рада видеть искреннюю игру актеров, которая, вроде как уже и не игра.

Сара Бернар была экзотичной, вызывающей, шокирующей. Она была стремительного нрава, но как туалетами подчеркивала свою худобу, так, вооружившись хлыстом, случалось, доводила свою необузданность до бешеной грации. Толпы мужчин, были влюблены в ее ум и экзотическую ауру.

Существуют доказательства, что у Сары были весьма близкие отношения с принцем Уэльским (будущим королем Эдуардом VII) и племянником императора Наполеона; ее осыпали подарками австрийский император Франц-Иосиф, король Испании Альфонсо, российский император Александр III и король Италии Умберто, датский король предоставлял ей в полное распоряжение свою яхту, а герцог Фредерик — родовой замок. Сама Сара скромно писала о себе, что она была «одной из величайших любовниц своего времени».

Она любила рисковать и получала от этого наслаждение. Так во время парижской выставки 1878 года Бернар каждый день поднималась в воздух в привязанном аэростате господина Жиффара. Затем вместе с ученым она совершила воздушное путешествие, аэростат поднимался на высоту 2600 метров от земли.

В 1882 году в Петербурге Сара пережила самый пылкий любовный роман, который, наконец, закончился ее браком. Предметом страсти Сары стал греческий дипломат, красавец Аристидис Жак Дамалла., который был моложе ее на 11 лет. Он бросил службу, карьеру, родину и вступил в труппу любимой актрисы. Влюбленная Сара считала его гением. Аристидис вошел в предложенную роль, но кроме успеха у молодых актрис ничего не добился. Для самоутверждения он хвастался перед Сарой своими победами на интимном фронте и получал огромное удовлетворение, если удавалось публично унизить великую актрису. В общем, нечто среднее между Казановой и маркизом де Садом. Человек не очень умный, он заигрался, стал наркоманом и картежником. А это уже не актерские работы. Тут ставки посерьезнее. Они развелись, но когда Арстидис умирал от морфия, все последние месяцы Сара заботливо опекала бывшего мужа и уже негодного любовника.

Она, вообще, очень любила и людей и животных. В одну из холодных зим Сара истратила последние две тысячи франков на покупку хлеба для городских воробьев. А во время франко-прусской войны превратила свой театр в госпиталь, которым одновременно и руководила, и служила медсестрой.

Сара с внучкой

Так же Сара Бернар играла много мужских ролей. Оглушительный успех принесла ей роль сына Наполеона в пьесе Ростана "Орлёнок". В марте 1900 года, когда Сара Бернар играла роль двадцатилетнего юноши, ей самой уже исполнилось 56 лет. Игра актрисы была настолько блистательна, что восторженная публика 30 (!) раз вызывала Сару Бернар на бис.


Она выбирала роли, которые не подходили ей ни по возрасту, ни по полу — и с невероятным успехом их играла. Она сыграла Гамлета — невиданная смелость!

В возрасте 66 лет во время турне по Америке Сара Бернар знакомится с Лу Теллегеном, который был младше ее на 35 лет. Их любовная связь продолжалась более четырех лет. В уже своей старости этот мужчина признал, что годы с Сарой Бернар были самыми лучшими годами в его жизни.

Лу Теллеген, последний возлюбленный Сары Бернар

Ее сын Морис пристрастился к игре и проигрывал немалые суммы — говорят, что Бернар столько лет продержалась на сцене, потому что ей постоянно были нужны деньги.

Она очень своеобразно гримировалась. Это от нее пошла манера французских актрис сильно красить уши, чтобы оттенить бледность лица. Она гримировала многое, что не принято было гримировать, вроде кончиков пальцев, которые она красила, и тогда игра пальцев приобретала особую живописность.


Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту в 70 лет.

8 января 1914 года Сара Бернар была награждена орденом Почетного Легиона за то, что во время Первой мировой войны выступала на фронте. Причем с серьезной травмой ноги! В 1905 году, во время гастролей в Рио-де-Жанейро, Сара неудачно упала и повредила ногу. 23 февраля 1915 года ногу пришлось ампутировать. Став инвалидом, Бернар не оставила театр. В ее репертуар вошли короткие одноактные пьесы и отдельные сцены, в которых она могла играть, находясь на одном месте, или же в которых её выносили на сцену на специальных носилках, как в роли царицы Аталии. Да... были актрисы в свое время!!!

Оставшись одноногой, она, вопреки всем ожиданиям, не ушла на покой: Бернар отказалась от костылей, сожгла в камине протез — и продолжала играть на сцене! Конечно, она могла на сцене только сидеть, но выразительность ее лица, ее рук, ее фантастический голос искупали недостаточную подвижность. Даже калекой, располневшей и постаревшей, Сара Бернар оставалась величайшей актрисой.

Сара в последние годы

Когда Великая актриса и любовница умирала, ей было 78 лет, то последним ее распоряжением было выбрать шестерых самых красивых молодых актеров, которые понесут ее гроб. На вопрос, когда она собирается прекратить освещать свою жизнь пламенем любви, Сара Бернар ответила: когда перестану дышать. А что может быть разумнее? 26 марта 1923 Сара Бернар умерла от уремии после отказа почек.


Похороны Сары Бернар

Вот такая вот эксцентричность, до самого конца жизни.

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
ф Дуэль Гамлета Le duel d"Hamlet Гамлет
ф Королева Елизавета Les Amours de la reine Élisabeth Королева Елизавета I
ф Дама с камелиями La Dame aux camélias Маргарита Готье
ф Адриана Лекуврёр Adrienne Lecouvreur Адриана Лекуврёр
ф Жанна Доре Jeanne Doré Жанна Доре
ф Французские матери Mères françaises
ф La voyante

La voyant


М. Ораци Сара Бернар

Jules Bastien-Lepage Sarah Bernhardt 1879


Кларин Д. Сара Бернар

Кларин Д. Сара Бернар ("Королева Рюи Блас")

Кларин Д. Сара Бернар ("Теодора")

Георг Кларен

Георг Кларен


Г.Кларен Сара Бернард в гневе


Джованни Болдини Сара Бернар

Georges Jules Victor Clairin Sarah Bernhardt ,1876

Портрет Сары Бернар, художница Луиза Аббема, 1875г

"Офелия в чертополохе", Georges Clairin, (1843 - 1919). Позировала Сара Бернар

Луи Аббема

Georges-Jules-Victor Clairin Sarah Bernhardt dans l"Etrangère

Louise Abbéma Portrait de Sarah Bernhardt en tenue de ville

Альфонс Муха
"Сара Бернар"
1903


Несравненная Сара Бернар... Именно она открыла Альфонсу Мухе путь к славе. В 1894 г. художник получил заказ на афишу "Жисмонды" для спектакля этой талантливой актрисы и одной из самых красивых женщин Парижа. Афиша очень понравилась, и с ним был заключен 6-летний контракт на сотрудничество с театром Сары Бернар.

Афиши для Сары Бернар «Жисмонда», «Гамлет», «Лоренцаччо», «Дама с камелиями», «Самаритянка», «Медея»

Украшения в стиле модерн

24 июля - день рождения знаменитого чешского художника, одного из основателей стиля «модерн» Альфонса Мухи. Именно он стал родоначальником «модерна» в ювелирных украшениях. Предлагаем вам 6 лучших украшений, созданных по эскизам Альфонса Мухи как при его жизни, так и в наши дни.

Альфонс Муха родился в 1860 году в Чехии, но слава художника и декоратора к нему пришла в Париже. Здесь он с 1894 по 1901 годы работал в театре великой Сары Бернар, создавал эскизы декораций, афиши. Влюбленность в театр, в неподражаемую актрису подтолкнула Альфонса Муху к работе над украшениями. Сам художник, конечно, не был ювелиром. Украшения по его эскизам выполнял знаменитый парижский ювелир Жорж Фуке.

1. Браслет "Роза руки"

Спектакль «Медея» наделал в Париже много шума. Одни рукоплескали великой Саре Бернар, другие считали недопустимым появление на сцене в качестве главной героини женщины-детоубийцы. Не менее противоречивые отклики вызвали декорации и украшения Альфонса Мухи к этому спектаклю. Особенно зловещими публике показались браслет и кольцо Медеи - змея, обвивающая предплечье и переходящая жалом в кольцо. В качестве материалов были использованы золото, опалы, рубины, бриллианты, эмаль. Художника упрекали в излишнем натурализме. Но настоящие ценители искусства понимали: браслет «Роза руки» - одна из вершин творчества Альфонса Мухи.

2. Брошь "Орхидея"

Для спектаклей «Гамлет» и «Лорензаччо» Сара Бернар требовала от своего художника полного погружения в атмосферу Средневековья. Ей нужны были украшения той эпохи - массивные, величественные, может быть, немного мрачные. Так, в том числе, была создана и брошь «Орхидея». Критики того времени утверждали, что это кич - все слишком было в этой броши: слишком крупные камни, слишком кричащая сама брошь. Они бы удивились, узнав, что через сто лет за «Орхидею» будут сражаться крупнейшие музеи и частные коллекционеры мира.

3. Гребень "Бабочка"

Пожалуй, одно из немногих ювелирных украшений, эскиз которого создавал не Альфонс Муха - декоратор театра Сары Бернар, а Альфонс Муха - один из удивительных художников эпохи модерна. Гребень «Бабочка» выполнен в так называемом «флоральном» стиле (от французского слова floral - цветочный). Альфонс Муха преклонялся перед красотой природы, стремясь, при этом, сделать ее еще чуть красивее. Его бабочка идеальна, его цветы прекрасны. И снова современники упрекали художника в излишней «красивости», манерности. А гребень «Бабочка» вошел в историю.

4. Украшение для корсажа "Крылатый змей"

Украшение для корсажа «Крылатый змей» создано под влиянием представлений Сары Бернар о том, как должно выглядеть женское средневековое украшение. Критики были в шоке: слишком тяжело, камни - о, ужас! - неправильной формы. Список претензий все множился и множился, а цены на ювелирные украшения, выполненные по эскизам Альфонса Мухи, все росли и росли. Особенно - после Всемирной выставки, состоявшейся в Париже в 1900 году. Там эти украшения произвели настоящий фурор. Люди, не знакомые с театром, не интересующиеся искусством вообще, узнали, кто такой Альфонс Муха именно благодаря ювелирным украшениям.

5. FREY WILLE "Сара Бернар"

Альфонс Муха умер в 1939 году. Когда мы говорим сегодня, что ювелирным украшениям, созданным по его эскизам, нет цены, в этом нет преувеличения. Практически все они находятся в крупнейших музеях и частных коллекциях мира и не продаются. Но в 1951 году венская художница Михаэла Фрей открыла свою Венскую мануфактуру. После смерти Михаэлы ее детище стало называться FREY WILLE. Сегодня украшения, созданные этим брендом, известны во всем мире. Они имеют вполне реальную, хоть и не дешевую, цену. Браслеты, кольца, кулоны, серьги FREY WILLE выпускаются именными коллекциями, посвященными выдающимся художникам. Две из них посвящены Альфонсу Мухе.

Коллекция «Сара Бернар» отдает дань тем отношениям, которые связывали двух великих творцов - актрису и художника. Она выполнена в двух цветовых гаммах: аквамариновой с добавлением голубого и синего цветов и бургундского вина с малиновыми и розовыми оттенками.

6. FREY WILLE "Либуше"

Эта коллекция названа по имени мифической чешской принцессы, которая, согласно легенде, и основала Прагу. На черном фоне - ярко-красные лепестки мака, очерченные тонкими золотыми линиями. С одной стороны, это дань увлечению Альфонса Мухи «флоральным» стилем, с другой, - память о славянских мотивах в творчестве художника.

rdt.

Браслет Сары Бернар. Дизайнер Альфред Муха

Для своих работ Рене Лалик (1860-1945) использовал простые материалы: стекло, эмаль, серебро, слоновую кость, рог, коралл, жемчуг, изредка самоцветы. Он не возводил на трон бриллианты, так как любил камни не за их стоимость, а за художественную ценность. Дерзкие украшения не сразу приняла пересыщенная публика. Женщины-стрекозы, бабочки, цветы, змеи, лебеди…даже простые семена растений и насекомые вдохновляли ювелира. В 1884 году его работы заметил ювелир Фуке, а с 1890 года началось сотрудничество (иначе не скажешь) с актрисой Сарой Бернар. Она стала его любимой клиенткой и вдохновительницей, заказывала украшения не только для спектаклей,но и в свою шкатулку. Театральные образы Сары (в роли то Саломеи, то Клеопатры) в изысканных силуэтах его украшений.Самая известная работа Лалика - брошь «Женщина-стрекоза», принадлежавшая Бернар. В ней заложена идея опасной женщины-соблазнительницы с крыльями и золотыми когтями.

ЭНДИ УОРХОЛ.Сара Бернар


Ж.-Л. Жером Бюст Сары Бернар



В честь Сары Бернар назван один из самых красивых и ароматных сортов пионов.

Блистательная актриса Сара Бернар не соответствовала канонам красоты второй половины 19 века – эпохи буржуазии, когда в моде были румяные пышнотелые дамы. Злые языки называли актрису «тощей», «костлявой», «отполированный скелет». Поклонников не беспокоило мнение ценителей, актерской игрой и умелым эпатажем Сара Бернар сделала свой облик эталоном романтизма, у нее появилось немало подражателей. Актриса воплотила на сцене и в жизни романтику смерти, которая была популярна в литературе 19 века.


Актриса, поддерживая слухи, сфотографировалась в гробу для открыток. "Легенда неизбежно одерживает верх над историей" - писала Сара Бернар. Говорили, что Сара Бернар спит в гробу, разучивает в нем роли и предается любовным играм. Любовников, которых пугает это пристрастие, Сара Бернар выставляет за дверь навсегда.

Ее сценический образ «Дамы с камелиями» Маргариты Готье – хрупкой молодой дамы умирающей от чахотки очаровал публику. Юные романтичные мадемуазель стараясь придать себе подобный томный облик пудрились добела и морили себя голодом. Особой романтической фантазией было – умереть на руках возлюбленного. Умереть красиво, как Сара Бернар на сцене.

Журналист Альрет Мийо писал: «Если хроникеру не хватало тем, он брался за Сару Бернар и всегда мог извлечь двести забавных строк. Нельзя было открыть газету, чтобы не найти там статей относительно гроба Сары или худобы Сары. Эта феноменальная худоба, которую ухитрялись еще преувеличивать, была постоянной темой для шуток. Например, когда Сара Бернар входит в ванну уровень воды понижается».

История с гробом началась в детстве актрисы, она тяжело заболела туберкулезом. Врачи говорили о скорой смерти девочки. Сара, смирившись с участью, уговорила мать купить ей красивый гроб.

Сара Бернар выжила, и гроб стал ее своеобразным талисманом, который она возила с собой на гастроли. Спать в гробу Сара Бернар начала с детства. Писательница Франсуаза Саган объясняет, что спать в гробу девочке пришлось из-за тесноты в комнате, где постоянно гостили родственники и подруги матери, занимавшие кровать.


Гуляя по Парижу около Латинского квартала внезапно я увидела дом, где родилась Сара Бернар

Франсуаза Саган пишет от лица Сары Бернар о сне в гробу:
«В шестнадцать лет я спала в нем, потому что это был мой гроб, во всем доме это был единственный предмет, принадлежавший только мне, он был моим убежищем и моим укрытием. Я не чувствовала себя дома в той комнате, куда мои сестры и кто угодно заходили как на вокзал; я не чувствовала себя дома в собственной кровати, которую порой мне приходилось уступать какой-нибудь заезжей приятельнице моей матери; я не чувствовала себя дома нигде в квартире, которую нам неизбежно предстояло когда-то покинуть, чтобы переехать в чуть большую или чуть меньшую, в зависимости от наших финансовых возможностей. И в один прекрасный день я почувствовала себя дома именно в этом гробу, изготовленном по моим размерам, удобном, удерживавшем мои плечи и бедра подобно тому, как держат норовистую лошадь, то есть мягко, но крепко.

Словом, гроб этот в моей ранней юности выполнял роль укрытия, которую он странным образом по совершенно противоположным причинам сохранит и впоследствии».


Сара Бернар в образе дамы с камелиями

Когда повзрослевшая Сара Бернар начала актерскую карьеру и поселилась отдельно от родни, она взяла к себе сестру Реджину, которая тяжело заболела. Квартира, которую снимала Сара была тесной. Кровать актриса уступила больной сестре, а сама спала в гробу.

«Квартира на Римской улице была совсем маленькой, а моя спальня просто крошечной. Большая кровать из бамбукового дерева занимала ее почти целиком. У окна стоял мой гроб, в котором я частенько устраивалась, разучивая роли. И вот, взяв сестру к себе, я сочла вполне естественным еженощно спать на этой узкой постели с белой атласной подкладкой, которая станет когда-нибудь моим последним пристанищем, а сестру укладывала на свою бамбуковую кровать под кружевным балдахином» (Франсуаза Саган "Несокрушимый смех").

Реджина скончалась от туберкулеза в возрасте 18 лет.

Мрачный образ Сары Бернар привлекал внимание прессы, актриса решила воспользоваться ситуацией для внимания к своей персоне. Свою гостиную она обставила в готическом стиле со скелетами и черепами.

Современник писал о своем впечатлении: «Большая, роскошная и мрачная комната: стены, потолок, двери и окна затянуты плотным черным атласом - китайским атласом глянцевой черноты, на котором матовым черным вышиты летучие мыши и химеры. Большой балдахин с такой же черной драпировкой скрывает гроб, обитый белым атласом, сделанный из пахучего дерева ценной породы. Большая кровать эбенового дерева с колоннами, длинными черными портьерами; на ее широком покрывале - китайский дракон, вышитый красным, с золотыми когтями и крыльями.

В углу - большое зеркало во весь рост в раме из черного бархата и сидящий на этой раме вампир, настоящий вампир, раскрывший свои мохнатые крылья.

Посреди всего этого мрачного богатства три персонажа выделяются на густой черноте атласа, три персонажа стоят перед зеркалом и смотрят друг на друга, взявшись за руки.
Один из них - скелет - скелет прекрасного молодого человека, умершего от любви, - скелет по имени Лазарь, чьи белые кости отполированы, как слоновая кость, шедевр анатомической обработки, который умеет стоять и „принимает позы“.

В середине - молодая женщина в длинном платье белого атласа со шлейфом, восхитительно красивая молодая женщина с большими печальными глазами, сама грация, изысканность, странное создание несравненного очарования - Сара Бернар.

Третий персонаж группы - молодой человек в восточном, как на стамбульском празднике, шитом золотом костюме: Пьер, или Лоти, или еще Али-Ниссим, как будет угодно.

Все трое мы наговорили много глупостей в этой спальне куртизанки, единственной в целом мире».

Тема смерти с детства интересовала Сару Бернар. Она посещала анатомические лекции в морге и публичные казни. В спектаклях ее особенно волновала игра смерти своих персонажей.

Близкие опасались за здоровье актрисы, которая говорила «Я себя покидаю». В момент игры она переживала жизнь своего персонажа.

Журналист Анри де Вендель писал об игре актрисы: «На сцене ее личность претерпевает раздвоение, она играет так, словно видит сон наяву, причем усталость не соразмеряется с головокружительной расточительностью мысли. Поначалу, когда она уходит с подмостков, испытанный ею трепет все еще ощущается и в реальности, точно так же как впечатление от сна смутными волнами накатывает на первые минуты нашего пробуждения. <…> Она сливается со своими персонажами и с поразительной силой проникается их атмосферой».


Дама с камелиями, знакомство

Первую славу актрисе принесла роль Маргариты Готье в произведении «Дама с камелиями», написанном Александром Дюма-сыном. Актриса сравнивала себя со своей героиней. Обе были больны туберкулезом, и в жизни Сары Бернар была похожая любовная драма. В «Даме с камелиями» классический сюжет 19 века - «бесприданница» ставшая содержанкой. Маргарита Готье отказывается от любви к знатному молодому господину по требованию его отца, она не желает запятнать репутацию и рушить будущее своего любимого. В финале героиня умирает о чахотки.
Саре Бернар также пришлось расстаться с возлюбленным – голландским принцем Анри де Линем, родственники которого были против его связи с «актриской».


Смерть Маргариты Готье в исполнении Сары Бернар

На сцене актриса проживала жизнь героини. Особенно зрителя впечатлила сцена смерти Маргариты.

«К тому же знание жеста и позы было отточено ее работой скульптора и художника. Она всегда сознавала выразительность своих рук: смерть Маргариты Готье игралась с помощью носового платка, который ее рука роняла на пол, когда жизнь покидала героиню. В сценах агонии Сара восхищала и потрясала публику, ее выразительность давала возможность последовательно наблюдать все состояния души персонажа, прежде чем сделать ощутимыми его мучения. С детских лет она умела закатывать глаза так, что не видно было зрачков, и с готовностью прибегала к этому средству» - из биографии актрисы, Пикон С.-О.


Сара Бернар в роли дамы с камелиями

Русский критик А. Кугель писал о спектакле «Даме с Камелиями»: «Он памятен по нежной женственности и грации первых актов, по изяществу и стилю ее объяснений с отцом Дюваля, по этой, какой-то совершенно исключительной выразительности ее плачущих рук и рыдающей спины и всего менее в сценах внутреннего переживания и великой скорби».

Русская поэтесса Марина Цветаева посвятила Саре Бернар свои стихи.

«Дама с Камелиями»
Все твой путь блестящей залой зла,
Маргарита, осуждают смело.
В чём вина твоя? Грешило тело!
Душу ты - невинной сберегла.

Одному, другому, всем равно,
Всем кивала ты с усмешкой зыбкой.
Этой горестной полуулыбкой
Ты оплакала себя давно.

Кто поймёт? Рука поможет чья?
Всех одно пленяет без изъятья!
Вечно ждут раскрытые объятья,
Вечно ждут: «Я жажду! Будь моя!»

День и ночь признаний лживых яд…
День и ночь, и завтра вновь, и снова!
Говорил красноречивей слова
Тёмный взгляд твой, мученицы взгляд.

Всё тесней проклятое кольцо,
Мстит судьба богине полусветской…
Нежный мальчик вдруг с улыбкой детской
Заглянул тебе, грустя, в лицо…

О любовь! Спасает мир - она!
В ней одной спасенье и защита.
Всё в любви. Спи с миром, Маргарита…
Всё в любви… Любила - спасена!


Афиша "Дама с Камелиями", рис. Альфонс Муха.

Маргарита Морено рассказывала о магическом воздействии игры Сары Бернар на публику: «Очень часто, играя, она примешивала к тексту своей роли фразы, не имеющие никакого отношения к действию. Насколько я знаю, публика, находясь во власти непреодолимого магнетизма, который исходил от нее, никогда этого не замечала. В одной из тирад первого акта „Федры“ она однажды довольно долго говорила о налаживании электрического освещения, и никто в зале не дрогнул. Она увлекала своих слушателей в нереальный мир, где сама обреталась со всей непринужденностью и где самые причудливые события удивляли ничуть не больше, чем если бы они случились во сне».


Афиша "Дама с камелиями"

Гроб Сары Бернар стал любимой темой обсуждения в парижском свете, об этом пишет Франсуаза Саган от лица актрисы (роман "Несокрушимый смех"):

«С шестнадцати лет по причинам, которые я объясню Вам позже, у меня в спальне стоял открытый гроб, прелестный белого атласа гроб, предмет очаровательный, прекрасно отделанный и чистый, атлас которого я меняла каждые два года, как только он желтел. Менять обивку мне приходилось постоянно по прошествии двадцати четырех месяцев, и это каждый раз разоряло меня; понятия не имею, почему обивщики мебели требуют целое состояние за эту процедуру. Представьте себе, гроб, несмотря на простоту и строгость своих линий, стоит вдвое дороже, чем целый диван.
О причинах, водворивших этот гроб в мою спальню, я скажу позже, но последствия такого размещения оказались поразительными.

Гроб этот, появившийся в моей спальне, естественно, был замечен одним близким мне человеком, чья скромность оказалась не на высоте, потом друзьями, потом о нем проведали любопытные, которым кто-то рассказал о моей причуде, и в конечном счете весь Париж, по крайней мере тот «весь Париж», который проявлял интерес ко мне, узнал, что я сплю в гробу, во всяком случае поверил этому, хотя, само собой разумеется, я все-таки предпочитала спать в своей постели.

Итак, с шестнадцати лет я спала в гробу, укрывалась в нем по очень разным причинам, менявшимся с течением времени, ибо гроб этот я сохраняла всю свою жизнь».

«Гроб был самый настоящий, его действительно невозможно было разделить ни с кем другим. Иначе понадобилось бы стать не только акробатом, но и совершенно тонюсенькой, и даже если я была таковой, этого все равно было недостаточно, чтобы мечтать в гробу о чем-то ином, кроме сна и отдыха. Так вот, случались дни или вечера, когда только к этому действительно были устремлены все мои помыслы, которые, конечно, не разделял сопровождавший меня мужчина, хотя я не хотела его обидеть, этого несчастного, чей пыл угасал при виде того, как я, такая, можно сказать, смиренная, с распущенными, откинутыми назад волосами и сжатыми губами, решительно укладываюсь в этот ящик.

Как ни странно, мужчины, оставлявшие меня в подобном положении, кляня в усы свое невезение, вовсе не думали подвергать сомнению мою искренность или подлинность столь неожиданного мистического порыва. Увидев, как я перешагиваю через край гроба и, вытянувшись на несколько поблекшем атласе, с закрытыми глазами и печатью совершенно противоестественного, или, во всяком случае, внезапного, благочестия на лице складываю на груди руки, ни разу ни один из них не потребовал от меня прекратить столь унизительную комедию.

Гроб этот стал довольно знаменитым или в достаточной мере забавно порочным, чтобы к нему относились с некоторым уважением, смешанным со смутным страхом и неприязнью, что делало весьма комичными пересуды журналистов и сплетников. «Сара и ее гроб», – говорили они, «ваш гроб», «твой гроб», «мой гроб», «мой гроб» тут, «мой гроб» там… Ей-богу, послушать их, так получалось, что у каждого парижанина или члена когорты, представлявшей так называемый «весь Париж», был свой гроб, который они то ли таскали за собой весь день, то ли, подобно мне, оставляли у себя дома, и что их собственный гроб был достойнее моего. Я уверена, что пресса уделяла внимание моему гробу больше, чем какой-либо из моих ролей. Но, в конце-то концов, почему бы и нет?».

Говорили, что Сару Бернар потом похоронили именно в этом гробу. По другой версии - гроб развалился и пришлось его сжечь.

«Несчастный преданно следовал за мной всю свою жизнь – точнее, всю мою жизнь, но, увы, не дожил до той минуты, когда мог бы возместить все вложенные мною в него средства. Он умер раньше меня, как бы смешно это ни казалось в применении к гробу. Причиной его смерти стали путешествия, переезды из одного дома в другой, случайные удары ногой и, возможно, ощущение тяжести моего тела. Он окончательно сдал, бедолага, незадолго до того, как сдала я сама, но этот факт не вызвал у меня интереса. Прежде всего я никогда особо не верила в символы, и в любом случае надо быть молодым, чтобы проявлять к этому интерес.

Я велела сжечь его в моем саду. Этот гроб нельзя было никому подарить, это вещь необходимая, бесценная, и подарить ее невозможно. Порой жизнь бывает такой забавной» - (роман Франсуазы Саган "Несокрушимый смех").

«Из своих героинь она делает таких же необыкновенных женщин, как и она сама… Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель её - поразить, удивить, ослепить… Вы смотрите на Adrienne Lecouvreur, и вы видите в ней не Adrienne Lecouvreur, а умнейшую, эффектнейшую Сару Бернар… Во всей игре её просвечивает не талант, а гигантский, могучий труд… В этом-то труде и вся разгадка загадочной артистки» - писал Антон Павлович Чехов.

Российский ммператор Александр III, когда Сара Бернар согласно этикету поклонилась ему, произнес: «Нет, мадам, это я должен склониться перед вами».
Об этом мудром императоре очень уважительно отзывался министр Витте (см. мой пост )

В 1912 году Сара Бернар снялась в фильме «Дама с камелиями». Говорят, что после просмотра она упала в обморок. Если на сцене при помощи грима и света актрисе удавалось скрывать возраст, то в кино крупным планом она никак не была похожа на молодую даму.


Фильм "Дама с Камелиями", 1912 год. Саре Бернар было 68 лет. Ужаснувшись, она хотела снять фильм с показа, но было поздно.

Сниматься в новом кино актриса отказалась, а на сцене в 70 лет сыграла 13-летнюю Джульетту.

«В 1909 году летом Марина увидела Сару Бернар на сцене в Париже. После одного из спектаклей «Орленка» или «Дамы с камелиями» Марина дождалась ее и передала ей ее фотографии – для подписи на память. Это был ее новый кумир. Два своих портрета актриса подписала, «Souvenir de Sarah Bemardt» (На память о Саре Бернар (франц.)), а на третьем, на котором была нехороша, где ее белокурые волосы казались седыми из-под меховой шапочки, она написала размашисто через лицо: «Ce n’est pas moi!!!» (три восклицательных знака), Это не я!!! (франц.)» - писала Анастасия Цветаева в воспоминаниях.

Прожила Сара Бернар 78 лет. Несмотря на суеверные предостережения современников она спала в гробу и убедительно играла смерть на сцене. Перед смертью актриса написала сценарий своей похоронной церемонии и лично утвердила актеров, которые должны были нести ее гроб. Дорога до кладбища была усыпана камелиями.


«Божественная Сара» - именно там публика называла одну из самых известных актрис конца 19-начала 20 вв Сару Бернар . Незаурядная внешность, драматический талант, волшебная энергетика сделали ее тогда известной на весь мир. Чехов писал: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее – поразить, удивить, ослепить…»




Сара Бернар (Sarah Bernhardt ) родилась в 1844 году в семье модистки-куртизанки и адвоката. Детство будущей актрисы прошло в окружении нянек. Девочка практически не виделась с матерью, т. к. та проводила время на балах и приемах со своими покровителями. В 15-летнем возрасте, узнав об истинном занятии матери, Сара Бернар бросилась ей в ноги и умоляла отправить в монастырь. Свидетелем этой сцены стал герцог де Морни, очередной обожатель матери. Он воскликнул, что этой девочке место не в монастыре, а в театре. По его протекции Сару приняли в Национальную академию музыки и декламации, а через 2 года в театр «Комеди Франсэз».



Благодаря великолепно исполняемым драматическим ролям и трагическим перевоплощениям, публика окрестила актрису «Божественной Сарой». Перед ней преклонялись зрители всей Европы, России, Северной и Южной Америки. Повсюду ее осыпали драгоценными подарками, посвящали стихи.



Как правило, актрисы позволяют себе вольности, но Сара Бернар эпатировала публику своим поведением не только на сцене, но и в жизни. Еще в юности, когда актриса переболела чахоткой, она упросила мать купить ее гроб из красного дерева. Девушка боялась, что ее похоронят в каком-нибудь некрасивом гробу. В последствие Сара Бернар возила этот гроб на все гастроли. Она спала в нем, разучивала роли, позировала фотографам, в общем, считала его своим талисманом.
В доме у актрисы было много необычных вещей. На стенах висели чучела птиц с черепами в клювах, из домашних питомцев там присутствовали гепард, крокодил, хамелеон.



Помимо женских ролей актриса блестяще справлялась с мужскими партиями. Роль сына Наполеона в пьесе «Орленок» Ростана вызывала восхищение публики. А за исполнение партии 20-летнего юноши зрители вызывали Сару Бернар (которой на тот момент было 56 лет) на бис 30 раз.
С появлением кинематографа Сара Бернар была первой, кто принимал участие в съемках. На тот момент актриса была далеко немолодой женщиной, а камера показывала все ее морщины. После просмотра фильма со своим участием «Дама с камелиями» Сара Бернар больше не снималась в фильмах.



В 1905 году, во время выступления в театре Рио-де-Жанейро, Сара Бернар повредила себе колено. Травма оказалась серьезной. К 1915 году из-за гангрены ей пришлось ампутировать всю правую ногу. Актрисе даже предлагали 10000 долларов за то, чтобы демонстрировать ее конечность перед медиками, но та отказалась. Несмотря на отсутствие ноги, женщина не прекращала свои выступления до 1922 года.

Феликс Надар, которого современники прозвали «Тицианом фотографии».

Имя: Сара Бернар (Sarah Bernhardt)

Возраст: 78 лет

Место рождения: Париж, Франция

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: актриса театра и кино

Семейное положение: была разведена

Сара Бернар - биография

Сару Бернар называют первой суперзвездой мирового масштаба: почти полвека имя Сары Бернар не сходило со страниц газет и журналов. Во времена, когда не существовало ни Интернета, ни телевидения, добиться такой популярности практически невозможно. В ее честь Сары назван кратер на планете Венера, сорт пиона.

Сара Бернар прославилась не только благодаря своему уникальному актерскому таланту: она постоянно поражала современников эпатажными выходками и шокирующими привычками. К примеру, актриса любила проводить время... в гробу.

Она не видела в этом ничего странного: гроб был для нее чем-то вроде счастливого талисмана. Он появился в жизни юной Сары, когда врачи поставили ей диагноз туберкулез. Девушка, уверенная, что жить ей осталось недолго, очень беспокоилась о том, как будет выглядеть после смерти.

Она уговорила мать купить роскошный гроб, расшитый атласными лентами, и выбрала платье, в котором ее должны были похоронить. После этого Сара чудесным образом выздоровела и сохранила нежную привязанность к атрибуту смерти, уверенная, что он сыграл не последнюю роль в случившемся чуде.

Биография Сары Бернар началась с её появлением на свет в 1844 году в Париже, городе свободных богемных нравов. Полное настоящее имя полученное при рождении - Генриетт Розин Бернар. Мать Сары была «дамой полусвета» - так называли куртизанок, существовавших за счет богатых покровителей. Она была привязана к дочери, однако понимала, что девочке не место среди окружавших ее любителей плотских удовольствий, поэтому Сара большую часть детства провела, меняя нянь и пансионы.


Самым большим счастьем для девочки были редкие встречи с матерью. Она мечтала, что когда-нибудь мама заберет ее домой навсегда, но после очередных каникул Сару снова возвращали в пансион. Однажды в момент отъезда матери девочка бросилась вслед за каретой, упала на мостовую и сломала руку. После этого ее мечта сбылась: она провела с мамой несколько счастливых месяцев.

Чтобы обуздать неукротимый нрав девочки и привить ей благородные манеры, ее решили отдать в школу при монастыре. Но даже монашеская дисциплина не помогла сделать благовоспитанную даму из того сорванца, которым была Сара. Ее бросало из крайности в крайность: она то молилась до исступления и мечтала посвятить всю свою жизнь служению Господу, то подбивала других воспитанниц на очередную проказу.

Как-то Сара умудрилась организовать настоящий побег из монастыря, выбравшись с подружками из окна по связанным простыням. В конце концов, монахини настоятельно порекомендовали матери Сары забрать ее домой.


Добившись долгожданной свободы, Сара, которой, как обычно, овладел дух противоречия, вдруг почувствовала страстное желание стать монахиней. Когда ее мать собрала совет из друзей и родственников, чтобы решить дальнейшую судьбу девочки, Сара выбежала на середину комнаты, в отчаянии заломила руки и, упав на колени, стала исступленно твердить, что не хочет быть куртизанкой, а мечтает уйти в монастырь. Присутствовавший на совете герцог, покровитель матери девочки, воскликнул: «Да ей нужно не в монастырь, а на сцену!»

Сара Бернар - театральная биография

В этот же вечер герцог отвел девушку в «Комеди Франсез». Сара, впервые оказавшись в настоящем театре, еще до начала спектакля пришла в необычайное волнение. Когда после третьего удара гонга занавес над сценой начал подниматься, она едва потеряла сознание. Позже Бернар скажет: «Это поднимался занавес над моей жизнью». У нее было четкое ощущение, что с этого мгновения ее судьба изменилась навсегда.

Тем не менее, актерская карьера Сары чуть не завершилась, едва начавшись. Она окончила театральную консерваторию, но режиссеры не спешили задействовать ее в спектаклях. Таланта в ней никто не видел, а внешность ее по тем временам оказалась непрезентабельной.

В моде были дамы с формами, и Сару с ее тоненькой фигуркой считали слишком худой и даже прозвали «шваброй». Единственными козырями девушки были копна вьющихся рыжих волос и пронзительные дерзкие голубые глаза.

Из-за своего бунтарского нрава Сара потеряла первое место в театре, куда ее устроили по протекции. Оставшись без средств к существованию, она была вынуждена вести ту же жизнь, что и ее мать, даря свою благосклонность богатым покровителям.

Однако, беззаветно влюбившись в театр, девушка ни на минуту не забывала о своем предназначении. Ожидая, когда судьба даст ей шанс проявить себя, Сара брала уроки актерского мастерства у признанных мэтров сцены.

Сара Бернар - Королева эпатажа

Первый громкий успех пришел к Саре Бернар после роли... юноши. Ее телосложение вполне позволяло играть мужские роли, а ей самой очень нравилось перевоплощаться в представителей противоположного пола. Слава новой звезды французского театра, обладавшей «золотым голосом» и необыкновенной пластичностью, стремительно росла.


За пределами Франции Сару Бернар узнали после первого мирового турне. Ей рукоплескали Европа и Америка, публика в считанные часы раскупала билеты на ее спектакли, а журналисты выстраивались в очередь, чтобы взять у нее интервью.

С ростом популярности все ярче проявлялась присущая Саре с детства эксцентричность. Теперь она могла воплощать в жизнь свои капризы и позволять себе любые чудачества.

Гроб, купленный в юношеские годы, по-прежнему был с ней. Он стоял в спальне актрисы рядом с кроватью, и когда Бернар чувствовала упадок сил, то перебиралась с мягких перин на жесткое ложе. Она отдыхала, учила роли, принимала гостей, лежа в гробу. Поговаривали, что гроб фигурировал даже в ее интимных встречах с мужчинами.


В квартире актрисы царил хаос: повсюду были разбросаны безделушки, пледы, подушки и прочие вещи. В своей спальне Сара разместила скелет, а по дому бегали многочисленные собаки и кошки, подобранные на улице. Попугаи, обезьянка и даже змеи, привезенные из заморских стран, тоже нашли свой приют у актрисы.


Необыкновенная во всем, Сара Бернар даже макияж использовала не так, как все женщины. Она ввела среди актрис моду наносить темный грим на уши, чтобы оттенить белизну лица. Кончики пальцев Сара красила красным, чтобы движения рук казались более выразительными.

О себе актриса писала так: «Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости. Обожаю получать письма, читать их, комментировать; но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и обожаю пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне».

Сара Бернар - последний спектакль

О мужчинах Сары Бернар ходили легенды. По слухам, она покорила чуть ли не всех монарших особ Европы и родила сына Мориса от бельгийского принца. Перед ней преклонялись Эмиль Золя, Виктор Гюго , Марк Твен. Ей дарили яхты, дома и бриллианты, ей посвящали поэмы, из-за нее стрелялись на дуэлях, но...никто не смог ее приручить.

Да, ей нравилось мужское внимание, она часто влюблялась, заводила романы, но никогда не теряла голову из-за мужчин. Она знала, что каждой клеточкой души и тела принадлежит театру.

Ничто не могло сломить ее, актриса репетировала и выходила на сцену в любом состоянии: в лихорадке, после тяжелого гриппа, с переломом... Даже когда после долгого и неудачного лечения в возрасте 70 лет ей ампутировали часть ноги, она не ушла из профессии. Выбирая роли, в которых можно было находиться на одном месте, Сара Бернар продолжала играть в театре.

Когда врачи сообщили Саре, что жить ей осталось недолго, она начала планировать свои похороны как последний спектакль. Снова, как в юные годы, актриса выбрала себе гроб, купила наряд, придумала, как будет проходить церемония... И стала ждать, поражая окружающих мужеством и чувством юмора.

На этот раз чуда не произошло: 26 июня 1923 года мир облетела печальная весть о кончине великой актрисы. В последний путь ее провожали десятки тысяч поклонников, и каждый пришел с букетом камелий - цветов, которые так любила несравненная Сара Бернар.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»