Род искусства как морфологическая категория. Род искусства как морфологическая категория Род искусства 4 буквы сканворд

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

К тому же фантастические предсказания чем они конкретней, тем менее достоверны, ибо реализуются, как правило, по совершенно новым принципам, которые художник-фантаст не в силах предусмотреть. Зато фантастическое изобретение, ошибочное в конкретном технологическом решении, может содержать верную общую идею. И даже неверная, но оригинальная фантастическая идея в силу своей образности, т.е. многовариантности, может натолкнуть на плодотворный поиск, что не раз подтверждали видные ученые.

Уэллс не отбросил принципы фантастики, выдвинутые его предшественником, он лишь сделал дальнейший, хотя и очень смелый шаг. Верн мысленно развивал отдельные выводы из «незыблемых»s законов физической реальности, Уэллс применил домысел к самим законам, и его фантастика в какой-то мере предвосхитила коррективы, внесенные в естествознание в XX в. Их творчество принадлежало двум разным эпохам в науке. В конце прошлого столетия казалось, что человечество подошло к пределу познания. Жюля Верна это наполняло оптимизмом. Он писал: «Все, что человек способен представить в своем воображении, другие сумеют претворить в жизнь».

А Герберт Уэллс иронизировал: «В последние годы девятнадцатого столетия считалось… что человек… покорив пар и электричество», добился «завершающего триумфа своего разума». Он насмешливо цитировал слова современника: «Все великие открытия уже сделаны. Нам остается лишь разрабатывать кое-какие детали».

Нельзя более метко сказать о фантастике Верна. Своими предвиденьями он исчерпывал частности «почти познанного» мира, Уэллс дал почувствовать его неисчерпаемость. Верн открыл для художественной литературы не столько самую науку (наука была введена в роман, например, еще Ф.Беконом в «Новой Атлантиде»), сколько эстетику науки и техники эпохи пара и электричества. Жюль-верновская серия «Необыкновенных путешествий» запечатлела красоту механистического мышления, освященного гением великих естествоиспытателей. Верн утверждал здравый смысл, основанный на ньютоновской физике, познанной географии Земли, уже описанных видах животных и растений.

Уэллс, улавливая новые, только складывавшиеся научные принципы, разрушал иллюзию об исчерпанности знания механическими закономерностями и тем самым содействовал становлению более сложного мировоззрения. «Пора старого примитивного материализма давно миновала, писал его современник В.Брюсов, - …границы естественного раздвинулись теперь гораздо шире чем столетие назад».

В своих поздних произведения Верн тоже это почувствовал. В романе «В погоне за метеором» он выдвинул, например, чисто уэллсову «невозможную» идею антитяготения. Она и по сей день спорна, но зато была высказана за десятки лет до того, как природа тяготения привлекла внимание ученых. Атомное оружие, описанное Уэллсом в романе «Освобожденный мир» накануне первой мировой войны, имеет мало общего с современной атомной бомбой, но зато мысль об использовании внутриатомных сил высказана была задолго до ее осуществления, и главное даже не то, что раньше, а что было высказано принципиально новое соображение об овладении силами природы.

Отношения художественной фантазии с наукой не укладываются в простую «доводку» научной гипотезы: научно-фантастическая идея является и художественной условностью. Фантаст добивается правдоподобия не только тем, что обставляет свою гипотезу реальными бытовыми деталями; это только один и, на наш взгляд, не главный путь. Другой и более важный, - когда «невозможный» вымысел опирается на внешне правдоподобный, хотя последний бывает порой не менее фантастичным. То, что Верн отправил своих героев на Луну в пушечном ядре, приводят как классический пример исторической ограниченности фантазии писателя. Но есть другая сторона дела. В книге «Герберт Уэллс» (1963) Ю.Кагарлицкий предположил, что Верн, возможно, догадывался о нереальности пушки для космического путешествия, но все же выбрал этот вариант в расчете на иллюзии читателя. Трудно согласиться, что бы Верн, проверявший свои фантазии математическими выкладками и в романе «Вверх дном» высмеявший ошибки «поэтов артиллерии», пытавшихся повернуть земную ось с помощью гигантской пушки, не учел той простой вещи, что развиваемые пушечным ядром скорости недостаточны для преодоления земного притяжения.

Зато Верн несомненно хорошо знал своего читателя. XIX век жил в мире расширяющихся масштабов, и верилось, что именно пушка, а не что-то другое (Верн предусмотрел ведь и небольшие ракеты для коррекции орбиты своего космического снаряда), способна забросить ядро куда угодно - дело только в размерах. Верн и использовал этот предрассудок, чтобы правдоподобно - для читателя - мотивировать сюжет.

Условно-фантастическая посылка позволила ему развернуть картины космоса, изложить астрономические сведения и т.д. - словом, осуществить ту популяризаторскую задачу, которая с легкой руки Верна надолго сделалась для научной фантастики традиционной. Внешне правдоподобная, но физически ошибочная идея выполнила роль ракеты-носителя последней, «рабочей» ступени замысла, а она может быть и научной и вненаучной, фантастической и реалистической, возможной и «невозможной».

Научная фантастика - сложный и зачастую противоречивый сплав. Научная правда занимает в нем по меньшей мере не главное место. Фантаст неизбежно отступает от научной правды и тогда, когда добросовестно пытается угадать будущие открытия, и тогда, когда, как художник, обставляет их заведомо условным вымыслом.

Интересно, что и условные допущения, призванные выполнить, казалось бы, только художественно-психологическую задачу, со временем тоже нередко оправдываются - переходят на уровень научно- фантастических и даже реальных проектов. И это понятно: ведь условность в научной фантастике не должна быть ниже уровня научного мышления. Теперь вновь обсуждается пушечный вариант преодоления земного тяготения. Правда, не совсем по Верну. Если снаряд несет в себе в себе вложенные друг в друга, наподобие матрешек, пушечные стволы, то скорости «матрешек», выстреливаемых одна из другой, сложатся и может быть развита космическая скорость. К пушке был применен принцип сложения скоростей, найденный К.Циолковским для составной ракеты. Ошибочная или условно научная (в данном случае это неважно), фантастическая идея на новом уровне техники обернулась реальной инженерной задачей. Сработал сформулированный Верном закон фантастики: все, что человек способен представить в своем воображении, другие сумеют претворить в жизнь.

А жабры беляевского Ихтиандра? До пересадки акульих жабр человеку еще далеко, да и вряд ли до этого дойдет дело. Но уже осуществлена пересадка сердца. Прогноз пересадки органов как общая задача (напомним: фантастическая идея метафорична) сделан был очень прозорливо. А с другой стороны, уже испытаны механические «жабры», отфильтровывающие растворенный в воде воздух. Идея осуществилась иным путем.

На «жюль-верновском» этапе предвиденье включалось в познавательное содержание. Иногда даже научно- фантастическую литературу сводили к своеобразной науке предвиденья в художественном изложении. Затем фантастический элемент понят был более широко - в русле поэтизации науки и техники, как школа романтики. Одновременно научно-фантастические идеи использовались для мотивировки социально фантастических сюжетов. В наше время прогностическая функция осуществляяется в более универсальном качестве: прогноз затрагивает и художественную форму, вплоть до структуры образа и стилистики. Наряду с содержанием поэтика тоже включается в научно-логическую систему научной фантастики.

В своих предвосхищениях научная фантастика не владела каким-то философским камнем. Просто она шла несколько иным путем, чем наука. Последовательно-логическое движение научной мысли со ступени на ступень научная фантастика дополнила свободной художественной ассоциацией (которая, впрочем, присуща и научному мышлению, хотя и не совсем «законно»). Художественная же логика не затруднялась ставить задачи, которые невозможно было решить научными методами (поэтому-то они и оказывались забытыми в «запасниках» науки), и сама их постановка помогала искать принципиально новые пути.

Научно-фантастическая литература не изобрела предвиденья - она лишь обособила и развила его элементы, присущие почти любой науке, дополнив и объединив их художественной фантазией. С другой стороны, тем самым была придана большая строгость художественной фантазии. Специфика научной фантастики прежде всего в этой интеграции методов, а не в том, что она включила в себя научный материал и направила предвиденья на науку и технику.

Классификация видов, типов и форм культуры и искусства. (см.: Зись А.Я. Виды искусства. -М., 1979)

Вербальные (лексико-семантические формы культуры и искусства). Художественная литература: поэзия, проза, драматургия, публицистика.

Изобразительно-выразительные формы, виды и типы культуры и искусства. Деление искусства на роды виды и жанры.

Виды искусства: литература, изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика), музыка, хореография, архитектура, театр и т.д. Род искусства - категория, отражающая, главным образом, соответствующие черты в рамках художественной литературы. Роды искусства:

эпос (рассказ, повесть, роман, поэма)

лирика (лирическое стихотворение, басня, послание, ода,

баллада, элегия)

драма (драма, комедия, трагедия, трагикомедия, мелодрама,

Основные виды искусства: Декоративно-прикладное искусство.

Художественно-промышленное конструирование, дизайн Скульптура - искусство ваяния из глины, гипса, алебастра, дерева, кости, камня.

Художественное литьё из стекла и металла.

Архитектура, зодчество. Живопись её разновидности и особенности. Живопись: пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетные картины и т.д.. Пейзажно-декоративная живопись. Орнаментальная живопись для украшения стен и потолков в храмах и царских палатах. Орнаментом украшаются рамки картин и икон. Русь принимает христианство в 988 г. стараниями кн. Владимира и с Х в. у славян появляются Византийские иконы и храмы православного толка.

Икона - особый жанр духовной живописи. Икона изображают лики святых, христианские праздники. В старину говорили, что икона -это Библия

для безграмотных. Это - не верно, ибо чтобы понимать икону нужно обладать большими знаниями и высоким уровнем духовной культуры. Выдающиеся российские иконописцы: Алимпий, Дионисий, Феофан Грек, Андрей Рублёв, Федор с Городца, Фёдор Черный, Симон Ушаков.

Иконописные школы имеются по всей православной России: Московские, Рязанские, Киевские, Владимирские, Новгородские, Суздальские и др.

Святая «ТРОИЦА» - символ единства Отца, Сына и Святого Духа.

Икона - это не портрет, но лик, образ святого лика, который после обряда освещения становится целительной и спасающей иконой, но только для истинно верующих людей.

Русское храмовое искусство в основном подчиняется канонам романского стиля.

Собор Василия Блаженного в Москве. Этот храм построен русскими

зодчими Постником и Бармой во времена Ивана Грозного.

Средневековый собор в Вормсе, построенный в 1171-1234 гг. в романском архитектурном стиле. Эстетическое особенности романского стиля: стены крепкие, широкие, окна узкие, как бойницы, крыши купольные, шатровые и скатные. Дворцы, замки и храмы, построенные в романском стиле могли служить крепостью для христиан. Если православные храмы строятся, подчинясь канонам романского стиля, то католические храмы, как правило, подчиняются канонам готического архитектурного стиля.

Католический собор Парижской Богоматери в Париже на берегу реки Сены. Этот собор построен в готическом архитектурном стиле. Стены ажурные, узорчатые, окна стрельчатые и круговые с цветными витражами, крыши конусообразные, с остроконечными шпилями, уходящими в далёкие небеса.

Собор Парижской Богоматери. Южный фасад здания. Этот собор, как и все католические соборы высокий и весьма протяжённый, что бы христианам- католикам было просторно и не душно в храме молиться Богу.

Техника изобразительного выражения образов искусства весьма многообразная. Живопись бывает: акварельная, масляная, пастельная, графическая (тушь, карандаш, мелки, угли), пастель.

Скульптура, ваяние. Резьба по дереву, по камню, по кости. Керамика. Народные промыслы (лозоплетение, гончарные изделия и т.д.)

Музыка и музыканты. Музыкальные инструменты. Жанровое, тематическое и исполнительское богатство произведений музыкальной культуры. Театр и драматургия. Культура труда драматурга, режиссёра, артиста, гримёра, художника-декоратора.

Театра драматургический (драма, комедия, мелодрама).

Театр оперы и балета.

Хореография.

Искусство сцены - театр и эстрада. Профессиональная сценическая деятельность и художественная самодеятельность. Искусство арены - цирка.

Кино и кинопроекционное искусство. «Живая фотография» - изобретение братьев Люмьер и Эдисона.

Кинорежиссёры, операторы, сценаристы, актёры, художники-декораторы. Электронные СМИ (средства массовой информации). Радио и радиодраматургия, телевидение и теледраматургия.

Тип художественный (греч. Typos - отпечаток, образец) некое обобщение в одном художественном образе сходных черт характера, внешности и т.д.

«Искусство - не типический учебник жизни, но модель жизни»(Ю.М. Лотман).

Форма художественная (лат. Forma - наружный вид) - внешнее выражение художественного содержания в искусстве.

Архетип (от греч. arche - начало и typos -образ) - первообраз, первоначальный образ, идея. Архетип шире понятия прототип.

S КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какие вам известны формы, виды и типы культуры и искусства?

Как вы понимаете термин художественная типизация?

Что включает в себя понятие художественная форма?

Что включают в себя понятия традиции и новаторство в искусстве?

Как вы понимаете значение терминов тип и типический образ?

Что включает в себя понятие архетип?

Какие задачи в драматургии решает режиссёр?

1 Ш Литература

Борев Ю. Эстетика. - М., 1998. Волков Г.Н. Три лика культуры. -М., 1986. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. -М., 1985 Зись А.Я. Искусство и эстетика. -М., 1975. Зись А.Я. Виды эстетики. - М., 1989.

Эстетика: Учебное пособие для вузов/ Научный редактор А. А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - 240 с.

Понятие «род» употребляется в большинстве случаев в поэтике для обозначения эпоса, лирики и драмы как трех основных модификаций словесного искусства, отличающихся по принципу их выделения от других вариаций литературного повествования - например, стихотворения и поэмы, повести и романа, трагедии и комедии и т. д., которые обычно именуются жанрами. Правда, в европейских языках нет двух разных слов для этой цели, и потому все структурные варианты текста именуются жанрами (genre, Gattung). Между тем, различия между теми плоскостями членения, в которых выделяется эпос, например, и роман, или лирика и повесть, столь существенны, что их разные наименования не только оправданы, но теоретически крайне важны.

История эстетической мысли показала, что те качества, которые фиксируются в понятиях эпос, лирика и драма, бывают свойственны и произведениям других видов видов искусства (см., например, «Философию искусства» Ф. Шеллинга и концепции некоторых шеллингианцев); вместе с тем современные теоретики литературы предлагали расширить эту триаду, дополнив ее либо сатирой (Ю. Борев), либо романом (В. Днепров), хотя кажется очевидным, что данные литературные формы выделяются по иному принципу, чем эпос, лирика и драма.

Проведенный в свое время (в «Морфологии искусства») анализ показал, что тот принцип, по которому выделяются в искусстве слова эти три его рода, имеет дифференцирующее действие и в других областях искусства, но вычленяемые на его основе структуры называются другими словами. Надо, следовательно, выяснить, что же это за принцип.

В реальном процессе формирования и развития всех видов искусства сталкивались и взаимодействовали две противопо-

ложные силы - сила взаимного притяжения и сила взаимного отталкивания. С одной стороны, условием самоопределения каждого вида искусства была выработка неповторимого и только ему свойственного способа художественного освоения действительности, что и требовало его «отталкивания» от всех других искусств; с другой стороны, постоянное соприкосновение с другими искусствами заставляло осваивать их опыт, испытывать выработанные ими средства, а прежде всего и главным образом, - искать пути к прямому с ними соединению, к образованию синтетических художественных структур. Литература, например, стоит лицом к лицу в художественной культуре общества не только с музыкой, но и с актерским искусством, и с искусствами изобразительными, и с киноискусством, радиоискусством, телеискусством; точно так же в историко-художественном процессе музыка связана силами притяжения и отталкивания не с одной литературой, но и с танцем, и с разными видами сценических искусств, и с киноискусством, и с радиоискусством. Поэтому вопрос о том, как сказываются на внутренней структуре каждого вида искусства его контакты с другими способами художественного освоения мира, должен быть поставлен как самостоятельная морфологическая проблема. Она и окажется ключевой для понимания рода как особой модификации структуры всех видов искусства. К рассмотрению этой диалектики общего и особенного в процессе родообразования мы сейчас и перейдем.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»