Основные периоды болезни. Педология подростка

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В развитии болезни обычно различают четыре периода (стадии): латентный, продромальный, период разгара болезни и исход, или период окончания болезни. Такая периодизация сложилась в прошлом при клиническом анализе острых инфекционных болезней (брюшной тиф, скарлатина и т. д.). Другие болезни (сердечно-сосудистые, эндокринные, опухоли) развиваются по иным закономерностям, и потому приведенная периодизация к ним мало применима. А. Д. Адо выделяет три стадии развития болезни: начало, стадию собственно болезни, исход.

Латентный период (применительно к инфекционным болезням - инкубационный) длится от момента воздействия причины до появления первых клинических признаков болезни. Этот период может быть коротким, как при действии боевых отравляющих веществ, и очень длинным, как при проказе (несколько лет). В этот период происходит мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, на уничтожение болезнетворных агентов либо на удаление их из организма. Особенности латентного периода важно знать при проведении профилактических мероприятий (изоляции в случае инфекции), а также для лечения, нередко эффективного только в этом периоде (бешенство).

Продромальный период - это отрезок времени от первых признаков болезни до полного проявления ее симптомов. Иногда этот период проявляется ярко (крупозная пневмония, дизентерия), в других случаях характеризуется наличием слабых, но четких признаков болезни. При горной болезни, например, это беспричинное веселье (эйфория), при кори - пятна Вельского - Коплика - Филатова и т. д. Все это важно для дифференциальной диагностики. В то же время выделение продромального периода при многих хронических заболеваниях часто затруднено.

Период выраженных проявлений , или разгара болезни, характеризуется полным развитием клинической картины: судороги при недостаточности паращитовидных желез, лейкопения при лучевой болезни, типичная триада (гипергликемия, гликозурия, полиурия) при сахарном диабете. Продолжительность этого периода для ряда болезней (крупозная пневмония, корь) определяется сравнительно легко. При хронических болезнях с их медленным течением смена периодов неуловима. При таких болезнях, как туберкулез, сифилис, бессимптомное течение процесса чередуется с его обострением, причем новые обострения иногда заметно отличаются от первичных проявлений болезни.

Исход болезни . Наблюдаются следующие исходы болезни: выздоровление (полное и неполное), рецидив, переход в хроническую форму, смерть.

Выздоровление - процесс, который ведет к ликвидации нарушений, вызванных болезнью, и восстановлению нормальных отношений организма со средой, у человека - прежде всего к восстановлению трудоспособности.

Выздоровление бывает полное и неполное. Полное выздоровление - это состояние, при котором исчезают все следы заболевания и организм полностью восстанавливает свои приспособительные возможности. Выздоровление не всегда означает возврат к исходному состоянию. В результате болезни могут появиться и сохраняться в дальнейшем изменения со стороны различных систем, в том числе иммунной.

При неполном выздоровлении выражены последствия болезни. Они остаются надолго или даже навсегда (сращение листков плевры, сужение митрального отверстия). Разница между полным и неполным выздоровлением относительна. Выздоровление может быть практически полным, несмотря на стойкий анатомический дефект (например, отсутствие одной почки, если вторая полностью компенсирует ее функцию). Не следует думать, что выздоровление начинается после того, как миновали предшествующие стадии болезни. Процесс выздоровления начинается с момента возникновения болезни.

Представление о механизмах выздоровления формируется на основании общего положения о том, что болезнь есть единство двух противоположных явлений - собственно патологического и защитно-компенсаторного. Преобладание одного из них решает исход болезни. Выздоровление наступает тогда, когда комплекс приспособительных реакций оказывается достаточно сильным, чтобы компенсировать возможные нарушения. Из механизмов выздоровления различают срочные (аварийные) и долговременные. К срочным относятся такие рефлекторные защитные реакции, как изменения частоты дыхания и сердечных сокращений, выделение адреналина и глюкокортикоидов при стрессовых реакциях, а также все те механизмы, которые направлены на сохранение постоянства внутренней среды (рН, содержание глюкозы в крови, давление крови и т. д.). Долговременные реакции развиваются несколько позже и действуют на протяжении всего заболевания. Это прежде всего включение резервных возможностей функциональных систем. Сахарный диабет не возникает при потере даже 3/4 панкреатических островков. Человек может жить с одним легким, с одной почкой. Здоровое сердце при нагрузке может выполнять работу в пять раз большую, чем в состоянии покоя.

Усиление функции нарастает не только вследствие включения ранее не работавших структурно-функциональных единиц органов (например, нефронов), но также в результате повышения интенсивности их работы, что в свою очередь вызывает активизацию пластических процессов и увеличение массы органа (гипертрофия) до уровня, когда нагрузка на каждую функционирующую единицу не превышает нормальную.

Включение компенсаторных механизмов, как и прекращение их деятельности, зависит прежде всего от нервной системы. П. К. Анохин сформулировал представление о функциональных системах, специфически компенсирующих функциональный дефект, вызванный повреждением. Эти функциональные системы образуются и работают по определенным принципам:

    Сигнализация о возникшем нарушении, ведущая к включению соответствующих компенсаторных механизмов.

    Прогрессирующая мобилизация запасных компенсаторных механизмов.

    Обратная афферентация о последовательных этапах восстановления нарушенных функций.

    Формирование в центральной нервной системе такой комбинации возбуждений, которая определяет успешное восстановление функций в периферическом органе.

    Оценка адекватности и прочности конечной компенсации в динамике.

    Распад системы за ненадобностью.

Последовательность этапов компенсации можно проследить на примере хромоты при повреждении одной ноги:

    сигнализация о нарушении равновесия из преддверно-улиткового органа;

    перестройка работы моторных центров и мышечных групп с целью сохранения равновесия и возможности передвижения;

    вызванные стабильным анатомическим дефектом постоянные комбинации афферентаций, поступающих в высшие отделы центральной нервной системы, и образование временных связей, обеспечивающих оптимальную компенсацию, т. е. возможность ходьбы с минимальной хромотой.

Рецидив - новое проявление болезни после кажущегося или неполного ее прекращения, например возобновление приступов малярии после более или менее длительного интервала. Наблюдают рецидивы воспаления легких, колита и т. д.

Переход в хроническую форму означает, что болезнь протекает медленно, с длительными периодами ремиссии (месяцы и даже годы). Такое течение болезни определяется вирулентностью возбудителя и главным образом реактивностью организма. Так, в старческом возрасте многие болезни приобретают хронический характер (хроническая пневмония, хронический колит).

Терминальные состояния - постепенное прекращение жизни даже при, казалось бы, мгновенной смерти. Значит, смерть есть процесс, и в этом процессе можно выделить несколько стадий (терминальных состояний): преагонию, агонию, клиническую и биологическую смерть.

Преагония может быть различной продолжительности (часы, сутки). В этот период наблюдается одышка, снижение артериального давления (до 7,8 кПа - 60 мм рт. ст. и ниже), тахикардия. У человека отмечается затемнение сознания. Постепенно преагония переходит в агонию.

Агония (от греч. agon - борьба) характеризуется постепенным выключением всех функций организма и в то же время крайним напряжением защитных механизмов, утрачивающих уже свою целесообразность (судороги, терминальное дыхание). Продолжительность агонии - 2 - 4 мин, иногда больше.

Клинической смертью называют такое состояние, когда все видимые признаки жизни уже исчезли (прекратилось дыхание и работа сердца, однако обмен веществ, хотя и минимальный, еще продолжается). На этом этапе жизнь может быть восстановлена. Именно поэтому стадия клинической смерти привлекает особое внимание клиницистов и экспериментаторов.

Биологическая смерть характеризуется необратимыми изменениями в организме.

Опыты на животных, прежде всего на собаках, позволили детально изучить функциональные, биохимические и морфологические изменения на всех этапах умирания.

Умирание представляет собой распад целостности организма. Он перестает быть саморегулирующейся системой. При этом сначала разрушаются системы, которые объединяют организм в единое целое, прежде всего - нервная система. В то же время низшие уровни регуляции в какой-то мере сохраняются. В свою очередь отмечается определенная очередность умирания различных отделов нервной системы. Наиболее чувствительна к гипоксии кора большого мозга. При асфиксии или при острой кровопотере сначала наблюдается активизация нейронов. В связи с этим возникает двигательное возбуждение, учащение дыхания и пульса, повышение артериального давления. Затем наступает торможение в коре, имеющее защитное значение, так как на некоторый срок может сохранить клетки от гибели. При дальнейшем умирании процесс возбуждения, а затем торможения и истощения распространяется ниже, на стволовую часть головного мозга и на ретикулярную фармацию. Эти филогенетически более древние отделы мозга наиболее устойчивы к кислородному голоданию (центры продолговатого мозга могут переносить гипоксию в течение 40 мин).

В такой же последовательности происходят изменения в других органах и системах. При смертельной кровопотере, например, в течение первой минуты дыхание резко углубляется и учащается. Затем нарушается его ритм, вдохи становятся то очень глубокими, то поверхностными. Наконец, возбуждение дыхательного центра достигает максимума, что проявляется особенно глубоким дыханием, которое имеет выраженный инспираторный характер. После этого дыхание ослабляется или даже приостанавливается. Эта терминальная пауза длится 30 .- 60 с. Затем дыхание временно возобновляется, приобретая характер редких, сначала глубоких, а потом все более поверхностных вздохов. Вместе с дыхательным центром активизируется сосудодвигательный. Тонус сосудов повышается, сокращения сердца усиливаются, но вскоре прекращаются и тонус сосудов снижается.

Важно отметить, что после прекращения работы сердца система, генерирующая возбуждение, продолжает функционировать еще довольно долго. На ЭКГ биотоки отмечаются в течение 30 - 60 мин после исчезновения пульса.

В процессе умирания происходят характерные изменения обмена веществ, обусловленные главным образом все углубляющимся кислородным голоданием. Окислительные пути метаболизма блокируются, и организм получает энергию за счет гликолиза. Включение этого древнего типа обмена веществ имеет компенсаторное значение, но низкая его эффективность неизбежно приводит к декомпенсации, усугубляющейся ацидозом. Наступает клиническая смерть. Прекращается дыхание, кровообращение, исчезают рефлексы, но обмен веществ, хотя и на очень низком уровне, все еще продолжается. Этого достаточно для поддержания "минимальной жизни" нервных клеток. Именно этим объясняется обратимость процесса клинической смерти, т. е. в этом периоде возможно оживление.

Весьма важным является вопрос о сроках, в течение которых возможна и целесообразна реанимация. Ведь оживление оправдано только в случае восстановления психической деятельности. В. А. Неговский и другие исследователи утверждают, что положительных результатов можно достичь не позднее, чем через 5 - 6 мин после начала клинической смерти. Если процесс умирания продолжается долго, приводя к истощению резервов креатинфосфата и АТФ, то период клинической смерти еще короче. Наоборот, при гипотермии оживление возможно даже через час после наступления клинической смерти. В лаборатории Н. Н. Сиротинина было показано, что оживить собаку можно через 20 мин после смерти в результате кровотечения с последующим полным восстановлением психической деятельности. Следует, однако, иметь в виду, что в мозге человека гипоксия вызывает большие изменения, чем в мозге у животных.

Реанимация, или оживление, организма включает ряд мероприятий, которые направлены прежде всего на восстановление кровообращения и дыхания: массаж сердца, искусственная вентиляция легких, дефибрилляция сердца. Последнее мероприятие требует наличия соответствующей аппаратуры и может быть проведено в специальных условиях.

    Этиология. Понятие о причинах и условиях возникновения болезни. Классификация причин заболеваний. Роль наследственности и конституции в возникновении и развитии болезни.

Основы исторического знания

История изучает прошлое человечества во всём его многообразии и конкретности с целью понимания настоящего и перспектив будущего развития. Ещё древние называли историю «наставницей жизни». И действительно, люди всегда интересовались своим прошлым, обращались к опыту истории. Сначала это были устные предания, легенды, сказания, мифы. С появлением письменности открылась более совершенная форма передачи знаний об обществе.

Прошлое не исчезает бесследно, а продолжает жить в накопленном опыте человеческого общества. Без прошлого нет настоящего. Обобщение и обработка накопленного опыта человечества и есть первейшая задача истории. Люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности.

История – одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории пытаются воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. В связи с этим наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений в истолковании тех или иных исторических событий. Существуют разные ответы на глобальные вопросы развития человечества. Но при этом всё равно существует объективная истина. Поиск этой истины во все времена является главной задачей историка. Не обвинять, а изучать прошлое, объяснять его – важная задача историка.

История состоит из всемирной истории (всеобщей) и истории отдельных стран и народов (отечественная история). История подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. История имеет отрасли: экономическая история, военная история, историческая география и т.д.

Историки прошлого объясняли ход исторического процесса или как следствие «божественного провидения» или как результат действий отдельных полководцев и правителей (это провиденциализм – ход истории определяется богом). Но позже ему на смену приходит рационализм (от лат. ratio – разум, ум). Здесь исторический процесс имеет другие причины – это воля человеческого разума. В 18 веке исторические знания стали превращаться в науку. Ход истории стали объяснять в зависимости от природно-климатических факторов, уровня просвещения общества, системы законов, нравов, обычаев и т.п. Внимание историков стали привлекать промышленность, финансы, торговля.

Давно уже замечено, что и камни говорят, если это камни истории. Доказательство выводов – обязательная черта любой науки, в том числе и истории. История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идёт накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы или класса исторических источников:

1. Вещественные

2. Письменные

3. Изобразительные

4. Фонические

В связи с этим существуют науки и вспомогательные дисциплины, которые помогают историку раскрывать полную картину исторического процесса.

1 Археология – это наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей. Она исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, украшения) и целые комплексы (поселения, могильники), которые открываются археологическими раскопками. На основании этого археология восстанавливает историю эпох, которые мало или совсем не освещены письменными источниками.

1. Как вы объясните важность археологии?

2. Бесспорны ли выводы, которые делают археологи?

2 Лингвистика – наука, изучающая сходства и различия языков. С развитием человечества возникает язык, как главное средство межчеловеческих контактов. Немногочисленность человеческих обществ и их слабая связь приводят ко все большему обособлению языков. Эту сферу человеческой истории изучает лингвистика.

3 Письменные источники : с развитием человечества усложняется жизнь людей, для облегчения жизни человек изобретает письменные знаки – деловые записи, законы, переписка и т.д.

4 Нумизматика – историческая дисциплина, изучающая монетное производство и денежное обращение.

5 Палеография – наука, изучающая внешние признаки рукописных и печатных источников (материал, чернила и т.д.)

6 Топонимика – наука, изучающая происхождение географических названий.

7 Геральдика – вспомогательная дисциплина, изучающая гербы.

8 Сфрагистика – изучает печати.

9 Метрология – изучает развитие системы мер, денежного счёта и единиц налогового обложен

Первобытный мир.

Первобытно-общинный строй самый длительный период истории человечества. Он начинается с момента появления человека на Земле и завершается у различных народов в разное время складыванием (образованием) классового общества и возникновение государства.

Что такое государство: П.о.- это время, когда люди использовали орудие труда, изготовленные главным образом из камня. Периодизация п.о. довольно сложна до сих пор существуют разные версии. Но больше всего сторонников у археологической версии периодизации, которая основывается на эволюции производительных сил, т.е развитие орудий труда, в связи с этим история человечества делится:

1) каменный век: 2 млн. лет назад- 3 тыс.до н.э.

2) бронзовый век: 2-1 тыс. до н.э.

3) железный век: с1 тыс. до н.э.

У различных народов в разных регионах (страны) Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило не одновременно.

Что особенно влияло на уровень развития народов?

Какие главные особенности этих периодов истории человечества.

Каменный век: палеолит, мезолит, неолит.

Палеолит – ранний палеолит, собирательство и охота, применение орудия труда из камня и дерева. Примерно 100 тыс. лет назад- это средний палеолит, значительную часть Евразии занимал огромный ледник толщиной до 2 км. Суровый климат научил человека использовать огонь и добывать его. Усложнились орудия труда, под жилище использовалась пещера. К этому времени появляется членораздельная речь и родовая община. Зарождается религия. Примерно 35-10 тыс. лет назад – это поздний палеолит – закончилось таяние ледника, и установился климат, близкий к современному. Именно с этим периодом ученые связывают Homo sapiens. Очевидно, именно тогда сформировались расы – европеоидная, негроидная, монголоидная.

Ученые не редко поздний палеолит называют «костяным веком».

Окончательно утверждается родовая община.

До появления парного брака родство устанавливалось по материнской линии, к тому же именно женщина играла главную роль в хозяйстве- матриархат, он продолжалсядо времени распространения металла.

Мезолит - среднекаменный век 10-8 тыс. лет назад. Усложняются орудия труда, например топор, изобретен лук, научились делать силки и ловушки для зверей, уже знали рыболовство, началось одомашнивание животных – это уже была собака и свинья.

Неолит – последний период каменного века 6-4 тыс. лет назад.

Уже глиняная посуда, строили лодки, плели сети, ткали одежду. Значительные изменения в технике и формах производства называют – неолитической революцией. Самым важным ее достижением – это переход от присваивающего хозяйства к производящему, разделение на земледелие и скотоводство, и появление первых государств: Шумер, Египет.

Бронзовый век сначала меднокаменный век – энеолит. Освоение производства металла стало новым скачком в развитие человечества, но ускорилось развитие тех племен, которые жили вблизи залежей меди и олова. На нашей территории – это Северный Кавказ, Средняя Азия, Урал и Сибирь. Переход к металлическим орудиям труда привело к выделению скотоводческих и земледельческих племен. Возросла роль мужчины- пастуха и земледельца – в производстве. На смену матриархату пришел патриархат. Занятие скотоводством привело к передвижению родов, их объединение и укрепление. Именно в этот период возникает имущественное неравенство и частная собственность.

Железный век изготовление орудий труда из железа начинается с 1 тыс.до н.э. широкое распространение месторождений железа в виде болотных руд, дешевизна его по сравнению с бронзой, более высокая производительность орудий из железа привели к вытеснению бронзовых и каменных изделий. Применение железа дало огромный толчок развитию производительных сил. Стала возможной более интенсивная расчистка лесов для земледелия, улучшилась обработка земли. Усовершенствуется ремесло, а это привело к отделению его от земледелия. Широкое использование железа привело к изменениям в общественных отношениях – начинается разложение первобытно-общинных отношений.

«От первобытности к цивилизации»

Термин «цивилизация» пришел к нам из античного мира: латинский корень «civis», что означает «городской, государственный». Это слово противопоставлялось понятию «sil» «silv» «silvaticus» - лесной, дикий, грубый. Значит, уже в древности люди осознавали разницу между жизнью цивилизованной и грубой варварской. Понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков. Существует множество теорий цивилизаций, отсюда и определений цивилизаций много, но главную их суть можно выразить так: «Цивилизация – это определенный уровень материальной и духовной культуры какой-либо общности людей»

Примерно в III – II тыс. до н.э. часть человечества совершила гигантский шаг – перешла от первобытности к цивилизации.

Курсовая работа по возрастной психологии

на тему:

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Введение

1. Период детства

2. Период зрелости

3. Пожилой возраст

Заключение

Список использованной литературы

Понятие «возраст» охватывает период от рождения до исчисляемого момента, однако целесообразно учитывать и предшествующий рождению человека период, т.е. эмбриональное развитие, поскольку именно в это время происходит закладка всех отличительных особенностей конкретного человека. Эмбриональный период (эмбриогенез, или зародышевый период) начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и завершается выходом молодой особи из тела матери - рождением нового существа. Весь последующий после рождения период называется постэмбриональным. Кроме того, эмбриогенез делят на два периода. В медицинской практике обычно пользуются двумя понятиями: на протяжении первых 8 недель развивающийся организм называют зародышем; начиная с 9-й недели (т.е. с момента образования зачатков органов) – плодом.

Генетические исследования показали, что развитие признаков, свойственных данному организму, происходит под контролем генетического аппарата, т.е. на разных этапах роста и развития организма происходит последовательное включение разных генов.

Изучение генетической программы эмбрионального периода развития организма имеет важное значение для того, чтобы выявить у будущего ребенка предрасположение к различным заболеваниям нервной системы, болезням обмена веществ и другим, которые можно определить именно в период эмбриогенеза. Знание причин возникновения и характера течения подобных болезней, выявляемое в процессе медико-генетического консультирования, дает возможность специалистам рассчитать и «предсказать» степень риска передачи генетических нарушений потомству.

Всю жизнь человека после его рождения делят на определенные возрастные периоды.

Медицинская практика и жизнь вносят свои коррективы в классификации возрастных периодов человека. В частности, всю временную продолжительность жизни человека стали делить на две группы возрастных периодов. Первая из них охватывает период наиболее динамичного и интенсивного роста и развития организма (возрастные периоды у детей с выделением периода внутриутробного развития). Вторая группа (возрастные периоды взрослого человека) охватывает отрезок жизни человека, организм которого после относительно продолжительной стабилизации развития функций и строения начинает испытывать изменения, связанные с последующим старением и неизбежным итогом - смертью индивида. Каждый возрастной криз требует самого внимательного к себе отношения: кто-то нуждается в консультации терапевта, невролога или сексопатолога, кому-то следует обратиться к врачам иной специальности. Но во всех случаях требуется внимательное, доброжелательное и тактичное отношение со стороны родных, близких и просто окружающих людей.

В данной курсовой работе проводится исследование периодов жизни человека.

1. Период детства

Для всего периода детства характерны постоянное развитие и рост. На ход развития ребенка оказывают влияние разнообразные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы. Под эндогенными факторами понимают особенности организма и его функциональных систем, сформировавшиеся у предков под влиянием среды и унаследованные ребенком, а также образующиеся у самого ребенка под воздействием экзогенных факторов. Остаточные изменения после перенесенных инфекционных заболеваний, травм нервной системы и тому подобные последствия, будучи экзогенного происхождения, становятся после своего образования эндогенными по действию факторами. Доминирующее значение приобретает среда, в которой растет ребенок. Громадную роль играет питание. Правильная организация режима и ухода, профилактика заболеваний - все это может предотвратить нарушения развития детей во всех возрастах.

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов младенца, который мало приспособлен к факторам окружающей его среды. Длительность этого периода определяется временем адаптации организма новорожденного к новым условиям существования и составляет примерно 10 дней.

Период грудного возраста определяется сроком грудного вскармливания. Условно его продолжительность считается равной 1 году (1-й год жизни). Ребенок в этот период, как и в предыдущий, крайне беспомощен, он требует постоянного и бережного ухода. Недостаточное развитие пищеварительного аппарата при относительно высокой потребности в пище в силу интенсивного роста требует правильной организации питания. Ошибки в определении качества и количества пищи могут способствовать быстрому развитию расстройств пищеварительной системы.

У детей первых 2-3 мес. жизни слабо развита система терморегуляции. Тонкая и легкоранимая кожа, слабость большинства барьерных функций делают детей первых месяцев жизни более подверженными различным инфекциям. Отмечается недостаточность иммунитета. В возрасте 5-10 мес. ребенок наиболее беззащитен относительно инфекций. Это обстоятельство связано со снижением пассивного иммунитета (обусловленного ослаблением действия материнских антител, поступающих в организм ребенка через плаценту или с материнским молоком) и недостаточностью собственного активного иммунитета из-за несовершенства развития иммунной системы детского организма первого года жизни.

Особенно опасно проявление слабости иммунной системы для детей, живущих в крупных городах с развитой промышленностью, а также в крупных промышленных центрах, где в последние годы наблюдаются массовые заболевания детей различного рода аллергическими заболеваниями. Эта проблема получила большую социальную значимость и требует решений со стороны государственных органов. Бедственное состояние экологии во многих районах угрожает здоровью населения, в первую очередь детей и уже рожденных, и еще находящихся в утробе матери.

Дошкольный возраст представляет собой достаточно продолжительный период жизни человека. Обычно его делят на две возрастные группы: ясельный возраст (1-3 года) и собственно дошкольный возраст, или возраст детского сада (3-6 лет).

Такое деление достаточно искусственно и связано в основном с социальными причинами. Ребенок, прошедший ясли и детский сад, более общителен, легко вписывается в новый коллектив, что очень важно при начале обучения в школе, приобретает иммунитет к некоторым инфекциям, которые чаще всего встречаются в детских коллективах, и др. Вместе с тем жизнь показала, что малыш, воспитываемый до 3-4 лет в домашних условиях, обладает более высоким уровнем умственного и физического развития, лучше воспринимает школьную программу, более воспитан. Это, конечно, отмечается в тех случаях, когда дома ребенку уделяют достаточно времени и внимания. Период дошкольного возраста называют еще «периодом молочных зубов». В этом названии подчеркнута биологическая особенность возрастного периода. Действительно, именно в этом возрастном интервале жизни ребенка появляются и вырастают так называемые молочные зубы, что сопровождается развитием и совершенствованием пищеварительной системы. Ребенок постепенно приобретает способность употреблять и усваивать практически любую пищу, что дает возможность увеличиваться росту и массе тела, совершенствоваться двигательным навыкам и т. п.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, повышенной любознательностью и активностью, стремлением к инициативе и действию. Чтобы предупредить развитие эгоизма и эгоцентризма, вызываемых описанными качествами, ребенка следует приучать к правилам коллективного взаимодействия. Однако такая работа ни в коем случае не должна убивать в нем духа самостоятельности и инициативности, не должна превращать его в «винтик» сложного сообщества, в котором ему приходится существовать. Главное - привить будущему члену общества уважение к себе подобным, научить его жить в обществе, но не подавлять его личность. Это сложная, трудная, но благородная задача. Примеры и «антипримеры» мы легко найдем в нашем обществе, где на протяжении десятилетий происходило целенаправленное уничтожение или «перевоспитание» всех, кто мало-мальски выделялся среди своих соотечественников. Итогом такой «работы» с подрастающим поколением стало изобилие заурядных серых личностей, неспособных к какой-либо самостоятельной и тем более творческой деятельности.

Следует иметь в виду, что у детей дошкольного возраста существует разрыв между стремлением к активному выражению свойственной им подвижности и реальными возможностями организма. Высокая подвижность и любознательность ребенка в то же время сопровождаются быстрой утомляемостью, поскольку адаптационные возможности органов дыхания и сердечно-сосудистой системы значительно ниже, чем у взрослых. Игры в этом возрасте следует рассматривать как трудовую нагрузку.

Переутомление, перегрузки ведут к развитию невротических реакций, изменению поведения и характера ребенка. Об этом необходимо помнить и при организации обучения ребенка школьного возраста.

Школьный возраст условно делят на младший, средний и старший. Общим свойством младшего школьного возраста является интенсивное течение процессов роста и развития организма. Годовые прибавки в длине составляют от 2,5 до 7 см, а в массе тела - от 1 до 4-5 кг. Следует заметить, что в этой возрастной группе мальчики развиваются значительно быстрее, чем девочки. Продолжаются окостенение и рост скелета, но поскольку не завершено окостенение позвоночника, он остается гибким и податливым. При длительном неправильном положении тела возможно развитие искривления позвоночника. Происходит нарастание мышечной ткани, заканчивается формирование нервного аппарата мышц, увеличивается их сила. Растет легочная ткань, увеличиваются жизненная емкость легких и их минутный объем. Наблюдается повышенная возбудимость дыхательного центра, в связи с чем даже небольшая физическая нагрузка вызывает учащение дыхания. В возрасте 7-8 лет происходит интенсивное функциональное развитие головного мозга при относительно небольшом увеличении его массы.

Демченко Алина Геннадьевна

Время на чтение: 3 минуты

Существуют ли признаки имплантации эмбриона? Этот вопрос волнует каждую женщину и особенно он актуален после процедуры ЭКО. Рассмотрим основные симптомы, которые могут свидетельствовать об успешном наступлении беременности.

Симптоматика

Один из самых значимых этапов беременности – это имплантация эмбриона. Объясняется это тем, что оплодотворенная яйцеклетка воспринимается женским организмом как чужеродный объект, ведь половина генов у него от отца и в некоторых случаях матка стремится отторгнуть зародыш. После того как сперматозоид проникает в яйцеклетку, она покрывается специальной защитной пленкой, которую сохраняет до попадания в матку. Добравшись до места назначения, плодное яйцо расстается с защитной мембраной и прикрепляется маточной стенке.

В этот период наблюдаются признаки, по которым можно судить об успехе. Медики подразделяют их на объективные и субъективные.

Объективные признаки


Именно в подростковом возрасте происходит формирование так называемого разумного эгоизма. Определение эгоизма как дефекта личности, вытекающее якобы из противопоставления личности, личных интересов интересам общества, общественным интересам, вряд ли можно признать верным. На самом деле развитие эгоизма (естественно, разумного), происходящее в ходе формирования личности, есть явление необходимое и закономерное. Еще в XIX веке Н.А. Добролюбов справедливо подчеркивал, что эгоизм - неотъемлемое качество любого человека и что человек, не обладающий самолюбием, теряет свой облик, становится ничтожеством.

Однако в своих крайностях любое качество превращается в противоположность. Новое качество подростка состоит в том, что свое представление о себе он переживает как явление личное, индивидуально значимое. Это качество становится основой для формирования представлений о собственной личности. Это уже не просто выделение себя из окружающего, но осознание качеств собственной личности в результате сопоставления себя со сверстниками, взрослыми, понимания собственной принадлежности к коллективу, своей зависимости от коллектива, от общества.

Подростковый период формирования психики ограничен возрастом от 10-12 до 15-17 лет. Закрепляемые к концу этого периода новые и чрезвычайно сложные качества психики получают дальнейшее усложнение на этапе юности.

Гармонии в формировании психических качеств подростка можно достичь как устранением чрезмерной его опеки в ходе развития, так и исключением чрезмерной перегрузки его хрупкой, формирующейся психики.

Знание законов психического развития и поведения подростков, охрана физического и психического здоровья подрастающего поколения, предоставление им разумной инициативы в жизни должны быть в центре внимания воспитателей, педагогов, врачей и всех граждан, желающих дальнейшего расцвета нашему юношеству.

Гигиена подросткового возраста имеет свои особенности, обусловленные характером и темпами развития организма, и охватывает несколько взаимосвязанных сторон. На первом месте (не по важности, но по необходимости) следует поставить правильную организацию режима труда и отдыха, ибо при отсутствии определенной системы в организации режима дня и ночи или даже в случаях ее неоптимальности могут возникать перенапряжение и переутомление нервной системы, отклонения в деятельности эндокринной, пищеварительной и других систем организма. День подростка должен быть достаточно сильно загружен, чтобы он мог излить почти всю свою энергию. Ночной сон должен длиться не менее 8-9 ч, что достаточно для восстановления сил. При правильном распределении времени его должно хватить и на игры, и на спорт, и на школьные занятия, и на подготовку школьных заданий, и на отдых, включая сон. При организации отдыха следует учитывать негативные последствия чрезмерного увлечения компьютером, видеомагнитофоном, выражающиеся в различного рода нервных срывах. То же самое относится и к увлечению подростков магнитофонами, громкой музыкой дома или на дискотеке, аудиоплеерами и т.д.

Потребностью организма подростка должны стать активные занятия физической культурой и спортом. Физические упражнения различных видов при регулярном их выполнении не только способствуют общему укреплению организма, развитию у ребенка координированное™ движений, быстрой реакции, но и исправляют его осанку, какие-либо дефекты фигуры, способствуют более гармоничному развитию личности, поскольку игры, в том числе спортивные, участие в соревнованиях обеспечивают большие возможности к общению подростков друг с другом, уменьшают свойственную многим детям застенчивость.

Занятия физической культурой и спортом должны проводиться в присутствии и под контролем взрослых. Обязателен медицинский контроль.

Нельзя пренебрегать укреплением навыков самообслуживания, поддержания чистоты, опрятности, культуры внешнего вида, т.е. личной гигиеной.

Благодаря высоким темпам роста подростков и их большой подвижности, требующим своего возмещения в энергетических и пластических материалах, важное значение приобретает питание. В основе гигиены питания подростков лежит соблюдение достаточной калорийности, разнообразия и качества пищевых продуктов, режима питания.

Для подростков, осваивающих профессию, количество пищевых продуктов и калорийность пищи увеличиваются на 10-15% в зависимости от характера нагрузки. То же относится и к регулярно занимающимся спортом. При этом калорийность пищи и ее состав регулируются в зависимости от вида спорта и уровня спортивных достижений.

Термин «акселерация» (от лат. ассекгаио - ускорение) был предложен в 30-х годах двадцатого столетия для характеристики своеобразных явлений, наблюдавшихся в физическом развитии человека. Сопоставление антропометрических данных, полученных в двадцатом веке, с данными, полученными в 30-х годах девятнадцатого столетия, к которым относится начало систематических антропометрических исследований, показало четкую тенденцию к ускорению роста и развития детей и подростков. Наиболее ярко акселерация проявляется в пубертатном периоде, хотя обнаруживается уже на стадии внутриутробного развития.

При оценке таких параметров, как масса и длина тела, необходимо иметь в виду, что отклонения от табличных норм еще не означают какой-либо патологии и могут быть обусловлены особенностями телосложения (конституция), степенью развития мускулатуры, плотностью костной ткани и т.д. В периоды активного роста (7-8 и 12-14 лет) отклонения от нормы могут быть выражены наиболее резко. На практике разработаны приблизительные оценки патологических отклонений в массе тела от нормальных колебаний этого параметра. Так, превышение нормы на 15-20% - признак начинающегося ожирения (ожирение 1 степени). Превышение нормы на 20-50 % говорит об ожирении II степени, а увеличение массы на 50-100 % свидетельствует об ожирении III-IV степени.

То же относится и к длине тела, которая, как один из показателей физического развития организма, способна сигнализировать о наличии каких-либо отклонений в состоянии организма ребенка. Практически все эндокринные заболевания в детском возрасте сопровождаются нарушениями роста. Среди них наиболее часто встречаются гигантизм, акромегалия, нанизм (карликовость) и др. Гигантизм чаще отмечается среди мальчиков-подростков. Его возникновение обычно связывают с чрезмерной чувствительностью костной ткани в зоне ее активного роста к действию соматотропного гормона (гормона роста) или с повышенной продукцией этого гормона передней долей гипофиза. Эффект этого гормона в тех случаях, когда рост скелета уже закончен, может выразиться в проявлениях акромегалии, что выражается в увеличении концевых частей тела - конечностей, носа, челюстей. В тех случаях, когда наблюдается уменьшение секреции соматотропного гормона, может наблюдаться задержка роста, или карликовость, при которой рост ребенка значительно меньше роста его сверстников.

Следовательно, необходимо внимательно следить за динамикой физического развития ребенка - массой и длиной тела.

Юношеский возраст. У юношей показатели физического развития достигают окончательных значений, свойственных уже взрослому зрелому человеку. Правда, имеются определенные различия: тело еще не достигает той мышечной крепости и силы, которые свойственны зрелому мужчине, сохраняет гибкость и стройность, сближающие его с подростком. У девушки фигура также отличается от фигуры женщины, уже обретшей материнство. Юношеский возраст - период жадного и активного накопления знаний. Именно в этом возрасте молодые люди, как правило, получают специальность или активно стремятся к этому, обучаясь в различного рода учебных заведениях или на производстве. Происходит окончательное становление характера, закладывается стереотип жизненных установок, избирательно возникают интересы, ценности, социальные навыки.

2. Период зрелости

Понятие «зрелый возраст» применяется для характеристики жизни людей в возрасте от 21 года до 59-60 лет у мужчин и от 20 до 54-55 лет у женщин. В свою очередь, он подразделяется на два периода: 1-й период - от 21 года до 35 лет у мужчин и от 20 до 35 лет у женщин. Этот период коротко можно охарактеризовать как период относительного постоянства и устойчивости функций организма на максимально высоком уровне его развития. Второй период - от 36 до 59-60 лет у мужчин и от 36 до 54-55 лет у женщин. У людей в этом возрасте отмечаются явления нейроэндокринной перестройки, постепенное, но прогрессирующее снижение основных физиологических показателей, появление первых клинических признаков заболеваний, свойственных более старшему возрасту, что в значительной степени обусловлено снижением адаптивных изменений, происходящих в организме (мелкие травмы, остаточные явления после перенесенных заболеваний, интоксикации разного происхождения, малые и большие стрессы и т.д.).

Основанием для объединения этих двух достаточно различных возрастных групп в одну («зрелый возраст») послужило то обстоятельство, что именно в этом возрастном диапазоне человек занимается общественно полезным трудом и на него рассчитаны различные виды законодательства - трудового, уголовного и т.д. Кроме того, в усредненном виде можно говорить о том, что именно в этот период наблюдается максимум соответствия между календарным (паспортным) и биологическим возрастом.

Несмотря на то что в «зрелом возрасте» выделены два возрастных периода, между ними практически нет строго очерченной границы, или она зыбка и строго индивидуальна. Однако не без основания часто выделяют особый, рубежный возраст. У мужчин - это условно 40 лет, у женщин на несколько лет меньше, почти совпадающий с границей между первым и вторым периодами зрелого возраста. Этот рубеж - 40 лет - отличается рядом особенностей. С одной стороны, в возрасте 40 лет человек (в данном случае мужчина) достигает максимума (потолка) своих потенциальных возможностей. Интенсивность и производительность его труда, особенно умственного, очень высока. Накоплен большой жизненный и трудовой опыт. У большинства людей их знания, опыт приносят максимальную отдачу или только начинают ее приносить. Человек в свои 40 лет становится максимально полезным членом общества, его ценят и на работе и дома. Однако именно в этом возрасте закладывается и начинает разыгрываться своеобразная трагедия - определяется несоответствие между физическим состоянием тела и умственным потенциалом «хозяина» этого тела, наблюдается разрыв между желаниями и возможностями их воплощения. В условиях, когда мозг работает с высокой интенсивностью и отдачей, а главное - еще способен работать в таком режиме достаточно долго, в организме начинаются деструктивные процессы и неблагоприятные перемены - он начинает стареть. И хотя до старости еще далеко, процесс накопления нежелательных отрицательных изменений необратим и неумолимо нарастает.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»