Мукасей Анатолий Михайлович: биография, личная жизнь, интересные факты. Светлана Дружинина: как чувствовать себя молодой и современной в любом возрасте

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Светлана Сергеевна, глядя на вас на съёмочной площадке, думаешь, что годы не властны над вами...

Светлана Дружинина: А я не считаю свои годы! Если стану размышлять о том, что у меня болит, то не сделаю ничего, а у меня много работы. Загружайте себя делами! Энергия аккумулирует энергию. Лениться нельзя.

— Это правда, что вы можете до сих пор сесть в позу лотоса и на шпагат?

— У меня есть гимнастика, которую я стараюсь делать каждое утро. В последние годы некоторые упражнения, к сожалению, пришлось «сократить»: у меня переломано колено — была тяжёлая травма на съёмках «Гардемаринов». Муж (известный оператор Анатолий Мукасей. — Ред. ) печалился, выхаживал меня, пока я лежала в большом гипсе, а теперь шутит: «Какое счастье! Если бы колено не было сломано, не знаю, куда бы ты ещё побежала! Сейчас хоть что-то приостанавливает тебя». Это всё, конечно, шутки, чтобы поддержать друг друга. А тогда было не до смеха... Первые четыре части «Гардемаринов» были сняты на костылях...

Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей. Фото: www.russianlook.com

Дела семейные

— А кто у вас в семье верховодит? Ваш супруг производит впечатление мягкого человека...

— Мягко стелет — да жёстко спать. Да, Мукасей умеет погасить мой взрыв эмоциональный. Но это совсем не значит, что он тряпка. Толя очень упорный человек. Умеет настаивать на своём и в семье, и на съёмочной площадке. Все, кто работал с нами, знают, что мягкий, обаятельный Мукасей вовсе не такой пушистый. Как говорится, из рук пищу не берёт. (Смеётся.)

Кризисы семейной жизни? Пока нас Бог миловал, за больше чем 50 лет совместной жизни у нас получается уживаться.

Светлана Дружинина на трибуне о время матча 1/8 финала женской Европейской Лиги чемпионов 2012/13 Фото: РИА Новости / Роман Кручинин

— А мама вы строгая?

— Я обожаю своего сына, и Миша очень любит меня, я это знаю. Но у нас бывают очень крутые споры. Но мы никогда не оскорбляем друг друга, не переходим на личности, никто никого не обзывает, не упрекает.

Если мы порой «перехлёстываем» через край, мне ничего не стоит позвонить и сказать: « Миш, по — моему, я рванула» . — «Да, мать! Ну ничего. Я тоже был непрост». Я сына очень жалею: ему сказать мне извини безумно трудно, он не любит просить прощения. Но по его поведению я всегда знаю, что он хочет помириться...

— А с внуками — при вашей — то занятости — часто удаётся общаться?

— У меня три внука — Даниил, Максим и Елизавета . Все очень хорошие ребята, талантливые, красивые, умные. И все — от разных матерей. Одной невестки, царство ей небесное, уже нет... Мой самый старший внук Даниил мне как родненький сын. Мы с Анатолием Михайловичем стали его опекунами. (Это пришлось сделать по трагической причине — старший сын Дружининой и Мукасея погиб в 1978 г. — Ред. ). Мы с Данилкой работаем вместе. Он режиссёр по компьютерному монтажу. Причём очень хорошо монтирует, лучше, чем все мы, знает эту технику... И Максима я очень люблю, и Лизку. Но, к сожалению, мы с ними не так тесно общаемся. Так сложилась судьба.

Режиссер Светлана Дружинина и оператор Анатолий Мукасей на съемочной площадке киноэпопеи «Тайны дворцовых переворотов» в «Усадьбе Кусково». 2010 год Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Умейте говорить спасибо

— Вы выбрали сложнейшую для женщины профессию — режиссёра...

— Я очень жертвенно отношусь к своей работе. «Коллективное творчество» — это неправда. Да, оно коллективное. Но коллектив собираю я, ответственна за него я. Я обязана властвовать и владеть всем этим делом. Но владеть мудро, разумно. Не ради собственных амбиций, а чтобы сделать общее достойное дело. И мой муж, и я всегда работаем на результат. Иногда на съёмках фильмов, как сейчас говорят, «пилят» бюджет. Нам «пилить» нечего. Мы большие дорогие картины делаем за очень маленькие деньги.

— Вы неоднократно говорили, что преклоняетесь перед Екатериной II. Императрица работала только с мужчинами. А вам легче работается с мужчинами или с женщинами?

— Люблю работать именно с мужчинами. Мне в этом плане повезло: моя режиссёрская карьера складывалась рядом с талантливыми, уже известными к тому времени писателями, драматургами, сценаристами. Свой дебют «Зинка» я писала с Борисом Можаевым . С Володиным над «Дульсинеей Тобосской» мы вот здесь, за этим столом работали... (Разговор происходит дома у Дружининой. — Ред .). Юрию Марковичу Нагибину я обязана тем, что он меня «подсадил на время». Мне стало безумно интересно работать именно в Истории.

Рабочий момент на съемках фильма о гардемаринах режиссера Светланы Дружининой, 1987 год Фото: РИА Новости / Ю. Венцковский

— А кто вас на «Гардемаринов» вдохновил?

— Это «привет» от Каверина . Когда мы работали над «Исполнением желаний», у нас были серьёзные споры и даже ссоры. Но мы всегда мирились и очень продуктивно работали...

Кстати, я никогда не влезаю в соавторы сценария. Да, я обязательно рассказываю о своей позиции, пытаюсь её доказать. Но никогда не спорю, если вдруг предложение противоположной стороны будет лучше, чем моё. Может быть, вначале не приму его. Как говорю, я талантлива завтра. На следующий день могу и извинения попросить, и сделать это совершенно искренне.

Когда говорю о том, что люблю работать с мужчинами, я имею в виду только определённые этапы. А так у меня вся съёмочная команда — женщины. Иначе как снимать зимой на натуре в чистом поле, да ещё когда вокруг темно, холодно? Как прожить, что съесть, как на следующий день всё организовать... Мужики таких тяжёлых условий не выдерживают. Только наши милые женщины.


  • «За витриной универмага». 1955 год.

  • «Дело было в Пенькове». 1957 год.

  • «Девчата». 1961 год.

  • «Орлиный остров» 1961 год.

  • «Одиночество». 1964 год.

  • «Любимая». 1965 год.

  • «Сердце России». 1970 год.
  • © РИА Новости / Светлана Дружинина и Снежана Полежаева на съемочной площадке киноэпопеи «Тайны дворцовых переворотов». 2010 год.

— Сегодня много говорят о том, что уровень культуры падает... Как, по-вашему, удерживать планку, оставаться интеллигентным человеком?

— Как-то я была на передаче о Вячеславе Тихонове . Мы вместе с ним снимались в картине «Дело было в Пенькове». На съёмках программы мне задали вопрос: «А был ли Тихонов интеллигентным человеком?» Когда спрашивают о таких понятиях, как «интеллигентный человек», «духовность», я отвечаю: «Это невозможно оформить на словесном уровне. Нельзя потрогать руками». Все люди, о которых я вам рассказывала, были невероятно интеллигентные, потому что были жертвенны. Творили для Отечества с вдохновением и любовью. Они — наша духовная платформа.

Как оставаться интеллигентным человеком? Надо помнить добро, своих родителей, учителей. Помнить тех, кто тебе помог стать чуть-чуть выше, поддержал в трудную минуту, успокоил. Мне кажется, умение говорить искреннее спасибо и помнить своё начало начал тоже входят в систему интеллигентности.

Светлана Дружинина и Вячеслав Тихонов в фильме «Дело было в Пенькове», 1958 год

Михаил Мукасей в прошлом - выпускник ВГИКа и кинооператор. В 80-х годах был бас-гитаристом группы "Оберманекен", участвовал в съемках рекламы и создавал музыкальные клипы, входил в состав съемочной группы на съемках ряда кинофильмов в качестве оператора-постановщика. В наши дни отошел в сферу предпринимательства, занимается продюсерской деятельностью и теперь больше известен как муж знаменитой волейболистки Екатерины Гамовой.

Корни

Родился Михаил Мукасей в творческой семье актрисы и режиссера Светланы Дружининой и известного кинооператора, лауреата Государственной премии СССР Анатолия Мукасея. Дедушка и бабушка Михаила были прославленными советскими разведчиками, так что корни у Мукасея вполне звездные.

Родители Михаила - дружная семейная пара, много лет вместе и во всем поддерживают друг друга. Пережив в 1986 году потерю старшего сына (брата Михаила, Анатолия), нашли в себе силы жить дальше полноценной творческой жизнью, а сейчас активно участвуют в судьбе Михаила и его третьей жены Екатерины.

Семья сегодня

Михаил Мукасей женат в третий раз. Его избранницей стала всемирно известная звезда российского волейбола Екатерина Гамова. Михаил до этого был дважды женат, и у него растут дети - сын и дочь. В настоящее время Катя закончила спортивную карьеру, но, по ее словам, сидеть дома она не собирается. Причиной ухода из сборной она объявила спортивную травму и ряд неудачных выступлений.

Познакомилась пара в 2011 году на съемках рекламного видеоролика. Высокая симпатичная Екатерина (рост бывшей спортсменки - 2 метра 2 сантиметра) не могла не привлечь внимание Михаила, выполнявшего работу оператора. Звездная свадьба состоялась теплым летним днем 17 августа 2012 года, о чем вскоре известили все таблоиды.

Скромная свадьба

Прошло мероприятие в кругу самых близких, Екатерина выглядела особенной красавицей в сшитом на заказ платье. Бывшая спортсменка никогда не жаловала журналистов, и ее личная жизнь всегда скрывалась за завесой тайны. Не слишком рады были прессе и на прошедшем свадебном банкете. Ряду изданий в свадебной съемке было отказано. Екатерина и Михаил Мукасей фото на свадьбе поручили делать профессиональным фотографам.

На мероприятии присутствовал сын Михаила. Он довольно взрослый, учится в школе и успел подружиться с избранницей отца заранее. Ходили слухи, что Катя разрушила предыдущий брак Михаила, но это не так. На момент знакомства с ней Мукасей был уже в разводе.

Свадьба проходила по всем русским традициям. Был и выкуп невесты, и веселые конкурсы, и тосты за счастье молодых. Подарки поступали в основном в денежном эквиваленте, как сейчас принято. Медовый месяц молодожены провели в Ницце.

Не пара?

Многим не дает покоя высокий рост Екатерины и прочие ее параметры. Сплетники утверждают, что размер ее обуви - 49! Ни Екатерина, ни ее муж не комплексуют по поводу разницы в росте. Разве для двух любящих сердец такие мелочи имеют значение? Михаил Мукасей рост свой не афиширует, справедливо полагая, что мужчину украшают другие достоинства. Да и рост у него сам по себе вполне приличный. Он старше супруги на 15 лет, и она чувствует себя рядом с мужем надежно и уверенно.

Родители Михаила тепло относятся к невестке, приняли ее как дочь. Когда невестка выступала на международных соревнованиях, Светлана и Алексей вылетали за границу, чтобы поддержать боевой дух Кати. В интервью Дружинина отзывалась о ней как об очень мудрой женщине.

Остается надеяться, что новая семья, существующая уже 4,5 года, окажется такой же крепкой и дружной, как и у родителей Михаила. Ведь, что ни говори, близкие и родные люди - это самая большая ценность в жизни каждого человека. В планах у пары наверняка появление наследников, но заранее о таком не говорят. Время покажет.

«На съемках фильма «Дело было в Пенькове» Ростоцкому со мной пришлось нелегко. Чтобы я по привычке не стояла в первой балетной позиции, ассистенты подползали ко мне по земле и, стараясь не попадать в кадр, били палкой по ступням. А еще я никак не могла влюбиться в Славу Тихонова . А ведь чтобы снять фильм о любви, нужно испытывать друг к другу чувства. У нас с Тихоновым никак не выходила любовная сцена, и Ростоцкий очень резко сказал: «Если ты не влюбишься хотя бы в пуговицу Тихонова, уходи вон из этой профессии!»

На пухлой картонной бухгалтерской папке с завязочками было написано: «Трое из навигацкой школы». А внутри - какое-то дикое количество рукописных страниц. Мне вручила ее Нина Соротокина, про которую я знала только две вещи: что ей нравились мои фильмы и что по профессии она инженер-сантехник. Когда Нина привезла мне свою рукопись, естественно, я приняла ее за графомана. Папка долго пылилась у меня в квартире. А потом случился пожар. Все книги из нашей огромной библиотеки были испорчены - сгорели или попали под воду и пену. Не пострадала только рукопись Нины Соротокиной! Я восприняла это как некий мистический знак. И стала читать. А прочитав, тут же позвонила автору: «Если ты согласна, что в фильме будет много музыки и песен, буду думать об этой работе». Так начались «Гардемарины», перевернувшие мою жизнь. Впрочем, таких переворотов у меня было много…

«Как вас зовут?» - «Света Дружинина». В коридоре хореографического училища меня схватила за руку незнакомая женщина. «Я ассистент с «Мосфильма» и хотела бы с вами поговорить». - «Некогда, я опоздаю на занятия». Женщина бежала за мной трусцой и говорила: «Я вам позвоню. Какой телефон?» - «Нет телефона. Один телефон на весь подъезд, и то только по делу, а я вас не знаю». Но она сама сунула мне в руку бумажку с номером телефона. Я жила в районе Марьина Роща, в коммунальной квартире. Телефон действительно был один - на третьем этаже.

Никогда не забуду номер: Д1-80-92. Позвонить на «Мосфильм» мне разрешили, но я знала, что каждый в соседней комнате приложил ухо к замочной скважине, чтобы услышать, правду я сказала про киностудию или обманула, чтобы позвонить какому-нибудь мальчишке… Ассистентка звонку была рада и сказала: «Знаете такого поэта Сергея Михалкова ? Он организовал у нас на киностудии «Мосфильм» свое объединение «Фитиль». Для первого фильма «Я ничего не помню» он написал сценарий о том, как пьяный водитель давит юную скрипачку. Водителя сыграет Петр Глебов , а героиню мы ищем. Хотим пригласить вас на пробы». Она объяснила, как пройти на «Мосфильм».

Я никогда прежде там не была. Претенденток на роль погибающей скрипачки было много, но утвердили меня. Съемки проходили ночью возле Киевского вокзала. Стоял морозный ноябрь, я дико замерзла, простыла, пропустила репетиции и спектакль, в котором была занята. То есть впечатление от первой встречи с кинематографом оказалось удручающим. Но должна признать - в старые добрые времена идеально была налажена система поиска молодых талантов.

В свой первый полнометражный фильм я тоже попала случайно. Из-за тяжелой травмы локтя не смогла танцевать в выпускном вечере балетного училища. Рука плетью висела на перевязи. Меня все жалели и предложили стать ведущей, чтобы как-то скрасить мою печаль. Выпускной проходил в Большом зале Консерватории и транслировался в прямом эфире. Эту трансляцию увидел режиссер Самсон Самсонов. И уже на следующий день, когда я вернулась домой из училища, моя бабушка протянула мне стопку отпечатанных на машинке страниц и сказала: «Какая-то женщина привезла тебе стационар».

Это был сценарий. А назывался он «Каменное сердце», правда, потом его переименовали в «За витриной универмага». Сценарист - Алексей Каплер. Он недавно вернулся из ссылки, куда попал из-за романтических отношений с дочерью Сталина Светланой. И вот когда Сталин умер, Каплер вернулся в профессию. В те годы высшее руководство дало установку: народ нужно веселить, нужен праздник, комедия. И Каплер эту установку четко выполнил. Вспоминая свой первый опыт на «Мосфильме», сниматься я не хотела. Но соседи по коммунальной квартире прочли сценарий вслух на кухне и сказали: «Светка, сниматься нужно! Роль большая - Соня Божко! Больше, чем та, где тебя задавили! А тут и любовь. Правда, с милиционером… (В Марьиной Роще милицию не любили.) И видишь, видишь, кто будет играть твоего отца - Тенин!» А вот Тенина любили все. Так что по общему решению коммунальной квартиры 38, дом 14 дробь 42, я выехала на кинопробы к Самсону Самсонову и молниеносно была утверждена.

Тоже случайность - в роли Сони уже снималась очень хорошая актриса, красивая, тонкая, талантливая, профессиональная Леночка Добронравова, которую полюбили зрители после ее роли в «Большой семье». Но с Самсоновым у нее что-то не заладилось, и он велел срочно менять артистку. Приехал домой, включил телевизор и увидел прямую трансляцию того самого концерта из консерватории, который я вела. Так решилась моя судьба... Я никогда об этом не рассказывала, но на общих планах и в массовых сценах маячит Леночка Добронравова…Потому и все ее костюмы перешли мне по наследству. Они ужасно меня уродовали…

На съемочной площадке мне очень понравилось. Я совершила важное открытие: есть такая потрясающая профессия - режиссер кино. Но при этом я понимала, в 19 лет режиссерами не становятся. И нужно узнать, что такое жизнь, кино и профессия… У меня в этом смысле сложилось все само собой. В последний съемочный день кто-то из ассистентов сказал: «Светочка, завтра начинается дополнительный набор во ВГИК, на актерский факультет». С палубы парохода, где проходили съемки, я пришла во ВГИК. Вот уж действительно - с корабля на бал… И поступила! Легко! Потому что не нервничала ни секунды. Ведь у меня был в запасе балет!

4 сентября меня зачислили на курс Бибикова и Пыжовой. Параллельно актерско-режиссерский курс набирала еще одна семейная пара - Герасимов и Макарова. Казалось бы, между курсами должна быть конкуренция, но ничего подобного не случалось. Сергей Аполлинариевич частенько для своих работ выбирал студентов с параллельного курса. В его «Молодой гвардии» играют Нонна Мордюкова и Слава Тихонов - студенты Бибикова и Пыжовой.

Участие студентов ВГИКа в съемках не приветствовалось. Когда я училась на втором курсе и стала сниматься у Станислава Иосифовича Ростоцкого в фильме «Дело было в Пенькове», меня отчислили. Но результат оказался отличным, и меня вновь зачислили... Сейчас думаю: Ростоцкому было всего 35 лет! Мне он казался старым фронтовиком. Он имел безошибочный нюх на женщин-актрис. Каждая его картина - открытие женского имени. В нашем фильме Майя Менглет сыграла свою первую роль. Также он открыл такие имена, как Лариса Лужина , Ирина Печерникова, Ольга Остроумова , Ирина Шевчук , Елена Драпеко...

Роли, которые мы играли со Славой Тихоновым, считались «почвенными». Ростоцкому пришлось за нас воевать. Претензии заключались в том, что я балерина, а Слава «фрачный герой». Но Ростоцкий настоял на своем выборе. И Тихонову пришлось жестоко бороться со своим природным аристократизмом. Он сам высветлил себе волосы, подрезал брови и выщипал их посередине, чтобы они не срастались в одну линию. Слава радовался: «Руки меня, слава богу, выручают».

У него действительно были рабочие руки, он же по первой профессии токарь. Поэтому в фильме Тихонов много жестикулирует, чтобы продемонстрировать их. Проводит грязными ладонями по лицу и пачкает свой идеальный прямой нос и скулы, чтобы сбить аристократическую симметрию лица. Все у Славы было продумано. А со мной Ростоцкому пришлось нелегко. Чтобы я по привычке не стояла в первой балетной позиции, ассистенты подползали ко мне по земле и, стараясь не попадать в кадр, били палкой по ступням.

Роль моей соперницы Тони должна была играть Нина Меньшикова, великолепная артистка и супруга Рос­тоцкого. Но она узнала, что беременна. А они с Ростоцким давно очень хотели ребенка. И по общему семейному решению Нина отказалась от роли. Хотя она идеально подходила! Тогда было бы понятно противостояние двух женщин: грудастой, яркой, крупной Ларисы и одухотворенной, тоненькой, с пушис­тыми пепельными волосами Тони. Между двумя героинями был бы конт­раст духа и плоти. А в результате соперниц сыграли две бедрастые и мясистые барышни. Выходила более примитивная история - Тихонов метался между двумя постелями.

У Майи Менглет - наследницы известной театральной фамилии - в картине, наверное, самый роскошный крупный план советского времени: Майя под музыку очень долго лежит в койке с устремленными куда-то ввысь голубыми глазами. Ростоцкий был увлечен ею. На съемках подобные истории случаются. Порой так и рождаются звезды… А Ростоцкий еще и по природе своей был невероятно увлекающимся. Позже мы с его женой Ниночкой подружились на съемках «Девчат» и тепло общались долгие годы. Ниночка мне откровенно рассказывала: «Я всегда знаю о его увлечениях. Но мне легче пережить этот платонический роман, после которого у него будет удачный фильм, чем вместе с ним рыдать над его неудачей и ощущать, что в этом виновата я. Он ведь Пигмалион. Все мужчины-творцы - Пигмалионы. Они создают статую, влюбляются в нее. А потом эта статуя становится неинтересной и творец возвращается «в свое стойло»… Мудрая она была женщина…

Но ведь и правда, чтобы снять фильм о любви, нужно испытывать друг к другу чувства. И актеры это знают и сами стремятся на съемках влюбиться в партнера. Совсем не обязательно бежать в койку, но тяготеть друг к другу, быть увлеченными - обязательно. Об этом правиле я узнала именно снимаясь у Ростоцкого. У нас с Тихоновым никак не выходила любовная сцена, режиссер очень резко сказал: «Если ты не влюбишься хотя бы в пуговицу Тихонова, уходи вон из этой профессии!»

Со Славочкой Тихоновым любовь играть - это еще не проблема. А ведь приходилось и с Рыбниковым… На главную мужскую роль в «Девчатах» был утвержден Володя Трещалов, голубоглазый обаятельный красавец, с которым мы все подружились и вовсю кокетничали, хихикали, обнимались, влюблялись. Володя Трещалов так точно попал в эту лузу! Если бы он сыграл - это было бы чудо! Но наверху решили, что Рыбников станет идеальным главным героем. Инна Макарова , которую нам также рекомендовали сверху, сказала: «Ну вот теперь вы узнаете, что к чему». Про них двоих говорили: спущены с «Высоты». Фильм «Высота», где они оба снялись, обожало партийное руководство… Все бы ничего, но Рыбников и вел себя высокомерно, как звезда. Смотрел на всех свысока, диктовал свои условия. Настаивал, чтобы Анфису играла не я, а его супруга Алла Ларионова . Но ему это не удалось, и Рыбников не скрывал своей антипатии ко мне. Кстати, свою роль в «Девчатах» я чуть не потеряла. Но, надо признать, вовсе не из-за Рыбникова. Худсовет, отсмотрев первоначальный материал, сказал: «Никто не поверит, что герой ушел от красавицы Дружининой к этой коротышке Румянцевой! Убирайте Дружинину!» Вместо меня уже пригласили другую актрису - сестру Васи Ланового, Валю, которая в это время оканчивала театральное училище, - глазастая, крупнолицая, с большой грудью… Только благодаря мудрейшему и опытнейшему Юлию Яковлевичу Райзману, худруку объединения, Анфиска осталась моей. Райзман посоветовал режиссеру: «Дружинину не меняй, она все правильно делает. Просто убери все ее крупные планы и подрежь длинные ноги». Конечно, увидев, что осталось от моей роли, я рыдала!.. Но это мои личные претензии, зрители этих нюансов не замечают. Они искренне любят этот фильм уже целых 55 лет!.. Кстати, критики после премьеры картину не заметили. Они молчали. Прекрасного комедиографа Чулюкина это ранило. Как-то он со мной поделился: «С комедиями карьеру не сделаешь. Они никому не нужны…» Считалось, что это кино для кухарок, для рабочего класса. А в моде среди людей искусства были поиски мыслей, духа…

После актерского отделения я отработала три года по специальности, как этого требовал диплом, и поступила на режиссуру. Не на курсы, нет… Во ВГИК! Это была проверка для меня самой: смею ли я заниматься этой уникальной профессией?.. Снимала в основном комедии, жанровые и приключенческие фильмы, в которых много музыки. Цирк, балет и музыка оставили во мне неизгладимый след! Я наслаждалась, снимая «Принцессу цирка» по оперетте Кальмана. На главную роль пригласила Наташу Белохвостикову. Это была совершенно нетипичная для нее работа. Все считали, что тонкие психологические роли - это ее, а оперетта - категорически нет. А Наташа справилась прекрасно! В этой роли раскрылась ее женская сущность, о которой мало кто догадывался. Наташа ведь очень привлекательна эротически! И после этой картины у нее появилось колоссальное количество поклонников. А потому что - все для зрителей!

Признания критиков «Принцесса цирка» не получила. Как и все остальные мои фильмы, кроме самого первого - «Исполнение желаний». Это был мой единственный фильм, снятый в «серьезном» жанре социальной драмы. Очень известный критик Капралов написал в ведущей газете: «…у нас появилось новое поколение…» - и назвал три фамилии: Коли Губенко, мою и еще кого-то... В «Исполнении желаний» снимались Иннокентий Смоктуновский , Еременко-младший, Наталья Бондарчук, Евгений Лебедев, Ларочка Лужина. Смоктуновский был, пожалуй, самым требовательным из всех. Кто-то жаловался на его сложный характер, но я ничего такого не замечала.

Отношения с ним у меня сложились прекрасные. Кеша был очень скромным человеком и уникальным артистом, а чем талантливее артист, тем с ним душевнее и легче работать. Хороший актер ни о чем другом не думает, кроме того чтобы хорошо сделать свое дело. Он не станет тратить себя на интриги, сплетни, зависть и всякую ерунду. Вот и Смоктуновский никогда не делал гадости, не опаздывал, не трепался в перерывах, не травил анекдоты. Жена давала ему с собой домашнюю еду, и он спокойно сидел в стороне, ел и отдыхал…

Именно Смоктуновский был первым, кто позвонил мне после премьеры «Дульсинеи Тобосской»: «Света, поздравляю! Сегодня ты обрела огромное количество врагов». - «А что такое, Кеша?» - «Ты сделала очень хорошую картину! Ты мастер! И поэтому враги будут. И один из них - очень серьезный. У нас во МХАТе эта «Дульсинея Тобосская» с треском провалилась». Уж не знаю, кого он имел в виду…

Со съемками «Дульсинеи...» было немало проблем. На роль Санчо Пансы был утвержден Евгений Леонов - мы даже сшили костюмы и записали фонограмму точно под его голос, потому что фильм музыкальный, а артист он не поющий. Но Леонов в самый последний момент ушел сниматься к Рязанову в картину «О бедном гусаре замолвите слово»… Для меня эта потеря была очень серьезной - Леонов был бы потрясающим Санчо!.. И я пришла поговорить об этом с Эльдаром. Рязанов молчал, а его жена Нина, которая была его редактором, говорила за него: «Света, но он же не будет думать о тебе и не думать о себе». Я много раз убеждалась, мы платим за все…

В результате Леонов у Рязанова сыграл не самую свою удачную роль, потому что согласился параллельно сниматься в совместной с финнами картине «За спичками». Подводил и одну съемочную группу, и другую. На площадке у него были очень напряженные отношения с актерами. И когда по сценарию было необходимо избить его, артисты сговорились и лупили Леонова по-настоящему, так были на него злы. Он орал, стонал, но его не слушали и продолжали дубасить и перебрасывать друг другу. После окончания съемок Евгений Павлович молча, не снимая грима, отправился на вокзал и ­уехал. А картину ни разу не смотрел. И признался мне: «Ну конечно, я сглупил. Нужно было сыграть Санчо Пансу, роль хорошая, и кино получилось… Правда, не люблю петь под чужую фонограмму».

Главного героя у меня играл красивый талантливый Борис Плотников. Правда, в этой роли изначально я хотела видеть Мишу Боярского. Он блес­тяще прошел пробы, но в последний момент меня предупредили, что его никто не утвердит, никогда!... Ходили разговоры о скандальной истории, когда он подвыпил и крушил на Невском витрины, ругая советскую власть… Он же внук репрессированного митрополита!.. И я его понимаю: у меня у самой дед был священник.

Надо сказать, что Мишу Боярского я обожаю! Мы познакомились на съемках картины «Пока безумствует мечта», оператором на которой был мой муж (Анатолий Мукасей. - Прим. ред.). Из-за эмиграции в Америку Васи Аксенова, который написал сценарий, картина легла на полку. Очень жаль, она получилась превосходной. И компания, которая там снималась, была замечательной - Коля Караченцов, Ролан Быков , Коля Гринько и прекрасный, обаятельный, общительный и красивый мужчина Миша Боярский. Как только представилась возможность, я пригласила его на главную роль в картину «Сватовство гусара».

Специально для него гениальный композитор Гена Гладков написал музыку. Он тоже считал, что лучше гусара, чем Боярский, в стране нет. А Миша еще долго сопротивлялся. Он уже был звездой! А тут какой-то водевиль. Но когда Гладков сыграл ему романсы, Миша, который знает толк в хорошей музыке, не смог отказать. Снималась картина легко и весело, и ничто не предвещало драмы... На 29-м километре Киевского шоссе Миша попал в страшную аварию. Врачи говорили: «Боярский - смертник, а если и выживет, то останется калекой». Но мы надеялись и молились, и произошло чудо - Миша встал на ноги…

Во время болезни на общих планах его заменял дублер. Миша знал об этом, переживал. Выпуская из больницы, ему категорически запретили садиться в седло из-за проблем с позвоночником. Но в первый съемочный день Миша эффектно выехал к нам на камеру на лошади. Я ахнула, но не сказала «стоп». Каскадеры зажали своими лошадьми Мишину лошадь, чтобы та не взбрыкнула. И так аккуратненько вывезли его на точку. А на крупный план они бережно опустили его с коня, подставили железную раму, за которую он держался, подпрыгивая, словно сидел в седле, и пел…

Что касается Дульсинеи, с ней тоже было непросто. Я очень хотела снимать Наташу Гундареву , но ее кандидатуру долго не утверждали, пришлось за нее серьезно биться. Я победила, но тут начались трудности с самой Наташей. «Дульсинея» встретила меня настороженно. Она привыкла работать с глыбами - Хейфецем, Гончаровым, - а тут какая-то девочка. Фыркала, жаловалась на меня директору киностудии Сизову, но он ответил ей очень жестко: «Успокойтесь и скажите спасибо Дружининой, что вас утвердили. Все были против…» Проблемы мгновенно разрешились. Работала она самоотверженно. Съемки проходили в Азербайджане - часть в Баку, в Старом городе, часть на плато Гобустан - в месте, где идет змеиная охота и находится фабрика по забору змеиного яда. Мы оказались там в самый пик сезона, когда гюрза плодится и идет ее отлов. Местные жители в это время очень осторожны.

По незнанию я обрадовалась, что так легко нам позволили там работать и нет любопытных зрителей! Но мы быстро сообразили, что к чему. Чтобы выйти на нужную точку, проделывали сложный ритуал: сначала в высоких резиновых сапогах шел наш оператор Анатолий Михайлович Мукасей (именно с супругом Дружинина сняла почти все свои фильмы. - Прим. ред.), след в след за ним ступала я в кедах, переворачивая палкой каждый камушек, чтобы разбежались скорпионы. За мной - Наташа Гундарева в тапках. Точнее, в одном тапке, потому что вторая нога была в гипсе, у Гундаревой тогда был перелом стопы. Снималась Наташа босиком - перед командой «Мотор!» снимала лангету и легко передвигалась по выверенному пути. Дульсинею она сыграла гениально. Радовалась совершенно новой для себя героине: «Мне-то все Родину-мать дают играть! Надоело!»

В результате мы стали большими друзьями. В ней было столько жизни и сил! Она о себе говорила: «Я же бульдозер!» Если ей что-то было надо, она добивалась. Таскала домой огромные сумки с продуктами. Дружила со всеми поварихами в столовых, со всеми продавщицами в буфете на «Мосфильме». Они ее обожали и даже в самые голодные времена оставляли ей окорочка и всякие дефицитные продукты… Когда играла в «Гардемаринах» императрицу Елизавету и мы с Толей подвозили ее со съемок домой, Наташа настаивала: «Ну идемте, я вас накормлю!» Очень быстро и вкусно готовила, у нее в руках все плясало. Я скромничала: «Да мы торопимся». А она безапелляционно заявляла: «Ешьте, тощие вы мои! Я вам еще и домой заверну!» Знала - у нас дети.

Она была хлебосольная, приветливая хозяйка. Рукодельница. Могла сидеть на озвучании в темноте и на ощупь спицами вязать сумасшедшие кофты, свитера мужу, платки, фантастические шарфы, перчатки. У нее были руки золотые и золотое сердце. Великолепно рисовала. Наташа ведь когда-то работала в архитектурном бюро… С удовольствием и талантливо перестраивала квартиры и себе, и товарищам. Гундарева знала, что я готовлю «Тайны дворцовых переворотов» и там ее ждет место молодой Елизаветы. Смеялась: «Вот похудею и сыграю Лисочку!» Она действительно похудела, похорошела, помолодела и заливисто хохотала: «Ну как же, как же, мы готовимся! Мы еще и на троне посидим!» И неожиданно заболела…

Для меня потеря друзей, любимых артистов - невосполнимая утрата. Мои артисты - это моя семья… И кстати, я никогда на них не ору через площадку, как многие режиссеры. На площадке очень легко самоутверждаться, место для такой болезни заразительное! Мой режиссерский стул всегда свободен, я - или рядом с камерой, или с артистом. Если нужно, подойду, тихонечко поговорим на своем, на птичьем, понятном только нам языке, иногда и о неприятном… И актеры за это всегда благодарны. Власть режиссера для артиста может быть унизительной. Артистов надо любить, какими бы они ни были, потому что, как сказал Леня Филатов , артисты - сукины дети, но они дети! Многие актеры, можно сказать, выросли у меня на глазах. Я рада, что сейчас Саша Лазарев , которого я когда-то пригласила фактически на один кадр - просто улыбнуться, стал мощным артистом. Мы с ним дружим. Санечка Домогаров - наш дружочек. Я его увидела на дубляже и просто обалдела - красивый, спортивный, жаждущий работать парень без идиотских претензий, адекватный, что сейчас редкость… Миша Мамаев - неукротимый поэт и музыкант… Ну и конечно, мы дружим с семьей Харатьянов.

Первоначально роль Алеши Корсака в фильме «Гардемарины, вперед!» должен был играть Юрий Мороз . Отснялся в эпизоде, но на занятия конным спортом и фехтованием не ходил - он тогда оканчивал режиссерский факультет и, видимо, уже настроился на другую карьеру… Вот его и сменили на Диму Харатьяна . «Посмотри, хороший мальчик», - сказал мне муж, который снимал его в советско-мексиканском фильме «Эсперанса». Утвердили на роль Харатьяна, но, увы, пришлось поменять Софью - Марину Зудину . Она выглядела старше и крупнее Алеши Корсака. Зато Олечка Машная монтировалась с Харатьяном идеально.

Очень надеюсь все-таки снять продолжение «Гардемаринов» с моими любимыми артистами. Оно будет строиться вокруг важного исторического события - завоевания Крыма во времена правления Екатерины Великой. Картина дорогая - костюмная. Но я умею работать экономно. У меня ведь полторы тысячи костюмов осталось от предыдущих исторических проектов! Группа уже была готова, и актеры обрадовались новой встрече со зрителями, но в последний момент мы получили отказ в финансировании. Нет денег. Вот такая у нас у всех ситуация… Но я не опускаю руки. Недавно была в Крыму, и нам пообещали там помощь… Тем временем фанаты «Гардемаринов» написали в Интернете петицию в поддержку проекта. Адреса, конечно, наивные и трогательные до слез, например: «Кремль, Путину»… Но тем, кто любит мое кино, - большое спасибо и поклон. Ведь всю жизнь я снимала фильмы не для критиков и наград, а для зрителей. Так что все в порядке, дорогие друзья. Будем жить долго и счастливо!

Актриса и режиссер поделилась секретами долголетия и рассказала, на какие средства планирует снимать «Гардемарины IV».

Светлана Дружинина и кинооператор Анатолий Мукасей вместе уже 59 лет. Фото: Persona Stars

Светлана Дружинина (Анфиса из «Девчат», режиссер фильма «Гардемарины, вперед!» и сериала «Тайны дворцовых переворотов») 16 декабря отметила 82-й день рождения. Но ее энергии позавидуют и 40-летние! Светлана Сергеевна активно работает, постоянно появляется на телевидении, но и об отдыхе не забывает.

«Без моря я сохну»

— С такой насыщенной жизнью вы не чувствуете возраста?

— Про возраст не надо говорить… Есть такой анекдот. Одного старика с длинной седой бородой встретил мальчишка и говорит: «Дедушка, сколько же тебе лет?» — «Ой, деточка, забыл. Вот сколько бороде лет, столько и мне». — «Дедушка, а когда ты спишь, куда же ты ее кладешь — под одеяло или на одеяло?» Дед над этим задумался, потерял сон и помер. Не надо думать, надо просто жить дальше.

— Говорят, вы сами ведете свой Инстаграм. Как поймали эту волну?

— Это расширяет границы зрительской аудитории. Кино ведь скоропортящийся продукт, поэтому нужно точно знать дыхание зрительского зала.

— Вы и личными фотографиями делитесь. Недавно взорвали интернет, у бассейна. Готовили бомбу?

— Это было неожиданно, я не видела, как меня снял любимый муж, потрясающий кинооператор Анатолий Мукасей. Мы были на отдыхе на Кипре у моих друзей. Я потом ругалась: «Что ты меня снимаешь — я же ненакрашенная, непричесанная». После этого кадра я ухожу и плаваю. Плаваю я очень хорошо, и эти снимки тоже выставляю. Не потому что я хвастаюсь, а потому что так соблюдаю форму. Плаваю только в море. Без этого я сохну. Раньше плавала чуть ли не до горизонта. Потом мне Толя запретил, сказал: «Я волнуюсь». Поэтому я плаваю долго вдоль берега. Йоги говорят: надо плыть там, где вы видите свою тень на дне. Именно тогда все три энергии соединяются в вас. Это энергия космоса, энергия воды и энергия земли. Я в это свято верю.


Татьяна Навка и Кристина Орбакайте снимутся в фильме «Гардемарины IV». Фото: instagram.com

— Люди не устают делать комплименты вашей фигуре.

— Ну и очень хорошо. Спрашивают: «Как это получается?» Я отвечаю: просто нужно меньше жрать, больше двигаться, работать, читать, любить жизнь и плавать, плавать и плавать.

— Супруга вашего сына Михаила Мукасея — знаменитая волейболистка Екатерина Гамова. Какие отношения между вами сложились? Часто видитесь?

— Отличные. Катя очень много разъезжает. Слава богу, она востребована — курирует наших молодых волейболисток, ездит с ними на соревнования. Она этим занимается с очень большой отдачей. И потом, Катя очень хорошая жена, хозяйка, моя невестушка, дочечка. Она всегда ласковая, приветливая. Я ее очень люблю.

— Вы советы сыну с невесткой даете? Все же вы с мужем в браке прожили 59 лет!

— Надо вести себя достойно и по возможности деликатно. Знаете, есть такая молитва оптинских старцев: «Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая». Это очень трудно, но это очень важно. Мы с Анатолием Мукасеем приняли участие в , где с молодыми и уже прожившими долгое время в браке парами пришли к выводу, что брак должен быть только по любви. И любовь надо беречь. Это очень большая работа.


Светлана Дружинина с сыном Михаилом Мукасеем и невесткой Екатериной Гамовой. Фото: Вячеслав ПРОКОФЬЕВ/ТАСС

— Где и с кем планируете отмечать Новый год?

— Сегодня разговаривала с моим сыном Мишечкой. Они с Катей, конечно же, затягивают нас к себе в Снегири (поселок в Подмосковье. — Авт.), в свой прекрасный дом, который построили. Они очень хорошо живут, и дай им Господь сил и здоровья.

«Я решила бороться»

— Многие знаменитости высказываются в поддержку вашего проекта — фильма «Гардемарины IV». Но Фонд кино . Как будете действовать дальше?

— Максим Галкин пообещал мне разместить у себя в социальных сетях обращение, а также мои актеры, друзья. Написан сценарий, который получил приз как один из лучших сценариев. В 2015 году были выделены 5 миллионов рублей на так называемый предподготовительный период, который всегда присутствовал в работе над сложнопостановочными картинами. Мы успели выбрать натуру в Севастополе, с актерами провели фото- и видеопробы, подписали все договоры о намерении — с Кристиной Орбакайте, Михаилом Боярским, Михаилом Мамаевым, Дмитрием Харатьяном, Александром Домогаровым, Димой Биланом, Татьяной Навкой, Леонидом Каневским, Анной Семенович. Мне нужно будет найти только двоих молодых, но я знаю, где я их буду искать. У меня обшиты все костюмы на светские рауты. Не обшита только война до конца, да и то много военных костюмов у меня осталось от «Тайны дворцовых переворотов».


Тот самый снимок Светланы Дружининой, который взорвал интернет. Фото: instagram.com

На всех фестивалях и творческих встречах я всегда спрашиваю: «Хотели бы вы видеть продолжение «Гардемаринов»?» И, как правило, аудитория, даже молодая, говорит да. Если вы помните, то в «Виват, гардемарины!» есть эпизод, когда Аннушка провожает Корсака в Пруссию, у нее уже на руках бьется младенец. У Анастасии и Саши Белова рождается дочь Александра, которая останется сиротой, потому что мать умрет. Вот они и будут теми самыми молодыми героями, которые будут работать одну треть новой картины. А начинать будут наши матерые ребята. Конечно же, Кристина Орбакайте — зрелая императрица Екатерина, которая заключит Кючук-Кайнарджийский мир, издаст манифест о присоединении Крыма к России. Часть фильма посвящена сражению при Кинбурне. Именно оттуда и ведется начало нашей морской пехоты.

Катя Гамова — хорошая жена, хозяйка, моя невестушка, дочечка. Всегда ласковая, приветливая

Я решила бороться дальше. Для чего Инстаграм? Чтобы расширить аудиторию. Мне интересно знать, как много людей захотят смотреть этот фильм, захотят ли они в результате помочь рублем. Когда-то Ролан Быков сказал: «Света, нас 200 миллионов. Если каждый скинется по рублю, то ты снимешь еще столько «Гардемаринов»! Открою счет, посоветуюсь с юристами, чтобы все было грамотно, чтобы никто не предъявил претензий. Отчитаюсь за каждый рубль.

«Я потеряла сознание от боли»

— Из того, что вы недавно посмотрели, что понравилось?

— Сейчас я с наслаждением жду картину « », обязательно посмотрю « », потому что с интересом отношусь к работам режиссера Джаника Файзиева. Я смотрела « » — картина сделана талантливо. Видела « ». Алексей Учитель — талантливый человек, и все сделано на достойном профессиональном уровне, деликатно, . Есть один большой минус — там не самый лучший сценарий. Но за один момент в этой картине хочу сказать спасибо — с удивительным уважением и знанием профессии балета показана тяжелейшая работа балерины. Я ведь по первой профессии балерина — заканчивала хореографическое училище при ГАБТе вместе с Марисом Лиепой. Это адский труд, за которым стоит и пот, и кровь. Когда вы делаете шене (вращения. — Авт.) по кругу и вас рука ведет как указатель, лопаются верхние сосуды и по рукам балерин часто плещется кровавый пот. И у меня такое же было. Однажды рука моя врезалась в железное сцепление балетного станка. Я потеряла сознание от боли. До сих пор эта травма дает о себе знать. Но из-за этой травмы я получила возможность вести выпускной концерт своего курса. И именно в этот момент режиссеру Самсону Самсонову надо было увидеть меня по прямой трансляции из зала Чайковского и сказать: «Вот эту девочку приведите завтра, я буду снимать ее в картине «За витринами универмага». Так решилась моя ситуация с переходом из балета в кинематограф.

— Себе на 2018 год что бы вы пожелали?

— Есть такая маленькая формула счастья — я ее когда-то где-то слышала, а время это подтвердило. Я всем всегда желаю здоровья, любви и удачи. Когда все это вместе, тогда человек счастлив.

Личное дело

Светлана Дружинина родилась 16 декабря 1935 года в Москве. Окончила хореографическое училище Государственного академического Большого театра. Получив травму, окончила актерский и режиссерский факультеты ВГИКА. В 1961 году снялась в фильме «Девчата», который принес ей популярность. Как режиссер и сценарист сняла десятки фильмов, среди которых «Сватовство гусара», «Принцесса цирка», «Гардемарины, вперед!», «Тайны дворцовых переворотов».

В Советском Союзе было немало легендарных актрис, имена которых до сих пор произносятся с гордостью. К их числу смело можно отнести коренную москвичку Светлану Сергеевну Дружинину, прославившуюся в отечественном кинематографе благодаря не только своему актерскому таланту, но и многочисленным режиссерским работам (среди них – знаменитые киноленты про гардемаринов).

Больше о том, каким был жизненный путь актрисы и сценариста, а также о ее творчестве в настоящее время, подробно расскажет биография непревзойденной Светланы Дружининой.

Трудное детство и начало карьеры

Будущая легенда советского и российского кино родилась 16 декабря 1935 года в Москве. Сейчас знаменитому российскому кинорежиссеру – полных 82 года, но выглядит она значительно моложе своего возраста.

Семья Светланы Дружининой отношения к творческим профессиям не имела. Мама девочки, Анна Дружинина (в девичестве – Мызникова), работала воспитательницей в одном из столичных детских садов. Она была донской казачкой и прожила долгую жизнь, в отличие от своего законного супруга, которого смерть настигла на войне.

Отец Светланы, Сергей Иванович Дружинин, был по национальности русским, работал шофером. Отца Светлана Сергеевна почти не помнит, ведь он ушел на фронт, когда малышке было шесть лет, и домой не вернулся. Сергей Иванович погиб в годы Великой Отечественной войны, он был убит недалеко от города Смоленска.

Свое детство Светлана Дружинина, биография и личная жизнь которой будут детально описаны в этой статье, вспоминает без особой радости, ведь они с матерью жили в нужде. Их домом была маленькая комнатушка в коммуналке, а из «развлечений» у девочки – лишь три кладбища, расположенные возле дома, которые служили игровой площадкой для окрестной детворы. В памяти актрисы Светланы Дружининой запечатлелась картина, как она и еще несколько детей, голодных и лысых (так стригли всех детей, от вшей) носились среди могил, играя в «казаки-разбойники».

Но с окончанием войны жизнь Светланы и ее матери начала налаживаться, девочка даже получила возможность развивать свой талант. В 11 лет, в 1946 году, Светлана Дружинина поступила в студию при цирковом училище, где занималась акробатикой. Некоторое время она даже выступала в составе труппы. После школьных занятий девочка бежала на отработку своих номеров в роли «каучуковой девочки».

Однако такие занятия ее мама считала несерьезными, а потому не готова была отпустить свою дочь на гастроли по стране. Тогда Светочка решила изменить свое амплуа и стать балериной. Такой резкой смене увлечений способствовала встреча будущей кинозвезды с внучкой в пионерском лагере. Юная особа в то время ходила на занятия балетом и стремилась привить любовь к этому направлению искусства всем своим знакомым. Среди них оказалась и Светлана Сергеевна Дружинина.

Решение стать актрисой

Воодушевленная рассказами своей подружки, Света записалась в балетную школу. И, быть может, стала бы великой балериной, если бы не тяжелая травма, которую получила на репетиции героиня нашего биографического очерка. Тем не менее она продолжила обучение, получив в результате диплом хореографа.

Но девушка из балетной школы, которой не суждено было танцевать в балете, все же смогла прославиться. Как артистка. Еще студенткой ее заметили организаторы вечеров КВН, транслировавшихся на советском телевидении.

Красивой, стройной и статной девушке Светлане предложили выступать на этих вечерах ведущей. Она с радостью приняла это предложение и стала первой ведущей развлекательно-юмористической программы. Именно тогда ее и приметил знаменитый советский сценарист Самсонов, подыскивавший актеров и актрис для съемок своего кинофильма «За витриной универмага».

К тому моменту Светлана Дружинина уже поняла, что хочет стать актрисой, и поступила на актерский факультет в один из престижных московских вузов. Примерно в то же время и началась карьера будущей знаменитости – Светланы Сергеевны Дружининой.

Дебютными кинолентами, принесшими юной Светочке славу и популярность на просторах СССР, стали фильмы:

  • «За витриной универмага», в котором начинающей актрисе досталась роль главной героини – продавщицы Сонечки Божко (на широкий экран фильм вышел в 1955 году).
  • Вышедшая в том же году художественная кинокартина «Доброе утро», где актриса сыграла «царицу бала». В титрах этого фильма имя Светлана Дружинина не было указано.
  • Снятая через год (в 1956-м) кинокомедия «Песня табунщика», в которой героиня нашего рассказа предстала в роли девушки из консерватории.

Так, с каждым годом неспешно пополнялась фильмография Светланы Дружининой. И к моменту окончания своего обучения во ВГИКе она уже успела поучаствовать в съемках шести советских кинолент. А через год после получения диплома, в 1961 году, ей посчастливилось быть задействованной в знаменитых «Девчатах». Образ телефонистки Анфисы пришелся по нраву советскому зрителю и принес киноактрисе популярность.

Смена амплуа

С тех пор ее приглашали на съемки различных художественных кинокартин, среди которых были не только комедии и драмы, но и документальные фильмы, военные экранизации. И со всеми своими ролями справлялась «на ура» Светлана Дружинина, фильмография которой на сегодняшний день насчитывает почти два десятка кинолент, а также почти столько же сценарных и режиссерских работ знаменитости.

Свою карьеру прославившаяся советская актриса Дружинина решила продолжить в несколько ином направлении. Она вернулась в стены своего института, поступив уже не на актерский, а на режиссерский факультет. Ее наставником был сам Игорь Таланкин, позволивший Светлане овладеть профессией постановщика. Бывшая киноактриса окончила обучение в мастерской своего наставника в 1969 году.

Как режиссер Светлана Дружинина дебютировала, сняв короткометражку «Зинка», ставшую дипломной работой и первым авторским проектом героини нашего рассказа. Выход премьерного кинофильма увенчался успехом, и талантливого начинающего режиссера приняли на работу на студию «Мосфильм».

В 1974 году на экраны вышел второй фильм Дружининой – полнометражная кинолента, драма «Исполнение желаний». Спустя еще два года советские телезрители смогли увидеть новый фильм, режиссером и сценаристом которого стала Светлана Сергеевна, – «Солнце, снова солнце».

Поняв, что режиссура – это именно то, чему она хотела бы посвятить свою жизнь, Дружинина плавно завершила актерскую карьеру. Одна за другой появлялись ее режиссерские работы, приносившие ей невероятный успех.

Так, в 1979 году вышла на экраны музыкальная кинокомедия «Сватовство гусара», а вслед за ней – легендарная «Дульсинея Тобосская», после которой Светлана Дружинина сняла свою триумфальную трилогию «Гардемарины» (первая часть вышла в 1987, вторая – в 1991 и третья – в 1992 году). В фильмах женщины-режиссера снимались звезды российского кино:

  • М. Боярский.
  • Д. Харатьян.
  • И. Смоктуновский.
  • Т. Лютаева и другие.

С 2000 по 2013 год известный режиссер и талантливый сценарист Светлана Дружинина работала над новым грандиозным проектом – историческим сериалом «Тайны дворцовых переворотов». Именно он принес Дружининой мировую славу и признание отечественного зрителя.

Несмотря на свой возраст, Светлана Дружинина продолжает трудиться до сих пор. Последние новости о ее творческих планах: знаменитый российский режиссер готовит к выходу очередную приключенческую сагу о морских кадетах – «Гардемарины IV». Фильм, работу над которым Светлана Сергеевна начала еще восемь лет назад, зрители должны были увидеть в 2017 году. Однако, по предварительным данным, в кинопрокате эта картина появится только в 2019 году.

Семейный очаг знаменитости

Многих поклонников красоты и таланта Светланы Дружининой наравне с творческой деятельностью интересует и ее личная жизнь. А началась она, когда будущая легенда российского кинематографа была еще студенткой, постигающей азы режиссерского мастерства в мастерской И. Таланкина.

Ее будущий супруг, кстати, тоже в то время был студентом ВГИКа и осваивал профессию кинооператора. При этом влюбленные встретились не на съемочной, а на спортивной площадке. Во время волейбольных соревнований встретились два капитана сборных команд – Светлана Дружинина (возглавлявшая женскую сборную вуза) и Анатолий Мукасей (капитан мужской сборной). Их роман был страстным, стремительным и перерос в настоящий, крепкий и счастливый брак, что среди знаменитостей встречается не так часто.

Анатолий и Светлана заключили брак вскоре после знакомства. А спустя недолгое время эти талантливые и творческие молодые люди стали родителями:

  • Первый, старший сын Светланы Дружининой и Анатолия Мукасея появился на свет в 1958 году. Его судьба была трагической. Анатолий Анатольевич Мукасей в возрасте двадцати лет, в 1978 году, решил свести счеты с жизнью и прыгнул с балкона (вероятнее всего, на фоне наркозависимости, которая у него была). У него осталась жена с новорожденным сыном, внуком Светланы Дружининой – Даниилом Анатольевичем, которого после смерти матери воспитывали бабушка и дедушка.
  • Второй сын родился значительно позже, в 1966 году, и был назван Михаилом. В настоящее время у него есть сын и дочка (внук и внучка Дружининой) – Максим и Лиза, которых родила ему супруга, известная волейболистка России Екатерина Александровна Гамова.

Дети Светланы Дружининой планировали пойти по стопам своих знаменитых родителей, однако удалось это лишь младшему. Михаил Мукасей сумел освоить сразу две профессии, востребованные в киноиндустрии, став успешным оператором и продюсером.

Личная жизнь героини нашего рассказа тесно переплетается с ее режиссерской деятельностью. Вклад Светланы Сергеевны в развитие отечественного киноискусства высоко оценен государством: в 2001 году ей присвоено звание народной артистки России, она награждена орденом Почета и орденом Дружбы.

Все авторские проекты ей помогает реализовывать супруг, кинооператор Анатолий Мукасей. Вместе они трудятся во славу отечественного кинематографа. А в нынешнем году Светлана Дружинина и ее любимый муж Анатолий Михайлович отметят очередной юбилей – 60 лет совместной жизни. Автор: Елена Суворова



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»