Мифические существа, чудовища и сказочные животные. Морские божества и водные мифологические существа Мифическое морское чудовище

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Водяного нельзя назвать ни злым, ни добрым — это своевольный дух, охраняющий свой водоем, который, впрочем, не против подшутить над теми, кто туда пришел. Выглядит водяной как старик с большой бородой и рыбьим хвостом вместо ног, волосы старика имеют зеленый оттенок, а глаза похожи на рыбьи. Днем водяной предпочитает оставаться на дне водоема, а с восходом луны поднимается на поверхность. По водоему дух предпочитает перемещаться верхом, в основном плавая на соме.

Дух обитает в крупных пресноводных водоемах: реках, озерах, болотах. Впрочем, иногда он выходит на сушу и появляется в ближайших селениях. На водоемах для жилища водяной предпочитает выбирать наиболее глубокие места или места с сильным круговым течением (водовороты, места возле водяных мельниц).

Водяной ревностно охраняет свой водоем и не прощает тех, кто непочтительно к нему относится: провинившегося дух способен утопить или сильно покалечить. Впрочем, водяной также может и вознаграждать людей: считается, что водяной может даровать хороший улов, но также он способен оставить рыбака вообще без единой рыбки. Любит дух и попроказничать: пугает людей по ночам странными криками, может прикинуться утопленником или младенцем, а когда его втянут в лодку или вытащат на берег, он откроет свои глаза, рассмеется и плюхнется обратно в воду.

Водяные живут семьями, обычно водяной имеет множество жен – русалок. Утянутые духом на дно люди остаются у водяного в услужении, всячески развлекая хозяина водоема и выполняя различные поручения, впрочем, от него можно откупиться, но цена будет соизмеримая — придется отдать своего первенца.

Способности

Водяной – хозяин водоема, в котором обитает, он имеет полную власть над ним. Так дух способен управлять водой: поднимать волны, выводить водоем из берегов и создавать сильное течение, также водяному подчиняются все обитатели водоема: рыбы, утопленницы и т.д.

Способен водяной менять свой облик, оборачиваться рыбой, животными и даже деревьями. Хотя возможно облик меняется лишь в сознании наблюдателя, так как водяные искусно воздействуют на человеческую психику, заставляя поверить во все что угодно.

Враги

В родной стихии у водяного нет врагов, а вот, когда дух выходит на сушу и, особенно, когда проникает в селения людей, то здесь ему противостоят и . На суше водяной практически не имеет шансов на победу, но, все же, часто вступает в схватки, исход которых заранее известен: дух убегает в свой водоем.

Как бороться?

Бороться с водяным в его родной стихии практически невозможно, однако его можно отпугнуть от себя железом или медью, что в итоге лишь сильнее его разозлит. Поэтому в древности предпочитали не злить водяного , а если уж он рассердился, то духа пытались задобрить, бросая в воду хлеб, или принося в жертву животное черного цвета (курицу, кошку). На суше сила водяного значительно уменьшается и в открытый бой он старается ни с кем не вступать, а хитростью заманивает жертву в воду, и тут главное устоять перед чарами, не войти в водоем. Чтобы пробудиться от колдовства водяного можно кольнуть себя железной иголкой, тогда ты на мгновенье увидишь его истинный облик и сможешь вырваться из чар духа.

Известно, что до появления христианства, наши предки были язычниками. О богах, которым они поклонялись, поговорим в другой раз. Но, кроме богов, в верованиях славян была масса существ, населяющих практически все, что окружало человека. Одних славяне считали добрыми, поскольку те мирно сосуществовали с людьми, помогали им и всячески оберегали. Других же относили к злым, за то, что те вредили людям и были способны на убийство. Впрочем, была и третья группа существ, которых нельзя было отнести ни к добрым, ни к злым. Все известные существа хоть и являются представителями малочисленных видов, все же представлены не одной особью.

Мифологические создания отличаются друг от друга внешним видом, способностями, ареалом обитания и образом жизни. Так одни существа внешне похожи на животных, другие на людей, а третьи не похожи ни на кого. Кто-то из них обитает в лесах и морях, другие живут непосредственно рядом с человеком, иногда даже в их домах. В славянской мифологии отсутствует какая либо классификация существ, зато довольно подробно описывается их внешний вид, образ жизни, способы как задобрить тех или иных существ или как выжить при встрече с представителями опасных для человека видов.

Всех существ из сказок и мифов описать невозможно, но с некоторыми мы знакомы с детства, из сказок и историй. Вот некоторые из этих существ.

Алконост

Алконост - полуптица-получеловек. Тело у алконоста птичье, с красивым радужным опереньем. Голова у него человеческая, часто на нее надета корона или венок, также алконост имеет человеческие руки. По природе своей алконост не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но, все же, может невзначай навредить ему, если тот подойдет слишком близко к гнездовью, или будет находиться рядом, когда птица поет свою песнь. Защищая себя или своих птенцов, полуптица-получеловек способна погрузить всех окружающих в беспамятство.

Анчутка

Анчутка - маленький злой дух. Рост анчуток составляет всего несколько сантиметров, их тела покрыты шерстью и имеют черную окраску, а головы у этих злых духов лысые. Характерной особенностью анчутки является отсутствие пяток. Считается, что нельзя произносить вслух название этого злого духа, так как анчутка сразу же на него откликнется и окажется прямо перед тем, кто произнес.
Обитать анчутка может почти везде: чаще всего духа можно встретить в поле, в бане или на водоеме, так же он предпочитает селиться поближе к людям, но избегает встреч с более сильными существами. Впрочем, различная среда обитания накладывает особенности на внешний вид и поведение злых духов, так можно выделить три основных подвида анчуток: банные, полевые, водяные или болотные. Полевые анчутки самые мирные, не являются людям, если те сами не позвали их. Банные и болотные анчутки любят попроказничать, но шутки у них злые и опасные, нередко приводящие к смерти человека, так болотный анчутка может схватить пловца за ногу и утащить его на дно. Банные анчутки часто пугают людей стонами, являются им в различных обликах, да и просто могут заставить человека уснуть или потерять сознание.
Анчутка способен становится невидимым. Кроме того этот злой дух может принимать любую форму и, например, обратится и зверем и человеком. Другой способностью духа является возможность мгновенного перемещения в пространстве.
Анчутки боятся железа и соли, если злой дух схватил вас, то его нужно ткнуть чем-то железным и тогда он тот час же вас отпустит. Но совсем избавится от анчуток очень сложно, так если они облюбовали какое-то место или здание, то выгнать их оттуда можно лишь уничтожив строение в огне и засыпав пепелище солью.

Бабай

Да-да, тот самый Бабай, которым многих пугали в детстве. Название "бабай", видимо, произошло от тюркского "баба", бабай - старик, дедушка.Этим словом (возможно, и в напоминание о татаро-монгольском иге) обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных районов России бабай - страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей. Бабайка довольно универсальное детское страшилище, которое популярно и в наши дни. Даже современные мамы и бабушки порой могут сказать непослушному дитяте, что если он не будет хорошо кушать то его заберет бабайка. Ведь он ходит под окнами, как и в давние времена.

Баба-яга

Сказочный русский персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. Считается образ бабы-яги трансформацией образа архаического божества, некогда главенствовавшего в обрядах инициации, посвящения (первоначально, возможно, такое божество имело облик женщины-животного)
Давайте ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.
По одной из версий, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI—IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.

Банник

Банник - дух, обитающий в бане. Выглядит банник как маленький тощий старик с длинной бородой. Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника. Несмотря на свой размер дух-старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане. Банник довольно жестокий дух: он любит попугать тех, кто пришел в баню, страшными криками, также может кидаться горячими камнями из печки или ошпарить кипятком. Если банника разозлить, то дух способен даже убить человека, задушив своего врага в бане или заживо содрав с него кожу. Разозлившийся банник так же может похитить или подменить ребенка.

Банник весьма «социальный» дух: он часто приглашает к себе в гости других злых духов «попарится», устраивает такие встречи он по ночам после 3—6 смен купающихся, заходить в такие дни в баню опасно. Банник вообще не любит, когда люди тревожат его по ночам.

Больше всего дух любит пугать женщин, потому им нельзя ходить в баню в одиночку. Но больше всего банника злит, когда в баню заходит беременная женщина, таких будущих матерей ни в коем случае нельзя оставлять в бане без присмотра мужчин.
Банник способен становится невидимым и мгновенно перемещаться в пространстве в пределах своей бани. Женщины банники - обдерихи способны менять свое обличие оборачиваясь кошкой или даже человеком.
Помимо этого банник способен открывать людям их будущее.
Если соблюдать основные правила, то банник никогда не нападет на человека. Но если банник разозлился, то его можно задобрить: оставив духу кусок ржаного хлеба обильно посыпанного крупной солью, в отдельных случаях необходимо принести в жертву черную курицу, закопав ее под порогом бани. Если же все-таки банник напал на вас, то необходимо выбежать из бани спиной вперед и позвать на помощь домового: «Батюшка, выручи!..». Так же данный дух боится железа.

Берендеи

Берендеи - в славянской мифологии - люди оборачивающиеся медведями. Как правило это были довольно сильные колдуны, либо заколдованные ими люди. Расколдовать такого оборотня мог либо сам колдун, наложивший оборотническое проклятье, либо смерть этого колдуна.

Берегини

Берегини - в славянской мифологии добрые водные духи, в облике женщин. Они живут по берегам рек, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду. Вера в берегинь («живущих на берегу» «оберегающих») была, по-видимому, достаточно распространена в Древней Руси.
Судить о том, что представляли собой берегини, по достаточно отрывочным свидетельствам трудно. Часть исследователей видит в них «предшественниц» русалок или отождествляет их с русалками. Действительно, берегини определенно связаны с водой; им, по-видимому, подвластны и некоторые существенные стороны жизни людей. Поэтому предположение о связи берегинь и русалок небезосновательно.

Водяной

Водяного нельзя назвать ни злым, ни добрым — это своевольный дух, охраняющий свой водоем, который, впрочем, не против подшутить над теми, кто туда пришел. Выглядит водяной как старик с большой бородой и рыбьим хвостом вместо ног, волосы старика имеют зеленый оттенок, а глаза похожи на рыбьи. Днем водяной предпочитает оставаться на дне водоема, а с восходом луны поднимается на поверхность. По водоему дух предпочитает перемещаться верхом, в основном плавая на соме.
Дух обитает в крупных пресноводных водоемах: реках, озерах, болотах. Впрочем, иногда он выходит на сушу и появляется в ближайших селениях. На водоемах для жилища водяной предпочитает выбирать наиболее глубокие места или места с сильным круговым течением (водовороты, места возле водяных мельниц).
Водяной ревностно охраняет свой водоем и не прощает тех, кто непочтительно к нему относится: провинившегося дух способен утопить или сильно покалечить. Впрочем, водяной также может и вознаграждать людей: считается, что водяной может даровать хороший улов, но также он способен оставить рыбака вообще без единой рыбки. Любит дух и попроказничать: пугает людей по ночам странными криками, может прикинуться утопленником или младенцем, а когда его втянут в лодку или вытащат на берег, он откроет свои глаза, рассмеется и плюхнется обратно в воду.
Водяные живут семьями, обычно водяной имеет множество жен - русалок. Утянутые духом на дно люди остаются у водяного в услужении, всячески развлекая хозяина водоема и выполняя различные поручения, впрочем, от него можно откупиться, но цена будет соизмеримая — придется отдать своего первенца.
Бороться с водяным в его родной стихии практически невозможно, однако его можно отпугнуть от себя железом или медью, что в итоге лишь сильнее его разозлит. Поэтому в древности предпочитали не злить водяного, а если уж он рассердился, то духа пытались задобрить, бросая в воду хлеб, или принося в жертву животное черного цвета

Волколак

Волколак - человек, способный превращаться в волка (медведя). Волколаком можно стать добровольно и против своей воли. Колдуны часто превращают себя в волколака, чтобы обрести силу зверя. Они способны превращаться в волка и обратно в человека по собственной воле. Для этого колдуну достаточно перекувыркнуться через пень, или 12 ножей, воткнутых в землю острием, при этом если за то время, пока маг был в обличии зверя, кто-то вынет хотя бы один нож из земли, то колдун уже не сможет вернуться обратно в человеческое обличие.
Человек может обратиться в волколака и после проклятья, тогда проклятый не способен сам вернуть себе человеческий облик. Однако ему можно помочь: для того чтобы снять с человека проклятие его надо накормить освященной едой и накинуть на него одеяние, сотканное из крапивы, при этом волколак будет всячески сопротивляться этому обряду.
Волколаки не обладают сверхъестественной живучестью, и их можно убить обычным оружием, однако после смерти оборотни превращаются в упырей и вновь восстают, чтобы отомстить своему убийце. Чтобы не произошло подобного обращения оборотню необходимо запихать в пасть три серебряных монеты в тот момент, когда он будет умирать, либо пронзить сердце колом из боярышника, когда волколак находится в человеческой форме.

Волот

Волоты - малочисленная раса могучих великанов, населявшая территорию древней Руси. Некогда волоты были одной из самых распространенных рас, но к началу исторической эпохи практически вымерли, вытесненные людьми. Великаны считаются предками славян, что подтверждается появлением богатырей в людском роду. Волоты стараются не контактировать и не пресекаться с людьми, селясь в труднодоступных местах, предпочитая выбирать для жилья высокогорные участки или труднодоступные лесные чащи, гораздо реже они селятся в степных районах.
Внешне волот ни чем не отличается от человека, если не брать во внимание его гигантские размеры.

Горыныч

Еще один широко известный сказочный персонаж. Змей-Горыныч - общее название драконоподобных существ. Хотя к драконам он и не относится, а по классификации принадлежит к змиям, во внешнем виде Горыныча много драконьих черт. Внешне Змей-Горыныч похож на дракона, однако обладает многоголовостью. В разных источниках указывает разное количество голов, но чаще всего встречается три головы. Впрочем, большее количество голов скорее указывает на тот факт, что этот змий уже неоднократно участвовал в битвах и терял головы, на месте которых вырастало большее количество новых. Тело Горыныча покрывает чешуя красного или черного цвета, на лапах у змия большие когти медного цвета с металлическим отблеском, сам он имеет большие размеры и внушительный размах крыльев. Змей-Горыныч способен летать и извергать огонь. Чешую Горыныча невозможно пробить никаким оружием. Его кровь способная обжечь, а кровь, пролитая на землю, выжигает ее так, что на том месте еще долго ничего не растет. Змей-Горыныч способен отращивать потерянные конечности, он в состоянии отрастить даже утраченную голову. Также он обладает разумом и способен подражать голосам различных животных, в том числе способен воспроизводить человеческую речь, что отличает его от змиев и делает ближе к драконам.

Гамаюн

Гамаюн - полуптица-получеловек. Тело у гамаюна птичье, с ярким пестрым опереньем, а голова и грудь человеческая. Гамаюн — посланница богов, поэтому почти всю свою жизнь она проводит в путешествиях, предсказывая людям их судьбу и передавая слова богов.
По природе своей гамаюн не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но обладает тяжелым характером и потому ведет себя несколько высокомерно, относясь к людям как к существам более низкого порядка.

Домовой

Домовой - добрый дух, хранитель дома и всего, что в нем находится. Выглядит домовой как маленький старик (ростом 20—30 сантиметров) с большой бородой. Считается, что чем старше домовой, тем моложе он выглядит, так как рождаются они стариками, а умирают младенцами. Покровительствует домовым бог Велес, от которого духам досталось несколько способностей, например, возможность предсказывать будущее, но главное, конечно, это мудрость и умение лечить людей и животных.
Домовой обитает практически в каждом доме, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу, или даже в печной трубе.
Домовой всячески следит за своим домом и семьей, которая в нем живет, защищает их от злых духов и напастей. Если семья держит животных, то домовой будет присматривать и за ними, особенно добрый дух любит лошадей.
Домовой очень любит чистоту и порядок в доме, а не любит, когда обитатели дома лентяйничают. Но гораздо сильнее дух не любит, когда жители дома начинают ссориться друг с другом или неуважительно относится к нему. Рассерженный домовой начинает давать знать о том, что человек не прав: стучит дверьми, окнами; мешает спать по ночам, издавая страшные звуки или крики, иногда даже будит человека, больно щипая его, после чего на теле остаются большие и болезненные синяки, которые тем сильнее болят, чем сильнее рассержен домовой; а в крайних случаях дух способен бросаться посудой, писать нехорошие надписи на стенах и устраивать небольшие пожары. Впрочем, серьезного вреда человеку домовой не причинит, а иногда дух, обитающий в доме, проказничает и без особой на то причины.

Жар-птица

Жар-птица - птица размером с павлина, да и по внешнему виду более всего напоминает она именно павлина, только обладает ярким золотистым с переливом в красный опереньем. Жар-птицу невозможно взять голыми руками, так как ее оперенье обжигает, при этом жар-птицу не окружает огонь. Большую часть жизни эти птицы проводят взаперти, что в Ирии, что в частных руках их держат в основном в золотых клетках, где они целыми днями поют песни, а по ночам этих удивительных птиц выпускают на кормежку. Любимая еда жар-птиц - фрукты, очень любят они яблоки, в особенности золотые.

Злыдни

Злыдень - злой дух, приносящий нищету дому, в котором поселился. Данные духи находятся в подчинении у навьи. Злыдень невидим, но его можно услышать, иногда он даже разговаривает с людьми, в чьем доме поселился. Злому духу тяжело попасть в дом, так как его туда не пускает домовой, но если уж ему удалось проскользнуть в жилище, то избавится от него очень непросто. Если злыдень пробрался в дом, то он проявляет большую активность, помимо разговоров дух может залазить на обитателей дома и ездить на них. Часто злыдни селятся группами, так что в одном доме их может быть до 12 существ.

Индрик-зверь

Индрик- зверь - В русских легендах Индрик выступает как "всем зверям отец". Он может иметь и один, и два рога. В русских сказках Индрик изображается как противник змея, который мешает брать воду из колодца. В волшебных сказках образ индрика обозначает фантастическое животное, которое добывает главный герой. В некоторых сказочных сюжетах он появляется в царском саду вместо жар-птицы и ворует золотые яблоки.

Кикимора

Кикимора - злой дух, насылающая кошмары на человека. На вид кикимора очень худая и маленькая: голова у нее с наперсток, а тело тонкое как тростинка, она не носит ни обуви, ни одежды и большую часть времени остается невидимой. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Но если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы - прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет.
В качестве места обитания кикиморы предпочитают человеческие дома, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу. Часто кикимор берут в жены домовые.
Иногда кикиморы показываются на глаза людям, предвещая скорые несчастья: так если она плачет, то скоро случится беда, а если прядет, то значит, вскоре кто-то из обитателей дома умрет. Предсказание можно уточнить, спросив кикимору, тогда она обязательно ответит, но только стуком.

Часто изображали диковинных животных, пришедших из мифов и фантазий моряков. Герой Одиссей в своем путешествии преодолевал гипнотическое действие обманчивых сирен, а гигантские спруты нападали на каждый третий корабль. Какие же морские мифические существа обитали в воображении древних? Часть их представляла настоящих чудовищ, другие способны были ввести в заблуждение, притворившись людьми. Познакомимся с самыми интересными представителями мистического водного бестиария.

Мифические существа, принимающие человеческий облик

Сверхъестественное создание, принимающее облик прекрасной девушки или юноши, является частым сюжетом волшебных сказок и легенд.

3. Морские монахи отличались особым коварством. Они выходили на берег из морской пучины и устраивали необыкновенные танцы, привлекавшие людей. Человек, увидевший колдовскую пляску морских существ, не мог сдержать желания подойти поближе и загипнотизированный странными движениями попадал прямо на обед морским монахам.

Морские мифические существа: страшные чудовища

Встречались в морях героям древних сказаний и самые настоящие монстры, не гнушавшиеся поглотить экипаж целого корабля или просто утащить неосторожного рыбака в морские пучины.

Морские мифические существа порой кажутся нереальными, а их существование - невозможным. Однако сведения о легендарных чудовищах пробуждают воображение и вдохновляют на кинематографические, литературные и музыкальные работы. Так пусть же кракены и ундины живут в человеческой фантазии, не способные больше причинить вред, но помогающие создавать новые шедевры и удивительные миры. А там, кто знает, возможно, окажется, что какие-то из них и . Взять к примеру морских змеев. Древние существа, жившие задолго до человека вполне подходят под описание. Правда средневековые очевидцы вряд ли могли с ними встретиться.

Кентавры

Кентавры, в греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ. Жили они в Фессалии, питались мясом, пьянствовали и славились буйным нравом. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Побежденные Гераклом, они расселились по всей Греции. Кентавры смертны, бессмертен был только Хирон. Хирон, в отличие от всех кентавров, был искушен в музыке, медицине, охоте и военном искусстве, а также славился своей добротой. Он дружил с Аполлоном и воспитал ряд греческих героев, в числе которых были Ахилл, Геракл, Тесей и Ясон, обучал врачеванию самого Асклепия. Хирон был нечаянно ранен Гераклом стрелой, отравленной ядом лернейской гидры. Страдая от неизлечимой рапы, кентавр жаждал смерти и отказался от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея. Зевс поселил Хирона на небе в виде созвездия Кентавра.

Лапифы

Лапифы, в греческой мифологии фессалийское племя, обитавшее в горах и лесах Оссы и Пелиона. Дети Лапифа — Лапифы стали родоначальниками семей этого племени. В преданиях о Лапифах тесно переплетаются исторические мотивы и мифология. Вероятно, существовало племя Лапифов — одно из древнейших постпеласгических племён Фессалии, изгнанных, по преданию, дорийцами.

Волколак

Волколак. Человек-оборотень, с помощью колдовства превращающийся или превращаемый на определенный срок в волка. Принято считать, что имя волколак образовано сложением слов волк и южнославянского длака «шерсть, шкура». Волколак происходит из Двоедушников. Представления о Волколаке наиболее полно сохранились в украинской, белорусской и польской традициях, где с Волколаком связаны сюжеты многих быличек: колдун превращает участников свадьбы в волков; человека превращает в Волколака отвергнутая им девушка; злая теща (жена) превращает нелюбимого зятя (мужа) в Волколака; колдун превращается в Волколака, чтобы причинять зло людям; муж — Волкодлак в урочный час превращается в волка и нападает на свою жену, которая позже опознает его, увидев у него в зубах клочок своего платья.

Гарпии

Гарпии — в древнегреческой мифологии - дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры, архаические доолимпийские божества, персонификации различных аспектов бури. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде крылатых диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида. В мифах представлены злобными похитительницами детей и человеческих душ, внезапно налетающими и так же внезапно исчезающими, как ветер.

Сирены

Сирены - в греческой мифологии морские существа, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирены — полуптицы-полуженщины (в некоторых источниках полурыбы-полуженщины), унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы - божественный голос. Завлекали моряков в морские пучины своим очаровательным пением.

Бегемот(реже бегамот)

Библейский бегемот — за четыре века до христианской эры слово «бегемот» означало либо огромного слона или гиппопотама., либо немыслимую пугающую помесь этих двух животных; ныне бегемот точно определен десятью знаменитыми стихами в Книге Иова (40:10 – 19), которые описывают его и внушают представления о его громадности. Все прочее — это домыслы или филология.

Вергиены

Так, в нигерийском штате Борно вергиен называют bultungin, что переводится в «превращаюсь гиену». Традиционно считается, что пара деревень этого региона была сплошь заселена исключительно вергиенами. В Эфиопии считают, что каждый потомственный кузнец на самом деле является мастером в силу того, что может превращаться в гиену (теоретически, это связано со следующей ассоциативной цепочкой: гиены – солнце – огонь – кузнечное дело; а кузнецы у всех народов были чародеями). Их называют боуда и подозревают в полуночном осквернении могил, причем интересуют их зачастую именно украшения, которые кладут вместе с умершим в могилу. Один белый охотник рассказывал, что однажды ему приходилось охотится на гиену, у которой были золотые серьги!

Птицы грома: повелительницы грозы

Найти громовую птицу можно практически повсюду, и, встретив ее, туркмен назовет ее Буркут-баба, чеченец — Зехоп, а нивх — Тыынт. Да и выглядят - каждая по-своему. В Африке и Китае, к примеру, эти птицы больше на петухов похожи. Как и у якутов, кстати. У хантов - на глухаря, крик которого и есть гром, а молния - это его открытый в крике красный рот. Нганасаны и восточные самоеды считают, что гром - это железная птица вроде утки, а лесные ненцы - белый гусь по имени дянтам кахэ. Племя аче из Бразилии считает, что гром - это голубь (видимо, не знают они легенду о том, что голубь — птица мира…).

Фенрир, Лунный Пёс

Фенрир, сын Локи и Ангрбоды, чудовищный волк, рожденный на погибель богам и всему живому, согласно легендам, до сих пор ожидает наступления Рагнарёка, Битвы Богов, чтобы разорвать оковы, которыми был связан, сразиться с Асами за власть над миром и проглотить Солнце, погрузив мир в вечную тьму…

Черный пес

Одним из самых мрачных персонажей из мира психических феноменов является черный пес — существо, традиционно «населяющее» сельскую Англию и Уэльс. Черного пса видят по всей Британии, и везде у него есть свои имена: в Норфолке — Блэк Шак (Черный Черт), в Ирландии — Поока, в Сомерсете — Гёрт дог (Цепной пес) и т. д.
Но как бы этот феномен не называли, отличительные черты Черного пса везде совпадают. Некто, беззаботно и одиноко шагающий по своим делам ночью, вдруг обнаруживает, что большой черный пес с полыхающими огнем глазами преграждает ему путь или неторопливо движется по дороге прямо на него.
Эту собаку-призрак часто называют предвестником смерти. А еще в некоторых местах его появления чувствовался сильный запах серы. Естественно, что все перечисленные отличительные признаки Черного пса сближают его с дьяволом.

Бесы

Бесы -Враждебные человеку злые духи. Следы верований в бесов уходят корнями в глубокую древность. В то время их представляли себе существами, покрытыми шерстью, с крыльями и хвостами, окутанными тяжелым смрадом или дымом. По представлениям, бесы могли легко менять свой облик, превращаясь в любых «нечистых» животных или прикидываться человеком. Само слово бес является общеприменимым ко всей нечистой силе. По мере распространения христианства языческие представления о враждебном духе соединились с представлениями о христианских демонах. По преданиям, бесами стали ангелы, выступившие против Господа Бога. В наказание они были низвергнуты с небес на землю, утратили ангельские черты и превратились в многочисленных бесов. Так же рассказывается о том, что бесы являются слугами Дьявола. Языческое происхождение бесов обусловило их власть над стихиями: способность закручивать вихри, поднимать метели, насылать дождь, бурю. Вместе с тем бесы сохранили некоторые свойства ангелов: сверхчеловеческое могущество, умение летать, читать человеческие мысли и внушать человеку свои желания. Основная функция бесов связана с причинением разнообразного, чаще всего мелкого, вреда людям.

Бука

Бука — маленькое злобное существо, которое живет в шкафу детской комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них — хватать за ноги и тащить под кровать или в шкаф (свое логово). Боится света, от которого может погибнуть и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят.

Вурдалак

Вурдалак- (Врыколак, Вурколак и Вукод лак) (Россия, Богемия, Сербия, Албания, Черногория) — умерший вампир, оборотень в славянской мифологии, человек- оборотень обладающий сверхъестественной способностью превращаться в диких животных, нередко промышляющий высасыванием крови из своих жертв как вампир.

Вампиры

Вампиры относится к классу нежити. Кровь является для них источником силы. Они ненавидят солнечный свет. Святая вода жжет их плоть словно кислота; домашние животные приходят в ужас от одного их присутствия. Они необычайно сильны и быстры. Умеют оборачиваться летучими мышами. Зеркало не отражает их ликов. Их сердца не бьются, но они не мертвы. Их губы ярко-алого цвета, но лица безжизненно бледны… Далеко не все вампиры встают из гробов и превращаются в летучих мышей, чтобы перелетать с места на место. (Вероятно, форма летучей мыши - изобретение только Брема Стокера — автора известного всем «Дракулы». До него, согласно фольклору, вампиры обращались в каких угодно животных, но только не в летучих мышей!)

Медуза

Медуза — На данной русской лубочной картинке XVIII века, озаглавленной «Медуза», изображено чудище с женской головой в короне и рыбьим туловищем, оканчивающимся змеиным хвостом. Подпись под изображением гласит:
«Рыба медуза в окияне-море живет близ эфиопской пучины».
Кстати, у этой, с позволения сказать, «рыбы» - четыре лапы с зубастыми пастями на конце.
Не надо путать ее с горгоной Медузой.

Онокентавр

Онокентавра не следует путать с греческим кентавром. Тот - человекоконь. Этот же - получеловек-полуосел. Он сочетает «в себе две природы: возвышенную и низменную», олицетворяя собою двоедушного человека, помышляющего о добре, но не имеющего сил отступиться от грехов.

Ремора

Ремора — в греческой и римской мифологии гигантская рыба. Странные иногда бывают в море случаи. Шёл однажды флот римского императора Калигулы, и вдруг – как ни тужились гребцы, как ни били по воде вёслами, галера владыки никак не могла двинуться с места. Когда поняли, кто виновник, были просто поражены малыми его размерами. Это была рыбка без каких-либо признаков чудовищной силы. Правда, отличалась она от всех других рыбок овальным рожком или присоской. Это ею она присасывалась к борту корабля и тот — ни с места! Потому-то и назвали эту рыбку реморой – что значит «препятствие».

Верлиоки

Верлиока — сказочное чудовище у славян, обитающее в глухом лесу, разрушитель и истребитель всего живого. Встречается в русском, украинском и белорусском фольклоре. Описание Верлиоки достаточно традиционно для сказки, говорится, что он «ростом высокий, об Одном глазе, в плечах пол-аршина, на голове щетина, на клюку опирается, сам страшно ухмыляется». Это описание совпадает с изображениями некоторых персонажей детских страшилок. В образе Вердиоки отчетливо видны черты волшебника-великана. Он разрушает все вокруг себя, убивает каждого встречного. После гибели Верлиоки действие злого волшебства прекращается, и воскресают все, кого он убил.

Див — Демонический персонаж восточнославянской мифологии. Упоминается в средневековых поучениях против язычников. Русский див воспринимается как человекообразное или птицеобразное существо. Исследователи не пришли к единому мнению о происхождении слова «див». С одной стороны, его связывают со словом «диво» — с другой -с прилагательным «дивий» — дикий. Кроме того, с корнем «див» связано индоевропейское обозначение Бога. Отголоски последнего значения есть в эпизодах «Слова о полку Игореве», где выражение «връжеся див на землю» воспринимается как предвестие несчастья. Возможно, в названии «див» есть и функциональная близость с иранским дэвом, отрицательным персонажем, встречающимся в фольклоре и мифологии.

Дэвы

Дэвы — в иранской мифологии злые духи. Им противостоят добрые духи — ахуры. Дэвов бесчисленное множество, они служат верховному духу зла Ангро-Майнью. Знаменитые богатыри (например, Рустам) борются с ними и побеждают их. Представления о дэвах, злых духах, звероподобных великанах, обитающих под землей и владеющих несметными сокровищами, сохранились в мифах народов Средней Азии, Казахстана, Кавказа и Западной Сибири.

Гномы

Гномы — В европейской средневековой мифологии, у разных народов есть существа обитающие в горах, в пещерах, под землей которых так же называют гмурами и гомозулями. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы. В общем-то — это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека — пугают его громким криком.

Гримтурсы

Гримтурсы — сканд.мифология (Хримтурсы)- ведут свой род от великана Имира.Первонасельники мира, предшественники не только людей, но и богов.Первый гримтурс или как их еще называют Инеистый великан появился на свет из брызг мирового океана. Инеистые великаны наделены великой мудростью. Бельторн дает богу Одину магические руны: впоследствии Один советуется с головой великана Мимира и черпает мудрость из медового источника, которым владеет великан. От Гримтурсов — инеистых великанов ведут свой род йотуны и тролли. Так же в европейском фольклоре гримтурсы это — ледяные гиганты живущие в горах. Очень опасаются расколоться при падении с горы так как им это грозит смертью. Дальние родственники варклапов.

Драконы

Дракон- чудовище которое существует пожалуй во всех известных мифологических системах. Воровать и захватывать золото это его основное занятие. Далее он сваливает награбленное в самый дальний угол своей пещеры и спит на этой кучи. Любит есть людей, а особенным лакомством является для него девственницы. Воюет с гномами из-за их сокровищ и не всегда выходит победителем так как гномам удается скрыться в подземельях и унести свои сокровища. Для европейцев дракон - традиционно носитель злого, порою сатанинского начала. Вот и в русской иконописной традиции Святой Георгий, поражающий змия (олицетворение победы христианства над силами дьявола), чаще всего пронзает копьем именно дракона - с крыльями и лапами.

Тролли

Тролль — В германо-скандинавской мифологии великаны. Обитают внутри гор или поблизости, где они хранят свои сокровища. Они уродливые, обладают огромной силой, но глупы. Как правило вредят людям, похищают их скот, оказываются людоедами. На солнечном свете они умирают, превратившись в камень. По другим легендам тролли были маленькими, чуть больше гномов с противными морщинистыми телами и жили они в норах в лесу илипещерах в горах.

Гамадриады

Гамадриады, греч. — нимфы деревьев, которые в отличие от дриад рождаются и умирают вместе с ними. Когда Эрисихтон приказал срубить дуб в роще Деметры, из него полилась кровь, а ветви стали очень бледными. Это была кровь гамадриады, которая предрекла жестокому Эрисихтону возмездие. Богиня Деметра наказала осквернителя своего священного дуба, наделив Эрисихтона неутолимым голодом. Так же известен миф об отце некоего Парэбия, который совершил тягостное преступление, срубив дуб, который его молила пощадить Гамадриада. За то, что дуб-жилище Гамадриады был срублен, нимфа покарала и преступника, и его потомство. Чтобы искупить вину, следовало воздвигнуть нимфе алтарь и принести ей жертвы.

Земляная кошка

Земляная кошка- подземная кошка, охраняющая клады в славянской мифологии.

Лихо

Лихо -в преданиях и легендах восточных славян это существо символизирует злую судьбу. Внешность Лиха устрашающая – чаще всего это худощавая, кривая, одноокая женщина огромного роста или же одноглазый великан. Живёт в большой избе, что стоит в густом и тёмном лесу. Часто также поселяется на старой заброшенной мельнице. Вместо кровати у него большая груда человеческих костей: по некоторым сведениям, это создание не брезгует людоедством и способно сожрать любое живое существо, подвернувшееся ему под руку. Иногда Лихо изображается совершенно слепым, но этот вариант встречается в сказках редко. Обладает небольшим волшебством. Ближайшими родственниками Лиха в русских преданиях называют Горе-Злосчастье, а также Долю и Недолю.

Серафимы

Серафимы — В иудаистической и христианской мифологии ангелы, особо приближенные к Богу.

Престолы

Престолы — В христианской традиции один из девяти ангельских чинов. Это третий чин первой триады, куда он входит наряду с серафимами и херувимами.

Херувимы

Херувимы — В иудаистической и христианской мифологии ангелы-стражи. Херувим охраняет древо жизни после изгнания из рая Адама и Евы.
Пророк Иезекииль описывает херувимов, явившихся ему в видении храма, так:«… сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, с другой стороны к пальме — лицо львиное…»(Иез 41, 18-19)

Подборка записей

Вампиры

Ведьмы

Драконы

Демоны

Здесь собраны почти все мифические существа, о которых нам известно что-либо.

Ни для кого не секрет, что в древности для объяснения того или иного природного явления люди ссылались на волю Богов. Таким образом, раскаты грома и молнии были показателем ярости Одина. В то время как шторм и погибель моряков было изъявлением гнева Посейдона. Египтяне верили, что солнцем управляет Бог Ра. Помимо объяснения тех или иных явлений, связанных с благосклонностью пантеона Богов определенной народности, нередко люди описывали их помощников в качестве мифических существ.

Мифы и легенды

До наших дней дошло множество эпосов, сказаний, легенд и мифов, в которых описываются удивительные создания. Они могут быть добрыми и злыми, помогать и вредить людям. Единственная общая черта у каждого из мифических персонажей – магические способности.

Вне зависимости от своего размера или места обитания мифических существ, в различных сказаниях человек мог обращаться к ним за помощью. С другой стороны есть множество рассказов о том, как люди борются с «тварями», которые запугивают жителей сел, городов и даже стран. Что интересно, наличие мифических созданий описывается в трактатах практически всех народностей, населяющих планету Земля.

Правда или вымысел?

Каждый из нас в детстве слышал сказки о Бабе-Яге, Змее Горыныче или Кощее Бессмертном. Эти персонажи типичны для легенд, возникших на Руси. В то же время, для Европейцев ближе будут рассказы о гномах, троллях, эльфах и русалках. Тем не менее, практически в любой точке земного шара хотя бы раз слышали легенды о вампирах, оборотнях и ведьмах.

Можно ли утверждать что все эти небылицы – плод воображения человека или достоверное подтверждение того, что ранее на нашей планете обитали и мифические существа? Достоверно ответить на данный вопрос невозможно. Тем не менее, множество легенд или событий описанных в них, находят подтверждение в фактах, которые открывают ученые.

О чем раздел?

Загадки существования фей, единорогов, грифонов, гарпий манят человека уже множество столетий. В данном разделе сайта вы сможете ознакомиться с информацией, которая приоткроет занавес тайны возникновения магии и ответит на наиболее популярные вопросы о мифических существах.

Здесь представлены исторические факты и описаны различные версии легенд. После прочтения статей, лично для себя, каждый сможет ответить на вопрос, существовали ли эти расы на самом деле или они являются плодом фантазии людей, которые боялись каждого шороха.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»