Междометия примеры. Междометие в русском языке. Синтаксическая роль междометий

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Междометия (примеры тому - частые проблемы с определением принадлежности этих слов к какой-либо части речи) являются малоизученным грамматическим классом. Автором этого термина может считаться Мелетий Смотрицкий, который воспользовался калькой с латинского языка. В силу своего промежуточного положения между самостоятельными и служебными частями речи их довольно трудно определить. Так до сих пор не установлено, можно ли считать междометиями выражения наподобие «хлоп», «хвать» (их чаще относят к усеченным глаголам), а также звукоподражательные слова.

С чисто словообразовательной точки зрения данная часть речи характеризуется рядом особенностей, включая возможность присоединения к себе постфикса («ну те», «валяйте»), частицы -ка («нуте-ка»). Они также управляют теми или иными местоименными формами («чур меня») и могут употребляться при обращении.

Другая, внеязыковая особенность междометий заключается в том, что они сопровождаются обильной жестикуляцией. Иногда связь между восклицательными словами и жестами настолько тесна, что первые без вторых и не употребляются.

Как часть речи

Ныне и в научной, и школьной среде принято считать, что слова, которые выражают чувства, и есть междометия. Примеры - «ах», «ой», «ну»... Как уже сказано, этот класс слов не относится к самостоятельным частям речи, так как не отсылает к конкретным явлениям действительности. Соответственно, вопросы к междометиям задать нельзя. В то же время их вряд ли можно назвать служебными, ведь междометия в русском языке - примеры тому многочисленные - не связывают предложения (как союзы), не выражают отношения между компонентами словосочетания (как предлоги) и не вносят дополнительной семантики в предложение (как частицы).

Разряды по значению

Эмоциональные, волеизъявительные, этикетные, глагольные и бранные - разряды, которые может иметь междометие. Примеры предложений, где встречается первая группа: «Ах, это неприятно», «Увы, он счастия не ищет...». Что интересно, в таком контексте эта часть речи может быть многозначной, все зависит от тона, которым слово произносится. Междометия выражают целую гамму положительных и отрицательных эмоций: удивление, испуг, радость, восхищение и т. д. Иногда экспрессивность в этих словах повышается за счет использования словообразовательных средств - оценочных суффиксов («ой-ой-ошеньки»). Также рядом с междометиями для усиления может использоваться местоимение «ты», которое десемантизировалось, то есть утратило значение. Примерами служат «тьфу ты», «ну ты» и другие выражения. Кроме того, часто наблюдается совместное употребление междометий, что только придает речи экспрессивности («ах, боже мой»).

Волеизъявительные междометия (примеры - «эй», «ну», «вон» и другие) обозначают побуждение к совершению какого-либо действия, команды и приказы. Также к этим частям речи относят этикетные («здрасьте», «мерси», «пока») и бранные слова («блин», «черт возьми). Ряд лингвистов, кроме того, выделяют так называемые глагольные междометия, однако, как было сказано выше, не все поддерживают эту точку зрения.

Разряды по образованию

Первую, довольно обширную группу составляют первообразные междометия, которые не соотносимы ни с одной из знаменательных частей речи. «Ах», «фу», «ой» - это только некоторые из них. Что интересно, в русском языке даже существуют первообразные заимствованные междометия. Примеры слов таких широко известны - «ура», «бис», «стоп» и другие.

Непервообразные междометия возможно соотнести с существительными («батюшки», «черт»), глаголами («брось», «вишь», «будет»), местоимениями или частицами. К последним также относятся выражения наподобие «да уж», «на тебе», «ой-ли». Отдельно нужно сказать об идиоматически цельных выражениях - «боже упаси», «господи помилуй».

Междометия и звукоподражания

Звукоподражания примыкают к междометиям, хотя значение и функция их несколько иная - специально воспроизводить звучания, издаваемые человеком или животным («кхе-кхе», «мяу-мяу», «чик-чирик»). Как видим, никаких эмоций, волеизъявления они не выражают, поэтому некоторые лингвисты относят их в отдельную группу. Но даже если не придерживаться подобной точки зрения, необходимо помнить, что глаголы и существительные, являющиеся по природе звукоподражательными («мычать», «блеять»), не относятся ни к междометиям, ни к звукоподражаниям. В отдельную группу также выделяют слова, обращенные к детям («баю-бай», «агушеньки»).

Синтаксическая роль

В силу своей особой интонационной организации эта часть речи часто выступает как самостоятельный компонент. Однако междометия (примеры можно приводить сколько угодно) способны принимать на себя роль подлежащего («Громкое ау разнеслось по поляне»), дополнения («Вдруг я услышал ау») и сказуемого («Она трах меня по голове»). Как видим, за исключением последнего случая, эта часть речи не имеет специфической, свойственной ей синтаксической функции, и попросту заменяет собой ту или иную словоформу.

Особое интонационное оформление междометий требует и соответствующей пунктуации - выделения запятыми.

В 18 веке французский философ и писатель Жан-Жак Руссо сказал: «Существовать - значит чувствовать». В языке есть специальные слова, которые выражают самые различные чувства. Это междометия. На уроке вы узнаете все о междометии как особой части речи. Также вы узнаете, как пишутся междометия и какими знаками препинания обособляются.

Тема: Междометия

Урок: Междометие как часть речи. Дефис в междометиях

Междометие – особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их.

Например: ой, ах, ура, ба, боже мой и др.

Особенности междометий:

· не связаны грамматически с другими словами;

· не отвечают на вопросы;

· не изменяются;

· не являются членами предложения;

В отличие от служебных частей речи, междометия не служат ни для связи слов в предложении, ни для связи частей предложения.

По происхождению междометия делятся на непроизводные и производные

· Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи и состоят обычно из одного, двух или трёх звуков: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы . К этой же группе относятся и сложные междометия типа ай-ай-ай, ой-ой-ой и т.п.

· Производные междометия образованы от слов других частей речи:

а) глаголов (здравствуйте, прощайте, подумаешь );

б) существительных (батюшки, караул, господи );

в) наречий (довольно, полно );

г) местоимений (то-то же ).

К производным междометиям относятся и слова иноязычного происхождения (алло, браво, бис, капут ).

По структуре междометия могут быть:

· простыми, то есть состоять из одного слова (а, ай, ой, увы );

· сложными , т.е. образованными соединением двух-трёх междометий (ай-ай-ай, ой-ой-ой, батюшки-светы );

· составными , то есть состоять из двух и более слов (увы и ах; то-то же; вот тебе на; вот тебе раз ).

Виды междометий по значению:

· эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.;

· междометия, которые выражают побуждение к действию, команды, приказы : ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау;

· этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.

К междометиям примыкают, но не относятся слова, обозначающие мгновенные действия (бах, хлоп, шлёп и др.) , а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др. ).

Междометия используются в разговорной речи и в художественном стиле, чтобы выразить авторские эмоции или передать настроение героя произведения.

Иногда междометия переходят в разряд самостоятельных частей речи, при этом они принимают конкретное лексическое значение и становятся членом предложения.

Например: Далече грянуло «ура ».

Гонорар – увы и ах .

Домашнее задание

Упражнения № 415–418. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание №1. Прочитайте. Обратите внимание на интонацию, с которой произносятся междометия. Спишите предложения в такой последовательности: 1) предложения с эмоциональными междометиями; 2) предложения с побудительными междометиями. Укажите оттенки эмоций и побуждения.

1. Ах! Амур проклятый! И слышат, не хотят понять... 2. Ну! Виноват! Какого ж дал я крюку. 3. Ох, род людской! пришло в забвенье, что всякий сам туда же должен лезть, в тот ларчик, где ни стать, ни сесть. 4. Простите; я спешил скорее видеть вас, не заезжал домой. Прощайте! Через час явлюсь... 5. А! Александр Андреич, просим, садитесь-ка. 6. Эх, Александр Андреич, дурно, брат! 7. Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать... 8. Кричали женщины: ура! и в воздух чепчики бросали! 9. Ах! Боже мой! Упал, убился! 10. Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок. 11. Ах! Злые языки страшнее пистолета. 12. Эй! Филька, Фомка, ну, ловчей! 13. Эх! Братец! Славное тогда житье-то было. 14. Здорово, Чацкий, брат! 15. Ну, тучу разогнал. 16. Ух! Я точнехонько избавилась от петли: ведь полоумный твой отец... (А. Грибоедов)

Задание №2. Выделите в примерах из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» слова, словосочетания и предложения, выступающие в роли междометий.

1.Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. 2. Помилуйте, мы с вами не ребяты: зачем же мнения чужие только святы? 3. Князь Петр Ильич, княгиня, боже мой! 4. А мне подарочек, дай бог ему здоровья! 5. «Я досказал». - «Добро! Заткнул я уши». 6. А дамы?.. Дай бог терпение - ведь сам я был женат.

Дидактические материалы. Раздел «Междометие»

Дидактические материалы. Раздел «Звукоподражательные слова»

3. Культура письменной речи ().

Культура письменной речи. Междометие.

Междометие. Энциклопедия Кругосвет.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Междометие – это особая неизменяемая часть речи, не относящаяся ни к знаменательным частям речи, ни к служебным, которая служит для непосредственного выражения эмоций, чувств, волеизъявлений, призывов, не называя их.

Научная дискуссия

Несмотря на то чго разговорная речь нс обходится без междометий, данная категория слов меньше всего изучена. В ходе развития русского языкознания грамматическая природа междометий понималась неоднозначно. Некоторые лингвисты определяли междометие как разнообразный по составу синтаксический класс, стоящий те деления слов по частям речи (Ф. И. Буслаев, Д. Н. Овсянико-Куликовский, Л. М. Пешковский, Д. Н. Ушаков, Г. Пауль). Другие языковеды полагали, что междометия входят в систему частей речи, но стоят в ней изолированно. Например, Ф. Ф. Фортунатов делил все слова на "полные", "частичные" и междометия. Обособленное положение занимают междометия в классификациях частей речи А. А. Шахматова и В. В. Виноградова.

Несмотря на разногласия в определении грамматической природы междометий, большинство ученых отмечают, что междометия служат в речи для выражения эмоций. Так, А. М. Пешковский называл их "знаками чувствований , а не представлений " , А. А. Шахматов указывал, что междометия "обнаруживают внутренние и внешние ощущения говорящего, а также его волеизъявления" .

По определению В. В. Виноградова, "междометия составляют в современном русском языке живой и богатый пласт чисто субъективных речевых знаков, служащих для выражения эмоционально-волевых реакций субъекта на действительность, для непосредственного эмоционального выражения переживаний, ощущений, аффектов, волеизъявлений" . Ср.: A-а, отрекся ! У, гадина! (М. Булгаков) – междометие а-а указывает на догадку субъекта речи относительно действий оцениваемого объекта, междометие у выражает чувство отвращения, презрения, возникающее при общении с человеком, который является предателем, подчеркивает отрицательную характеристику лица.

Из-за неоднородности междометий, Л. В. Щерба характеризовал их как "неясную и туманную категорию", указав, что их значение "сводится к эмоциональности, отсутствию познавательных элементов" .

Современный исследователь Коминэ Юко, характеризуя междометные высказывания с точки зрения информативности, отмечал следующее:

1) в междометных высказываниях не содержится меньше информации, чем требуется, гак как они выражают отношение говорящего к уже известным фактам; 2) в них нет лишней информации, потому что они не излагают уже известные факты; 3) в них невозможно сказать того, что считается ложным, поскольку пропозиция не выражена; 4) междометные высказывания не могут увести от темы, так как тесно связаны с другими репликами или непосредственно с актуальной ситуацией .

Междометия как слова, связанные с эмоциональной сферой говорящего, одно из средств выражения отношения человека к действительности, привлекали внимание исследователей. Междометия рассматривались в разных аспектах. Исследовались их характеристики: структурные (фонетические), синтаксические (Η. Р. Добрушина, 1995; Л. П. Карпов, 1971), морфологические (А. А. Григорян, 1988), семантические (И. А. Шаронов, 2002), прагматические (С. Ю. Мамушкина, 2003) и этнокультурные (А. Вежбицкая, 1999); их функции в речи (А. Н. Гордей, 1992) и диалоге (И. А. Блохина, 1990). Изучались конкретные системы междометий отдельных языков (А. И. Германович, 1966; Карлова, 1998), проводился сопоставительный анализ междометий разных языков (Л. А. Куличова, 1982; И. Л. Афанасьева, 1996). О междометиях упоминается в работах лингвистов, рассматривающих такие функционально-семантические категории, как категория оценки (Т. В. Маркелова), категория адресности (И. Д. Чаплыгина), категория градуальности (С. М. Колесникова).

С точки зрения семантики междометия отличаются от всех знаменательных частей речи тем, что не обладают номинативной функцией, а являются своеобразными речевыми знаками (символами) для краткости выражения реакции человека на различные события реальной действительности или для выражения его требований, желаний. Ср. значения междометий, которые понятны только в контексте: Ай, ай, как изба настудилась ! (Н. Некрасов) – сожаление: Ай, какой гнусный поступок ! – порицание; Ай, Моська! знать она сильна, / Что лает на слона! (И. Крылов) – одобрение с оттенком иронии; Ай, ай, ай! какой голос! Канарейка, право, канарейка ! (Н. Гоголь) – восхищение и т.д.

Эмоции могут также предаваться в виде качества, образа действий, состояний (Ах! Ох! Ну! Увы! Тс-с-с! О ! Эх! Ау! и т.п. – Хи-хи-хи да ха-ха-ха! / Не боится, знать, греха (А. Пушкин)).

По морфологическим свойствам междометия неизменяемы. С точки зрения синтаксической функции междометия отличаются от других частей речи. Междометия синтаксически независимы, т.е. не являются членами предложения, хотя интонационно связаны с предложениями, к которым примыкают или в составе которых находятся. Некоторые междометия (служащие для выражения волеизъявления), могут подчинять себе другие члены предложения, ср.: Вон отсюда ! Немедленно ! (К. Паустовский); ...ну его совсем! (Д. Мамин-Сибиряк).

Для выяснения синтаксических и морфологических признаков междометия немаловажную роль играет его место в предложении. Так, в собственно междометном значении выступают междометия, находящиеся в начале (препозиция ) или в конце (постпозиция) предложения. Будучи своеобразным эмоционально-волевым символом, междометия, находящиеся в препозиции, сообщают о последующем содержании предложения: Ух, я не люблю этого попа! (М. Горький). Если междометие постпозитивно, то смысл предложения становится более ясным из предыдущего предложения: Ну и было мне за это дело от бабушки, ой-ой (В. Бианки).

Междометия закреплены только за разговорным языком. Они могут выступать в роли отдельных членов предложения или выполнять функции усилительных частиц, ср.: Татьяна ах! а он реветь (А. Пушкин) – в качестве сказуемого; Нет, милости не чувствует народ : / Твори добро не скажет он спасибо... (А. Пушкин) – в функции дополнения.

Иногда междометие (междометие-сказуемое) выполняет функцию придаточного предложения: В ту пору начальником... был такой зверь, что у !!! (М. Салтыков-Щедрин). В роли подлежащего и дополнения выступают субстантивированные междометия: Далече грянуло ура : / Полки увидели Петра (А. Пушкин). В роли обстоятельства и определения междометия приобретают соответствующие значения: Вон та, худенькая, ух, легка на подъем (ух = "очень"). Междометия, стоящие внутри предложения, выполняют функцию усилительных частиц, сочетаясь со словами как, какой : Самонадеянности море ох как не любит ! (Л. Соболев).

В современном русском языке широко распространено явление окказиональной субстантивации и вербализации междометий. Окказиональный переход междометий в имена существительные и глаголы является результатом использования междометий в функции подлежащего, дополнения, сказуемого и других членов предложения. В роли членов предложения междометиями приобретают номинативное значение, т.е. перестают, по сути, быть междометиями, и их можно заменять номинативными словами, что свидетельствует об их синонимичности с полнозначными словами. При переходе в другие части речи, например субстантивации, междометия могут приобретать признаки имени существительного (род, число, падеж).

Традиционно к разряду междометий относят слова, выступающие как "знаки чувствований" , "эмоциональные сигналы" , сигналы волеизъявлений и призывов. А. А. Шахматов подчеркивал, что "значение некоторых междометий роднит их с глаголами" , а В. В. Виноградов отмечал, что междометия очень часто представляют собой "целостные высказывания", "предложения", "эквиваленты предложений" : Ах ! Слава Богу! и пр.

Междометия – это морфологически неизменяемые звуковые комплексы, представляющие собой короткие выкрики: Ой! Ах ! Ух! и т.п. В составе предложений междометия, как правило, синтаксически не связываются с другими словами и членами предложения не являются. Ср. в текстах М. Булгакова: Ух, какое великолепие ! (Дни Турбиных); Ах, мерзавцы ! (Записки юного врача). О, глупая женщина ! (Адам и Ева) – междометия усиливают градуально-оценочную семантику всего предложения/высказывания, при этом важную роль в передаче значения играют интонация и речевая ситуация.

Данное употребление подтверждается словами В. В. Виноградова: "Междометия... функционально сближаются с модальными словами, с усилительными частицами... В других случаях междометия, соединяясь с союзом что, экспрессивно характеризуют степень и качество чего- нибудь. Например: В ту пору был начальником губернии такой зверь, что y !!! (М. Салтыков-Щедрин)" .

По значению выделяют следующие группы междометий :

  • 1) эмоциональные : о, ой, ох, а, ах, ай, у, ух, э, эх, эй, ого, увы, уф, фи, фу, тьфу, ба, гм, м-да, браво, господи, черт возьми, дудки, батюшки, боже мой и др.;
  • 2) императивные (побудительные ), выражающие призыв или побуждение к действию): алло, эй, ау, караул, чу, брысь, цыц и пр.;
  • 3) междометия, связанные с выражением в речи норм этикета : спасибо, здравствуйте, до свидания и т.д.

В особую группу выделяют звукоподражательные слова – специальные звуковые комплексы, представляющие собой подражание живой (мяу-мяу, гав-гав ) и неживой (динь-динь и т.д.) природе: И кричит . "Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!" (А. Пушкин).

Научная дискуссия

В классификации А. А. Шахматова нашли отражение эмоциональные междометия с диффузными и специализированными функциями, а также слова, обслуживающие сферу этикета. Для пас является ценной мысль об информативности междометий, относящаяся к характеристике междометий, способных выражать определенные чувства. В работах В. В. Виноградова представлена более подробная классификация междометий. Он выделяет 10 основных семантико-грамматических разрядов междометий :

  • 1) первичные, непроизводные междометия, которыми выражаются чувства, эмоции : Αх , как я рада за брата)... (И. Тургенев) – сильная радость;
  • 2) междометия, производные от имен существительных, вроде 6атюшки! глупости ! страсть ! и пр.: Ах, дьявол, даже мороз по коже, до чего я тебя люблю! (Л. Филатов) – сочетание междометий ах, дьявол способствует выражению предельной степени проявления чувства любви;
  • 3) междометия, представляющие собой не столько непосредственное выражение эмоций, настроений и ощущений, сколько эмоциональную характеристику или оценку состояния, например: крышка, каюк, капут – подобные слова указывают на предел в развитии действия;
  • 4) междометия, которые выражают волевые изъявления, побуждения: вон, прочь, долой, полно, цыц, тс и др. Данные междометия в определенном контекстном окружении могут выполнять градуальную функцию: Сидите тихо. Тс! – междометие Тс! выражает требование сидеть очень тихо, так что слышно каждый звук :
  • 5) междометия, которыми выражается эмоционально-волевое отношение к речи собеседника, реакция на нее или в которых обнаруживаются аффективные оценки, вызванные репликами собеседника: да, конечно, право, вот ещё, ей-богу, и пр.
  • 6) междометия, являющиеся своеобразными экспрессивными звуковыми жестами, которыми обмениваются соответственно общественному этикету: мерси, спасибо, здрассьте, извиняюсь и т.п.;
  • 7) бранные междометия: чёрт возьми, чёрт побери и др. – Ах, тит твою мать, как собаку обидел, обормот ! (Г. Владимов);
  • 8) звательные (вокативные) междометия: господи, боже мой и т.п. – Ах, боже мой, какие интересные новости я узнаю от вас ! (Н. Гоголь);
  • 9) воспроизводящие, или звукоподражательные, восклицания; бац, бух, хлоп и пр. – Вот шумим, смеемся и вдруг хлоп, конец ! (А. Чехов);
  • 10) междометные глагольные формы: шасть, трах, фью и др. – Так и ждешь, что вот отворится дверь и шасть... (Н. Гоголь).

Наибольший интерес вызывают междометия первой группы, так как именно они вносят дополнительный градуальный смысл – усиление положительных/отрицательных оценок в конкретном предложении/высказы- вании.

По способу образования междометия распадаются па две группы – первообразные и производные. В первую группу входят междометия, состоящие из одного гласного звука (А! О! У! и др.) или из двух звуков – гласного и согласного (Эй! Ай! Фу! и т.п.). В ряде случаев они употребляются в форме сочетания двух (или трех) одинаковых междометий (Ха-ха-ха! Фи-фи! и пр.). Часть первообразных междометий образуется из трех и более звуков (Увы! Ага! Эге! и т.д.). К отдельным первообразным междометиям могут присоединяться окончания второго лица множественного числа глаголов и частиц (ну же, накось, ой-ли ). Группу вторичных (производных) составляют междометия, образованные из других частей речи:

  • – от имен существительных (Глупости ! Беда!) :
  • – глаголов (Здравствуйте ! Прощайте!) :
  • – наречий (Полно!) :
  • – местоимений (То-то же!).

По происхождению междометия могут быть исконно русскими

(Ай! Матушки! и др.) и заимствованными (Браво! Алло! Капут! Бис! Айда! и пр.). В процессе развития языка в разряд междометий перешли отдельные фразеологизмы: Боже мой! Батюшки-светы ! Дело табак ! Черт возьми ! и др.

Междометия, употребляемые в высказываниях с "особой" интонацией и контекстуальным окружением, относятся к средствам выражения оценки. Для них характерно выражение оценки скрытого, "теневого" характера. Оценка как "теневой" смысл высказывания отличается высокой эмоциональностью. Например: Но эта жизнь!.. О, как горька она! (Ф. Тютчев) – междометие подчеркивает горечь жизни, указывает на чувство страдания, возникшее из-за невыносимо тяжелых условий жизни. Междометия относятся к комплексу средств выражения периферии функционально-семантического поля оценки и способны выражать значения "очень хорошо/очень плохо", т.е. крайние проявления каких- либо признаков предмета, состояний, действий.

Рассматривая конструкции, в которых междометия функционируют в качестве показателя градуальности, следует учитывать, что субъектом градуальности в них может быть говорящий или третье лицо, объектом – эмоции, ощущения, испытываемые субъектом речи, а также определенные лица, предметы, признаки, действия, оцениваемые субъектом.

Эмоциональные междометия, выступающие в качестве показателя градуатора, можно подразделить на несколько групп, основываясь на том объекте действительности, в градуировании значения которого они участвуют:

  • 1) собственно-эмоциональные междометия используются для подчеркивания силы проявления эмоций, чувств, физических ощущений, испытываемых субъектом речи;
  • 2) интеллектуально-эмоциональные междометия способствуют выражению степени проявления признака, интенсивности выполнения действия, состояния и являются реакцией субъекта речи на акт осмысления объектов реальной действительности.

Рассмотрим случаи употребления междометий на примерах из произведений М. Булгакова: Ах, великий человек ! (Адам и Ева); Ах, какой человек ! (Записки юного врача) – междометие актуализирует положительную оценку и выражает чувство восхищения, восторга. Или: Ах, милый китаец!.. Ах, китаец!.. Ах, язык! (Зойкина квартира); Ах, какое Лето... Ах, чудо! Чудо! (Багровый остров) – междометие ах (или сочетание ах какой, ах какая) выражает чувство восхищения, восторга и удивления по поводу объекта речи-мысли, усиливает положительную семантику имени существительного, собственного или нарицательного. Ср.: Ах ты , мошеиник!.. Ах ты , наглый бродяга!.. Ах ты, горе какое! (Дон Кихот); Ах ты бродяга ! (Иван Васильевич) междометие ах употреблено в сочетании с полуслужебным ты, выполняющим функцию усилительной частицы.

Сочетание ах ты в основном выражает отрицательную эмоциональную оценку: досаду, возмущение, негодование, злобу, гнев. Отрицательные свойства человека, живых существ подчеркиваются сочетанием междометия ах с усилительным элементом до чего: Ах, до чего странный субъект (Мастер и Маргарита) – значение удивления, возмущения, недоумения. Употребление однородных конструкций типа Ах неволя... ах разоренье... (Александр Пушкин) усиливает отрицательную эмоциональную оценку, заключенную в именах существительных неволя – "принуждение, необходимость"; разоренье – "потеря богатства, достатка".

Междометия ох, ах, ой, эх, ух перед местоимением какой, наречиями как, сколько употребляются в восклицательных предложениях для подчеркивания высокой степени проявления чего-либо, высокой интенсивности какого-либо признака: Ох, какая обида ! Ох, какая скука ! Данные сочетания употребляются и для подчеркнутого выражения восхищения, удивления по поводу высокой степени проявления чего-либо, высокой интенсивности какого- либо признака, ср.: Ох, какая красавица ! = Ох, какая красивая ! Компоненты а..., и... усиливают значение градуальной оценки: Ну, уж и женщины! – посредством сочетания ну, уж и... выражается градуальная оценка-сарказм.

Для создания эмоциональной и экспрессивной оценки в структуре номинативного (оценочно-бытийного) предложения используются непроизводные междометия, неразложимые сочетания междометий с частицей или местоименным словом. Например:

1) У-у... д-дура... (Дьяволиада); 2) Ах , какая прелесть! (Записки на манжетах). Главный член первого предложения выражен оценочным именем существительным – дура; междометие У-у... выражает укоризну, угрозу. Очень часто подобные предложения дополнительно передают градуальную семантику, заключающуюся в передаче степени проявления признака, предмета или усиления выражаемого признака (отрицательной оценки, низкой степени проявления признака – дура = "глупая женщина"). Редуплицированная форма междометия – У-у усиливает оценочное значение; дополнительный оттенок вносит интонация предложения, графическое и явное фонетическое (при произнесении) оформление – д-дура. Во втором предложении междометие ах актуализирует положительную семантику, заключенную в сочетании какая прелесть – прелесть "о ком-чем-нибудь прелестном, чарующем".

Дублирование лексем усиливает значение сожаления, досады, разочарования, например: Ах, чернь, чернь... (Александр Пушкин) , Ах, подлец, подлец! (Багряный остров) , Ах, люди, люди! (Собачье сердце) , Ах, мужчины, мужчины! (Зойкина квартира) , Ах, жена, жена! (Адам и Ева); Ах, Берлиоз, Берлиоз! (Мастер и Маргарита).

Иногда значение удивления, радости (или огорчения) усиливается за счет употребления двух междометий в одном предложе- нии/высказывании: Ах , боже мой, красное вино ! (Дни Турбиных). Отдельные оценочно-бытийные предложения с междометиями употребляют местоимения второго и третьего лица, которые не являются ни подлежащим, ни обращением: их роль нолуслу- жебная и приближенная к функции усилительной частицы Ах вот оно какое белье! (Дон Кихот). Междометие в сочетании с усилительными элементами Ах вот оно какое выражает чувство удивления.

Междометие ах может быть осложнено полуслужебными это, этот, уж, выполняющими функцию частиц, например: Ах этот август! (Адам и Ева); Ах уж эта Маша! (Дни Турбиных) и др.

Нередко номинативные предложения содержат качественные и качественно-оценочные имена прилагательные, что является прямым показателем качественности предмета или лица, явления или события и т.д. Например: Ах, коварный мавр! (Дон Кихот); Ах, чертова рассеянность! (Иван Васильевич) коварный – "отличающийся коварством, склонный к нему"; лексема чертова (прост.) употребляется для обозначения сильного проявления чего-нибудь.

Выражение положительных/отрицательных чувств посредством междометия о зависит от речевой ситуации и контекста: О желанная родина!.. (чувство восторга) О радость! (восторженная радость) (Доп Кихот); О, миг блаженный, светлый час! (Багровый остров); О дивное подтверждение эволюционной теории!.. О, бескорыстная личность! (Собачье сердце); О, милый инженер! (Адам и Ева). Междометие в подобных синтаксических конструкциях выражает восторг, восхищение качествами конкретного лица (часто выраженного именами прилагательными). Иногда междометие О! употребляется для передачи удивления: О, портсигар! Золотой! (Дни Турбиных). Значение определяется по контексту. Ср. с номинативными предложениями с отрицательной семантикой: О, несчастная судьба!.. О, предчувствие мое! (отчаянно) (Адам и Ева); О, пыльные дни! О, душные ночи! (Записки на манжетах);

О, гнусная тваръ! (Багровый остров) – значение негодования, возмущения, горечи, сожаления и т.п.

Междометие эх с пометой "разговорное" в структуре оценочнобытийных предложений выражает положительные и отрицательные оценки с дополнительными оттенками значений (иронии, презрения, неодобрения, досады, сожаления и др.; восхищения, восторга и т.п.). Ср.: Эх, Киев-град, красота, Марья Константиновна! (Бег) – значение восхищения, восторга особенно подчеркивается употреблением слова красота – "о чем-нибудь очень хорошем"; Эх, беда! (Дни Турбиных) – значение сожаления с оттенком иронии; Эх, шляпа ! (Дни Турбиных) – значение упрека, укоризны; Эх, какое осложнение ! (Мастер и Маргарита) и т.д. Употребление междометия эх в оценочно-бытийных предложениях с дублирован- ными формами главного члена передает значение досады, сожаления и разочарования: Эх, деньги, деньги ! (Записки покойника).

Междометие ой используется в структуре оценочно-бытийных предложений для выражения досады, сожаления, испуга: Ой, дурак!.. Ой, срамота].. Ой, халтура! (Иван Васильевич); Ой, ужас, ужас, ужас! (Багровый остров) – значение отрицательной оценки усиливается за счет трехразового употребления градуально-оценочного ужас – "о чем-нибудь обычном по своим отрицательным качествам", тем самым передается значение сильного испуга, страха.

Продуктивно употребление междометия боже (боже мой) (с пометами "устар.", "разг.") в предложениях с градуально-оценочной лексикой. Местоименное слово какой (какие, какая) усиливает чувство восхищения и восторга – Боже, какая у вас сила!.. (Багровый остров); Боже, какие слова!.. Боже, какой типаж! (Иван Васильевич); удивления – Боже, какая жара! (Адам и Ева); огорчения – Боже, какое несчастье! (Полоумный Журден); негодования, возмущения – Боже, какой мерзавец! (Полоумный Журден); Боже, какой болван! (Багровый остров); Боже мой, какой ужасный стиль! (Записки покойника). В этих предложениях градуальная семантика создается и за счет употребления качественнооценочного прилагательного ужасный "вызывающий ужас", местоименного слова какой; междометие боже мой усиливает значение негодования, возмущения.

В анализируемых предложениях встречается употребление междометия Господи Иисусе, усиливающего значение удивления, недоумения, например: Господи Иисусе... Вот так фрукт] (Собачье сердце) – фрукт – "о человеке подозрительном и недалеком" (просторечное, презрительное), "о человеке, вызывающем неудовольствие, раздражение" (пренебрежительное); осложненная частица вот так усиливает отрицательную оценку.

Употребление междометия ого в оценочно-бытийных предложениях реализует значение удивления: Ого, какой интересный тип! (Дни Турбиных) – местоименное слово какой подчеркивает оттенок иронии; Ого-го, до чего интересная особа ! (Бег) градуальная оценка выражается и за счет усилительного компонента до чего.

Междометие а обычно употребляется для выражения восхищения: А, поляки, поляки... Ай, яй, яй!.. (Киев-город ) – дополнительное употребление междометного ряда Ай, яй, яй!.. передает здесь значение удивления, недоумения; для выражения гнева, злобы: А, псы басурманские ! (Блаженство).

В основном отрицательные чувства и оценки выражает междометие у в структуре оценочно-бытийных предложений: У, клопы!.. У, гадина!.. У, гнездо!.. У, гнусный город! (Бег) , У... с-с-волочь ! (Белая гвардия)-, У, хитрое, малодушное создание] (Дни Турбиных); У-у, проклятая дыра] (Мастер и Маргарита) – значение негодования, злобы, гнева. Только в сочетании с именами прилагательными (или именами существительными) с положительной семантикой данное междометие передает радость или удивление: У, благостный случай] (Бег), ср: У, радость какая]

Междометием фу передается значение презрения, отвращения: Фу, и голос какой противный!.. Фу, мерзость! (Записки на манжетах); Фу, неврастения! (Записки юного врача) – особая интонация усиливает отрицательно-оценочную семантику.

Междометия ай, батюшки; тьфу; браво передают значение сожаления: Ай, проруха! (Александр Пушкин); удивления – Ба... Батюшки, вот так пес! (Собачье сердце); негодования и презрения – Тьфу, дурак... (Роковые яйца). И наоборот, ср.: Браво, браво, браво, браво, замечательный ответ! (Кабала святош) – четырехкратное употребление междометия браво "возглас, выражающий одобрение, восхищение" – и качественное прилагательное замечательный передают градуально-оценочное значение всего предложения.

Научная дискуссия

При синтаксическом употреблении междометий происходит пересечение функционально-семантического поля категории градуалъности с полями оценки и отрицания, обусловленное качественным характером указанных категорий. В суждениях служебные слова играют специфическую роль показателя градуальности , предназначенного для актуализации градуального значения в речи и процессе коммуникации .

Вопрос о градуальной функции русских междометий обозначен в работах Н. В. Рогожиной и Г. В. Киреевой . В частности, в одной из работ отмечается: "Междометия являются одним из средств создания градуально- сти. Предложения с градуаторами, оформленными с помощью междометий, отличаются проявлением градуального значения. Междометия дополняют эмоциональное состояние данных конструкций и способствуют реализации градуальной функции. В таких предложениях роль междометий сводится к усилению выражаемого значения (признака или предмета) – положительной/отрицательной оценки – радости, восхищения, презрения, негодования, возмущения и т.п.: Ах, как это неприятно. О, как пленительна эта женщина ! Фу, какая гадость ! Ох, какой ужас! Значение удивления, радости или огорчения усиливается за счет употребления двух и более междометий в одном предложении: Ах, боже мой, боже, как я несчастлив " .

Таким образом, в настоящее время лингвисты указывают на способность междометий усиливать выражаемые в высказывании чувства или подчеркивать степень проявления признака предмета, действия, состояния, т.е. выполнять градуальную функцию. Щерба Л. В. См.: Рогожина Н. В. Указ. соч. С. 17.

Междометия – это своеобразные знаки, свидетельствующие об определённых чувствах. Отличает их от знаменательных частей речи то, что они выражают эмоции и волеизъявления, но не называют их.

«Ба! Знакомые все лица!» — восклицает Чацкий, увидев всё общество в полном составе. Междометие «Ба!» выражает удивление героя, который, спустя много лет, находит тех же людей с теми же взглядами на жизнь и с тем же мироощущением.

Междометия — примеры

Чаще всего междометия – это морфологически неизменяемые комплексы звуков, представляющие собой короткие выкрики (или вскрики), произносимые человеком непроизвольно: ай! ой! о! эх! и др. Именно природа этих слов позволяет отнести их появление в речи людей к самым ранним периодам в истории человечества, когда наши пращуры, объединившись в некий коллектив, решили обменяться мнениями. На это указывают и многочисленные исследования лингвистов.

Так, Виноградов В.В. в своей фундаментальной работе «Русский язык» утверждает, что междометия, хотя и не обладают функцией называния, имеют «осознанное коллективом смысловое содержание». Это значит, что за каждым междометием в данном языковом коллективе закреплён строго определённый смысл. Каждое междометие имеет своё лексическое значение, выражает определённое чувство или волеизъявление.

Например, слово «Цыц!» выражает запрет, приказание прекратить что-нибудь, а «ого!» — удивление. Кроме того, на «древность» происхождения междометий указывает и тот факт, что они не входят в систему частей речи и синтаксические связи их с другими словами в предложениях отсутствуют.

Татьяна ах! А он реветь. (Пушкин «Евгений Онегин»).

Очень интересно проследить появление междометий в произведениях древнерусской литературы: в «Поучении Владимира Мономаха» есть «Письмо к Олегу Святославичу», которое начинается словами: «О я, многострадальный и печальный!» А ведь это 11-ый век! В «Повести об убиении Андрея Боголюбского» во время самого убийства Боголюбский, обращаясь к врагам, восклицает: «О, горе вам, бесчестные!…». В «Слове о полку Игореве» (перевод Лихачева Д.С.) и автор летописи, и князь Игорь, и Ярославна употребляют это же междометие «О!» в различных ситуациях.

И сказал Игорь дружине своей:
«О дружина моя и братья!
Лучше ведь убитым быть…»
О Боян, соловей старого времени!
О Русская земля! Уже ты за холмом!..
О, стонать Русской Земле,
Вспоминая первые времена
И первых князей!..

Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, приговаривая:

«О ветер, ветрило!..»

Следовательно, мы имеем дело с достаточно древними языковыми единицами, говоря о междометиях, такими же древними, как и первые летописи, в которых употреблены междометия. Примеры можно привести следующие.

1. По значению можно выделить три основные группы междометий: эмоциональные, императивные, междометия, связанные с выражением в речи норм этикета. Рассмотрим их в соответствии с данной классификацией.

Эмоциональные междометия выражают эмоциональную реакцию говорящего на происходящее или на речь собеседников, его отношение к воспринимаемым впечатлениям и их оценку. В рассказе «Мужики» Чехова А.П.: «Батюшки мои!» — изумилась Ольга, когда обе они вошли в избу». Эта группа междометий наиболее многочисленна, она доступна даже самым маленьким (по росту и по возрасту) носителям языка. Ребёнок, едва научившийся произносить звуки, при неприятном запахе скажет: «Фу!»; когда почувствует боль – произнесёт: «Ой!». Герой знаменитой комедии «Бриллиантовая рука» на узкой улочке турецкой столицы должен был упасть и произнести пароль: «Чёрт возьми». Это тоже эмоциональное междометие. Как часто мы оперируем такой фразой: «Тьфу, не сглазить бы!», где слово «тьфу» — эмоциональное междометие. Данная группа междометий представляет собой наиболее примитивную языковую конструкцию.

Императивные междометия выражают волеизъявление, призыв или побуждение к действию. Как правило, это обращение к собеседнику с предложением совершить то или иное действие, использующееся в повелительном наклонении:

На, прими это (подаёт фуражку и тросточку) – Хлестаков в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Цыц! – пристукнул дед Гришака. (Шолохов М.А. «Тихий Дон»).

Только призыв обозначает императивное междометие «Эй!». А междометие «ну» в сочетании с винительным падежом местоимения ты выражает пренебрежение и желание избавиться от чего-либо: «А ну его!». Побуждение такого типа употребляются по отношению к животным: кис-кис, цып-цып, ату, что свидетельствует о примитивности и какой-то первобытности междометий.

К третьей группе междометий, связанных с выражением в речи норм этикета, относятся реплики, заключающие общепринятые приветствия, формулы благодарности, извинений: спасибо, здравствуйте, до свидания, извините и др.

«Она побежала к воротам
- Прощайте! – крикнула она.» (Чехов «Дом с мезонином»).

2. Последняя группа междометий вызывает особый интерес в связи с соблюдением и несоблюдением норм речевого этикета. В быту, в школьной среде, в виртуальном общении и при использовании мобильной связи нормы речевого этикета незаметно, но верно изменяются.
Для того чтобы это доказать, я провела опрос среди своих сверстников – девятиклассников, в котором участвовало 32 человека.

На первый вопрос анкеты «Часто ли в своей речи вы используете междометия типа «ой», «эй», «господи», «фу», «чёрт возьми» и другие?» абсолютное число респондентов ответили: «Часто» (18 человек – 56%);

Употребление эмоциональных междометий в речи моих сверстников связано с различными школьными ситуациями. Так, я предложила ребятам обыграть ситуацию получения ими хорошей оценки – такое приятное событие! Как реагируют девятиклассники на него?

На первом месте по частотности употребления – междометие «ура!», им пользуются 11 человек (34%);

На втором месте – английское «йес!», этот варваризм очень популярен в выражении российских эмоций (4 человека – 12%).

На третьем месте – наше родное «ух ты!» (3 ученика — 9%).

А вот ниже «призового пьедестала» расположились слова «нештяк», «вау!», по поводу которых сатирически высказывается Михаил Задорнов. Довольно часто можно услышать эти слова из уст учеников. Я поинтересовалась у учителя английского языка, что они обозначают, оказалось, это утверждение с особым согласием.

Слова «клёво», «классно», «супер», которые слышатся, в том числе и с экранов телевизоров, тоже входят в лексикон моих сверстников. Но это уже крен в сторону слэнга, у меня к таким словам отношение отрицательное.

А вот ответы на следующий вопрос отдают нашим местным колоритом, типичное такое забайкальское словечко «но» звучит в качестве положительного ответа на любой вопрос.

Ты приготовил уроки?
- Но…
- Ты прибрался в комнате?
- Но…

Так отвечают 12 человек, хотя знают, что надо говорить в этом случае «да»; и «да», и «но» — 3 человека; только «да» — 16 человек.

Императивное междометие «алло!» (в значении «говорите, я вас слушаю») употребляется в устной речи часто, а вот писать его многие не умеют: по моей просьбе ребята должны были написать «алло»: 9 человек сделали ошибки (это 28%). Следовательно, надо уметь не только произносить междометия, но и грамотно писать их.

Особый интерес для меня представляло употребление моими сверстниками междометий, связанных с употреблением в речи норм этикета. Эти слова вместе с жестами – своеобразные окна, сквозь которые мы можем не только услышать друг друга, но и увидеть. Легко убедиться, как трудно, энергично топнув о пол ногой, сказать приветливо «здравствуйте» или, махнув безнадёжно рукой, произнести восторженное «ах!».

Таким образом, и жест как средство общения интересует исследователя. Часто мы по интонации приветствия можем определить настроение человека.

Так, приходя в школу в хорошем расположении духа, наши девятиклассники говорят «здравствуйте» — в 29 случаях (из 32), «где нужно, обязательно говорю» — 1 человек, «редко» — 2 человека. В этом же вопросе упоминались и другие междометия данной группы: «спасибо», «до свидания». Как следует из нашего опроса, нормы речевого этикета используются моими сверстниками в полной мере.

И ещё один, на мой взгляд, интересный факт – наряду с соблюдением норм этикета ребята употребляют междометие «эй!» — 4 человека без объяснения ситуации; 7 человек не говорят или говорят редко; а вот большая часть (21 человек! 66%) охотно описывают ситуации, когда используют это междометие. «Междометие эй!, которое мы слышим от человека, знающего вас, но не желающего назвать вас по имени, звучит уже как оскорбление»,- писал теоретик театра Касаткин Н.В. Именно таким образом используют данное междометие, обращаясь к своим друзьям, близким, знакомым, которые на расслышали своего имени, 14 человек. (Поэтому после обработки анкет мне пришлось объяснить ребятам, что они поступают неверно). Обращаясь к незнакомому человеку своего возраста, «эй» говорят 7 ребят.

Таким образом, при проведении подобного опроса мне удалось убедиться в том, что живую речь невозможно представить без интонации. Роль интонации особенно повышается в междометии, лишённом лексического значения.

Ф. Дельсарт утверждал, что по богатству интонации междометию принадлежит первое место среди всех частей речи. Именно недооценкой роли интонации объясняется тот факт, что долгое время междометия смешивались некоторыми лингвистами с рефлекторными выкриками (реакцией на боль, испуг, неожиданность и т.п.).

3. А подлинной сокровищницей междометий, помимо живой (бытовой) речи является, конечно же, литература. Художественные произведения изобилуют междометиями, которые являются фактом непосредственно живого общения и поэтому коротки и концентрированны. Они придают речи героев эмоциональность, естественность и национальный колорит.

Ещё великий Цицерон говорил: «Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе…» Бесконечно богато пространство междометий в произведениях Гоголя Н.В., Толстого Л.Н., Чехова А.П., Островского А.И., Горького А.М. – всех не перечесть.

Я решила проанализировать использование междометий в комедии, которую недавно изучали, и которая мне очень понравилась – «Недоросль» Д.И.Фонвизина.

Многозначное междометие «ах» украшает почти каждую страницу комедии. Узнав, что Митрофан «протосковал» до утра, ослеплённая материнской любовью Простакова восклицает: «Ах, Мати Божия!». И во время урока, когда Митрофан оскорбляет Цыфиркина, Простакова замечает: «Ах, Господи, Боже мой!». В устах этой «презлой фурии», человека без души и сердца междометия сии звучат кощунственно.

Узнав, что крепостная девушка заболела и лежит, та же Простакова возмущение своё передаёт тем же междометием: «Лежит! Ах, она бестия!». Бросившись на Митрофана как на соперника в приобретении Софьиного капитала, его дядя Скотинин рычит: «Ах, ты, чушка проклятая!». Междометие «ах», старое как мир, в данном контексте, передавая все негодование Скотинина, придаёт его фразе окончательно скотский оттенок.

Междометие «ой! ой! ой!» и «ай! ай! ай!» мелькает в речи иноземца Вральмана, который не силен в русском языке.

Устаревшее междометие «ба» произносит Скотинин довольно часто: «Ба! Да этот что тут равняется?», «Ба! Ба! Ба! Да разве светлиц у меня мало?». В устах самонадеянного и наглого Скотинина слово это звучит, обозначая недоумение, с оттенком сарказма со стороны автора.

Митрофан, как и положено баловню, которому всё позволено, часто употребляет императивные междометия, которые содержат повеление: «Ну! А там что?» — отвечает Митрофан матери, которая просит его поучиться «хоть для виду». В речи Софьи, Стародума, Правдина, Милона часто встречается междометие «а» в разных значениях: «А! ты уже здесь, друг мой сердечный!» — говорит Стародум, увидев Софью, которая ждёт его. А междометие выражает радость от встречи. Получив письмо от графа Честана, Стародум вновь произносит междометие «а» в значении «интересно, что он пишет». В диалоге с Правдиным он произносит: «А, сколь великой душе надобно быть в государстве…», передавая этим междометием мудрость в понимании роли царя для улучшения жизни его подданных.

102 междометия удалось насчитать нам в комедии, столь небольшой по объёму. А вообще в русском языке междометия составляют большой и весьма богатый – по диапазону выражаемых ими ощущений, переживаний, волевых импульсов, настроений – пласт слов.

По данным «Обратного словаря русского языка», в современном русском языке 341 междометие – больше, чем предлогов (141), союзов (110), частиц (149). Пользоваться этим интонационным богатством надо умело, ведь междометие можно не только услышать, но и … увидеть.

Так, на картине Петрова В.Г. «Охотники на привале» внимательный человек может услышать интонации нарисованных людей, даже угадать употребляемые ими междометия, выражающие удивление молодого охотника; недоверие, скептицизм, иронию среднего; восторженные, хвастливые восклицания охотника – старика.

Точно так же показывают нам определённые жизненные ситуации картины Репина, Крамского, Сурикова и других мастеров кисти.

Удивительная часть речи – междометие, если его можно даже нарисовать. И даже в искусственном языке будущего Эсперанто есть междометия – они не лишни в лексиконе воспитанного человека: bonan tagon! (добрый день!), bonan vesperon (добрый вечер!), bonvenon! (добро пожаловать!), bonvolu (пожалуйста!) Все люди во все времена в быту, на театральных подмостках, в школе и в армии, в большой аудитории и наедине будут использовать междометия. Ведь они – часть нашей жизни. И существовать без междометий невозможно.

Петрухина Оксана Владимировна,
Приезжих Татьяна Павловна

Литература:

1. Вартаньян Э.А. « Путешествие в слово», М., 1980.
2. Гвоздев А.Н. «Современный русский литературный язык», М., «Просвещение», 1973.
3. Изборник «Повести Древней Руси», М., «Художественная литература», 1986.
4. Середа Е.В. Статья «Ах, интонация!», Журнал «Русская словесность» 6, 2006.
5. «Современный русский литературный язык» под редакцией Леканта П.А., М., «Высшая школа», 1982.
6. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. « Современный русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 1987.

Междометия - важная часть русского языка. Именно междометия во многом делают речь богаче, выразительнее и насыщеннее - они позволяют передавать эмоции, чувства, делают описания более яркими и живыми. Само определение междометий звучит именно так - это слова и выражения, помогающие выразить эмоции, чувства и волеизъявления, при этом не определяя их.

Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи и остаются изолированной группой. Однако их можно классифицировать по нескольким признакам.

Основные и дополнительные типы классификации междометий

Прежде всего, слова-междометия принято разделять на непроизводные и производные. Что это означает?

  • Производные междометия образованы от других частей речи, являются видоизмененными формами некоторых слов. Например, к ним можно отнести междометия «полно», «скажите на милость», «да будет вам», «батюшки».
  • Непроизводные междометия изначально образовались сами по себе и не связаны ни с какими частями речи - например, это «ой» и «ай», «ох» и «ах», «а» и «ну».

Также междометия принято подразделять в соответствии с их составом на простые, сложные и составные. Понять смысл очень легко:

  • простые больше похожи на звуки и состоят только из одного слова - «ой», «ах», «господи»;
  • сложные представлены несколькими повторяющимися словами - «ой-ой», «ну-ну», «ай-ай»;
  • составные включают в себя сразу несколько разных слов и по сути являются целыми выражениями - «черт побери», «вот это да», «скажите пожалуйста».

Еще одна классификация междометий подразделяет их по значению в речи.

  • Эмоциональные междометия - такие, как «ах», «ура», «ой», «какой ужас» - нужны для выражения определенных чувств и эмоций.
  • Побудительные междометия предлагают совершить какое-то действие - например, «стой», «помилуй», «брысь» и так далее.
  • Этикетные слова-междометия используются в речи для выражения благодарности, для приветствий и прощаний, просьб - например, «здравствуйте» и «салют», «мерси» и «спасибо» и тому подобное.

Для производных междометий можно выделить отдельную классификацию по частям речи - в зависимости от слова, благодаря которому они образованы. Существуют междометия местоименные и существительные, глагольные, междометия от союзов, наречий и частиц.

Особенность междометий - в том, что они не являются членами предложения, и проверочных вопросов для них не существует. Эти слова нужны исключительно для того, чтобы эмоционально выражать какие-либо чувства.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»