Лес и человек окружающий мир. Конспект урока по окружающему миру "лес и человек". Роль леса в природе и жизни людей

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Слайд 1.

Ход урока

I. Организационное начало.

Дорогие ребята! Сегодня в нашей школе необычный день! У нас в гостях учителя из различных школ. И я надеюсь, что им в нашей школе понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

Сядьте правильно, проверьте расположение учебных принадлежностей к уроку.

Слайд 2

1.2. Сообщение темы и целей урока

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

П. Проверка домашнего задания

2.1. Дифференцированный подход

Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить что вы знаете о лесной зоне:

Животный мир;

Тайга;

Смешанный лес.

2.2. Работа по карточкам

Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

Пихта тайга

береза

Смешанный лес

кедровая сосна

липа

широколиственный лес

ольха

сосна

лиственница

Дуб

Клен

Ответ:

тайга - пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница;

смешанный лес - пихта, береза, ольха, сосна, лиственница;

широколиственный лес - липа, дуб, клен.

2.3. Работа в парах.

Блицтурнир «Я знаю лес» (учитель диктует, а затем учащиеся меняются тетрадями и проверяют по экрану)

Какой лес мы называем тайгой?

Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые».

Какое особое отличие есть у лиственницы?

Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

Какое дерево является символом России?

Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

Плодами какого дерева являются желуди?

У какого животного пять черных полос на спине?

Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?

Узнай животное по описанию: «Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»?

Слайд 3

III. Работа над новой темой

Что можно назвать лесом?

Какие бывают леса?

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

3.1. Самостоятельное чтение стихотворения.

Давайте прочитаем стихотворение С. Никулиной «Русский лес», а затем его обсудим:

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Так чем же является лес для человека? (открывается первая карточка - «место отдыха» ).

А почему лес - аптека? (открывается вторая карточка - «аптека» ).

- В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: «накормит русский лес», «Нагнусь к нему напиться...» (открывается карточка «источник чистой воды и пищи»).

А как лес может обогреть человека?

- Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива»).

Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

- А что у вас на столах изготовлено из дерева?

- А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении.

- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы?

- Чем для них является лес?

- Для кого еще лес является домом?

- Значит, лес - это еще и дом для растений, животных, грибов (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов»).

Какие роли выполняет лес?

- Чем является лес для воздуха?

- Чему еще лес является защитником? Открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв».

Как лес защищает водоемы?

- Как же лес защищает почвы?

- Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема.

Слайд 7

Значение леса

1. Место отдыха

2. Аптека

3. Источник воды и пищи

4. Источник топлива

5. Дом для растений, грибов, животных

6. Защитник водоемов, воздуха, почв

Давайте прочитаем , какие же роли выполняет лес?

3.2. Беседа об экологической проблеме леса

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? О какой экологической проблеме идет речь в следующем стихотворении, послушайте:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и вон убежал.

Н.Некрасов

- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.)

- Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома. Какие чувства у вас вызывает стихотворение? (Свободные высказывания детей.)

Но я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема - это значит, что вы будете искать пути ее решения.

А сейчас давайте составим схему по «проблемам леса». На прошлом уроке мы говорили об истреблении животных, как называется эта проблема?

Слайд 8

Проблема леса

Вырубка

Незаконная охота (браконьерство)

А кто такой браконьер?

Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:

(Перечисление сопровождается рисунками жуков, растений, птиц и животных занесенных в Красную книгу.)

Слайд 9

3.3. Сообщение ученика, подготовленное дома

В лесной зоне создан Приорксо – Террасный заповедник, о котором нам расскажет ….

Слайд 10

IV. Физкультминутка

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Крылья сложили назад.

V. Продолжение изучения новой темы

5.1. Чтение рассказа Сухомлинского по ролям

Еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Давайте прочитаем рассказ по ролям.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные и положила кулек в сумку.

Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида .

Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

А во что может превратиться лес?

Слайд 11

Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

5.2. Чтение стихотворения «Лесной пожар» В. Шефнера и беседа по содержанию .

Хотелось бы сегодня поговорить еще об одном поступке человека. Послушайте стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар»:

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны.

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

Слайд 12

Показ видеосюжета «Пожар в лесу».

А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь.

Давайте прочитаем правила разведения костра в учебнике на с. 111

VI. Групповая работа

Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу?

А сейчас придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Какие это действия?

- Задание на логическое мышление.

VII. Обобщение.

- И в завершении нашего урока я бы хотела прочитать вам стихотворение Тима Собакина:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы…

О чем должны помнить люди, приходя в лес?

- Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.

VIII. Подведение итогов

Выставление оценок.

IX.Домашнее задание

Дома вы выполните задание по выбору:

1) прочитаете текст учебника;

2) найдете дополнительный материал о животных и растениях нашего края;

3)творческая работа: «Мини – сочинения» продолжить сочинение 2 – 3 предложениями.

1. Если бы я был лесничий, я бы …

2. Я - лесной доктор, потому что …

3. Если бы я был зверек, я бы …

4. Я – береза. Меня называют лесной красавицей за то, что …

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Татьяна Норинская
«Лес и человек». Конспект урока в IV классе по предмету «Окружающий мир»

Цели урока :

Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы ;

Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека , с охранной деятельностью людей в зоне лесов;

Развивать познавательный интерес, развивать речь, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, расширить кругозор учащихся;

Воспитывать уважение и любовь к природе, чувство долга и ответственности перед природными богатствами.

I. Организационный момент

Доброе утро. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости . Поприветствуем. Садитесь.

Я прочитаю отрывок из песни «Лесной марш»

Мы сами написали

В лесной зеленой книжке

О том, что есть у леса

Надежные друзья –

Такие же девчонки,

Такие же мальчишки,

Такие же счастливые,

Как ты и я!

Почему я начала наш урок этим отрывком ? (Этот отрывок о друзьях леса)

А кто должен оберегать лес? (Это должны делать люди.)

Кто может сформулировать тему нашего урока ?

Сообщаются тема и цели урока .

Тема нашего занятия - «Лес и человек »

II. Проверка домашнего задания

1. Перед тем, как перейти к изучению новой темы, проверим домашнее задание.

Расскажите о тундре.

Что вы можете рассказать о тайге?

Назовите деревья, которые растут в тайге

Какие животные обитают в тайге?

А что можете рассказать о зоне широколиственных и смешанных лесов?

Растительный мир лесов

2. Проводится конкурс рисунков : «Как я представляю себе тайгу , смешанный и широколиственный лес». Рисунки кратко комментируются. (на доске выставка рисунков)

Ребята нарисовали рисунки, давайте по рисункам определим к какой зоне они относятся?

По каким признакам узнали?

III. Работа над новой темой

1. Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» читает Савватеев Михаил :

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом )

Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека .

2. Работа по учебнику, стр. 106. Определение роли леса в жизни человека .

Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр. 106-107 - и вы узнаете, какую роль играет лес.

3. Работа в тетрадях.

Откройте тетрадь на странице 50 и ответьте на первый вопрос : Какую роль играет лес в твоей жизни. (несколько человек зачитывают свои ответы)

4.1) Так чем же является лес для человека ? (открывается первая карточка - «место отдыха» ).

Лес – настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздухе особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. На чистом воздухе хорошо и приятно отдыхать.

2)А почему лес называют «Аптекой» (открывается карточка - «аптека» ).

Лес является кладовой различных богатств. Здесь растут ценнейшие породы деревьев, много лекарственных растений и трав.

3) В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода (открывается карточка «источник чистой воды и пищи» ).

4) А как лес может обогреть человека ?

Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива» ).

5) (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов» ).

Как вы это понимаете?

6) Чем является лес для воздуха?

Лес – кислородный цех. В больших городах, необходимо большое количество деревьев, т. к. они поглощают вредные вещества, которые витают в воздухе

7) Почему еще лес является защитником? (открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв» ).

Как лес защищает водоемы?

Как же лес защищает почвы?

Лес поддерживает полноводность рек, ручьёв, водоёмов.

Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеевания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы .

5. Всё сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания. Посмотрите, какая у нас получилась схема.

Значение леса

1. Место отдыха

3. Источник воды и пищи

4. Источник топлива

5. Дом для растений, грибов, животных

6. Защитник водоемов, воздуха, почв.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Вывод : лес имеет большое значение, как в природе, так и в жизни человека .

IV. Закрепление пройденной темы

1). Тестовая работа «Природная зона лесов» (слайды 3-7)

Давайте выполним небольшой тест. Внимание на экран.

1. Природная зона лесов состоит из :

1) пяти частей;

2) двух частей;

3) трех частей;

2. Самую большую территорию занимают :

1) смешанные леса;

2) хвойные леса;

3) широколиственные леса;

3. В тайге растут :

1) пихты, ели, лиственницы;

2) дубы, сосны, ели;

3) березы, липы, лиственницы;

4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы :

1) овцебык, морж, розовая чайка;

2) краснозобая казарка; кречет; стерх;

3) аист; морж; тюлень;

5. Охрана лесов - это….

1) обязанность государства;

2) обязанность государства и долг каждого гражданина;

3) забота самих обитателей леса;

2). Самопроверка.. Блиц - турнир «Я знаю лес» (учитель диктует, а затем учащиеся меняются листочками и проверяют по экрану, слайды 9-17)

Какой лес мы называем тайгой?

Какое дерево является символом России?

- Назови дерево : «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые ».

Это животное умеет прыгать с дерева на дерево.

Кто является санитаром леса?

Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

Плодами, какого дерева являются желуди?

Выполняют на карточках по парам.

Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруй рисунки (1. Ель. 2. Сосна. 3.

Кедровая сосна. 4. Пихта. 5. Лиственница)

Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруй рисунки (1. Дуб. 2. Клён. 3. Липа. 4. Ясень. 5. Вяз) .

3). Отгадайте загадки и разгадаешь кроссворд (слайды 19-21)

1. Русская красавица, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане (береза) .

2. На большой цветной ковёр села эскадрилья, то откроет, то закроет расписные крылья (бабочки) .

3. У меня ходули – не страшны болота, лягушат найду ли – вот моя забота (цапля) .

4. Есть в реке работники : не столяры, не плотники, а выстроят плотину – хоть пиши картину (бобры) .

5. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (журавли) .

6. На шесте весёлый дом, с круглым маленьким окном, чтоб уснули дети, дом качает ветер, на крыльце поёт отец - он и лётчик, и певец (скворец) .

7. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти, нагнись : солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник)

8. С ветки на тропинку, с травки на былинку, прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик)

9. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок – и остался стебелёк (одуванчик) .

10. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый (волк) .

V. Итог. Рефлексия

Давайте подведём итог нашего урока .

Попробуйте ответить на эти вопросы.

Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое для себя?

Что показалось интересным?

Что запомнилось?

О чем захотелось узнать побольше?

Оценим себя и свои достижения по шкале (на доске приготовлены елочки по цветам лесных зон)

Молодцы! Хорошо поработали на уроке .

VI. Домашнее задание

Открыли дневники и записали домашнее задание

2) Тетрадь страница 51-52

Спасибо огромное за урок !

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

Шроо Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №18»

Тюменской области, г.Новый Уренгой Тема урока: «Лес и человек». Цель и задачи урока : сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Оборудование : картина леса, видеосюжет «Пожар в лесу», аудиозаписи звуки леса. Ход урока. 1. Организационный момент Звучит музыка. Стихи С.Никулиной «Русский лес» (читает ученик) Учитель: О каких отношениях говорится в этом стихотворении? Ученики : Об отношениях между человеком и лесом. Значит вывод: лес нужно беречь. 2. Тема нашего урока «Лес и человек» На уроке у нас присутствуют три группы. Знатоки показывают свои знания, исследователи исследуют определённые задачи, а почемучки задают вопрос почему? и находят на него ответ. И так знатоки: Чем является лес для человека. 1 ученик. Лес – это место отдыха человека, потому что человеку, нет ничего милее, чем бродить и думать здесь. Учитель : Значит лес -

МЕСТО ОТДЫХА

-А что значит, излечит, прозвучало в стихотворении? 2 ученик . В лесу много лекарственных растений. Боярышник - понижает давление, липовый цвет - при простуде используют, земляника- богата многими витаминами, шиповник тоже богат витаминами. Особенно здесь на севере полезны многие лекарственные растения, так как здоровье у людей более слабое. Учитель : А где мы покупаем лекарства? Ученики: В аптеке. Учитель: А вот эти лекарственные растения растут в лесу. Значит лес – это тоже

АПТЕКА

Учитель: А почему лес накормит? 3 ученик. В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, грибы, орехи, грибы, чистая вода. Значит лес.

ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ

Учитель: А как может обогреть человека? 4 ученик. Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу. Значит лес.

ИСТОЧНИК ТОПЛИВА

Учитель : Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (шкафы, столы, стулья, карандаш, линейка, книги и тетради тоже сделаны из дерева) Значит лес.

ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ

Учитель . А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья? (Они там растут) А животные, насекомые, птицы? (Они живут) Значит лес для них является домом. Учитель: Посмотрите сколько значений у леса, но это не всё. Ученики рассказывают какие роли выполняет лес. (Очищает воздух от пыли. Там где растёт лес не мелеют реки, лес их «питает». Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться) Значит лес. 3.Работа с учебником стр.106. Учитель: - А теперь откройте учебники и познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека.

ФИТОНЦИДЫ

Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии. Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных. На доске - ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА

МЕСТО ОТДЫХА


4. О чём должен помнить человек, входя в лес? Игра. Мухомор увидев, я Мимо прохожу друзья. (да) Выпал птенчик из гнезда, Трогать нам его нельзя. (да) Кто бруснику собирает, С корнем кустик вырываем. (не я) По тропинке кто шагает На жуков не наступает? (я) Веточки мы не ломаем, Когда по лесу гуляем. (да) Мы ежонка увидали И домой его забрали. (нет) Муравейник мы найдём Понаблюдаем и уйдём. (да) Ландышей нарву в лесу На праздник маме принесу. (нет) Физминутка. Руки подняли и покачали Это деревья в лесу Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу, В сторону руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад. 5. Исследователи. Учитель. -А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? На доске.

П Р О Б Л Е М Ы Л Е С А


1ученик. Зачем люди вырубают леса? Для заготовки древесины. Раньше вырубали топором, а сейчас лесозаготовки уничтожают целые массивы леса. Значит проблема леса.

ВЫРУБКА

- А какие ещё проблемы у леса? 2 ученик. Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, но убивали столько, сколько могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной. Показ Красной книги. Значит ещё одна проблема леса.

НЕЗАКОННАЯ ОХОТА (БРАКОНЬЕРСТВО)


6. Самостоятельная работа. (по группам) 1.Почемучки - почему четвёртый лишний? 2.Знатоки - как знают лесную зону. 3.Исследователи - решают исследовательские задачи. (см. Приложение) Проверка и оценивание. 7.Что зависит от каждого из нас, когда приходит в лес? Почемучки. 1ученик. Почему нельзя оставлять в лесу мусор? Поток пластиковых бутылок, пакетов, упаковочной плёнки составляет 40% от всего бытового мусора. О бутылки, банки, могут пораниться животные. 2 ученик. Почему нельзя разводить костёр? Погибают животные и растения. А этого могло не случиться. Если человек соблюдает правила разведения костра и не забывает его погасить. «Пожар в лесу» (показ видеосюжета) 8. Закрепление. Каждый из нас, должен задуматься какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес это ещё и источник познания. Рассказ учителя (из книги Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь») «Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка – лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему? Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнётся. Сверните бумагу трубочкой туго-туго. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? Вот и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. И задумал мост через реку тоже вроде листа- трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку». Вот такие открытия природа подсказала человеку, разбудила его творческую мысль. Значит.

ПРИРОДА (ЛЕС) ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ

Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его. Так давайте обратимся к нашим потомкам с такой же просьбой беречь и сохранять лес - наше богатство, наши лёгкие планеты, нашу красоту. На листочках написать пожелания и прикрепить к ним домашнее задание. 9. Итог урока. Домашнее задание. Звенит звонок Окончен урок, и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что лесу вы нашему так пригодились. А листочки перелетают на следующий урок.
Домашнее задание. Найдите ответы на вопросы. 1. Почему на Земле не кончается кислород? 2.Какую пользу приносит лес людям? 3. Какую пользу приносят птицы? 4.Как человек должен вести себя в лесу? 5.Какое участие в охране леса могут принять школьники? 6. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе в лесу?

УМК «Школа России»
Список использованной литературы: 1. Плешаков А.А. От земли до неба атлас определитель для учащихся начальных классов.-7-е изд.-М.: Просвещение 2006г. 2.Стихотворение С.Никулиной «Русский лес» 3.Книга Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь»

Приложение. 1. «Четвёртый лишний» Подчеркнуть.
1.Сосна, ель, дуб, саксаул. 2.Пихта, липа, полярная ива, кедр. 3.Карликовая берёза, сосна, черёмуха, дуб. 4. Кипарис, клён, рябина, вяз. 5. Ясень, яблоня, берёза, пальма. 6.Соболь, куница, барсук, полярный волк. 7.Медведь, лиса, ящерица, тушканчик. 8.Варан, ёж, барсук, сова. 9.Гадюка, тетерев, кабан, белый медведь. 10. Джейран, лось, сова, дрозд.
2. Как знают лесную зону. Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.
Пихта Берёза Тайга Кедровая сосна Липа Ольха Смешанный лес Сосна Лиственница Дуб Широколиственный лес Клён
3.Задачи. а).60 кг макулатуры сохраняют от вырубки одно дерево, растущее в лесу свыше пятидесяти лет. Сколько деревьев сохранят учащиеся одной школы, собрав свыше 720 кг макулатуры? Сколько макулатуры надо собрать, чтобы сохранить 27 деревьев?
б). Определяя количество воды, даваемое родником, туристы заметили, что 2х литровая банка наполнилась за 4 секунды. Сколько воды даёт родник за один час?

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в паре: с помощью схемы и текста учебника, раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране, обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне». Извлекать из дополнительной литературыи Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения. Обсуждать экологические проблемы национального парка «Лосиный остров». Характеризовать лесные зоны по плану .

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать роль растений в природе и жизни людей, правила поведения в лесу.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно - следственные связи.

Р. - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

К. - определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

Дом для растений, животных, грибов

Защитник воздуха, водоёмов ипочв.

Подготовка к усвоению нового материала

С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей. Некоторые пункты раскройте подробнее с помощью текста учебника

1.Дом для растений, животных, грибов.

2.Защитник воздуха, водоёмов и почв.

3.Место для отдыха человека

4.Источник ягод, грибов, лекарственных растений.

5.Источник древесины

Изучение нового материала

РОЛЬ ЛЕСА В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Лес — «лёгкие» нашей планеты, защитник воз-духа. Растения леса выделяют огромное количе-ство кислорода и поглощают много углекислого газа. Один гектар леса за час поглощает столь-ко углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек! Лес очищает воздух и от пыли. Она оседает на листьях, а потом дож-дями смывается на землю. Листья многих де-ревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии. Хорошо очищают воздух леса, распо-ложенные возле городов и вдоль дорог.

Лес — защитник водоёмов. Люди давно заме-тили: реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют. Дело в том, что в лесу талая и дожде-вая вода медленно просачивается в почву и от-туда постепенно попадает в реку, «питает» её. Если же лес вырублен, вода быстро, потоками стекает в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. Зато потом в реку дол-го нет притока воды, и она мелеет.

Лес — это и защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.

Людей лес радует своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здо-ровье человека. А сколько грибов, ягод, ле-карственных растений дарит нам лес!

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОХРАНА ПРИРОДЫ В ЛЕСНЫХ ЗОНАХ

Экологические проблемы в этих природных зонах связаны в основном с вырубкой леса, а также с незаконной охотой — браконьерством.

Раньше людям казалось: лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! Поэтому на мес-те вырубленных лесов проводят лесовосстанови-тельные работы, то есть высаживают новые ле-са. Необходимые для этого саженцы деревьев выращивают в специальных питомниках.

Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно ши-ре использовать макулатуру. Из неё можно получать немалую часть бумаги и картона. Одна тонна макулатуры спасает от вырубки 10 взрос-лых деревьев.

Под особой охраной находятся лесные растения и животные, внесённые в Красную книгу России, например венерин башмачок (), женьшень (), жук-красотел (3), дровосек реликтовый (), жук-олень (5), утка-мандаринка (6), филин (7), зубр (8), амурский тигр (9).

В лесных зонах создано большое число запо-ведников и национальных парков. Среди них Приокско-Террасный заповедник, националь-ный парк «Лосиный остров».

Осмысление и понимание полученных знаний

ЗАВИСИТ ОТ КАЖДОГО!

Жизнь леса, его обитателей зависит от каж-дого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила.

Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою кра-соту, если он захламлён. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнётся пожар

К пожару часто приводит разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк может вызвать большой пожар. Если и не возникнет пожар, то всё равно от костра на земле останется некрасивое чёрное пятно — кострище. Оно не зарастает травой много лет.

Разводя костёр, люди часто выбирают совсем неподходящее место: рядом с деревьями или там, где низко нависают ветки, где много сухой травы.

Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Всё это приводит к пожару.

Самостоятельное применение знаний

Изучите памятку в учебнике. Какие правила вы уже знали, а какие оказались для вас новыми?

Придумайте условные знаки к этим правилам. Нарисуйте их в рабочей тетради

Как разводить костёр

1.Дети не должны разводить костёр одни, без старших.

2.Костёр нужен для того, чтобы пригото-вить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности.

3.Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.

4.Лучше разводить костёр на старом кост-рище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшейся ямке.

5.Уходя, надо обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место.

Обсудим!

1.Чистота воздуха во многом зависит от «здоровья» леса. А зависит ли «здоровье» леса от чистоты воздуха

2.Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в природе? Что нужно делать для того, чтобы все относились к природе бережно?

Проверь себя

1.Какую роль играют леса в природе и жиз-ни людей?

2.Объясни, почему лес называют защитником воздуха, водоёмов и почв.

3. Как правильно вести себя в лесу?

4. Дай краткую характеристику лесных зон по плану, приведён-ному в учебнике.

Вывод

Леса очищают воздух, поддерживают полно- водность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой ле-са, отдыхают в нём, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения. В лесах встречают-ся растения и животные, внесённые в Красную книгу России. Бережное отношение к лесу — обязанность каждого человека.

Задания для домашней работы

1.В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Свой мусор — всегда с собой», «Горит костёр», «Белый сказочный дворец». Проанализи-руй своё поведение в лесу. Чему могут научить тебя эти рассказы?

2.С помощью дополнительной литературы, Ин-тернета подготовь сообщение об одном из лес-ных растений или животных, внесённых в Крас-ную книгу.

3.С помощью Интернета соверши вообража-емое путешествие в национальный парк «Ло-синый остров». Какие программы и экологиче-ские проекты сотрудники национального парка предлагают детям?

Лес и человек

Значение лесов

"Лес и его значение" 1965 г.

Рациональное использование и охрана лесов

Защита лесов

Мероприятия по охране леса

Источники информации :

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

Класс: 4

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
  2. Развивать познавательный интерес.
  3. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Ход урока

I. Организационный момент.

С. Погорельский

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь –мы свои! Слайд 1

II. Сообщение темы и целей урока.

– Почему мы начали наш урок со стихотворения С.Погорельского?

(Это стихотворение о лесе. Лес с удовольствием открывает нам все свои тайны. Он дарит нам чудеса, и мы должны его беречь.)

– А кто должен беречь лес (Это должны делать люди.)

Тема нашего урока: “Лес и человек”.

Сегодня мы поговорим о роли леса в жизни человека и природы; познакомимся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

III. Проверка знаний и умений.

1.Фронтальная работа. /Одновременно идёт работа по карточкам./ Приложение 1 .

– Что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

(Лесная зона находится южнее зоны тундры. На карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно –Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена тёмно – зелёным цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)

2. Групповая работа.

Вопросы для ботаников:

I-я Группа ботаников

Карточка-помогайка:

  1. Что называют тайгой?
  2. Природные условия тайги.
  3. Что общего у всех растений тайги?
  4. Какие растения растут в тайге?

(Тайга – это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето тёплое, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Слайд 2

Ель – всем известная новогодняя ёлка. У ёлки хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели-долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. Слайд 3

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

II-я группа ботаников

Карточка-помогайка:

  1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.
  2. Природные условия в этих лесах.
  3. Что объединяет растения этих лесов?
  4. Какие растения растут в этих лесах?

К югу на смену тайге приходит смешанный лес . В нём наряду с хвойными деревьями растут ольха, берёзы, осины. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. Слайд 4

Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами. Слайд 5

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.

Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета. Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут крупные деревья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании “кособокие”, одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы. Слайд 6

Клён бывает остролистный, татарский и американский. Плоды у всех видов клёна крылатые.

Зоологи

Карточка-помогайка:

  1. Птицы тайги, что их объединяет.
  2. Животные тайги, что их объединяет.
  3. Животный мир смешанного и широколиственного леса.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Слайд 7

Белка-летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть перепонки между передними и задними лапками. Слайд 8

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, взлезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

3. Блиц-турнир “Я знаю лес”.

(Хвойный)

– Назовите дерево: “Высокое, стройное, с желтовато– красноватой или бурой корой.

Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (Сосна)

– Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)

– Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

– Какое дерево является символом России? (Берёза)

– Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)

– Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плоды дуба)

– У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук)

– Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)

– Узнай животное по описанию: “Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (Рысь)

– Какой лес мы называем тайгой?

IV. Работа с новой темой

С.Никулина “Русский лес” Слайд 9

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

– О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

(Между человеком и лесом)

– Чем является лес для человека?

Лес – место отдыха человека, потому что человеку “нет ничего милее бродить и думать здесь”…

Место отдыха

– А почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит.)

– В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: “накормит русский лес”, “Нагнулась к нему напиться…”

Источник чистой воды и пищи

А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу.)

– Значит, лес для человека – это источник топлива.

Источник топлива

– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

– Что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении. “Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея сил…”

– Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут.)

– Чем для них является лес?

– Для кого ещё лес является домом? (Для птиц, животных, насекомых-жуков, пауков, червей.)

– Значит, лес – это ещё и дом для растений, животных, грибов.

Дом для растений, животных, грибов

– Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё!

Статья “Роль леса в природе и жизни людей”

– Какие роли выполняет лес? Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.

– Чем является лес для воздуха? (Защитник)

– Чему ещё лес является защитником? (Водоёмов и почв).

Защитник воздуха, водоёмов и почв

– Как лес защищает водоёмы? (Лес питает реки, реки не мелеют)

– Как лес защищает почвы? (Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)

Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха. Слайд10

– А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал. Слайд 11

– О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса)

– Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

– Какое чувство у вас вызывает эта проблема?

– Вам небезразлична судьба леса, вас волнует создавшаяся проблема– это значит, что вы будете искать пути её решения.

– Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:

жуки – жук-кросотел, дровосек реликтовый, жук-олень; Слайд12

растения – женьшень, венерин башмачок; Слайд 13

птицы – филин, утка-мандаринка; Слайд 14

звери – зубр, амурский тигр. Слайд 15

– В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав рубрику в учебнике на странице 112, 113 “Приокско-Террасный заповедник”.

V. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.

VI. Работа по теме.

Продолжение изучения новой темы.

– Ещё мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

– Зачем ты берёшь с собой мусор?– сказала Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

– Стыдно перед соловушкой,– тихо ответила Лида.

– Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?

– Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. А об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Хотелось бы поговорить ещё об одном поступке человека.

В. Шефнер “Лесной пожар” Слайд16

Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

– Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

– А ведь это могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костёр не разгорится вновь.

Чтение памятки (с.111-учебник).

– Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу?

– Дома придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.

Какие это действия?

  1. Вырубка деревьев на берегах водоёмов.
  2. Груды мусора. Оставленные человеком после работы.
  3. Загрязнение леса бытовым мусором.
  4. Разведение костров.

– О чём должны помнить люди, приходя в лес?

– Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Слайд 17

VIII. Подведение итогов урока.

– Назовите значение леса для человека.

IX. Домашнее задание.

Учебник (С.106-113).

Тетрадь (с.35).

Нарисовать знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»