Ламинарный доспех. Монгольский доспех. Броня из бронзы

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Источник - Горелик М. В. Ранний монгольский доспех (IX - первая половина XIV в.) // Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск: Наука, 1987.

Продолжение. - на АРД.

Монгольские панцири из жестких материалов

Основными материалами для их изготовления были железо и толстая кожа, отформованная и высушенная после снятия с туши, когда она приобретает жесткость дерева. Плано Карпини так описывает процесс ее приготовления: «Они берут ремни от быка или другого животного шириною в руку, заливают их смолою по три или по четыре...»(46). Эти «доспехи... из многослойной кожи... почти непробиваемые», «прочнее, чем из железа»(47). В «Сокровенном сказании» упомянут и доспех из бронзы(48).

По структуре твердый доспех монголов, все виды которого назывались монгольским по происхождению термином «хуяг»(49), был ламеллярным или ламинарным (из сплошных широких полос материала, соединенных между собой ремешками или шнурами).

Ламеллярный железный доспех монголов Плано Карпини описывает так: «Они делают одну тонкую полосу (пластинку.- М. Г.) шириною в палец, а длиною в ладонь, и таким образом они приготовляют много полос; в каждой полосе они делают 8 маленьких отверстий и вставляют внутрь (под.- М. Г.) три ремня плотных и крепких, кладут полосы одна на другую, как бы поднимаясь по уступам (укладывают внахлест длинными сторонами.- М. Г.), и привязывают вышеназванные полосы к ремням тонкими ремешками, которые пропускают чрез отмеченные выше отверстия; в верхней части они вшивают один ремешок, который удваивается с той и другой стороны и сшивается с другим ремешком, чтобы вышеназванные полосы хорошо и крепко сходились вместе, и образуют из полос как бы один ремень (ленту из пластинок.- М. Г.), а после связывают все по кускам так, как сказано выше (т. е. как в ламинарном доспехе.- М. Г.). И они делают это как для вооружения коней, так и для людей. И они заставляют это так блестеть, что человек может видеть в них свое лицо»(50).

(Изображение воина на костяной пластине, обнаруженной под горой Тепсей. IV-VI вв., Хакасия - прорисовка Ю. Худякова; части панциря V—VI вв., найденные в окрестностях с. Филимоново, Красноярский край. НИЧ НГУ(Новосибирск). Предметная научно-историческая реконструкция «раннего» тюркского воина V—VI вв.)

Хотя Плано Карпини описывает только железные доспехи, не приходится сомневаться, что не менее были распространены и кожаные, характерные для Центральной и Восточной Азии с тыс. до н. э. вплоть до XIX в.(51). Отверстий для крепления в пластинках было от 6 до 10 (см. рис. 3, 16, 21, 22), что сближает монгольский доспех с тангутским и доспехом, бытовавшими на территории Синьцзяна (см. рис. 3, 4-7, 9-10), и отличает от чжурчженьского, с большим количеством отверстий (см. рис. 3, 11, 14, 15). Пропорции и размеры пластинок также, конечно, варьировали (см. рис. 3, 16, 21).

Интересны архаичные для XIII - первой половины XIV в. черты монгольского ламеллярного доспеха. Это двойное сплетение пластин через край у верхней кромки, как в тохарском кожаном доспехе III в. н. э.(52) (что, впрочем, имело место и в тибетском доспехе XVII-XIX вв.(53), см. рис. 1, 1), и особенно их соединение в ленту на основе из трех ремней, как в аварско-алеманнском доспехе VII в.(54) (см. рис. 1, 3) или в позднейшем, но явно архаичном" панцире нивхов(55).

Еще одна архаичная для евразийских панцирей данного периода особенность - сферические заклепки (см. рис. 3, 16, 21, 22). Подобные заклепки были характерны для доспехов VIII - XI вв., известных в Прибайкалье (см. рис. 3, 17), Средней Азии (настенные росписи городища древнего Пенджикента)56, печенежско-огузских памятниках Поволжья (Джангала - Бек-бике,19), Подонья (Донецкое городище)(57), Поднепровья (Музей истории г. Киева) и даже в столь удаленных друг от друга городах, как Двин в Армении(58) и Новгород на севере Руси(59), до которых дошла эта восточная традиция.

Вместе с тем монгольские пластины XIII - первой половины XIV в. были относительно вытянутые в отличие от прежних образцов (см. рис. 3, 1, 2, 17), хотя и к XIII в. в Центральной Азии и Приамурье подчас использовались короткие и широкие пластинки (см. рис. 3, 3, 2, 12).

Рис. 3. Панцирные пластины Центральной и Восточной Азии домонгольского периода и евразийских степей XIII - XIV вв.

1 - Оловянная III, погр. 1, Прибайкалье, середина I тыс.;

2 - Соцал, Прибайкалье, середина I тыс.;

3-5 - Сан Пао, Синьцзян, XII - XIII вв.;

6-? - Хара-Хото, XII - XIII вв.;

8-10 - Тангутское погребение № 8, XI - XII вв.;

11 - Шайгинское городище, XII в., Приамурье;

12 - Надеждинский могильник, X - XI вв., Приамурье;

13, 14 - Кулешовский могильник, раскоп V и погр. 87, IX - XI вв., Приамурье;

15- Афрасиаб, большая мечеть, XIII в.;

16 - Новотерское, Чечено-Ингушетия, первая половина XIV в.;

17 - Ломы I, погр. 1, середина второй половины I тыс., Прибайкалье;

18 - могила у с. Зугулай, Прибайкалье, XIV в.;

19 - правобережье Енисея, Хакасия, IX - X вв.;

20 - Новокумакский могильник, кург. 1, 1971 г., первая половина - середина XIV в., Оренбуржье;

21 - Олельково городище (?), XIII в., Киевский исторический музей;

22 - Чернова, кург. 12, первая половина XIII в., Минусинская котловина;

23 - Абаза, р-н Абакана, вторая половина XIII - середина XIV в.

Ламинарный доспех также описан Плано Карпини. Трех-четырехслойные кожаные ленты «связывают ремешками или веревочками; на верхнем ремне (ленте.- М. Г.) они помещают веревочки на конце (т. е. отверстия для шнуров расположены вдоль нижней кромки.- М. Г.), а на нижнем - в середине, и так поступают до конца; отсюда, когда нижние ремни наклоняются, верхние встают и, таким образом, удваиваются или утраиваются на теле»(60).

Такой же эффект, хотя и слабее в силу большей эластичности броневой поверхности, наблюдался и у лент ламеллярного доспеха. Неэластичность монгольского кожаного ламинарного доспеха подчеркнута Рубруком: «Я... видел двоих... вооруженными в выгнутые рубашки из твердой кожи, очень дурно сидящие и неудобные»(61).

К сожалению, остатки монгольских ламинарных доспехов пока не найдены. Но об этом доспехе можно судить по ламинарным японским панцирям («танко»), известным с середины VI до XIX в. (см. рис. 1, 2), а также чукотским из твердой моржовой кожи, бытовавшим в XVIII-XIX вв.(62) (рис. 1, 4). Поскольку ленты японских панцирей выкованы из железа, вполне "вероятно, что у части монгольских доспехов они также были железные.

Рис. 4. Иранские изображения монгольских твердых панцирей покроя «корсет-кираса» и шлемов.

1 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1306-1308 гг., б-ка Эдинбургского ун-та;

2, 3 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1314 г., Королевское Азиатское об-во, Лондон;

4 - «Шах-намэ» Фирдоуси, Шираз, 1331 г., б-ка музея Топкапу, Стамбул;

5 - «Китаб-и Самак Аййар» Садаки Ширази, Шираз, 1330 - 1340 гг., б-ка Бод-ли, Оксфорд; 6-8, 10-13, 15, 16 -«Шах-намэ» Фирдоуси, Тебриз, 1330-е гг., бывш, собр. Демотта;

14 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1314 г., б-ка музея Топкапу, Стамбул.

Обратимся к изобразительным источникам. На иранских миниатюрах первой половины XIV в. очень много изображений ламеллярных (см. рис. 4, 2, 4, 7, 8, 13, 16; рис. 5, 2, 3, 9-14) и ламинарных (рис. 4, 5, 6, 9-12, 14, 15; рис. 5, 4, 15) доспехов.

Судя по тебризским миниатюрам, не менее популярны были и панцири смешанной структуры, в которых ленты ламеллярного набора чередовались с ламинарными, цельными (рис. 4, 1, 3; рис. 5, 1, 5-8, 16).

На ширазских и багдадских миниатюрах панцири только однородной структуры. Ламеллярные панцири на этих изображениях обычно имеют цвет металла - они нарисованы желтой, реже сизой либо золотой краской. На тебризских миниатюрах ламеллярные панцири зеленые, красные, розовые, оранжевые. Скорее всего, так изображались крашеные кожаные пластинки, что соответствует традиции Центральной и Восточной Азии, где их к тому же лакировали для предохранения от сырости(63).

В иранской миниатюре «металлическая» окраска ламинарных доспехов встречается реже - обычно полосы крашены, часто покрыты орнаментом - геометрическим, изредка мусульманским псевдоэпиграфическим и особенно часто растительным, в виде вьющейся лозы с трилистником - излюбленной монголами, но распространенной исключительно широко (рис. 4, 5). Узорной ламинарной полосой часто окантованы и ламеллярные доспехи.

Изображения ламинарного доспеха, хотя и не часто, встречаются в памятниках средне- и центрально-азиатской монументальной живописи(64), причем прототипами им послужили доспехи на статуэтках из северокитайских погребений середины I тыс. н. э.(65), изображающих степных сяньбийских всадников.

В. И. Распопова предположила, что на среднеазиатских и иранских изображениях показан не ламинарный, а ламеллярный доспех, каждая полоса которого оклеена сплошной кожаной лентой(66), но она не приводит никаких доказательств. На самом деле подобное встречается только в японском доспехе примерно с X-XI вв., но здесь сказалась специфика. японского ламеллярного доспеха: в нем с указанного времени стремились сделать и показать, особенно на груди, сплошную монолитную броню.

Достигалось это чрезвычайно плотной стяжкой пластин и проклейкой шнуров, оклейкой лент набора и целых нагрудников полосами и кусками расписной кожи(67). На материке же ничего подобного достоверно не зафиксировано. Данные иранских миниатюр о структуре монгольских панцирей подтверждаются китайскими и японскими изображениями ламеллярных (рис. 6, 1, 3) и ламинарных (рис. 6, 2, 7) доспехов.

Рис. 5. Иранские изображения монгольских твердых панцирей покроя «халат» и шлемов.

1, 2, 5, 6 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1314 г., Королевское Азиатское об-во, Лондон;

3, 13, 14 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1306 - 1308 гг., б-ка Эдинбургского ун-та;

4, 10 - «Шах-намэ» Фирдоуси, Багдад (?), 1340 г., Британский музей;

7, 8, 11, 15 - «Щах-намэ» Фирдоуси, Тебриз, 1330-е гг., бывш. собр. Демотта;

9 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, начало XIV в., Прусское культурное наследие, Тюбинген;

12 -«Китаб-и Самак Аййар» Садаки Ширази, Шираз, 1330-1340 гг., б-ка Бодли, Оксфорд; 16 - лист из альбома, Тебриз, начало XIV в., Прусское культурное наследие, Тюбинген.

Одним из основных признаков панциря является его покрой. Плано Карпини подробно описывает покрой монгольского доспеха середины XIII в.: «Латы... имеют... четыре части; одна часть (нагрудник.- М. Г.) простирается от бедра до шеи, но она сделана согласно расположению человеческого тела, так как сжата перед грудью (более узка в верхней части груди.- М. Г.), а от рук (подмышек.- М. Г.) и ниже облегает кругло вокруг тела; сзади же к крестцу они кладут другой кусок (наспинник.- М. Г.), который простирается от шеи до того куска, который облегает вокруг тела (до боковин.- М. Г.); на плечах же эти два куска, именно передний и задний, прикрепляются пряжками к двум железным полосам, которые находятся на обоих плечах; и на обеих руках сверху (с внешней стороны руки.- М. Г.) они имеют кусок, который простирается от плеч до -кисти рук, которые также ниже (с внутренней стороны руки.- М. Г.) открыты, и на каждом колене (бедре.- М. Г.) они имеют по куску; все эти куски соединяются пряжками»(68).

Перед нами скрупулезное описание доспеха типа «корсет-кираса» - основного покроя панциря в Центральной и Восточной Азии, Северной Америке и Океании, известный со II тыс. до н. э. до XIX в.(69) Иранские миниатюры достаточно точно передают панцири этого типа (см. рис. 4), причем иногда до мелких деталей - пряжек, соединяющих нагрудную часть с наплечниками и набедренниками (см. рис. 4, 1).

Карпини описал только один вариант корсета-кирасы - кожаный ламинарный с оплечьями-поручами и набедренниками. На миниатюрах же изображены и ламеллярные (металлические и кожаные), и ламинарные (металлические), и со смешанной структурой корсеты-кирасы. Оплечья доходят до локтя или заканчиваются несколько выше, набедренники достигают середины бедренной кости, либо колена, либо середины голени. Нередки корсеты-кирасы, состоящие только из защиты торса, без оплечий и набедренников (см. рис. 4, 8, 10, 12, 13) или с набедренниками, но без оплечий (см. рис. 4, 5, 11).

Не показаны на рисунках обязательные разрезы и застежки на боках, но такая деталь почти никогда не изображалась в мировом искусстве. Нередко по оси нагрудника и наспинника показан шов, делавшийся для большей гибкости доспеха (см. рис. 4, 8, 9, 12, 14), его стыки иногда прикрыты трапециевидными пластинами (рис. 4, 15, 16). Такие пластины недавно найдены в комплексе доспеха XIV в. в Туве(70).

Примечания

47 Матузова В. И. Английские средневековые источники...- С. 150, 152,153, 175, 182.

48 Козин А. Н. Сокровенное сказание.- § 195.

49 Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение...-С. 256.

50 Путешествия в восточные страны...- С. 50-51.

51 Горелик М. В. Военное дело...; Горелик М. В. Вооружение народов...; Thordeman В. Armour...; Robinson H. R. Oriental Armour.

52 Горелик М. В. Вооружение народов...

53 Thordeman В. Armour...- Fig. 238.

54 Paulsen A. P. Alamannische Adelsgraber...- Taf. 58 u. a.

55 Медведев В. Е. О шлеме средневекового амурского воина // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии.- Новосибирск, 1981.- С. 179.

56 Беленицкий А. М. Монументальное искусство Пенджикента.- М.,1973.- Табл. 23, 25.

57 Медведев А. Ф. К истории пластинчатого доспеха на Руси // СА.-1959.- № 2.- Рис. 2, 1, 2.

58 Калантарян А. А. Материальная культура Двина IV-VIII вв.- Ереван. 1970.-Табл. XXI, 1.

59 Медведев А. Ф. К истории...- Рис. 1, 11, 12.

60 Путешествия в восточные страны...- С. 50.

61 Там же.- С. 186.

62 Stone G. С. A. Glossary of the Construction, Decoration and Use of Armsand Armour in all Countries and in all Times.- N. Y., 1961.- Fig. 71.

63 Robinson H. R. Oriental Armour.- Fig. 62, 67, 68.

64 Распопова В. И. Металлические изделия раннесредневекового Согда.-П.. 198J3.- Рис. 60; Горелик М. В. Вооружение народов...

65 Robinson H. R. Armour...- Fig. 65, В.

66 Распопова В. И. Металлические изделия...- С. 83.

67 Robinson H. R. Oriental Armour.- P. 173-178.ее Путешествия в восточные страны...- С. 50.

69 Горелик М. В. Военное дело...; Stone G. С. A. Glossary...- Fig. 70, 71,.76, 86, 87.

70 Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение...-Табл. IV.

В котором отдельные чешуйки защиты связаны вместе, образуя единый элемент доспеха. Наиболее известными примерами подобных типов доспехов являются , и недорогие варианты самурайских доспехов (дорогие варианты всегда являлись ламеллярами, или комбинацией ламеллярного доспеха и ). Менее известные образцы ламинарных доспехов существовали в Азии от Ирана до Монголии, включая Центральную Азию, но в 16 веке ламинарные и ламеллярные доспехи были вытеснены кольчато-пластинчаными доспехами на Ближнем Востоке и Средней Азии, оставшись в основном только в Монголии.

Средневековые ламинарные доспехи

Досамурайские доспехи

Самый ранний японский доспех, известный как танко, имел ламинарную конструкцию, и был предназначен только для пешего боя (т.к. он имел тонлеты, не предназначенные для верховой езды). Другой отличительной особенностью было использование танко с ручным щитом. После появления японской конницы, изначально защищенной импортированными из Китая ламеллярными доспехами, и танко был полностью заменен японским ламеллярным доспехом, известным как кейко (позднее эволюционировав в доспех о-ёрой).

Самурайские доспехи

В начале Периода Сэнгоку японские доспехи обычно имели два варианта – дорогой и более дешевый. Обе версии имели одинаковую конструкцию, различие состояло в том, что дорогие версии изготавливались из «настоящих ламеллярных пластин» (известных как hon-ko-zane для узких пластин, и hon-iyo-zane для более широких пластин), в то время как более дешевый вариант изготавливался из «поддельных ламеллярных пластин» (известных как kiritsuke-ko-zane или kiritsuke-iyo-zane , кратко kiritsuke-zane ). «Поддельные» ламеллярные пластины изготавливались из длинных, неразнывных, перфорированных и прошнурованных защитных пластин, имитирующих «настоящие» ламеллярные пластины, собранные на шнуре из небольших защитных пластин (т.к. типовой ламелляр состоял из горизонтальных рядов небольших пластин, собранных в полосы). Таким образом, полосы «поддельных ламеллярных пластин» были очень твердыми, в то время как полосы «настоящих ламеллярных пластин» состояли из двух или трех слов меньших пластин. «Поддельные ламеллярные пластины» обеспечивали лучшую защиту от дробящих ударов, в то время как «настоящие ламеллярные пластины» обеспечивали лучшую защиту от стрел и рубящих ударов, при этом мечи и луки в Японии были распространены намного больше, чем булавы .

В целях лучшей имитации «поддельные ламеллярные пластины» часто сильно перфорировались, но обычно на них делались ребра жесткости, имитирующие углы «настоящих ламеллярных пластин». Что касается других деталей конструкции, то доспехи из «настоящих ламеллярных пластин» и из «поддельных ламеллярных пластин» имели одинаковое строение (фактически, это были ламинарный и ламеллярный доспехи).

В то время как гражданская война становилась все более разрушительной, «поддельные ламеллярные доспехи» становились все менее популярными, в то время как «настоящие ламеллярные доспехи» становились еще более дорогими, в результате чего имитация ламеллярных доспехов ламинарными стала необязательной, вследствие чего ламинарные полосы вместо соединения шнуром техникой «полное связывание» (kebiki-odoshi ) часто соединялись техникой sugake-odoshi .

После почти ста лет непрерывной гражданской войны ламинарная кираса эволюционировала в кирасу окигава-ву, состоящую из горизонтальных защитных полос, соединенных не шнурами, а заклепками (часто с камоном), либо скобами, имитирующими шнуры. Вскоре заклепки и скобы стали необязательными, т.к. металлические полосы доспеха могли быть просто скованы друг с другом кузнечной сваркой. Такие кирасы (которые больше не являлись истинно ламинарными) часто носили с внушительного размера , известными как o-sode, чтобы доспех был похожим на очень престижный доспех o-yoroi (старомодный o-yoroi был ценен не из-за своих защитных качеств, а из-за того, что такой доспех служил доказательством благородного происхождения носящего его, таким образом, даже вновь сделанный o-yoroi высоко ценился как парадный доспех).

Блежневосточные и Центральноазиатские ламилярные доспехи

Согласно Леониду Боброву, до конца 15 столетия самыми популярными доспехами для этого региона, включая Среднюю Азию и Иран, были ламеллярный доспех, и ламинарный доспех. Однако в Иране с 15 века ламеллярные и ламинарные доспехи использовались в основном только на юге, в то время как в то же самое время на севере был распространен кольчато-пластинчатый доспех.

Первоначально (как, например, в Японии) в течение столетий ламинарный доспех был просто дешевле ламеллярного доспеха, но (в отличие от Японии) не старались визуально подражать ламеллярному доспеху при производстве ламинарного. Ламинарный доспех изготавливался из горизонтальный полос защитного материала, скрепляемых схожим с ламеллярным доспехом способом, но без дополнительного плетения и без имитации отдельных пластин ламеллярного доспеха. И наподобие ламеллярному доспеху, эти шнуры могли перерубаться во время боя, и просто изнашиваться и рваться от времени, при недостаточном обслуживании доспеха.

Позднее, в начале 15 века, конструкция ламинарного доспеха значительно изменилась, и вместо крепления отдельных пластин шнурами на новых ламинарных доспехах отдельные пластины крепились заклепками к широким ремням (наподобие лорики сегментаты). В результате ламинарный доспех стал более надежен, чем ламеллярный – скрытые ремни не могли быть перерублены без пробивания доспеха, он не требовал постоянной починки, и был намного более прочным и надежным, чем ламеллярный на шнуровке. Таким образом, ламинарные доспехи стали становится более популярными, чем ламеллярные, и практически полностью их вытеснили к концу 15 века. Истинный ламеллярный доспех стал очень редким, однако различные комбинации ламинарного и ламеллярного доспехов были очень популярны. Причина этого в том, что ламинарный доспех был намного более надежным, чем ламеллярный, но ламинарный доспех был недостаточно гибким, в то время как ламеллярные доспехи были очень гибкими. Ламинарные кирасы могли носиться с ламеллярными наплечниками и тассетами (с отдельными наручами, и шлемами). Менее распространенной была противоположная комбинация ламеллярной кирасы с ламинарными наплечниками и тассетами. Обе комбинации могли дополняться ламеллярным или ламинарным гульфиком и , или укрепляться зерцальными пластинами.

В конце 15 века, когда ламинарный доспех стал более популярным, чем ламеллярный, оба этих типа доспехов стали заменяться кольчато-пластинчатыми доспехами. Изначально кольчато-пластинчатыми были только набедренники, но к началу 16 века кольчато-кольчужные набедренники и наплечники полностью заменили ламинарные и ламеллярные, т.к. они обеспечивали лучшее покрытие тела. Таким образом, типичный ламинарный доспех этого периода представлял собой ламинарную кирасу, которую можно было носить поверх бригандины с рукавами, с добавлением кольчато-пластинчатых набедренников (шлем, наручи и поножи не упоминаются в данном случае, так как они были общепринятыми для данного региона). Рукава подобной бриганды работали как наплечники, и, если бриганда была достаточно длинной, то ее полы выполняли роль тассетов. Другим вариантом было ношение такой ламинарной кирасы без бригандины, но с кольчато-пластинчатыми наплечниками и набедренниками. Обе вариации ламинарного доспеха могли быть усилены зерцалом (даже если ламинарный доспех был достаточен для защиты от холодного оружия, металлическое зеркало носилось как защита от сглаза). Наконец, к концу 16 века ламинарные и ламеллярные доспехи практически исчезли в регионах Ближнего Востока и Средней Азии.

Теория Леонида Боброва

Согласно теории Боброва, кольчато-пластинчатый доспех полностью вытеснил ламинарные и ламеллярные доспехи в результате того, что монгольское вторжение в исламские страны изменило их восприятие обществом, что отразилось на восприятии исламских доспехов. Ламинарные и ламеллярные доспехи дополняли образ «язычников» и «монголов», особенно когда они были сделаны в монгольском стиле, в то время как и кольчато-пластинчатый доспех ассоциировались с «правоверным» образом. В исламских миниатюрах того периода было типичным изображение врагов (неважно, были они язычниками или мусульманами) в ламеллярных и ламинарных доспехах, в то время как «свои» воины изображались в кольчугах.

Ламинарный доспех коренных жителей Аляски и Сибири

Доспехи чукчей и эскимосов имели очень схожую конструкцию, различие же было в том, что у чукотского доспеха был только один огромный наплечник, расширяющийся до талии, используемый в качестве щита , и похожий скорее на крыло, чем на японский o-sode, а у эскимосского доспеха имелись два таких наплечника-крыла. И доспех чукчей, и доспех эскимосов мог быть как ламинарным, так и ламеллярным, в отличие от других регионов, где ламеллярные и ламинарные доспехи обычно имели различные конструкции

Классический ламеллярный доспех изготавливался из твердых материалов (изначально из естественных материалов, таких как кости, клыки, китовый ус, и иногда даже дерева, т.к. наконечники стрел изначально были из кости или камня), в форме короткой кирасы, или даже состоя из одного нагрудника. Ламинарный же доспех обычно изготавливался из укрепленной кожи морских тюленей и был длиной до колена или даже еще длиннее. Однако поздние ламеллярные доспехи изготавливались из металла (железа, стали, или бронзы) и могли достигать длины ламинарных доспехов. Обычно ламинарный и ламеллярный доспехи носили с высоким воротником (защищающим горло и голову), объединенным с одним или двумя ламинарными наплечниками (используемыми скорее в качестве щита, чем наплечника). Этот воротник и наплечники изготавливались главным образом из кожи и дерева.

Таким образом по крайней мере одна часть доспеха (наплечники) была ламинарной. Но иногда наплечник был относительно коротким, и вместо ламинарной конструкции из нескольких деревянных планок имел только одну большую планку, а остальная часть руки была защищена шинным или ламеллярным наручем. Помимо опциональных наручей доспех мог иметь ламеллярный шлем, и шинные либо ламеллярные поножи.

Менее известные примеры были представлены в Азии из Ирана в Монголию , в том числе Центральной Азии. Ламинарные доспехи из шкур животных также традиционно изготавливают и носят в арктических районах, что в настоящее время в Сибири, на Аляске и в Канаде.

В ламинарном веке и пластинчатая броне 16 было заменено гальванической почтой на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, оставаясь в основном в Монголии. Однако ламинарный панцирь сделал кратко в том или иной форме в Европе появляется во время 16 - го по 17 - го века с главной особенностью, которая отличает его от других форм ламинарного доспеха быть металлические полосы закреплены с помощью скользящих заклепок. Это было известно как анима и был изобретен в Италии. Известные примеры включают Граф брони Пембрук и доспехи, которые носят польскими гусарами . Метод также был использован для брони шеи, верхних конечностей, и бедра, как показано на заклепку Almain и zischagge .

Древний ламинарный доспех

Средневековые доспехи ламинарного

Японский ламинарного брони

Ламинарные панцири были изготовлены в Японии в начале 4 - го века. Tanko (ламинарный), носили пехотинцы и Кейко (пластинчатые), которые носили всадники были оба типа предварительно самурайские раннего японского панциря, построенного из железных пластин, соединенных кожаными ремешками.

Кирицукэ iyozane ДЕЛАТЬ (ламинарный панцирь), построенный с горизонтальными рядами (полосы) броневыми плит зашнурованных вместе таким образом, что имитирует весы (кодзанэ) пластинчатых доспехов.

Первоначально в течение многих столетий ламинарного доспеха был только менее дорогой вариант пластинчатой ​​броней. Ламинарный просто сделаны из горизонтальных полосок брони пронизан как полоски пластинчатых тарелок, но без экстра-шнуровки и выемок, имитирующих полоски пластинчатой ​​брони. И как в пластинчатой ​​броней эти кружева можно иногда сократить во время боя; Шнурки также изношены, когда броня была носиться в течение длительного времени без починили.

Позже, в начале строительства 15 -го века ламинарного доспеха значительно изменилась; вместо шнуровки используются, полоски нового ламинарного брони были прикованы к широким ремешкам (как в Лорике сегментата). В результате, ламинарный доспех стал более надежным, чем пластинчатый доспех: скрытые ремни не могут быть сокращены без брони пропитывания, что Brad ремни не требуют постоянных чинили, и ремни были более жесткими и более прочными, чем тоньше шнуровка, который был использован ранее. Ламинарный брони в конце концов стал более популярным, чем пластинчатые доспехи, и почти полностью заменил пластинчатую броню в конце 15 - го века.

Чистая пластинчатая броня стала очень редкой; однако, различные комбинации ламинарных и пластинчатой брони были очень популярны. Это произошло потому, что даже несмотря на ламинарный броня была намного более надежным, чем пластинчатые, ламинарный броня не была достаточно гибкой, в то время как пластинчатые панцири были очень гибкими. Ламинарные панцири можно носить с пластинчатыми наплечники и tassets (носить с отдельными наручи , поножи и шлем). Реже была противоположной комбинацией пластинчатого панциря носить с ламинарными наплечниками и tassets. Оба могли быть необязательно носить с пластинчатой или ламинарного трески части и набедренную-охранник , или даже с усилением зеркала пластины .

В конце 15 - го века, когда ламинарный доспех стал гораздо более популярным, чем пластинчатые те, оба типа брони начали быть заменены пластинчатыми почты . Первоначально гальваническая почта была сделана только как поножи , но вскоре к началу 16 - го века гальванической почта была использована в обеих наплечниках и поножах, так как они могли лучше обволакивать тело и полностью заменить ламинарные и пластинчатые наплечники и tassets. Таким образом, типичный ламинарный доспех этого периода был только ламинарный панцирь, который можно носить поверх бригантины с рукавами дополненных металлизированными поножи почты. (Шлем, наручи и поножи здесь не упоминаются, поскольку они были обычным для этого региона). Рукава бригантины работали наплечники, и если кольчуга была достаточно долго его колена могут работать как tassets. Другой вариант был одет ламинарный панцирь без бригантины, но с металлизированными наплечники почты и поножи. Обе разновидности ламинарного брони может быть усиленны с помощью зеркальной пластины (несмотря на то, ламинарные доспехи были бы достаточно защиты от стального оружия, металлическое зеркало было носить в качестве защиты от « дурного глаза »). Наконец, к концу ламинарного века и пластинчатой броней 16 практически исчезли в ближневосточных и Центральной Азии регионах.

Монгольское ламинарное брони

Ламинарный доспех коренных народов Берингова пролива

Доспех чукчи и Сибирский юпик имел очень схожую конструкцию, по разным данным, чукчи броня может иметь только один огромные наплечники распространяющиеся на талию, используются в качестве щита , и смотреть скорее как крыло или у обоих «крыл». Оба чукчи и Юпик брони может иметь пластинчатые или ламинарные конструкции в отличии от других областей, были пластинчатыми и ламинарные доспехи, как правило, имели различную конструкцию и были сделаны из разных материалов. Аналогичная пластинчатая броня с «крылом» наплечники использовался коряков человек.

Классические пластинчатые доспехи были сделаны из твердых материалов (первоначально из натуральных материалов, таких как кости , бивень , китовый ус и даже дерево , как наконечники стрелы , первоначально были из кости или камня) и в форме короткого панциря или даже состояли только из



История доспехов Ламинарный доспех Ламинарный доспех (от лат. Laminae - слой) - это доспех, состоящий из полос защитного материала (идущих горизонтально относительно тела). Наиболее известными примерами подобных типов доспехов являются лорика сегментата, и недорогие варианты самурайских доспехов (дорогие варианты всегда являлись ламеллярами, или комбинацией ламеллярного доспеха и кирасы). Менее известные образцы ламинарных доспехов существовали в Азии от Ирана до Монголии, включая Центральную Азию, но в 16 веке ламинарные и ламеллярные доспехи были вытеснены кольчато-пластинчаными доспехами на Ближнем Востоке и Средней Азии, оставшись в основном только в Монголии. Лорнка Сегментата Досамурайские доспехи Танко Является древнейшим японским железным доспехом, по форме представлял собой ламинарный халат с плотно облегающей тело кирасой из железных полос, воспроизводящей форму более раннего доспеха из кожи, с латным ожерельем, с гибкими наплечниками длинной до локтей, и длинной колоколообразной юбкой, в отличие от юбок более поздних доспехов, годной лишь для пешего боя. С доспехом носились трубчатые наручи с ламеллярными полурукавицами, частично прикрывающими кисть, и шлем с небольшим гребнем, высту пающим вперёд, как клюв, и ламинарным назатыльником характерной японской формы полукругом. Поножи отсутствовали. Стоит отметить, что, если не считать негодности к конному бою, то доспех был весьма совершенным и, если не считать отсутствия поножей, благодаря жёсткости конструкции обеспечивал в пешей рукопашной гораздо лучшую защиту, чем более поздние кодзан-до.После появления японской конницы, изначально защищенной импортированными из Китая ламеллярными доспехами, и танко был полностью заменен японским ламеллярным доспехом, известным как кейко (позднее эволюционировав в доспех О-ёрой). Классические самурайские доспехи - кодзан-до Кейко Ламеллярный доспех в форме танко, с более короткой юбкой с разрезами, созданный после появления в Японии лошадей и конного боя с континента. Танко оказался совершенно непригодным для конного боя, а импортных ламелляров из Кореи и Китая не хватало на всех всадников. Поскольку" кейко, в отличие от точно подогнанного по фигуре танко, был безразмерным, то и наручи стали часто делать безразмерными - шинной конструкции. Гребень-клюв на шлеме исчез и уступил место козырьку. С ростом популярности конного боя ламинарные танко оказались полностью вытеснены ламеллярными кэйко, так как основные заказчики танко перешли на конный бой и теперь носили кэйко, а те, кто сражался пешком, не могли позволить себе заказать танко. О.. о -ерои И Буквально «большой доспех» - самый классический доспех, носившийся и в более позднее время как знак престижа, имевший ламмелярную конструкцию. Высшим шиком считалось носить подлинный фамильный доспех, сохранившийся с эпохи гэмпэй и участвовавший в каком-либо знаменитом сражении этой эпохи, подобные легендарные доспехи в рабочем состоянии стоили баснословно дорого. Характерной особенностью этих доспехов были огромные наплечники о-содэ, превратившиеся в более поздние эпохи в аналог генеральских погон и носившиеся с доспехами других конструкций как символ высокого стату са их носителя.Данный доспех был предназначен прежде всего для конного боя в качестве конного лучника, при стрельбе из лука наплечники съезжали назад, не мешая стрелять, а при опускании рук съезжали обратно, закрывая руки, кроме того, грудь доспеха прикрывалась лакированной кожаной пластиной, предназначенной для того, чтобы тетива лука не цеплялась за плетение Другой характерной особенностью этого ламмеляра было предельно жёсткое плетение пластин - настолько жёсткое, что если для неяпонских ламелляров была характерна гибкость, то для о-ёрой было характерно отсутствие гибкости, в связи с чем зашита корпуса чётко делилась на четыре несгибаемые части - нагрудник, наспинник и две боковые части, одна из которых (на правый бок) была отдельной. Для шлемов было характерно наличие специальных отворотов назатыльника (шедшего полукругом и закрывавшего не только затылок), предназначенных для зашиты лица от стрел сбоку. Неотъемлемым атрибутом о-ёрой была специальная накидка - хоро, крепившаяся к шлему и на пояснице, предназначенная для снижения импульса стрел, пущенных в спину. Накидка развевалась на скаку подобно парусу, и стрелы, попав в неё, долетали до основной брони ослабленными. Буквально «вокруг тела» - ламеллярный доспех, который, в отличие тКЯь. А от о-ёрои, предназначен для пешего боя и Ц|самостоятельного надевания (без помощи слуг), так как изначально носился слугами, сопровождавшими конного буси в бой пешком. Но после появления пеших буси стал носиться и ими. К отличительным особенностям до- мару, относились менее жёсткое плетение, застёгивание на правом боку (без дополнительной отдельной части на правый бок), минимальные наплечники - гёё, более простое плетение ламмеляра и удобная для бега юбка из большего количества секций. При этом буси носившие до-мару желая подчеркнуть свой статус надевали к ним большие наплечники - о-содэ (от доспеха о-ёрои), а минимальные наплечники - гёё сдвигали так, что они прикрывали подмышки спереди. Гибрид о-ёрой и до-мару, с большими наплечниками, лакированной кожаной нагрудной пластиной и прочей атрибутикой о-ёрои, но более практичный для пешего боя. Харамаки Мару-до-ёрой Буквально «обмотка вокруг живота» - усовершенствованный до-мару, предназначенный для самураев, главное конструктивное отличие которого от до-мару состояло в том, что он застёгивался на спине, а место застёгивания защищалось сверху дополнительной ламеллярной секцией, именуемой пластина труса - сэ-ита. Помимо больших наплечников - о-содэ, с харамаки носились также и усовершенствованные наплечники предназначенные для пешего боя - цубо-содэ и хиро-содэ, не такие помпезные как о-содэ, но зато более практичные и не соскальзывавшие вниз-назад, открывая плечо при поднятии руки вверх. Переходной-доспех - Могами-до Ламинарный аналог до-мару или харамаки (соответственно могами-до-мару и могами-харамаки), в ранних вариантах состоящий из обильно-перфорированных полос, через которые проходила обильная шнуровка, старательно имитирующая настоящие мелкие пластинки, для более убедительной имитации пластины имели зубцы и рельеф, имитирующие наложенные друг на друга мелкие пластинки.Несмотря на большую жёсткость конструкции по сравнению с ламеллярами, доспехи могами-до тем не менее рассматривались современниками лишь как дешёвая подделка. С появлением более совершенных мару-до, могами-до перестал имитировать ламелляр (скрывать свою ламинарную природу), и продолжал изготавливаться вплоть до появления окэгава-до, но уже как явный ламинарный доспех. Самурайские доспехи эпохи Сэнгоку - тосэй-гусоку Мару-до Ламинарный аналог до-мару улучшенной конструкции, с более оптимальным распределением веса доспеха, который теперь не давил тяжестью на плечи, а ложился частично на бёдра, также была улучшена защита верхней части груди и подмышек и увеличено количество рядов ламинара. Также появился бригантинный воротник, расширенные края которого служили небольшими дополнительными (внутренними) наплечниками. Как правило мару-до были обильно перфорированными и подобно могами-до имитировали ламелляр, от чего имели полное название кируцукэ-кодзане-мару-до - буквально мару-до из фальшивых маленьких пластин. Хон-кодзанэ-мару-до Буквально мару-до из настоящих мелких пластинок - ламеллярный аналог мару-до из настоящих вычурно-мелких пластинок (отличающийся от оригинального до-мару улучшенной конструкцией, как у мару-до), созданный для тех, кто презрительно относился к ламинарным доспехам как к дешёвкам, считая ниже собственного достоинства их носить. Две противоположные точки зрения на существование хон-кодзанэ-мару-до: -настоящие мелкие пластинки были лучшей зашитой, чем ламинар, так как подобная композитная конструкция из композитных пластин (металл, обклеенный кожей и покрытый лаком) расположенных с многократным перехлёстом и обильно прошитых шёлковым шнуром была очень вязкой и являлась наилучшей защитой от стрел -крайний консерватизм и вычурное эстетство служили причиной существования подобного анахронизма Нуинобэ-до (Хон-иёдзанэ-нуинобэ-до) Ламеллярный доспех улучшенной конструкции из больших пластинок с минимальным перехлёстом (называемых иёдзанэ) и редкой шнуровкой, предназначенный для тех, кто хотел настоящий ламелляр, но не мог позволить себе настоящий хон-кодзане-мару-до. Окэгава-до Буквально «кираса-бочка» - доспех с кирасой из склёпанных полос, иногда с декоративными заклёпками (которые могли иметь форму герба - мои). Полосы могли быть как горизонтальными - ёкохаги-окэгава-до, так и вертикальными - татэхаги-окэгава-до. Юкиносита-до По имени создателя - Юкиносита Дэнситиро Хисаиэ (или сэндай-до - по месту производства), фактически японский вариант зерцального доспеха, состоящий из пяти частей: предней, задней и трёх боковых (на правом боку две пластины располагались с перехлёстом). Такая конструкция из пяти частей - гомай-до, не была уникальной, но именно вариант мастера Юкиносита (со внешними шарнирами и цельными пластинами) оказался наиболее удачным и прочным. Унамэ-тодзи-до (Мунэмэнуи-до) Разновидность окэгава-до из горизонтальных полос перфорированных по краям, в целях украшения шнуром плетённым горизонтальной строчкой. Дангаэ-до Доспех в смешанном стиле, например грудь как у хиси нуи-до, а живот как у мару-до (в стиле кирицукэ-кодзанэ-мару-до, имитирующим ламелляр). Буквально «грудь Будды» - доспех с цельной на вид кирасой, кираса могла быть как действительно цельной, так и состоящей на самом деле из полос (окэгава-до), стыки которых тщательно заполированы. Утидаси-до После окончания междоусобных войн Сэнгоку, получила распространение разновидность, называющаяся утидаси-до и отличающаяся от обычных гладких хотокэ-д обильными украшениями из чеканки и гравировки (во время войн Сэнгоку подобны украшения считались слишком опасными для владельца, так как за украшения могло зацепиться остриё оружия, которое в случае гладкого доспеха просто соскользнуло бы с него). Нио-до Катахада-нуги-до Буквально «грудь Нио» - доспех с кирасой в виде обнажённого торса буддийских стражников - нио, в отличие от мускульных кирас Греции и Рима, мускулистость была необязательной: торс нередко изображался на грани истощения, а порой наоборот покрытым пластами жира. Катахада-нуги-до Буквально «кираса с обнажённым плечом» - разновидность нио-до с кирасой в виде обнажённого торса с накинутой через одно плечо рясой. Юкиносита-до (Сэндай-до) По имени создателя - Юкиносита Дэнситиро Хисаиэ (или сэндай-до - по месту производства), фактически японский вариант зерцального доспеха, состоящий из пяти частей: передней, задней и трёх боковых (на правом боку две пластины располагались с перехлёстом). Такая конструкция из пяти частей - гомай-до, не была уникальной, но именно вариант мастера Юкиносита (со внешними шарнирами и цельными пластинами) оказался наиболее удачным и прочным. Татами-до Буквально «складной доспех» - дешёвый складной доспех (порой со складным же шлемом) из японской бригантины, наподобие ближневосточного калантаря, но для бедных. Наиболее дешёвые варианты татами-до были из японской кольчуги. Ниндзя также носили кольчуги под верхней одеждой, когда им не требовалась скрытность.

Белый доспех - доспех, производимый в Европе с конца XIV по начало XV века. После возрождения искусства изготовления кирасы сменил латно-бригантный доспех. Позже эволюционировал в миланский и кастен-брут. Назывался белым, чтобы отличать от корацины. Позже так стали называть доспехи, не покрытые краской и не вороненые. Имел меньшую гибкость и степень свободы, но большую надежность, чем крупнопластинчатая бригантина. Использовался со шлемом гранд-бацинет и латными рукавицами. Характерной чертой являлось латная юбка без набедренных щитков. Не путать с набедренниками. Прим. автора.

Кастен-брут - доспех производимый на севере Европы с начала и до середины XV века. Предшественник готического доспеха. Использовался со шлемом гранд-бацинет и латными перчатками. Характерными чертами являлись угловатый силуэт и очень длинная юбка.

Миланский доспех - доспех, производимый в центральной и южной Европе с начала XV до середины XVI. В основе концепции доспеха была простота, надежность и защита. Часто использовался вместе со шлемом типа армет, дополнительной защитой в виде ронделя, бувигера, наплечей, налобника и так далее. Обязательным элементом доспеха были латные рукавицы и сабатоны. Характерными чертами доспеха являлись гладкие, округлые формы, наличие большого количества ремней скрепляющих латы и увеличенный левый налокотник.

Готический доспех - доспех, производимый на севере Европы с середины XV и до начала XVI века. Отличался большой гибкостью и свободой движений предоставляемых владельцу лат. Данные свойства доспеха достигались за счет снижения уровня надежности и защиты. Как правило, имел сильное гофрирование и рифление позволяющее увеличить прочность и уменьшить вес лат. Часто использовался вместе со шлемом типа салад, бувигером, стальными перчатками и полуперчатками. Характерными чертами доспеха являлись углы и резкие линии, минимальная дополнительная защита. Часто вообще дополнительное бронирование не использовалось. В комплект доспеха также входила и кольчуга для защиты суставов и открытых участков тела.

Максимилиановский доспех - доспех, производимый на севере Европы с начала XVI века. Разработан германскими оружейниками под впечатлением работы итальянских мастеров. Объединяет итальянский округлый с немецким угловатым стилем. Смешение стилей позволило создать доспех, имеющий внешнее сходство с миланским доспехом, но не утративший характерных признаков готического. Доспех был более прочным, чем миланский, но имел меньшую степень свободы и гибкости, чем готический. Отличительной особенностью максимилиановского доспеха помимо рифления и гофрирования были ребра жесткости, созданные выгибанием краев стальных пластин наружу и заворачивания их в максимально узкую трубку. Использовался со шлемами типа армет и бургиньот, латными рукавицами с отдельной защитой большого пальца. Характерной чертой доспеха являлись увеличенные элементы стандартной защиты, что позволило отказаться желающим от дополнительного бронирования. Например, изменение размеров наплечника, в сторону увеличения нагрудной пластины, позволило отказаться от ронделя.

Бригантина - доспех, из стальных пластин изготовленный на кожаной или тканевой основе с перекрыванием пластин краев друг друга, производимый в Европе с XIII по XVII век. При использовании бригантины с латной защитой конечностей получался латно-бригантный доспех. Также существовал кольчужно-бригантинный, шинно-бригантинный и полный бригантинный доспех. Существовало три основных вида бригантин. Классическая бригантина использовалась в основном c ХIII до середины XIV века. После она стала использоваться в основном ополченцами и наемниками. Изготовлялась из мелких пластин. Часто производилась в безразмерном (мешковатом) варианте. Края бригантины соединялись ремнями на спине и плечах. Спина была защищена боковыми крыльями. Могла иметь кольчужную юбку. Крупнопластинчатая бригантина (корацина) использовалась рыцарями с начала XIV до начала XV века. Изготовлялась точно по фигуре. Корацина имела разъемный нагрудник и отдельные пластины, защищающие спину. Застегивалась ремнями на груди и плечах. Также имела юбку ламинарной конструкции. Иногда задние сегменты юбки отсутствовали для большего удобства сидения. Поздние экземпляры корацины состояли из двух нагрудных пластин, двух пластин защищающих живот, четырех боковых и двух спинных. С появлением кирасы корацина исчезла из-за своей высокой стоимости. Бригантина с пластроном использовалась с середины XIV века. Изготовлялась путем приклепывания к классической бригантине кованого нагрудника (пластрона). Застегивалась ремнями на спине.

Бахтерец - кольчато-пластинчатый доспех, производимый на Ближнем Востоке с XIV до XVII века. Впоследствии его производство распространилось по всему Востоку, Средней Азии и Восточной Европе. Он сделан из сплетенных внахлест в вертикальные ряды на кольчужной основе, горизонтально расположенных стальных пластин. Перекрытие пластин было минимум двойным. Может представлять собой жилетку, куртку или халат. Может застегиваться ремнями по бокам или на груди. Обеспечивает очень хорошую защиту и полную свободу движения. Состоит из нескольких сотен (до полутора тысяч) мелких пластин.



Юшман - кольчато-пластинчатый доспех, производимый на Ближнем Востоке с XIV до XVII века. Отличается от бахтерца более крупными пластинами и меньшим перекрытием между ними. Может представлять собой жилетку, куртку или халат. Может застегиваться ремнями по бокам или на груди. Обеспечивает меньшую защиту, чем бахтерец и меньшую свободу движения. Состоит примерно из сотни крупных пластин.

Колонтарь - кольчато-пластинчатый доспех, производимый на Ближнем Востоке с XIII до XVII века. Сделан он из сплетенных между собой без нахлеста стальных пластин. Рукавов покрытых пластинами не имеет. Колонтарь изготовлен на кольчужной основе. Может представлять собой жилетку или куртку с кольчужными рукавами и подолом. Застегивался ремнями по бокам. Обеспечивает неплохую защиту и свободу движения.

Ламеллярный доспех - группа доспехов, производимых с XI по XIV век на востоке Европы, на Ближнем Востоке и Азии, из сплетенных между собой проволокой или кожаным шнуром стальных пластин. Сначала набираются горизонтальные полосы, а потом они скрепляются между собой с частичным перекрытием. Доспех может представлять собой жилетку, куртку или халат. Может застегиваться ремнями по бокам или на груди. Обеспечивает неплохую защиту и свободу движения. Был вытеснен ламинарным доспехом. Ламеллярный доспех очень часто путают с кольчато-пластинчатым. Прим. автора.

Ламинарный доспех - группа доспехов, первые образцы которых были изготовлены в Римской империи. В дальнейшем они производились с XII по XV век на востоке Европы, на Ближнем Востоке и Азии, из сплетенных между собой проволокой или кожаным шнуром стальных полос. Технология производства одинакова с ламеллярным доспехом. Сначала ковались полосы необходимой длины, а потом они скреплялись между собой. Впоследствии пластины стали крепиться заклепками к кожаным ремням, идущим внутри доспеха. Доспех представляет собой жилетку, к которой крепятся дополнительные элементы. Может застегиваться ремнями по бокам или на груди. Обеспечивает неплохую защиту и свободу движения. Благодаря большей жесткости, надежности крепления пластин и меньшей стоимости изготовления ламинарный доспех вытеснил ламеллярный, но отдельные движущиеся элементы (наплечники, налокотники и др.) ламеллярной конструкции продолжали встречаться. Ламинарный доспех был вытеснен кольчато-пластинчатым доспехом.

Кольчатый доспех - группа доспехов, производимых с V века до нашей эры до XIX века в Европе, на Ближнем Востоке и Азии, из сплетенных между собой стальных колец. Плетение колец можно условно разделить на "4в1" - одинарное, "6в1" - полуторное, "8в1" - двойное. Доспех может представлять собой жилетку, куртку, комбинезон или халат. Кольчатая сеть может быть отдельным средством защиты, используемым в сочетании с другими. Например, бармица. Доспех может застегиваться ремнями по бокам, на груди или спине. Обеспечивает неплохую защиту и свободу движения. В обязательном порядке используется только с поддоспешником.

Поддоспешник - простейших доспех-одежда (ватник, жилет, халат и др.) имеющий внутреннюю набивку из ваты, пеньки или льна. Типом доспеха, под который он надевался, обуславливались размеры и толщина поддоспешника.

Шлемы

Круглый шлем - открытый шлем производился со времен древней Греции. Изготовлялся из кожи и металла, или целиком из металла. Мог иметь наносник, личину, науши, затыльник, бармицу в различных сочетаниях. В Европе эволюционировал в капелину, бацинет и горшковый шлем.

Кольчужный капюшон - защита головы, производимая в Европе с V века. Мог использоваться как самостоятельно, так и в комплекте со шлемом.

Горшковый шлем - закрытый шлем, производимый в Европе с начала XIII века. По форме цилиндрический или горшкообразный. Поздняя модификация имела остроконечную верхушку и называлась - сахарной головой. Турнирная модификация - жабья голова. Шлем имел на лицевой части две прорези. Ниже могли сверлиться отверстия для вентиляции. Шлем одевался поверх кольчужного капюшона и толстой шапки (тюбетейки) Опирался на плечи носившего, что вместе с шапкой защищало от сотрясения мозга при ударе по голове. Имел плохой обзор и не мог жестко фиксироваться относительно головы. После копейного удара часто снимался с головы. С конца XIV века использовался только на турнирах.

Капелина (шапель) - группа шлемов, производимых в Европе с начала XIII до XVII века. Имел цилиндрическую или сфероконическую форму. Сменил в качестве защиты головы пехотинцев и кавалеристов круглый шлем. Отличался широкими полями, частично закрывающими и плечи. Защиты лица не было. Могла иметь бармицу. Капелина крепилась к голове подбородочным ремнем. Поздние модификации были похожи на салад.

Бацинет - открытый шлем, производимый в Европе с начала XIII до XVI века. Мог использоваться самостоятельно и в качестве защиты головы рыцарей вместо кольчужного капюшона, носимого под горшковым шлемом. Защита лица ограничивалась наносником и бармицей. Бацинет крепился к голове подбородочным ремнем. Поздние модификации имели очень широкий отстегивающийся наносник. В XIV веке наносник эволюционирует в вытянутое вперед конусовидное забрало собачья морда. Забрало крепилось двумя способами. При первом способе забрало крепилось к лобной части бацинета на один шарнир и ремнем за затылочную часть шлема. Данный способ позволял откидывать или отстегивать забрало. Во этом случае оно могло полностью сниматься и не мешать одеванию горшкового шлема. Второй способ был традиционным. Забрало крепилось к височным частям шлема. Позднее шлем эволюционировал в гранд-бацинет.

Гранд-бацинет - закрытый шлем, производимый в Европе с середины XIV века. Имел в отличие от бацинета затылочную пластину, прикрывающую нижнюю часть шеи и несъемное забрало. Появившийся бувигер (наподбородник) составлял со шлемом единый комплект защиты, закрывал подбородок, горло, ключицы и крепился на штифтах к шлему и кирасе. Опирался гранд-бацинет на плечи и лишал возможности поворачивать голову. Крепился к спинной и, через бувигер, к грудной части кирасы. В защитных свойствах гранд-бацинет немного уступал горшковому шлему, но благодаря своей универсальности вытеснил его с поля боя и потеснил на турнирах. Эволюционировал в армет.

Армет - закрытый шлем производимый в центральной и южной Европе с начала XV до конца XVI века. Имел в отличие от гранд-бацинета бувигер составляющее единое целое с остальными частями шлема. Бувигер состоял из двух раскрывающихся лицевых половинок. В закрытом положении они фиксировались штифтом на подбородке. Позже бувигер стал единым и присоединялся к височным местам шлема, что позволяло откидывать его как забрало. В этом варианте нижняя часть бувигера крепилась ремнем с ронделем к затылочной части шлема. Почти всегда армет опирался на плечи и не позволял поворачивать голову. Шлем мог иметь бармицу и не крепиться к кирасе.

Салад - группа шлемов производимых на севере Европы с конца XIV до середины XVI века. Ведут свое происхождение от бацинета и представляют собой шлемы различной формы, объединенные наличием длинного, расположенного под острым углом к шее, назатыльника и, не всегда, правда, продольного ребра жесткости. Большинство саладов не имеют защиты нижней части лица. Верхнюю часть защищает неподвижная пластина с узкой прорезью для глаз или короткое забрало. При этом необходимо использования бувигера. Комплект брони, состоящий из готического доспеха, салада без защиты нижней челюсти и бувигера пользовались огромной популярностью в Германских государствах. Салад позволяет поворачивать и наклонять голову в любом направлении, а назатыльник и бувигер образуют хорошую защиту шеи и нижней части лица. Салад совершенно не препятствовал поступлению воздуха. Боевой шлем, как его называли в Германии, в турнирах не использовался. В бою, после копейного удара салад сдвигался на затылок и полностью открывал глаза. В середине XV века развитие кузнечного искусства позволило оснастить салад двумя забралами. Верхнее прикрывало лицо от бровей до кончика носа, нижнее от носа до горла. В XVI веке салад эволюционировал в бургиньот. Немецкая каска образца Второй мировой войны и современный шлем велосипедиста являются прямыми потомками салада. Нравятся мне немецкие оружейники, а если вспомнить, что тогда происходило в данном регионе, то понимаешь, что парадные и турнирные доспехи изготовлять они не могли. Прим. автора.

Барбют - (венецианский салад) открытый шлем, производимый на юге Европы с XV до середины XVI века. Представлял собой творчески переработанную версию шлема популярного в античные времена. Боевой шлем закрывал всю голову до плеч кроме Y - образного или Т- образного выреза в лицевой части. Не препятствовал обзору, дыханию и движению головы. Мог быть оснащен бармицей.

Бургиньот - закрытый шлем, производимый в Европе c середины XVI века. Представлял собой смесь салада и барбюта с элементами армета. Характеризовался круглым корпусом, плотно облегающим череп, прилегающим к затылку и трапециевидным мышцам спины назатыльником. Обеспечивал неплохую видимость, подвижность головы и нормальное поступление воздуха. Барбют позволил полностью отказаться от бувигера. В течение полувека в связи с развитием военного искусства бургиньот стал открытым шлемом. Забрало эволюционировало в козырек, ребро жесткости стало гребнем, боковые части шлема (нащечники и науши) стали крепится на петлях.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»