Как работает двигатель на танке т 14. Россия только что объявила, сколько она построит смертоносных танков «Армата. Двигатель, устанавливаемый на танк «Армата»

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.


Вокруг российского танка Т-14 «Армата» разгорелись нешуточные страсти. Ряд зарубежных и отечественных СМИ сообщили о том, что власти РФ якобы отказались от новейшей боевой машины, в разработку которой были вложены сотни миллионов долларов.

Поводом для однозначных выводов послужило заявление куратора отечественной оборонки, вице-премьера РФ Юрия Борисова. Чиновник рассказал о том, что «Армата» получилась достаточно дорогой для армии, и по этой причине имеет смысл сделать ставку на модернизации нынешнего танкового парка.

«Ну и зачем наводнять «Арматами» все вооружённые силы? У нас Т-72 пользуются огромным спросом на рынке, его берут все, он по сравнению с «Абрамсами», «Леклерками» и «Леопардами» по цене, эффективности и качеству значительно их превосходит», - сказал Борисов.

По его мнению, в ближайшие годы армия может обойтись без массового поступления машин нового поколения, которые «достаточно дорогостоящие по отношению к существующим».

«Нам и так удаётся, имея бюджет в десять раз меньше стран НАТО, за счёт таких эффективных решений, когда смотрим модернизационный потенциал старых образцов, решать поставленные задачи», - подчеркнул Борисов.

Правда и лукавство Борисова

В настоящее время армия России вооружена примерна 1,8 тыс. танками, большая часть из них - это модернизированные версии Т-72. Борисов не лукавил, когда говорил, что отечественный танк не уступает по соотношению цены и качества американскому «Абрамсу», немецкому «Леопарду» и французском «Леклерку».

Т-72Б3 обладает худшими, по сравнению с зарубежными машинами, показателями огневой мощи, защищённости и автоматизации. В то же время российский танк значительно превосходит западных конкурентов в подвижности и надёжности.

На стороне Т-72 и экономика. Стоимость новенького Т-72Б3 составляет порядка 2 миллионов долларов, а модернизация каждого танка обходится в пределах всего лишь 200 тысяч долларов.

При этом цена за один «Абрамс», «Леклерк» и «Леопард» превышает 5–6 миллионов долларов. В неприхотливых условиях локальных конфликтов Т-72Б3 окажется, несомненно, сильнее. Помимо этого, покупка и обслуживание российского танка не требует больших расходов. Кстати, «Армата» не стоит совсем уж заоблачных денег. В СМИ можно встретить цифру в 250 миллионов рублей и 4 миллиона долларов за единицу.

Борисов не исказил реальность, когда подчёркивал достоинства Т-72, но его можно смело упрекнуть в смене представлений о развитии танковых войск. В 2013 году в интервью для «Эху Москвы», будучи в должности замминистра обороны, он заявил следующее: «Наша армия больше не может жить с техникой, которая осталась от СССР. Мы должны сделать большой скачок и создать новую боевую машину до 2015 года. И мы сделаем это».

Очевидно, что речь шла об «Армате». Тем не менее, прежнюю безапелляционность Борисова относительно советского наследия оправдывает фактор острого экономического кризиса, который поразил нашу страну в 2014 году. Минобороны и правительство были вынуждены корректировать закупочные планы и проводить секвестр военных расходов.

В 2017 году предшественник Борисова Дмитрий Рогозин сообщил, что Госпрограмма вооружения на 2018-2027 годы предполагает «серийные поставки» Т-14. Скорее всего, ещё в прошлом году военно-политическое руководство РФ решило оснастить «Арматой» несколько подразделений, что, как мы разобрались, совершенно некритично для российской армии.

Т-14 опередил своё время

С 2017 года в процессе модернизации находятся газотурбинные танки Т-80 и дизельные Т-90 (опытно-конструкторские работы «Прорыв-3»). Старт обновления парка, по сути, советских машин эксперты восприняли как результат буксовки процесса принятия на вооружение Т-14.

И всё же из заявления Борисова неразумно делать вывод о том, что Россия отказывается от Т-14. В пример можно привести ситуацию с Т-90 «Владимир», который считался самой совершенной боевой машиной в мире по состоянию на начало 1990-х годов. За четверть века российская армия получила только 350 этих танков (около 20% танкового парка).

На первый взгляд, проект Т-90 кажется провальным, так как по-настоящему масштабных поступлений новейших танков в войска не произошло. Однако на протяжении 25 лет ВС РФ не испытывали какую-то острейшую необходимость в этих машинах. Какой же был тогда смысл вкладывать деньги в создание Т-90?

Во-первых, на «Владимире» Россия смогла неплохо заработать. В 2000-е годы Т-90 стал самым продаваемым танком на международном рынке. Во-вторых, на основе некоторых технологических новшеств, воплощённых в Т-90, была создана «Армата». Не исключено, что в общих чертах Т-14 может повторить судьбу «Владимира».

Стоит добавить, что проект «Арматы» разрабатывался для ведения «сетецентрической войны», которую отличает высокая степень автоматизации процессов управления боем. Т-14 должен быть включён в единый информационный контур, который позволит получать информацию из множества источников. Именно в этом ключевое преимущество танка перед предшественниками.

Однако в российской армии пока не хватает беспилотников, да и формирование единого информационного контура находится на начальном этапе. «Армата» просто опередила своё время. И этот факт не может быть основанием для утверждений, что машина России не нужна. С большой вероятностью в рамках ГПВ, войска РФ получат несколько десятков Т-14, а при улучшении экономичного положения Минобороны увеличит объём закупок.

Как представляется, главная беда новейшего отечественного танка заключается в том, что его слишком рано расхвалили федеральные СМИ с подачи военных и политиков. На таком информационном фоне любая, даже не очень серьёзная проблема с Т-14, опрометчиво воспринимается как катастрофа.

В 2015 году на военном параде в Москве, посвященном 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, широкой публике была представлена новейшая российская разработка - танк Т-14 «Армата», которая должна кардинальным образом повлиять на оснащенность сухопутных армий России и определить концепцию их применения на ближайшие десятилетия. Этот танк, позиционирующийся как танк 4-го поколения, вызвал большой интерес как у нас в стране, так и во всем мире. В этой статье мы рассмотрим историю и предпосылки создания танка «Армата», его отличительные черты и технические характеристики, а также перспективы применения в реальных боевых действиях.

История и предпосылки создания нового танка «Армата»

Другой путь

На рубеже 2000-х годов в России разрабатывалось 2 проекта перспективного основного боевого танка, которые должны были бы стать заменой нынешнему российскому ОБТ - Т-90. Один из них - «Объект 460» или (см. фото выше) - был разработкой Омского конструкторского бюро. Он имел удлиненную модифицированную ходовую от танка Т-80У, в которой к шести каткам был добавлен еще один, а также зауженную башню новой конструкции, вооруженной уже зарекомендовавшей себя стандартной гладкоствольной 125 мм пушкой. Предполагалось, что масса танка будет порядка 48 тонн, а оснащаться он будет 1500-сильным газотурбинным двигателем, что давало бы ему удельную мощность более 30 л.с./т и делало одним из самых динамичных танков в мире.

Второй проект - «Объект 195» или (см. фото ниже) - был разработкой Уральского конструкторского бюро и корпорации «Уралвагонзавод». Это был «убертанк» для своего времени, в котором также на семикатковое шасси устанавливалась необитаемая (безэкипажная) башня, вооруженная грозным 152 мм гладкоствольным орудием. Экипаж танка (всего из 2-х человек) размещался в изолированной бронекапсуле в передней части корпуса. Вес танка был не маленьким - около 55 тонн, и его предполагалось оснастить дизельным двигателем мощностью 1650 л.с., что также давало бы ему неплохие динамические характеристики.

Предполагалось, что кинетическая энергия снаряда, выпущенного из 152 мм гладкоствольного орудия «Объекта 195», так велика, что в случае попадания в башню танка противника попросту ее отрывала.

Но в 2009-2010 годах оба проекта пришлось свернуть по нескольким причинам. Во-первых, разработка обоих танков велась не слишком активно и за время проектирования и испытаний (а это порядка 15-20 лет) они просто морально устарели. Во-вторых, переход на использование таких супертанков как Т-95 - достаточно дорогих и ресурсоемких в производстве - это был бы в какой-то мере переход на немецкий путь развития танкостроения времен Второй Мировой войны, т.е. абсолютно не оправдавший себя «путь королевских тигров и маусов». Нам же нужен был танк универсальный, массовый, с лучшем соотношением цены и качества, как знаменитая наша Т-34. Ну и, в-третьих, оба эти танка не совсем соответствовали концепции сетецентрической войны.

Концепция сетецентрической войны

Сетецентрическая война - это современная военная доктрина, ориентированная на увеличение боевой эффективности различных военных соединений, участвующих в вооруженных конфликтах или современных войнах, за счет объединения всех боевых и вспомогательных единиц в единую информационную сеть и как следствие достижения инфокоммуникационного превосходства над противником.

Т.е. получается, что за счет объединения и практически мгновенной коммуникации средств управления, разведывательных средств, а также средств уничтожения и подавления, достигается более ускоренное управление силами и средствами, повышение эффективности поражения сил противника и живучести своих собственных войск, а каждый участник боевых действий получает полную и своевременную информацию о реальной боевой обстановке.

Танковые соединения также должны быть адаптированы к современным реалиям сетецентрической войны, для этого сами танки должны иметь возможность подключаться к единой информационной сети и уметь практически мгновенно передавать в нее информацию, получаемую танком извне за счет своих собственных «обзорных» модулей. По сути это практически одно из требований к танкам нового 4-го поколения.

Танк 4-го поколения

«Объект 195» в представлении художника.

Классификация танков по поколениям на самом деле не официальна, очень условна и выглядит примерно так:

К первому поколению относятся танки 1950-1960 годов, такие как советские т-44 и т-54, немецкая «Пантера», английский «Центурион» и американский «Першинг».

Второе поколение связывают с появлением так называемых основных боевых танков (ОБТ). К нему относят танки 1960-1980 годов, такие как советский Т-62, американский М-60, английский «Чифтен», немецкий «Леопард» и французский АМХ-30.

К третьему поколению относят последние современные танки, такие как советский Т-80 и российский Т-90, американский «Абрамс», французский «Леклерк», английский «Челленджер», украинский «Оплот», южнокорейская «Черная Пантера», израильская «Меркава», итальянский «Ариете» и немецкий «Леопард-2».

Понятное дело, что более поздние поколения танков отличались более прочной броней, более совершенной защитой и более грозным вооружением. Это относится и к 4-му поколению танков, появление которых уже давно назрело. Но кроме этого, как уже говорилось выше, танки 4-го поколения должны быть максимально приспособлены к сетецентрической войне, а также по возможности соответствовать еще ряду требований:

— иметь необитаемую башню и автомат заряжания;
— экипаж должен быть изолирован в бронекапсуле;
— танк должен быть частично роботизирован.

Кстати, полностью роботизированный безэкипажный танк можно считать танком 5-го поколения.

Примерно с таким списком требований подошли к разработке нового танка наши конструкторы, когда в 2010 году после свертывания проектов «Объект 195» и «Объект 640» они получили задание в максимально сжатые сроки спроектировать танк нового поколения.

Платформа «Армата»

Заказ на проектировку, испытания и производство нового танка получила государственная корпорация «УралВагонЗавод», расположенная в Нижнем Тагиле и занимающаяся разработкой и производством различной военной техники. При разработке нового танка в Уральском Конструкторском Бюро, привязанном к «УралВагонЗаводу», активно использовались уже готовые перспективные наработки по разрабатывавшемуся уже здесь «Объекту 195», а также по проекту Омского конструкторского бюро - «Объекту 640». Оба закрытых проекта в немалой мере помогли нашим конструкторам достаточно быстро справиться с поставленной задачей.

Но самое главное это то, что в этот раз наши конструкторы (а также наше военное руководство) видело проблему постройки нового танка более широко, и было решено разработать не просто танк 4-го поколения, а универсальную платформу на гусеничном ходу, которая бы могла применяться для конструирования самой разнообразной военной техники, что решало бы описанную выше проблему универсальности, массовости и соотношения цены и качества.

Таким образом «Уралвагонзаводом» была спроектирована и реализована так называемая унифицированная боевая тяжелая гусеничная платформата «Армата», на основе которой предполагается создание порядка 30 самых разных наименований военной техники . Причем общими для них будет не только платформа, но и общая система управления боем, общая система связи, общая система активной защиты и многие другие узлы и модули.

Универсальная тяжелая боевая платформа «Армата» имеет три варианта компоновки двигателя: спереди, сзади и посередине . Это позволяет использовать платформу для конструирования практически любых видов военной техники. Для танка, например, используют заднее размещение двигателя, а вот для БМП - наоборот переднее.

На данный момент наша оборонка уже получила первые единицы техники на основе новой платформы - это бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ Т-16 (пока только в качестве проекта), и конечно же основной боевой, который мы уже могли лицезреть на параде Победы в Москве.

Танк Т-14 - это новейший российский танк 4-го поколения на универсальной боевой тяжелой гусенечной платформе «Армата». Индекс «14» танк получил как обычно по году реализации проекта - 2014. На стадии проекта танк имел обозначение «Объект 148».

Считается, что танк Т-14 «Армата» - это первый в мире танк 4-го поколения, первый танк в рамках концепции сетецентрической войны и что он вообще не имеет аналогов. В общем, по оценкам многих наших и зарубежных специалистов на сегодняшний день «Армата» - это лучший в мире танк.

Для начала давайте вкратце посмотрим, что же представляет из себя этот новый танк «Армата», какие конструктивные решения воплотили в нем наши инженеры-конструкторы, какими главными особенностями он обладает:

Главные особенности танка Т-14 «Армата»

— Танк обладает необитаемой башней. На ней установлена уже зарекомендовавшее себя дистанционно управляемое 125 мм гладкоствольное орудие с автоматом заряжания.

— Конструкция танка позволяет установить на него 152 мм орудие, уже испытанное на «Объекте 195».

— Экипаж танка располагается в изолированной бронекапсуле, выдерживающей прямое попадание всех существующих современных противотанковых снарядов.

— Бронекапсула с экипажем надежно отделена от боекомплекта и топливных баков.

— Активная подвеска позволит танку вести точную прицельную стрельбу на скорости до 40-50 км/ч.

— Предполагается, что активная подвеска позволит танку двигаться со скоростью до 90 км/ч не только по шоссе, но и по пересеченной местности.

— Используемый в танке новый вид комбинированной многослойной брони на 15% прочее, чем использовавшаяся в отечественных танках 3-го поколения. Эквивалент толщины брони - около 1000 мм.

— Все модули танка контролируются новейшей танковой информационно-управляющей системой (ТИУС), которая в случае обнаружения какой-либо неисправности оповещает об этом экипаж соответствующим голосовым сообщением.

— В радиолокационном комплексе «Арматы» используются радары с активной фазированной решеткой, способные вести на расстоянии до 100 км порядка 40 наземных и 25 воздушных целей.

— В случае обнаружения летящего в танк снаряда комплекс активной защиты «Афганит» автоматически поворачивает башню танка в сторону этого снаряда, чтобы встретить его более мощной лобовой броней и быть готовым нанести встречный удар по противнику, выпустившему этот снаряд.

— Дальность поражения 125 мм орудия - до 7000 м, в то время как у лучших западных образцов этот параметр составляет 5000 м.

— В танке «Армата» применено большое количество эффективных стелс-технологий, которые делают его практически невидимым или же трудноопределимым для многих видов вооружений.

ТТХ танка Т-14 «Армата»

Инфографика и распложение модулей в танке Т-14

Хорошая инфографика танка Т-14 с расположением модулей была сделана агенством «РИА Новости»:

Видео-обзор «Многоцелевой танк Т-14 на гусеничной платформе Армата»

К 80-летию «Уралвагонзавода» был выпущен интересный мини-видео-обзор о танке Т-14 «Армата»:

Радиолокационный комплекс

Т-14 - первый танк в мире, на котором используется радиолокационный радар на активной фазированной антенной решётке (АФАР-радары). Радары такого же типа ставят на новые российские многоцелевые истребители пятого поколения Т-50, которые должны прийти на смену СУ-27. В отличие от радаров с пассивной решеткой АФАР-радары состоят из большого числа независимо регулируемых активных модулей, чем значительно повышается следящая способность и надежность, так как в случае выхода из строя одного из модулей радара мы получим лишь незначительное искажение «картинки». Правда и стоимость таких радаров несколько выше.

В «Армате» используется 4 панели АФАР-радаров, расположенные по периметру башни (см. фото выше). Они защищены пуленепробиваемыми и противоосколочными экранами, но, тем не менее, легко могут быть заменены в полевых условиях (на фото видны пластиковые петли для извлечения панелей радаров).

Радиолокационный комплекс танка Т-14 может одновременно отслеживать до 40 наземных движущихся и до 25 воздушных аэродинамических целей, что делает его одним из ключевых элементов на поле боя в рамках концепции сетецентрической войны. Дистанция ведения целей - до 100 км.

Если же в целях маскировки основной обзорный радар танка выключен, то на близкой дистанции его заменяют два радара сверхбыстрой реакции, которые также используются для срабатывания разрушающих элементов активной защиты против выпущенных по танку снарядов.

Комплексы обнаружения целей в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне

На башне Т-14 на одной оси с пулеметной установкой установлен панорамный прицел, служащий для определения координат целей, полученных различными обзорными модулями, при этом вращается он на 360 градусов не зависимо от пулемета.

Панорамный прицел включает в себя камеру в видимом диапазоне, камеру в инфракрасном диапазоне и лазерный дальномер. При захвате каждой новой цели радаром панорамный прицел автоматически поворачивается в ее сторону для определения точных ее координат. Полученная информация выводится на мониторы экипажа танка в виде тактической карты с координатами зафиксированных целей, причем в случае надобности можно нажатием пальца по изображению на сенсорном экране уточнить координаты той или иной цели.

Помимо панорамного прицела танк Т-14 оборудован шестью автономными камерами высокой четкости, которые позволяют экипажу следить за обстановкой вокруг танка по всему периметру. Эти камеры позволяют танкистам получать оценивать обстановку при выключенном радаре и в условиях ведения противником радио-электронной борьбы, а также фиксируют лазерные указки, направленные на танк.

Кроме того, эти HD-камеры могут видеть сквозь дымовую завесу (в инфракрасном спектре), давая значительное преимущество «Армате», использующей данный вид маскировки. При этом приводится следующий пример:

При окружении танка Т-14 пехотой противника он может поставить вокруг себя дымовую завесу, сделавшись невидимым для вражеских гранатометчиков, и расстрелять их из пулеметной установки по данным инфракрасных HD-камер.

Комплекс активной защиты «Афганит»

И радиолокационный комплекс из 4-х АФАР-радаров и 2-х высокоскоростных радаров, и инфракрасные HD-камеры входят в состав комплекса активной защиты танка, которая служит не только для разведки целей, но и для своевременного обнаружения угроз для танка и их ликвидации. Вот какими особенностями обладает устанавливаемый на «Армату» комплекс активной защиты «Афганит»:

— При выявлении подлетающего в сторону танка вражеского снаряда «Афганит» автоматически поворачивает башню танка в сторону этого снаряда, чтобы с одной стороны встретить его более мощной броней, а с другой стороны - чтобы быть готовым нанести встречный удар по объекту, выпустившему этот снаряд.

— При выявлении подлетающих к танку снарядов «Афганит» автоматически управляет пулеметной установкой для их уничтожения.

— В случае необходимости повышенной маскировки «Афганит» может действовать в пассивном режиме с выключенным радаром, ориентируясь на данные HD-камер.

— «Афганит» безопасен для своей пехоты, находящейся вблизи танка, так как для противодействия ракетам противника использует в большей степени средства радио-электронной борьбы и дымометаллических завес.

— Кроме того по последним данным «Афганит» успешно противостоит современным бронебойным снарядам с сердечниками.

Комплекс активной защиты «Афганит» способен поражать снаряды, подлетающие к танку со скоростью до 1700 м/с. Но нашими конструкторами уже разрабатывается новая активная защита - «Заслон», которая сможет перехватывать снаряды, подлетающие со скоростью до 3000 м/с.

Комплекс динамической защиты «Малахит»

На танке Т-14 установлен также и комплекс динамической защиты «Малахит». Вот какими особенностями он обладает:

— «Малахит» успешно противостоит не только различным кумулятивным снарядам, но и способен разрушать новейшие натовские подкалиберные снаряды, которые были специально сконструированы для пробивания таких предшествующих «Малахиту» динамических защит, как «Реликт» и «Контакт-5».

— «Малахит» значительно лучше противостоит самым передовым противотанковым ракетным комплексам (ПТРК).

— За счет снижения количества взрывчатого вещества в динамической защите «Малахит» практически исключен вариант поражения собственной пехоты и повреждения обзорных приборов танка.

Вооружение танка Т-14

Система управления огнем танка Т-14 связана с комплексом активной защиты «Афганит» и его радио-оптическими модулями. С их помощью производится наведение вооружения танка на обнаруженные цели. Кроме того, при прицеливании используются данные, поступающие со следующих датчиков:

— гироскопические датчики угловой ориентации танка в пространстве;
— датчик температуры и влажности воздуха;
— датчик направления и скорости ветра;
— датчиком изгиба ствола от нагрева.

Свои же собственные координаты танк получает с помощью спутниковой системы GLONASS.

Как мы уже писали выше, танк Т-14 может оснащаться как стандартным 125 мм орудием, так и 152 мм пушкой. В стандартной комплектации на «Армату» ставят уже зарекомендовавшее себя 125 мм гладкоствольное орудие 2А82-1C, которое обладает на 17 % более высокой дульной энергией и на 20 % большей точностью, чем лучший образцы западных устанавливаемых на танки орудий.

Также следует отметить, что дальность поражения из этого орудия составляет около 7000 м, что превышает показатели зарубежных танковых орудий у большей части которых дальность поражения не превышает 5000 м. Это опять же дает «Армате» значительное преимущество - именно нашему танку будет принадлежать право «длинной руки», т.е. он сможет расстреливать танки противника, даже не сближаясь с ними на их дальность поражения.

Кроме того, орудие 2A82 имеет возможность стрелять боеприпасами до 1 метра длиной (например, такими как подкалиберные бронебойные снаряды повышенного могущества «Вакуум-1»). На Т-14 устанавливается автомат заряжания на 32 снаряда, за счет чего достигается скорострельность в 10-12 выстрелов в минуту.

На некоторую часть танков «Армата» собираются ставить 152 мм орудие 2A83, у которого бронебойность подкалиберных снарядов больше 1000 мм, а их скорость составляет 2000 м/с, что не оставляет никаких шансов всем известным современным танкам. Кроме того, как заявляют руководители корпорации «Уралвагонзавод», кинетическая энергия снаряда 152 мм орудия такова, что чаще будет просто отрывать башню поражаемого вражеского танка.

Оба орудия позволяют использовать свой ствол для запуска управляемых ракет. Предполагается, что для 152 мм орудия могут использоваться ракеты с бронебойностью до 1500 мм и дальностью действия до 10000 м, которые могут поражать как наземные, так и воздушные цели.

Часть экспертов при этом указывают на возможность использования на вооруженных 152 мм орудием танках Т-14 управляемых активно-реактивных снарядов с дальностью действия до 30 км, что превращает такую «Армату» в танк огневой поддержки с использование как против вражеской пехоты, так и против сильно защищённых объектов противника.

Из пулеметного вооружения на «Армату» ставится крупнокалиберный 12,7 мм пулемёт «Корд», управляемый экипажем дистанционно и входящий в комплекс активной защиты «Афганит», а также 7,62 мм пулемёт Калашникова, спаренный с танковым орудием. Причем для перезарядки «Корда» имеется специальная автоматизированная система, не требующая участия членов экипажа.

Бронирование танка Т-14

Как мы указывали выше, одной из главных особенностей танка «Армата» является наличие специальной изолированной бронекапсулы, отделенной от остальной части танка бронированными перегородками и служащей для размещения в ней всего экипажа с компьютерами управления. Кроме того, бронекапсула защищает от оружия массового поражения и имеет систему кондиционирования и систему пожаротушения. Все это значительно повышает и живучесть экипажа, и живучесть самого танка. Заявляется, что максимальная длительность непрерывного пребывания экипажа в бронекапсуле составляет около 3 суток.

При производстве танков «Армата» используется новый вид бронестали с керамическими вставками, которая имеет повышенную бронестойкость. Это позволило при той же толщине брони добиться меньшей массы танка, а соответственно лучшей динамики. Тем не менее ожидается, что в фронтальной проекции Т-14 имеет эквивалент брони более 1000 мм против подкалиберных снарядов и около 1300 мм против кумулятивных снарядов. Это делает танк устойчивым к попаданию в лоб любых современных боеприпасов и способным противостоять таким грозным противотанковым средствам, как американский тяжёлый и американский переносной .

Башня Т-14

Устройство башни является засекреченной информацией, тем не менее, предполагается, что она состоит из внешнего противоосколочного кожуха, под которым скрывается основная броня башни. Противоосколочный кожух при этом выполняет несколько функций :

— защита приборов танка от осколков, фугасных снарядов и пулевых пробитий;
— снижение радиозаметности для противодействия ПТУР с радиолокационным наведением;
— экранирование внешних электронных полей, что делает приборы башни устойчивым к разного рода магнитным импульсам.

Ниже представлено видео с возможным устройством башни танка Т-14:

Стелс-технологии

Еще одной значительной особенностью Т-14 является использование различных стелс-технологий, которые кардинальным образом снижают заметность танка инфракрасном, радиолокационном и магнитном спектрах наблюдения. Вот какие стелс-средства применены в «Армате»:

— уникальное GALS-покрытие, способствующее отражению широкого диапазона волн и защищающего танк от перегрева на солнце;

— плоские отражающие грани корпуса, снижающие заметность танка в радиодиапазоне;

— система смешивания выхлопных газов с окружающим воздухом, снижающие заметность танка в инфракрасном диапазоне;

— теплоизоляция на внутренней стороне корпуса, также снижающая заметность Т-14 в ИК-диапазоне;

— тепловые ловушки, искажеющие «сигнатуру» (визуального образа танка) в инфракрасном диапазоне;

— искажение собственного магнитного поля, затрудняющее определение местонахождения танка для магнитометрического оружия.

Все это вызывает значительные затруднения у противника при обнаружении «Арматы», при определении ее координат и вообще при идентификации его как танка.

Многие эксперты считают, что Т-14 «Армата» - это первый в мире стелс-танк.

Двигатель

Танк Т-14 оснащается многотопливным 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом (12Н360), который был спроектирован в Челябинске и производится там же - на Челябинском тракторном заводом. Двигатель имеет переключающуюся мощность с 1200 до 1500 л.с., но на серийной технике предполагается установка двигателя с максимальной мощностью в 1800 л.с. Это обеспечит танку отличные динамические характеристики - так максимальная скорость по шоссе будет достигать 90 км/ч. К тому же этот четырехтактный двигатель намного экономичней старых двухтактных, за счет чего обеспечивается дальность хода без дозаправки в 500 км.

Коробка на Т-14 автоматическая роботизированная с возможностью переключения на ручное управление.

Также следует отметить, что выхлопные газы выводятся через трубы, проходящие через дополнительные топливные баки. Это обеспечивает их дополнительно охлаждение и в конечном итоге снижает заметность танка в инфракрасном диапазоне. Сами баки прикрыты бронелистами и противокумулятивными экранами, а от возгорания они защищены открытоячеистым наполнителем.

Двигатель и трансмиссия объединены в отдельный модуль, что позволяет произвести замену вышедшего из строя силового блока менее чем за час.

Активная подвеска

Если раньше на российских танках применялась 6-катковая ходовая, то у платформы «Армата» она 7-катковая, что позволяет строить на ее базе технику с максимальной массой до 60 тонн. Поэтому у танка Т-14 остается огромный потенциал для всякого рода модернизаций.

Используемая в танке Т-14 подвеска - активная, то есть она способна по датчикам определять неровности под гусеницами и автоматически регулировать высоту катков. Эта особенность не только повышает скорость танка по пересеченной местности, но и значительно (примерно в 1.5 - 2.0 раза) повышает точность прицеливания в движении. Высокоточная стрельба во время быстрого перемещения по полю боя - это еще одно неоспоримое преимущество «Арматы» при возможно «встрече» с такими довольно вероятными противниками как или , в которых до сих пор используется неуправляемая гидропневматическая подвеска, разработанная больше 30 лет назад.

Танковая информационно-управляющая система

На «Армату» устанавливается одна из лучших танковых информационно-управляющих систем (ТИУС), которая в режиме реального времени ведет контроль над всеми модулями танка и автоматически проверяет их на предмет неисправности. В случае же выявления каких-либо неполадок ТИУС-система в голосовом режиме информирует об этом экипаж и дает рекомендации по их устранению.

Заказ «оборонки»

На параде в Москве в 2015 году публике были представлены Т-14 из первой опытно-промышленной партии (в 20 танков). Серийное производство «Арматы» начато в 2016 году и к его концу намечено выпустить еще около 100 машин, которые будут активно использоваться в разного рода испытаниях и учениях для выявления недостатков и определения необходимых улучшений.

Всего же к 2020 году планируется ввести в строй 2300 танков Т-14 «Армата». Именно так государственный заказ был представлен Министерством Обороны РФ госкорпорации «Уралвагонзавод». Причем отдельно было указано, что серийное производство танков «Армата» не будет прекращено даже в условиях жесткого экономического кризиса.

Кстати, руководством «Уралвагонзавода» указывается стоимость танка в 250 млн. рублей (это порядка 4-5 млн. долларов). А значит, вся партия Т-14 в 2300 танков обойдется нашему государству в 10 млрд. долларов.

Другие боевые машины на платформе «Армата»

Боевая машина пехоты (БМП) Т-15 «Армата»

Кроме танка Т-14 на унифицированной тяжелой боевой гусеничной платформе планируется выпускать бронированную боевую машину пехоты Т-15, первые экземпляры которой были также продемонстрированы на параде Победы в Москве. Надо сказать, что это первая тяжелобронированная БМП в российской армии. Ее танковый уровень бронирования - непробиваемый для современных ПТУР калибром до 150 мм и БОПС калибром до 120 мм, а также наличие активной защиты «Афганит» позволяет ей действовать в одной тактической группе вместе танками Т-14 и делает ее «сетецентрической» боевой машиной.

Масса БМП Т-15 составляет порядка 50 тонн, экипаж - 3 человека, кроме того сзади у нее располагается десантный модуль на 9 человек.

Универсальность и модульность платформы «Арматы» позволяет иметь БМП Т-15 несколько боевых конфигураций:

— Основной вариант с боевым модулем «Бумеранг-БМ», вооружение которого включает противо-танковый ракетный комплекс «Корнет-ЭМ», 30 мм автоматическую зенитную пушку 2А42 и 7,62-мм пулемет ПКТМ, позволяет ей успешно противостоять различным наземным и воздушным целям на дистанции до 4 км (универсальная ПВО-конфигурация).

— Вариант с боевым модулем «Байкал», вооружение которого включает в себя модифицированную корабельную 57 мм зенитную установку с более высокой огневой мощью и дистанцией поражения до 8 км (дальнобойная ПВО-конфигурация).

— Вариант со 120 мм тяжелым минометом (противопехотная конфигурация).

Ниже представлена инфографика с ТТХ по БМП Т-15 «Армата»:

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) Т-16 «Армата»

Выше представлено фото бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1М, созданной на базе шасси танка Т-72 и предназначенной для эвакуации повреждённой или застрявшей техники в боевых условиях. На базе универсальной тяжелой платформы «Армата» предполагается выпустить новую БРЭМ под индексом Т-16, которая будет оснащаться более мощным грузовым краном и целым комплексом различного специального оборудования.

Самоходная артиллерийская установка (САУ) «Коалиция-СВ»

Дабы включить в одну группу с танками Т-14 и БМП т-15 технику с мощной и дальнобойной огневой поддержкой планируется перенести на тяжелую боевую платформу «Армата» и новейшую нашу самоходную артиллерийскую установку 2С35 «Коалиция-СВ», пришедшую на смену устаревшим САУ 2С3 «Акация» и 2С19 «Мста-С». Разработанная ЦНИИ «Буревестник» и выпускаемая на заводе «Уралтрансмаш», также входящего в корпорацию «Уралвагонзавод», 152 мм самоходная гаубица имеет самый разнообразный спектр целей: от уничтожения тактических ядерных средств противника и разрушения его фортификационных сооружений до противодействия его живой силе и технике.

При проектировании «Коалиции-СВ» также придерживались принципа модульности и универсальности поэтому эта гаубица может устанавливаться практически на любую платформу, в том числе и на корабельную.

Главной особенностью новой САУ является дальность ее действия - до 70 км, что значительно превосходит по этому параметру все известные зарубежные аналоги. Боекомплект «Коалиции-СВ» составляет 70 снарядов, скорострельность - 10-15 выстрелов в минуту.

Кроме того, на базе универсальной платформы «Армата» предполагается также построить следующие виды техники:
— Боевая машина огнемётчиков (БМО-2)
— Тяжёлая огнемётная система (TOС БМ-2)
— Многоцелевая инженерная машина (МИМ-А)
— Транспортно-заряжающая машина тяжёлой огнеметной системы (ТЗМ-2)
— Минный заградитель (УМЗ-А)
— Плавающий транспортёр (ПТС-А)
— Мостоукладчик (МТ-А)

Перспективы применения танка «Армата»

Как мы уже писали выше танк Т-14 «Армата» разработан в рамках сетецентрической концепции, поэтому он предназначен для ведения боевых действий в составе тактической группировки, включающей технику и системы самого разного характера: другие танки «Армата» или же модернизированные для сетецентрической войны танки Т-90С, несколько БМП Т-15, батарею САУ «Коалиция-СВ», ударные вертолеты КА-52 «Аллигатор» и другая техника. При этом Т-14 «Армате» в этой группе отводится одна из ключевых ролей, а именно роль разведчика, целеуказателя и командирского танка, управляющего боем посредством единой системы управления.

Заключение

Все это хорошо, что в части военных проектов мы не отстаем, а где-то и опережаем другие ведущие военные державы мира, и разработка и внедрение универсальной тяжелой платформы «Армата» должны значительно подтянуть обороноспособность нашей страны на случай большой (третьей мировой) войны. Вопрос только какой она будет эта большая война и вообще можно ли будет из нее выйти победителем?

P.S. Ниже представлено видео о новейшей истории наших танковых войск, представленное Министерством Обороны на День танкиста, в котором можно наблюдать и героя нашего обзора - танк Т-14 «Армата».

    Национальный консорциум США в области передовых военно-транспортных технологий сообщил, что для участия в новом этапе разработки безэкипажной боевой машины отобраны три компании. Речь идёт о General Dynamics Land Systems, QinetiQ NA и Textron. Пентагон рассчитывает, что новое вооружение поступит в войска уже к 2028 году и расширит возможности пехотных и бронетанковых подразделений. Однако эксперты полагают, что американцы вряд ли добьются успеха в реализации этой программы. На данный момент перед инженерами стоит целый ряд задач, на решение которых может уйти не один год, а то и десятилетие.

    В Подмосковье начал работу международный военно-технический форум «Армия-2019». Общая площадь экспозиции составляет около 165 тыс. кв. м. Впервые на форуме можно увидеть самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С42 «Лотос», разработанное для ВДВ и морской пехоты. Также на выставке покажут перспективную боевую машину пехоты Т-15 с боевым модулем «Кинжал», робототехнический комплекс «Уран-9», зенитные ракетные системы «Тор-М2ДТ» и С-350 «Витязь».

  • На международном военно-техническом форуме «Армия-2019» будет представлен опытный образец тяжёлой боевой машины пехоты Т-15. Об этом сообщил российский министр обороны Сергей Шойгу. Новейшая БМП унифицирована с танком третьего поколения Т-14 и выполнена на основе гусеничной платформы «Армата». Эксперты называют отечественную машину самой защищённой и мощной в своём классе. Основное оружие Т-15 - 57-мм боевой модуль «Кинжал», способный поражать на дальних расстояниях как наземные, так воздушные цели.

    В 10:00 на Красной площади в Москве начался парад в честь 74-й годовщины победы в Великой Отечественной войне. В нём приняли участие около 13 тыс. военнослужащих и более 130 единиц колёсной и гусеничной техники, в том числе легендарный советский танк Т-34, а также современные образцы вооружений - танк Т-14 «Армата», БМПТ «Терминатор», подвижной грунтовый ракетный комплекс «Ярс» и другие. RT вёл прямую трансляцию подготовки к параду.

    Минобороны России опубликовало программу проведения парада Победы 9 мая в Москве. Известно, что по Красной площади проедут танки Т-14 «Армата», перспективные бронемашины пехоты «Курганец-25» и «Бумеранг», тактические и стратегические ракетные комплексы. Традиционно возглавит колонну Т-34-85. Если позволят погодные условия, пролёт совершит авиация - несколько групп вертолётов, транспортники, истребители и бомбардировщики. Запланирована и имитация дозаправки в воздухе. Также на портале мэра Москвы указан перечень улиц, которые будут закрыты во время репетиций 29 апреля, 4 и 7 мая.

    На выставке IDEX 2019 в Абу-Даби конструкторы российского концерна «Техмаш» продемонстрировали новые «умные» взрыватели для снарядов реактивных систем залпового огня (РСЗО). Детонаторы способны подорвать боеприпас в заданной точке траектории. Аналогичная технология будет применяться и в новом российском гранатомёте АГС-40 «Балкан». Сообщается, что инженеры уже работают над снарядами следующего поколения - полностью «интеллектуальными» устройствами, которые смогут без помощи оператора рассчитать оптимальную дальность полёта и взорваться в нужной точке. «Умными» боеприпасами планируется вооружить российский танк Т-14 «Армата». Эксперты отмечают, что эта технология может приблизить обычные вооружения к уровню точности тактического ядерного оружия.

    За минувшие шесть лет в Вооружённых силах РФ значительно возросло количество современных вооружений. Об этом сообщает газета «Красная звезда» со ссылкой на Минобороны. Доля новой и модернизированной техники в стратегической ядерной триаде увеличилась с 37% до 81%, в Воздушно-космических силах - с 30% до 73,9%, в Военно-морском флоте - с 52% до 61,9%, в Сухопутных войсках - с 15% до 45,8%. Количество крылатых ракет в армии возросло в 30 раз за счёт поставок комплексов «Искандер-М» и «Калибр». Столь впечатляющие показатели были достигнуты благодаря улучшению взаимодействия Минобороны с оборонно-промышленным комплексом. Как полагают эксперты, положительную роль сыграло увеличение в ВС доли профессиональных кадров и гражданских специалистов.

    Индия рассматривает возможность закупки 1770 перспективных боевых машин (FRCV) для замены устаревающей военной техники, в частности танков Т-72, при этом основным претендентом для Нью-Дели является российский танк Т-14 «Армата».

    Технические характеристики Т-14

    • Компоновочная схема лафетная
    • Масса 48-53 тонны (в зависимости от комплектации)
    • Экипаж 3 человека
    • Двигатель предположительно А-85-ЗА мощностью 1500 л. с.
    • Скорость на шоссе до 90 км/ч
    • Запас хода по шоссе 500 км
    • Вооружение гладкоствольная 125-мм пушка 2А82-1М, пулеметы «Корд» и ПКТМ
    • Броня комбинированная многослойная
    • Активная защита «Афганит»
    • Динамическая защита «Малахит»

    Самым долгожданным из новых образцов стал основной боевой танк (ОБТ) на базе «Арматы», получивший индекс Т-14. Появление его на параде Победы анонсировали еще много лет назад, и все с нетерпением ожидали дебюта. Несмотря на заминку во время репетиции парада, новую машину публика восприняла с трепетом. И дело даже не в пугающе-футуристичном облике. Просто новинки в этой области появляются редко, и каждая из них приковывает к себе пристальное внимание.

    Новый танк имеет ряд особенностей, присущих исключительно ему (во всяком случае если мы говорим о серийных машинах). Во-первых, боевой отсек Т-14 необитаем, а все три члена экипажа располагаются в бронекапсуле в передней части ОБТ. Во-вторых, машина имеет продвинутый комплекс активной защиты и радар с АФАР (активной фазированной антенной решеткой). В-третьих, в будущем танк может получить новое оружие, в частности, пушку калибра 152-мм вместо штатного 125-мм орудия.

    Чтобы обеспечить хорошую осведомленность, Т-14 буквально напичкали датчиками. Создатели заявляют, что радар может отслеживать 40 наземных и 25 воздушных целей на дальности до 100 км. Комбинированная многослойная броня включает в себя бронесталь марки 44С-СВ-Ш и другие новые материалы. Динамическую защиту можно снять или, наоборот, оборудовать новыми модулями.

    Мифы и реальность

    Еще до того, как танк был представлен, вокруг него появилось множество мифов. Например, что Т-14 — штучный образец, который никогда не пойдет в серию. В доказательство приводят закрытые программы прошлых лет. И правда, еще в 1990-е годы существовал проект «Черный орел». Этот ОБТ имел много конструктивных новинок, но от него отказались по финансовым причинам. Но сегодня другое время, и, если не будет форс-мажоров (например, возможного банкротства производителя Т-14 «Уралвагонзавода»), танк запустят в серию.

    Еще одним предметом критики стала стоимость ОБТ. Если последние модификации Т-90 стоят около 4 млн долларов, то цена нового танка составит 6-8 млн. Ряд экспертов полагает, что армия не потянет столь дорогой танк. На самом деле стоимость Т-14 сравнима с западными аналогами. Например, последние модификации американского М1 Abrams обходятся армии США в 6 млн, а контрактная цена французского Leclerc и вовсе доходит до 10 млн долларов.

    По удельной мощности Т-14 и правда превосходит зарубежные аналоги. Так, немецкий Leopard 2А6 при намного большей массе (62 тонны против 48-ми) имеет такую же мощность (1500 л. с). Но современный танк — это не только броня, двигатель и орудие. Это множество сложных электронных и оптических систем, которые должны работать как единое целое. Удалось ли российским разработчикам достичь уровня технической оснащенности западных машин — вопрос. Отечественная электроника никогда не считалась передовой, а политика может повлиять на международное сотрудничество в этой сфере.

    Указывается, что Т-14 имеет «революционную» схему расположения экипажа, но это тоже не совсем так. В Америке еще в 1980-е годы на базе танка М1 был создан ОБТ с размещением экипажа в передней части и необитаемой дистанционно управляемой башней. Тогда же похожую концепцию разрабатывали немцы. Были и другие попытки создать замену традиционным танкам, однако все они закончились ничем.

    Проблема заключалась не только в сложности нового подхода, но и в том, что классическая схема казалась более привычной и продуманной. Взглянем в качестве примера на новый танк. Т-14 имеет два люка на троих членов экипажа, и оба они размещены в передней части ОБТ. Но что если нос танка окажется под водой или на него упадут части рухнувшей постройки? Не окажется ли экипаж в ловушке в такой, казалось бы, привычной для танкистов ситуации? При классической компоновке люди могут быстро покинуть машину через башню, а в случае с Т-14 такой возможности просто нет. Не способствует размещение бок о бок и большему комфорту (а ведь именно «стесненность» экипажа всегда считалась чуть ли не главным бичом отечественных ОБТ).

    С другой стороны, концепция Т-14 резко повышает выживаемость танкистов, и теперь уничтожение башни совсем не означает гибель людей. Автомат заряжания и боекомплект изолированы друг от друга, и при попадании в боевой отсек детонации всего боезапаса не произойдет.

    Увеличивать живучесть танка призвана и новая активная защита. Установленная на Т-14 КАЗ «Афганит» может спасти машину от снарядов и противотанковой управляемой ракеты. После обнаружения угрозы радаром срабатывает контрбоеприпас, который может перехватить цель, летящую со скоростью до 1700 м/с. Кроме того, имеются маскирующие элементы, которые срабатывают одновременно и создают завесу, блокирующую системы лазерного и ИК-наведения.

    В теории КАЗ эффективен, но на практике этот принцип связан с рядом проблем. Любой танк, будучи крупной и малоподвижной машиной, де-факто является идеальной мишенью для современного оружия. Никакая активная защита не сможет спасти его от множества управляемых бомб и ракет. Добавим, что современные противотанковые средства, такие как самонаводящиеся суббоеприпасы BLU-108/B или ПТРК Javelin, поражают слабозащищенную крышу танков, и противодействовать им очень сложно.

    Иными словами, выживаемость Т-14 в боевых условиях будет зависеть от многих факторов, среди которых защита самого танка на первом месте не стоит. В наше время ОБТ вообще перестали быть первой скрипкой на поле боя и выполняют, скорее, вспомогательные функции.

    Интересный момент связан с главным калибром. В мае заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что у Т-14 будет новая 152-мм пушка и снаряд, «прожигающий до одного метра стали». Среди других ОБТ машин с таким мощным орудием нет, и это неспроста. 152-мм снаряды весят намного больше снарядов калибра 120 и 125 мм. Для их перезарядки нужно больше времени, а ствол пушки в этом случае работает буквально на износ. Переход на калибр 152 мм может быть вынужденной мерой, поскольку старые советские 125-мм боеприпасы не эффективны против современной брони. В то же время, по мнению экспертов, западные снаряды аналогичного калибра могут весьма успешно поражать любую бронетехнику.

    В целом концепцию Т-14 нельзя назвать хорошей или плохой. Она просто другая, и только долгая эксплуатация покажет, насколько этот подход себя оправдал. Т-14 достаточно современная боевая машина, и при условии устранения «детских болезней» она сможет быть эффективной. Тем более что в танке заложен большой модернизационный потенциал.

    Похожей точки зрения придерживается и российский блогер, военный эксперт и сотрудник студии — разработчика симуляторов Eagle Dynamics Андрей Крюченко.

    — Проводить аналогию с западными машинами не стоит. Лучшие западные образцы были разработаны в 1970-1980-х годах прошлого столетия и, соответственно, технологически и концептуально берут свое начало из тех времен, — говорит он. — Было бы странным решение создавать новый танк, опираясь на концепцию стоящих на вооружении западных танков, ведь за прошедшие сорок с лишним лет появилось очень много новых технологий, особенно в области управления, передачи и обработки данных. Собственно, «Армата» — попытка эти технологии интегрировать в боевой машине. С одной стороны, использование этих технологий дает определенное количество преимуществ, с другой — при таком новаторстве неизбежны минусы.

    Разработчикам просто неоткуда было заимствовать готовые современные решения: с момента окончания холодной войны развитие бронетанковой техники в мире практически остановилось, поэтому многие решения в танке являются неопробованными и рискованными. Армии можно было, конечно, закупать вместо Т-14 танк Т-90АМ. Но он несильно превосходит своих предшественников по всем параметрам. Поэтому закупка Т-90АМ не очень рациональна, модернизация уже выпущенных Т-72 и ранних Т-90 до уровня Т-72БЗ или Т-72Б2 видится более разумным решением. В целом Т-14 получился очень спорным. Будет ли танк успешным — покажет время.

    Возможно вам будет интересно:




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»