Как повысить желание учиться у ребенка. Как привить ребенку желание учиться? Старшие классы: гибкость и выдержка

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Именно этот фильм меня зацепил.

Нечасто можно встретить зарубежный фильм о школьниках, в котором нет:

б) сцен курения травки и распития спиртного;

в) пошлостей и унитазных шуток.

Фильм яркий, не нудный, добрый, актеры симпатичные и хорошо играют.

Сюжет фильма не очень оригинален и для взрослого предсказуем.

Фильм "16 желаний" напоминает нам о том, что модные шмотки, дорогие авто и желание выпендриться еще не самое главное в жизни, а есть вещи и поважнее, например, дружба, семья, взаимопомощь.

В наше время для школьников это очень актуально.

Если раньше мы ходили в школу в единой форме, макияж, маникюр, прически и т.д. были запрещены, телефонов и планшетов не было, то сейчас школьники самоутверждаются дорогой одеждой и гаджетами.

Итак, о чем фильм (коротко и без спойлеров).

Все действие фильма проходит как бы в один день - день рождения Эбби.

Эбби загадывает желания, и в день 16-летия она, проснувшись, загадала последнее желание, всего их в списке стало 16.

А какие могут быть желания у подростка? Для взрослого глупые, а для него - очень важные!


Желания сводятся к тому, чтобы быть лучше своей соперницы Кристи (у которой тоже в этот день день рождения) во всём.


И вот, в день рождения Эбби происходят странные вещи, которые подстраивает волшебная фея.

Мотивацию к познавательной деятельности нужно формировать задолго до школы. Первые сложенные кубики, собранные пирамидки и мозаика должны сопровождаться похвалой родителей.

Каждое новое задание должно быть чуть сложнее предыдущего, чтобы ребенок учился преодолевать трудности и получать от этого радость.

Причина 4. Несформированность коммуникативных навыков.

Эта проблема часто сопровождает детей, находящихся на домашнем воспитании. Ребенок не умеет слушать чужих взрослых, не умеет взаимодействовать со сверстниками, непродуктивно работает в коллективе.

Причина 5. Отсутствие четкого режима дня.

Ребенок может не высыпаться и уставать. В этом случае материал будет усваиваться с трудом.

Причина 6. Неправильные методы воспитания.

Родители пытаются заставить детей учиться путем угроз, высмеиваний, жестких наказаний. Не может быть мотивации, основанной на страхе.

Причина 7. Завышенные требования к ребенку.

Важно, чтобы ваши ожидания соответствовали возможностям ребенка. Чаще всего мотивацию у детей «убивают» именно родители.

Как формировать интерес к обучению

Ваш ребенок плохо учится? Он не хочет ходить в школу и выполнять домашние задания? Тогда самое время начать действовать.

Шаг 1. Найти причину.

Это самая сложная задача. Попробуйте отбросить все обвинения в адрес учителей и посмотреть на ситуацию со стороны. Мотивация отсутствует в нескольких случаях:

  1. Отсутствие способностей к обучению: низкий интеллект.
  2. Несформированность учебных действий.
  3. Ошибки воспитания.

В первом случае нужна помощь специалиста – коррекционного педагога или дефектолога. Только они могут подтвердить данную версию.

Во втором случае ребенку, возможно, нужно нанять учителя (репетитора). Или же вам самим стоит попробовать вернуться к азам знаний, чтобы вместе с ребенком повторить материал и скорректировать учебные навыки.

В третьем случае нужно проанализировать собственное поведение.

Шаг 2. Признать свои ошибки и изменить линию поведения с ребенком.

Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, внести изменения в режим дня, делать перерывы в деятельности, включать «ситуации успеха» и ни в коем случае не угрожать своим детям.

Помните, неуспевающему ребенку нужна помощь.

Шаг 3. Учиться вместе с ребенком.

Не бойтесь потратить время на изучение правил и новых знаний. Находите интересный дополнительный материал, обсуждайте с ребенком то, что он изучает. Вы должны показывать искреннюю заинтересованность всем, что изучает ребенок.

Шаг 4. Определить зону ближайшего развития вашего ребенка.

Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам, если его чуть направить. Учите ребенка находить свои ошибки, давайте по необходимости подсказки.

Шаг 5. Поддерживать своего ребенка.

Вы знаете, что успеха добиваются те, в кого верят. Используйте слова поддержки:

  • Молодец!
  • У тебя получилось!
  • У тебя все получится!
  • Мы верим в тебя!
  • Всё еще впереди, у нас всё получится!

Поощряйте своего ребенка за успехи и учите анализировать причины неудач. Важно, чтобы ребенок с детства осознавал, что всё в его руках.

Шаг 6. Терпение.

Не ждите быстрых результатов: только длительная систематическая работа приведет к успеху. Не позволяйте себе срывов и скандалов.

Не секрет, что многое в жизни зависит от успехов в учебе. Помогите своему ребенку сформировать желание учиться.

Светлана Садовникова

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания и умения учиться.

Под мотивацией учения принято понимать процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Мотивация есть процесс изменения состояний и отношений личности, который основывается на мотивах, а именно конкретных побуждениях, причинах, заставляющих личность действовать и совершать те или иные поступки. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету деятельности, направленность на эту деятельность <Приложение 1 Слайд2>.

В педагогике и психологии принята широкая классификация мотивов. Так, по видам деятельности, выделяют социальные (широкие социальные, узкие социальные, мотивы социального сотрудничества) и познавательные мотивы (широкие познавательные, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования).

Исследователи объединяют данные мотивы в определенные группы по направленности и содержанию:

  • Социальные;
  • Познавательные;
  • Профессионально-ценностные;
  • Эстетические;
  • Коммуникационные;
  • Статусно-позиционные;
  • Традиционно-исторические;
  • Утилитарно-практические (меркантильные) <Приложение1 Слайд3>.

Мотивы школьников можно разделить на побудительные (лежат в основе целенаправленных действий) и смыслообразующие (переводят общественно значимые ценности на личностный уровень); внешние (исходят от педагогов, родителей, часто приобретают форму принуждений) и внутренние (внутренние побудительные силы школьника); осознанные (умение рассказывать о причинах, побуждающих к тому или иному действию) и неосознанные; реальные (осознаваемые педагогом и обучаемым) и мнимые.

Л.И. Божович отмечает, что "в системе мотивов, побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способны определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса" <Приложение1 Слайд4>.

Мотивация деятельности в школьном возрасте имеет свои особенности. С.Т. Шацкий выделяет среди них такие, как:

Стремление детей к общению, развитый инстинкт общительности;

Дети - настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощущать, пробовать;

Постоянное выдвижение своего "Я", эгоцентризм, огромное развитие фантазии и воображения (инстинкт детского творчества);

Инстинкт подражательности <Приложение1 Слайд5>.

Отношение школьника к учебе обычно характеризуется активностью, которая определяет степень "соприкосновения" обучаемого с предметом деятельности педагога.

В структуре активности выделяют компоненты:

С познавательной активностью напрямую связана самостоятельность школьника (определение объекта и средств деятельности без помощи педагога и родителей). Адольф Дистерверг подчеркивает роль самостоятельности учащихся в обучении: "Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека" <Приложение1 Слайд6>.

Одной из задач учителя является активизация учеников, управление их активностью. Иными словами, учитель должен постоянно побуждать школьников к энергичному и целенаправленному учению, используя различные пути активизации. Психологи выделяют стимулы активизации учебной деятельности школьников:

Обращайтесь к самолюбию (следует поощрять стремление учеников к новым достижениям);

Демонстрируйте достижения. В.Шаталов предлагает использовать "систему открытых перспектив", полагая, что обнародованный рейтинг придают чувство уверенности и удовлетворения собой;

Поддерживайте соперничество с осторожностью (важно, чтобы соперничество между учащимися напоминало спортивное соревнование с равным шансом на победу;

Хвалите (похвала должна быть спонтанной, объективной, точно адресованной, искренней);

Критикуйте сопереживая

Подбадривающая критика; критика-упрек; критика-аналогия; критика-надежда; критика-похвала; безличная критика; критика-озабоченность; критика-сопереживание; критика-сожаление; критика-удивление; критика-ирония и пр.

Ищите нестандартные решения;

Дайте учащимся шанс спасти свой престиж;

Создавайте хорошую репутацию своим ученикам . <Приложение1 Слайд7>

В своей педагогической практике учителя начальной школы № 1740 используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества учебно-воспитательного процесса. Накопленный педагогический опыт демонстрирует, что наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые отстаивают свое мнение, принимая участие в дискуссиях; рецензируя ответы своих одноклассников; объясняют более слабым ученикам непонятные задания; имеют возможность выбирать задание различного уровня сложности и пр. <Приложение1 Слайд8>.

Одним из сильных мотивов учебной деятельности является интерес. Интерес определяют как положительное оценочное отношение субъекта к его виду деятельности. В своих исследованиях Л.С. Выготский отмечает, что интерес учащихся не должен быть

связан лишь с похвалой, страхом, желанием угодить и пр. Интерес учащихся, по его мнению, зарождается и сохраняется лишь в том случае, если вся школьная система построена ": в непосредственной близости к жизни, учит детей тому, что их интересует, начинает с того что им знакомо и естественно возбуждает интерес" . <Приложение1 Слайд9>.

В арсенале каждого учителя начальных классов нашей школы имеются педагогические технологии: игровые, коммуникативные, исследовательские, здоровьесберегающие, информационные. Наши педагоги уже в начальной школе демонстрируют разные стратегии работы. Для стимуляции учебной деятельности учащихся на уроке важную роль играет рефлексия в конце урока.

Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ученик переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в собственные силы и познавательный интерес. Необходимо помнить о важной роли внеаудиторной форме работы с младшими школьниками (театральные постановки, учебные экскурсии и пр.), а также работе с родителями (тематические родительские собрания, на которых знакомят с психологическими и физиологическими особенностями младших школьников, раскрывают роль родителей в формировании учебной мотивации и пр.) <Приложение1 Слайд10>.

Бесспорно, что интерес обучаемых напрямую связан с уровнем и качеством приобретенных знаний, сформированности способов умственной деятельности. С другой стороны, не менее важным является отношение учащихся к учителю . Василий Ключевский заметил, что "чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь" . <Приложение1 Слайд11>. На наш взгляд, в этом высказывании скрыта формула успеха педагога. Увлеченное преподавание, новизна учебного материала, практическое применение полученных знаний, доверительные отношения между педагогом и учащимися, педагогический такт и мастерство учителя являются основой формирования устойчивого интереса учащихся к учебной деятельности.

Педагогу, особенно в начальной школе, следует избегать однообразия и монотонности в учебном процессе и стремиться поддерживать необходимую напряженность процесса обучения. Общеизвестно, что во время однообразной деятельности снижется интерес и, как следствие, концентрация внимания школьников, тогда как разнообразнее учащиеся рассматривают как что-то приятное и происходит мобилизация сил.

М.Анчаров иронично заметил, что "дети родятся гениями, потом их переучивают во взрослые" <Приложение1 Слайд12>. Поступивший в первый класс ребенок как бы выражает себя в формуле: "Я хочу учиться". С помощью учителей в начальной школе он трансформирует представление о себе таким образом, что в подростковом возрасте проявляет себя в формуле: "Я хочу и могу учиться". Далее, в старшей школе в сотрудничестве с педагогами и сверстниками укрепляется убеждение, с которым он покидает школу: "Я могу учиться и хочу учиться всю жизнь."

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Педагогика, 1968.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи. - М., 1989.
  4. Выготский В.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология - М., 1991.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком так? - М.: ООО АСТ, 2008.
  7. Закон РФ "Об образовании" от 23.01.1996.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982.
  9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
  10. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. Пидкасистого П.И. _ М., 1996.
  11. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. - М.: "Гном-Пресс", Московское городское педагогическое сообщество, 1999.
  12. Сокровищница вечных истин. Афоризмы / Сост. С.Б. Барсов. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.
  13. Шацкий С.Т. педагогические сочинения. - М., 1962-1964.

Пусть будет этот день рождения
Наполнен счастьем и добром!
Пускай сбываются стремления,
Пусть бьет энергия ключом!

Желаю радостных событий,
Веселых, преданных друзей
И удивительных открытий,
И множество чудесных дней!

Желаю хорошо учиться,
Уроки знать всегда на пять!
И только к лучшему стремиться,
Легко всех целей достигать!

Друзей лишь верных и веселых,
Чтоб жить, как можно веселей!
И много впечатлений новых,
Побольше ярких тебе дней!

Пусть все мечты осуществятся,
Накроет радостью волна,
Желаю чаще улыбаться,
Чтоб счастьем жизнь была полна!

Поздравляю с днём рождения отменного ученика, весёлого и озорного школьника. Пожелать хочу успехов в учёбе и увлечениях, пусть любое дело завершается победой, пусть всегда будут силы и энтузиазм для достижения своих целей, пусть будет доброй и счастливой дорога твоей жизни, пусть рядом всегда будут родные люди и верные друзья.

День рождения - это так классно,
Ведь сегодня весь мир для тебя!
Пусть тебе светит солнышко ясно,
Рядом будут друзья и семья!

Пусть мечты твои все исполняются,
Будет радужным каждый твой миг!
Пусть удача всегда улыбается,
Чтобы ты новых целей достиг!

Короткое

С днем рождения поздравляю,
Счастья и добра желаю,
Много преданных друзей
И успешных школьных дней

С днем рожденья поздравляю.
Умным будь, всегда смышленым,
Много радости желаю,
И удачи дома, в школе.

Пусть сбываются желанья,
И надежды, и мечты.
И, конечно, пусть, желаю -
Будет все, как хочешь ты!

С днем рождения поздравляем,
От души тебе желаем,
Быть веселым и примерным,
И учеником отменным,
Ловким, целеустремленным,
Жизнерадостным, веселым,
Любознательным, активным,
Честным, смелым, позитивным.
Все науки постигать,
От друзей не отставать.
В школу с радостью ходить,
Лишь пятерки приносить.

Желаем в день рождения удачи,
Ведь школьнику она всегда нужна.
И чтобы заглянуло в гости счастье,
И рядом были лучшие друзья.

Желаем хорошо всегда учиться,
Учителей всем сердцем уважать.
И всё, что в жизни невзначай случится,
Пусть будет обязательно на «5»!

Учи уроки хорошо,
И спортом занимайся,
И старших всех ты уважай,
Ну, и в себе не сомневайся.

И школу ты не пропускай,
Будь самым лучшим в классе,
С улыбкой каждый день встречай,
Тебе желаю счастья!

И в этот день, тебе еще,
Успеха тоже пожелаю,
С днем рождения тебя,
От всего сердца поздравляю!

Пожелаю в день рождения
Море счастья и удачи,
И цветного настроения -
Оно в жизни много значит!

Пусть мечты осуществятся,
Мир наполнит лишь добро,
Нужно чаще улыбаться,
Чтоб в душе было тепло!

Желаю писать без ошибок,
Желаю делить-умножать,
Желаю побольше улыбок,
Желаю учиться на «пять».

Желаю хороших подружек
И с физкультурой дружить,
Вкусных в столовке ватрушек,
И модную сменку носить.

Желаю крутых сочинений,
Чтоб калькулятор не «вис»,
И творческих лишь изложений,
Ты, в общем, отлично учись.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»