История сундука для детей. Что раньше хранили в сундуках. Повернули - вот и шкаф

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

МАОУ СОШ с.Бердюжье
Информационный проект
«История сундука»
Подготовил учащийся 5б класса:
Ческидов Роман

Учитель: Верещагина Л.Н.
2017г

Содержание
I. Введение……………………………………….
II. Основная часть………………………………..
1. Что такое «сундук» ?..............................................

3. Технология изготовления сундуков. Сундучный
промысел……………………………
III. Заключение………………………………………
IV. Список литературы……………………………..
V. Приложение……………………………………...

I. Введение
Цель исследования: узнать историю возникновения сундука, узнать, как выглядели
сундуки у разных народов (русских, татар, чуваш).
Задачи:
 Выяснить назначение сундука.
 Выяснить содержимое сундука
Объект исследования: Прабабушкин сундук и его содержимое.
Как­то посетив школьный музей, я обратил внимание на одну старинную вещь. Возле стены
стоит сундук. Сундук ­ предмет, история которого уходит своими корнями в далекое
прошлое. У многих он вызывает ассоциации с чем­то очень древним и музейным. Возможно,
что и сейчас у некоторых жителей сохранились в память бабушкины сундуки. Эта тема
заинтересовала меня, и я решил посвятить своё исследование «тайне бабушкиного
сундука».
Моё исследование
II. Основная часть
1. Что такое «сундук»?
Первый вопрос, который меня заинтересовал ­ "Что такое сундук?". Чтобы ответить на
него, я заглянула в справочники и вот что там обнаружила.
Согласно словарю С.И.Ожегова, «Сундук - ящик с крышкой на петлях и с замком,
обычно окованный, для хранения вещей».
История сундука берёт свое начало в Древнем Египте. Известно, что все восточные
народы – египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие, даже в поздние века, вместо
шкафов пользовались сундуками.В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть
до XIX века.
Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Видов
сундуков огромное множество (приложение №1). Они изготавливались различных
размеров, цветов, с применением различных пород дерева.
Сундук ­ мебель, украшавшая дома разных народов и культур с древних времен.
Оказывается, он является прародителем современной мебели: шкафа, кресла, комода,
кухонного дивана и даже кровати. История о сундуке начинается еще в Древнем Египте. В
нём хранилась домашняя утварь. Древние греки придумали использование сундуков как
лежанки и скамейки. Вплоть до ХIII века были распространены европейские сундуки,
которые выдалбливали в дереве. В Египте были распространены сундуки, почти все

разновидности которых дошли до нас. Украшались они богатым плоским цветным
орнаментом и иероглифическим письмом.
Греки и римляне употребляли древесные сундуки, похожие на египетские, для хранения
одежды. В Риме существовал вид обитых сверху бронзой сундуков, некое подобие
современных сейфов, которые никогда не передвигались и стояли традиционно в атриуме,
где спали мужчины. На юге (в Альпах) сундуки изготавливались из ели; на севере (на
германских, британских, скандинавских территориях) ­ почаще из дуба. С развитием
культуры быта увеличивается число находящихся в употреблении типов мебели, но сундук
остается одним из главных предметов мебели, выполняя роль шкафа и скамьи.
На Руси сундук известен со времён татаро­монгольских завоеваний, о чём говорит и
происхождение слова. В сундуках татарские воины переносили собственный скарб, в их же
хоронили воинов. На Руси были распространены два вида сундуков ­ с плоской откидной
крышкой и выпуклой. Они различались также по размерам: от малеханьких, близких к
шкатулкам, предназначенных для хранения ценных украшений, бытовых мелочей, средств,
до большущих, предназначенных для одежды либо товаров.
В раннее Средневековье сундук превратился в элегантный шкаф с дверками, украшенный в
готическом стиле резными филёнками. Позже, дополнив стандартный сундук выдвижными
ящичками, европейцы создали изысканный комод. Во время развития готического стиля
появилось кресло. Оно было создано на основе сундука, к которому приделали
экстравагантные подлокотники, ножки, спинку и сидение из мягкого текстиля.
На Руси издревле сундуки служили для бережного хранения одежды, приданного для
девушки, семейных ценностей и реликвий. Часто, накрытый мягким матрасом сундук,
превращался в удобную лежанку.
Пусть сундук и родился где­то за далекими морями, у нас он считается исконно русской
утварью. Миру были известны русские, макарьевские сундучники. Утварь эту делали из
дерева как на гвоздях, так и без них – на шипах, встык или на клее. Собственно говоря,
ничего не изменилось и через века. Сундуки схожи по своей конструкции. А вот декор!
Кованое железо, вставки из других пород дерева, обтяжка как внутри, так и снаружи
тканью, кожей.
«Сундук - ящик с крышкой на петлях и замком, обычно окованный и соскобами, для
хранения вещей»1
Сундук ­ предмет, история которого уходит своими корнями в далекое прошлое. Простой
ящик, сколоченный из досок, приобрел крышку, запор и орнамент в эпоху неолита в
хозяйствах земледельцев и переродился в сундук. В хозяйстве дикарей было множество
мелких вещей, таких как камни для растирания зерен, кусок мягкого дерева для добывания
огня, смола для прикрепления кремней к дереву. Всю эту домашнюю утварь необходимо
было где­то хранить, или как­то переносить. В те далекие времена люди пользовались для
переноса предметов необходимых для поддержания жизнедеятельности мешками из шкур
убитых животных. Когда человек стал вести оседлый образ жизни и не должен был таскать
весь этот скарб на себе, он стал хранить свои вещи, которые были ему дороги или весьма
полезны, в коробах из дуба или в ящиках из досок.2

В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIXвека.
Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Их именовали
ларцами и коробами, шкатулками и укладками, скрынями и ковчежцами. Видов сундуков
огромное множество. Они изготавливались различных габаритов, цветов, с применением
различных пород дерева (дуба, ясеня).
Прообразом русского сундука является бондарное или долбленоекубло, в которых
хранили приданное и другое ценное имущество.
Раньше всего у русских появились скрыни. Вначале это был ритуальный предмет, в
котором хранили «святые» реликвии. Русские называли скрыни и сундуками, и ларцами.
Судя по описаниям, скрыня ­ деревянный или металлический сундук любого размера, в них
традиционно хранили белье. Но иногда в них держали и
драгоценности. Скрыня
Другой разновидностью сундука является ларь(длинный ящик с крышкою,
для разного скарба и продуктов). Слово «ларь» заимствовано из
древнешведского «larr» ­
образом, ларь, в отличие от сундука –
ящик. Таким
европеец.
большой ящик,
ящик с
зернового хлеба или муки; то же, для продажи припасов на базара. Ларь
конецформыначалоформыЛарь ­
дощатый сруб, рундук, закрома;
навесн ю крышкою, откосом, для
оо
Ларец - искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения вещей, дорогой,
изукрашенный ящичек для хранения разных вещей, главным образом
драгоценностей, шкатулка, сундучок.
Подголовные сундуки с наклонной крышкой называлиподголовками. Подголовок - это
деревянный (дубовый) невысокий сундук для поездок, с наклонной крышкой, окованный
железом, с замком. В нем перевозили деньги, драгоценности, ценные бумаги. Само название
говорит о том, что его можно было положить под голову - самое Сундук –
подголовник надежное место для сохранности. Сундучки­подголовки пользовались
большим спросом. «Подголовок - деревянная подставка с наклонной поверхностью (или
ларец с наклонной крышкой), помещаемая в
изголовье под подушку».
Небольшие по размеру и металлические изделия
получили название сундучок, или ковчежец.

Ковчег- небольшой сундучок, ящик из серебра или
дерева, обитый кожей. Более распространенным названием
было ларец или ларчик. В нем обычно хранили
драгоценности и украшения, в том числе и религиозные
святыни. Ковчег
Шкатула - ящик, обтянутый кожей или тканью,
железом. Вначале в них хранили посуду из стекла, держали
напитки, бумаги и драгоценности. Уменьшительное
наименование шкатулка.9
«Погребец - дорожный
сундучок для продуктов и
посуды»10
«Погребец - дорожный сундучок с напитками
и съестными припасами»11
«Коробья или коробейка - гнутый обычно из
осиновой обейчатки короб либо сундук…
круглый или с четырьмя тупыми углами. Она
оковывалась полосами».12 «Короб - лубяное
или Сундук – погребец берестяное изделие…»13
Коробья
Таким образом, деревянный сундук является предметом многофункциональным
и универсальным. Кроме своего прямого предназначения – хранить вещи, он украшал
помещение, вносил в него нотки народной культуры, старинного быта. Кроме того, сундук
часто использовался, как мебель, на нем сидели, а ночью спокойно спали, не опасаясь

воров. На Руси количеством сундуков измерялось богатство семьи. Однако прошло не так
уже много времени с тех пор, как сундук вышел из повседневного обихода. Еще в 60 – 70
годах XX века его можно было найти в любой русской избе.
Имеем ли мы сундук или никогда в жизни его не видели, само слово употребляем часто:
бабушкин сундук – копилка каких­то старинных вещей или даже идей, сундук истории –
давность, спрятать в сундук за семь замков – о жадности, сундук – о скрытном человеке,

А в общем сундуке на дне лежали тяжелые вещи: плюшевые жакетки, накрывные шали, т.е.
то, что использовали от случая к случаю. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху –
самое интересное: вышивки, кружева. Слои перестилались тряпицами. Настоящий
праздник сундука (или сундуку?) устраивали в начале лета, в солнечный день, когда и
вещи, и сам сундук на просушку вытаскивали. На длинных веревках, поддерживаемых
кольями, такое разноцветье по селу полыхало! Сундук всегда содержал какую­то тайну.
Там хранились фотографии, документы, дорогие сердцу вещицы, разглядывание которых
было приурочено к дате, например, письма с войны, ордена и медали. В сундук прятали
сюрпризики для детей в виде парочки конфет. И сейчас дивен сундук– памятью о
временах, о людях…
Имеем ли мы сундук или никогда в жизни его не видели, само слово употребляем
часто: бабушкин сундук – копилка каких­то старинных вещей или даже идей,
сундук истории – давность,
спрятать в сундук за семь замков – о жадности,
сундук – о скрытном человеке,
старые авто обзывают сундуками, именем сундука компьютерное развлечение названо…
Таким образом, деревянный сундук является предметом, используемым человеком в
своей жизни в разных целях.Кроме своего прямого предназначения – хранить вещи, он
украшал помещение, так какимел рисунки народного творчества, старинного быта. Кроме
того, сундук часто использовался, как мебель, на нем сидели, а ночью спокойно спали, не
опасаясь воров. На Руси количеством сундуков измерялось богатство семьи.
2. Приметы и поверья, связанные с сундуками.
Сундук был не просто предметом мебели. К нему и отношение было особое. Ведь не о
каждом предмете мебели слагали приметы и поверья! А о сундуке они до сих пор
существуют. Например, такие:
Нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него
богатство и удачу.
Свой сундук отдавать никому нельзя ­ сама замуж не выйдешь и той, кому отдала
­ счастья не будет.
Нельзя класть в сундуки детские вещи. Это считалось большим грехом, так как
одежда ребёнка пахла материнским молоком.

Существовали и народные традиции, связанные с сундуком. Например, такие:
При выкупе приданого на сундук садились младшие братья, сестры и племянники
невесты, которые назначали сумму выкупа.
Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили
зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду,
чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.
3. Технология изготовления сундуков. Сундучный промысел.
Следующий вопрос, на который мне захотелось найти ответ: «Как и где изготавливали
сундуки?» Вот, что мне удалось выяснить.
В XVI - XVII вв. самыми известными городами, где изготовляли сундуки,
были Великий Устюг и Холмогоры - крупные торговые города России на Северной
Двине.
Самыми богатыми были расписные сундуки Нижнего Тагила. На их стенках и крышке
рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр(вид графики).
Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей: одни
делали деревянные ящики, другие – металлические замки, третьи – ручки, петли, четвертые
подготавливали железо, лакировали его, печатники и чеканщики украшали листы узорами.
Сундуки делали из тонких просушенных сосновых досок, а на стенки в определенной
последовательности набивали металлическую обшивку: грани украшали прочеканенными
или расписными полосами в косую клетку. На передней стенке врезали замок, к боковым
стенкам прикрепляли скобы – ручки.
III.Заключение
Мне было очень интересно писать эту работу, находить информацию в разных
источниках, обрабатывать её, делать выводы. Я расширил свои знания: узнал, какие бывают
виды сундуков, приметы и поверья, связанные с этой старинной мебелью.
Нельзя смотреть в будущее, забывая о прошлом. Мудрые люди говорят: «Не зная
прошлого, не построишь жизнь в будущем».
На основе результатов исследования можно сформулировать следующие выводы:
 Сундук господствовал в доме знатных, и бедных людей уже в 13 веке.
 Сундук­незаменимая вещь в быту, самая важная мебель, хранилище добра, кровать
и сиденье одновременно.
 Функции сундука ­ сохранение разных вещей. Сколько интересного может
рассказать его содержимое! А главное, что это не только скопленное добро, это­
целая жизнь.
 Сундук украшает интерьер, вносит в него нотки народной культуры, старинного
быта.

 История сундуков ­ это судьба наших предков, во многом схожая с судьбами людей
разных поколений.
IV. Литература
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1968.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1990.
3. Миллард Энн «История в школе и дома»: М. «Росмэн» 1997
4. А.П.Рогов. Мир русской души.­ М.: Терра – Книжный клуб, 2002
5. Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой.
6. Большой Энциклопедический словарь.
7. Газета «Земля Ветлужская» за 19 мая 2009 года.
8. Доброслава (Любимова Е. И.) «Обрать­дорога».
(славянские уроки Доброславы.)
9. Интернет­ресурсы.

СУНДУК - емкость для хранения одежды, тканей, предметов домашнего быта. Этим словом обозначался большой прямоугольный ящик из пиленых досок с покатой или прямой крышкой на петлях, закрывающейся на внутренний или висячий замок. Сундуки могли достигать очень больших размеров: до 1,5 м в длину, 60-70 см в ширину, около 1 м в высоту, но могли быть и маленькими: длиной 20 см, шириной 15 см, высотой около 10 см. Для обозначения маленьких сундуков использовался термин сундучок или шкатулка.

Словами «сундук», «сундучок» русские люди часто называли также и другие виды емкостей для хранения одежды и ценностей: казенки, коровья, ларцы, подголовники, поставцы1, скрыни. Различные сундучные изделия на протяжении многих веков составляли важную часть интерьера всех русских жилищ: от царских и боярских хором до самой убогой крестьянской избы. Они стояли в горницах, светёлках, сенях, клетях и использовались не только для хранения одежды, тканей, утвари, ценностей, бумаг, книг, но и служили подставкой для подушки, скамьей, а иногда и местом для дневного послеобеденного сна. Их покрывали специальными ткаными насундучниками или закрывали нарядными суконными чехлами.

Во многих домах сундуки разного размера выставляли в парадных помещениях в виде горки, т. е. ставили один на другой, иногда до самого потолка. Даже в XIX - первой четверти XX в., когда большая часть русского общества освоила европейский образ жизни, в домах дворян, чиновников, разночинцев, мещан, не говоря уж о крестьянах, сундук оставался неизменным предметом обстановки. В домах горожан, правда, его место было не столь почетным, как в старину. Зато в крестьянских избах и горницах он, как и прежде, выставлялся на видное место, свидетельствуя о богатстве семьи. Как и в старину, крестьяне хранили в сундуках наиболее ценные вещи, наполняли их девичьим приданым, заполняли свадебными подарками. В старинной свадебной песне невеста, обращаясь к подружкам, поет:

Положу ваши подарочки
Я к себе, да в окован сундук,
Увезу ваши подарочки
На чужую дальню сторону.

Заказчики предъявляли сундучным мастерам определенные художественные требования: сундуки должны были быть не только вместительными, прочными, но и красивыми. В XVI - первой половине XVIII в. сундуки и сундучные изделия изготавливали в Холмогорах, Великом Устюге, Новгороде, в Выговской (Выгорецкой) пустыни - центре старообрядцев поморского согласия, в селах по рекам Онеге, Северной Двине, в мастерских Оружейной палаты Кремля. Самыми известными в сундучном производстве в XVI-XVII вв. были Холмогоры и Великий Устюг. Сундучные изделия, изготовленные там, очень ценились, их охотно покупали в торговых рядах Москвы, Архангельска, Вологды, Владимира и других русских городов.

Иностранец Кильбургер, посетивший Русский Север в XVII в., отмечал: «В городе Холмогоры, на Северной Двине... делаются сундуки различной величины, заслуживающие справедливую славу» (Курц 1915,114). Сундуки, подголовники, ларцы, скрыни, шкатулки этого времени богато декорировались. Обычно их оковывали для прочности полосами железа, луженого или вороненого, или, в более позднее время, луженой жестью. Полосы железа могли быть гладкими, немного выпуклыми, или просечными, т.е. со сквозным узором растительного или геометрического характера. Они накладывались прямо на дерево или на специальную подкладку, обтягивавшую сундук, такую как цветная кожа, шкура нерпы, ткань, окрашенная бумага, слюда. Цветная подкладка виднелась сквозь просечные узоры железных полос, делая сундуки удивительно красивыми.

Сундуки часто расписывали темперными красками, разводившимися на яичном желтке. Роспись располагали на внутренней и внешней стороне крышек, на наружных стенках сундуков. До нанесения росписи поверхность доски пропитывали олифой или покрывали грунтом, составленным из мела и рыбьего клея, чтобы уменьшить пористость дерева и убрать неровности. Перед нанесением узора поверхность стенок и крышки расчерчивали черной краской на прямоугольники. Каждый из них служил своеобразной рамой для картины, содержание которой хорошо прочитывалось современниками. Любимыми мотивами росписи сундуков, подголовников, ларцов были жанровые сценки, богатыри, различные мифологические существа: грифоны, птицы-сирин, алконосты, стратим- птицы, единороги, а также экзотические для русских людей львы и попугаи.

Героями жанровых сценок были молодцы и девицы: молодцы изображались подбоченившимися, с заломленной на сторону шапкой, девицы - в скромных позах, с платком-ширинкой в руках. На них обычно надеты костюмы XVII или начала XVIII в., в руках, поднятых вверх, чарки или кубки. Вероятно, это сцены праздника или свадебного пира. Жанровые сценки иногда были иллюстрациями к популярным в XVII-XVIII вв. литературным произведениям, таким как «Повесть о Бове Королевиче» или «Повесть об Еруслане Лазаревиче», «Александрия, или Повесть сиречь история о великом и храбром царе Македонском». Среди фантастических существ любимым образом русских живописцев был Полкан (Китоврас, Кентавр) - полуконь-получеловек.

Обычно его изображали сражающимся с богатырем или с невидимым врагом. Кентавр наделялся всеми качествами, присущими богатырю, - мужеством, силой, быстротой: «всякий скок его по семи верст», в сражениях он побивает десятитысяч- ное войско. На сундучных изделиях очень часто можно было встретить изображение льва с пышной гривой, открытой пастью, готового к прыжку; грифона - крылатого зверя с поджарым туловищем на четырех когтистых лапах и головой орла.

Львы и грифоны счита- лись зверями сильными, мужественными, хорошими защитника- ми нажитого человеком добра, и именно поэтому их образы на- носили на сундуки, в которых хранились ценности. В росписи лев нередко изображался вместе с единорогом (инрогом, индри- ком) - существом, похожим на коня, но с длинным рогом на лбу. Единорог стоит напротив льва, направив на него свой рог. Борьба льва и единорога рассматривалась как борьба светлого начала, представленного единорогом, и темного начала, олицетворявшегося в данном случае в образе льва. Об этом противостоянии в народной песне говорилось так:

Кабы два зверя собиралися,
Кабы два лютые собегалися,
Промежду собой дрались, билися,
Один одного одолеть хочет...
Это не два зверя собиралися,
Не два лютые собегалися,
Это кривда с правдою соходилися,
Промежду собой бились, дралися...

Девицы и молодцы, богатыри, фантастические и реальные животные и птицы - все они были окружены пышными травами, листьями, цветами, плодами. Картины на сундуках рассказывали о неведомом красивом мире, в котором, как говорилось в созданном в XVII в. «Сказании о роскошном житии и веселии», «изобилны по лугам травы зеленящия, и разноцветущи, цветов сличных (красивых) прекрасных и благовонных несказанно. По лесам древес - кедров, кипарисов, виноградов, яблонь и груш и вишень и всякого плодного масличья - зело много; и толико премного и плодовито, что яко само древесие человеческому нраву самохотне служит, преклоняя свои вершины и розвевая свои ветви, пресладкие свои плоды объявляя. В садех же и дубровах птиц преисполнено и украшено - пернатых и краснопеснивых сиринов и попугаев, и струфокамилов, и иных птах, служащих на снедь человеческому роду» (Изборник 1969,591).

В конце XVIII в. старинные центры сундучного производства - Холмогоры, Великий Устюг, Вологда, мастерские Выпиской пустыни - перестали существовать. Сундучное производство начало развиваться в других регионах России. Самым крупным его центром стал Муромский уезд Владимирской губернии, где ремесленники изготавливали в конце XIX в. до 50 000 сундуков в год. Кроме того, сундуки производились кустарями Вятской, Пермской, Оренбургской губерний, а также ремесленниками некоторых сел среднерусских и южнорусских губерний.

Сундучные изделия ремесленников XIX в. отличались от изделий XVI - начала XVIII в.: сократился их ассортимент, изменился декор. Кустари прекратили изготовление ларцов, скрынь, подголовников, пользовавшихся спросом в XVII в. В продажу стали поступать только собственно сундуки, т. е. ящики из пиленых досок с покатой или прямой крышкой на петлях. Их покрывали полосами жести с тисненым узором, которые накладывали на окрашенное в красный, зеленый, синий цвета дерево, или полностью обшивали жестью. Применялась жесть желтоватого цвета, имитировавшая золото. Кроме того, большой популярностью пользовались сундуки «с морозом». Их поверхность имела перламутровый блеск, а узор, хорошо читавшийся на ней, напоминал орнамент, появлявшийся в морозные зимы на окнах деревенских изб.

Подобный эффект достигался путем протравливания жести серной кислотой. Такие сундуки впервые стали изготавливаться во второй половине XVIII в. в Великом Устюге. Наряду с крашеными и обитыми жестью сундуками в России XIX - начала XX в. изготавливали и сундуки с росписью. Ими славились сундучники Вятской, Нижегородской, Пермской губерний. Стенки и крышку сундуков окрашивали в оранжевый, синий, коричневато-красный цвета и расписывали крупным, ярким растительным орнаментом свободными мазками кисти. На сундуках выписывали вазоны с цветами, букеты. Иногда поверхность сундука покрывали полосками, горошинами, ромбиками. Сундуки в XIX - начале XX в. изготавливались мастерами для продажи на ярмарках, реже на заказ.

Скрыня

Емкость для хранения мелких домашних вещей, украшений, разновидность сундука. Представляла собой прямоугольный глубокий ящик с откидной крышкой на петлях и двумя дверными створками на передней стороне. Крышка была четырехскатной, с плоским завершением, похожей на крышку ларца. На боковых сторонах скрыни крепились ручки-скобы, а на передней стороне крышки - кольцо. Внутри скрыня имела два яруса. Верхний ярус был поделен тонкими досками на прямоугольные ячейки, в которые вещи укладывались сверху, после подъема крышки. Нижний ярус заполнялся выдвижными ящичками и закрывался дверцами с внутренним замком. Скрыню изготавливали из дубовых досок, оклеивали цветной кожей, шкурой нерпы, сукном, бархатом, окрашенной бумагой, слюдой и оковывали металлическими полосами. Полосы делали из кованого железа, луженого, вороненого, иногда золоченого.

С середины XVIII в. кованое железо на скрынях заменяется луженой жестью. Железные полосы могли быть сплошными, слегка выпуклыми, и просечными, т. е. с ажурным геометрическим или стилизованным растительным узором. Полосы располагались на скрыне вертикально, на равном расстоянии друг от друга или плотно прилегая друг к другу, создавая сплошное металлическое покрытие стенок и крышки изделия. В первом случае между полосами набивали металлические накладки - розетки, которые сверху и снизу украшали цветком граната. Скрыни изготавливали на Русском Севере: в Холмогорах, Великом Устюге, а также в ремесленных мастерских Москвы. Они бытовали в XVI-XVII вв. в домах бояр, купцов, посадских людей, богатых крестьян. В XVIII-XIX вв. они сохранялись лишь в деревнях Северной и Центральной России, а также в небольших провинциальных уездных городах, таких как Сольвычегодск, Лальск, Чердынь и др.

Дама сдавала в багаж… Да чего она только не сдавала! Ох, как ей можно посочувствовать! А ведь она могла доверить все это одному дорожному сундуку и носильщику, сама же прошествовала бы просто Дамой с собачкой…

Говорят, что от сундука пошла вся прочая мебель. При раскопках в Египте найдены первые предметы мебели, среди которых были и сундуки. Вещи относятся к 3 в. до н. э. А практичные греки стали использовать сундуки не только как лари для хранения вещей, а еще и как лежанки и скамьи. (Заметьте, что в наших кухонных гарнитурах просматривается греческий профиль: под крышкой диванчика пространство, в котором можно припасы или лишнюю посуду держать).

Если проследить трансформацию сундука, а изменения его происходили в зависимости от появления все новых видов транспорта, то можно построить примерно такую цепочку: сундук – баул – чемодан – сумка – шкатулка. Что-то можно поменять местами, но ясно одно: любая из этих вещей приспособлена для хранения и транспортировки багажа – крупного ли, мелкого ли.

Сундук настолько простая и практичная вещь, что изобретение и распространение его шло не обычным путем, по цепочке, из одной страны в другую. Можно сказать,что он внедрился везде и сразу. Все люди изначально где-то складировали и как-то перевозили свое имущество: если на ослике, то в мешках, на повозке – в сундуках, в более поздних видах транспорта – в чемоданах и сумках. Сундук-чемодан даже повернули в вертикаль и поставили на колесики. Хранение вещей в жилище прошло подобный путь: из мешка переложили в ларь-сундук, а сундук, постоянно росший из-за обилия вещей вверх, превратился в шкаф.

Пусть сундук и родился где-то за далекими морями, у нас он считается исконно русской утварью. Миру были известны русские, макарьевские сундучники. Утварь эту они делали из дерева как на гвоздях, так и без них – на шипах, встык или на клее. Собственно говоря, ничего не изменилось и через века. Сундуки схожи по своей конструкции. А вот декор! Кованое железо, вставки из других пород дерева, обтяжка как внутри, так и снаружи тканью, кожей… На первое место по декору дизайнеры ставят занзибарские сундуки – из-за изысканной резьбы восточноафриканских мотивов.

Дизайнеры не считают сундук пережитком прошлого, наоборот, утверждают, что этот предмет мебели способен стать стилеобразующим элементом квартиры. А если он еще наполнен бабушкиными кружевами и вышивками! Решимся ли мы поставить сундук в современной квартире? Но вот в особняке или на даче – запросто!

Кстати, на сайтах для любителей помастерить своими руками есть подробные инструкции по сооружению сундуков. «Строительство» сундуков и чемоданов было не только средством заработка, но и хобби. Например, Дмитрий Менделеев, будучи уже знаменитым химиком, подолгу корпел над изготовлением чемоданов. Известен случай, когда на вопрос о нем – кто этот господин, выбирающий в лавке материал для чемоданов, последовал ответ хозяина: «О, это известный чемоданных дел мастер Менделеев!»


С сундуком связаны некоторые современные профессии. До костюмеров и реквизиторов была профессия укладчиков одежды в сундуки. Одним из них был француз Луи Виттон, который умел укладывать одежду так, что на ней потом не было ни единой складочки.

Творческие задатки помогли ему стать основателем фирмы под собственным именем, за продукцией которой и сегодня гоняются модницы всего света: из неудобных для путешествия на поездах и пароходах сундуков он сделал чемоданы, дорожные сумки.

Луи Виттону заказывали даже чемоданы со встроенной кроватью, чемоданы, в которых можно транспортировать инвентарь для различных игр, чемоданы-столики для чаепития. Охотников попутешествовать во все времена было много: с котомкой за плечом автостопом или с содержимым трех книжных шкафов, кроме одежды и прочих вещей. Последнее можно отнести, например, к Гете, который путешествовал долгие месяцы, а в пути читал-писал. И здесь что могло быть надежнее сундуков и баулов!

Настоящим домом был дорожный сундук Александра Третьего. Давайте рассмотрим его внимательно, он того стоит! Ящики для белья и посуды занимают нижний этаж. Кровать с матрасом и подушками, грелками для воды и прочими спальными принадлежностями расположились в средней части. А что в верхней? Отделение для шляп, эполет, портупей, сигарет и табака. Даже приспособление для растяжки перчаток здесь можно найти. И, наконец: умывальный столик с зеркалом, принадлежности для бритья, тазик, маникюрный набор, коробочка с мазями – всего не перечислить.

Человек узнает о сундуке еще в детстве, хотя, может быть, потом за всю жизнь не встретится с ним вживую. Конечно же, из сказок! У Андерсена был летающий сундук. В сундуках хранили золото Кощей и пираты. Вы обращали внимание, как в фильмах разгневанные женщины уходят от мужчин? Швыряют в чемодан свои вещи, зачастую вместе с плечиками! Сундук бы им этого не позволил! Несмотря ни на что, он, как пишет публицист С. Лихтарович, остается важным, словно купец первой гильдии.

Имеем ли мы сундук или никогда в жизни его не видели, само слово употребляем часто: бабушкин сундук – копилка каких-то старинных вещей или даже идей, сундук истории – давность, спрятать в сундук за семь замков – о жадности, сундук – о скрытном человеке, старые авто обзывают сундуками, именем сундука компьютерное развлечение названо…

Я хорошо помню домашний сундук, сундуки, точнее, у сестры был отдельный для приданого. А в общем сундуке на дне лежали тяжелые вещи: шинель, в которой мама с фронта пришла, плюшевые жакетки, накрывные шали, т.е. то, что использовали от случая к случаю. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху – самое интересное: вышивки, кружева. Слои перестилались тряпицами.

Настоящий праздник сундука (или сундуку?) устраивали в начале лета, в солнечный день, когда и вещи, и сам сундук на просушку вытаскивали. На длинных веревках, поддерживаемых кольями, такое разноцветье по селу полыхало!

Сундук всегда содержал какую-то тайну. Там хранились фотографии, документы, дорогие сердцу вещицы, разглядывание которых было приурочено к дате, например, письма с войны, ордена и медали. В сундук прятали сюрпризики для детей в виде парочки конфет. И сейчас дивен сундук – памятью о временах, о людях…

В Красноярске на пароходе «Святитель Николай» открылась выставка старинных сундуков, восстановленных усилиями специалистов краеведческого музея. В экспозиции можно увидеть обтянутый крокодиловой кожей дорожный сундук революционера Петра Красикова, домашний ларь семьи художника Василия Сурикова и еще 45 самых различных сундуков - от небольших шкатулок до огромных конструкций. «Русская планета» узнала, какими были русские сундуки во времена, когда, кроме них, в доме могло и не быть никакой другой мебели.

Из кипариса, обтянутого страусиной кожей

Сундуки на протяжении веков заменяли нашим предкам почти все привычные для нас предметы интерьера. В них хранили одежду и обувь, посуду и еду, книги и документы. Самые прочные служили аналогом современных сейфов. На сундуках писали, а иногда и спали. Они исполняли роль стула и скамьи, а поставленные на бок, становились шкафом или комодом. Их брали с собой в дорогу, как сегодня чемоданы. Сундуки были и мебелью, и центральным элементом декора. Были украшением и царских палат, и дома простого крестьянина. Их преподносили в дар, включали в приданое и передавали по наследству. Недаром Владимир Даль в своем словаре назвал сундуки «коренной русской утварью».

Как правило, сундуки делали из самых прочных сортов древесины - дуба или кипариса. Для дополнительной прочности оковывали снаружи железными полосами, часто крест-накрест, после чего сундук выглядел как обтянутый металлической сеткой. Иногда полосы прибивали плотно, одна к другой. Из железа делали также дополнительные накладки на углы и замочное отверстие, ручки, декоративные узорные элементы. Все это превращало сундуки в предмет роскоши: ведь до реформ Петра I практически все металлы в Россию - не только цветные, но и черные - привозили из-за рубежа. Самое простое железо стоило немалых денег и шло в первую очередь на военные нужды.

«Под железные полосы мастера подкладывали цветную слюду, красную и зеленую бумагу, а в самих полосах делали узорные просечки. Контрастная подложка подчеркивала красоту ажура на железе, - рассказывает корреспонденту РП историк Игорь Тимаков. - Иногда кованые полосы делали не узорными, а сплошными, и тогда к ним припаивали рельефные накладки из олова, которые покрывали золотом или серебром. Лучшими мастерами по декоративной железной оковке сундуков считались кузнецы из Великого Устюга и Холмогор, хорошая репутация была также у мастеров из Новгорода и Москвы».

Крышка крепилась к корпусу на железных петлях - ветлюгах. Чем больше было петель, тем выше ценился сундук. Замки делали как навесными, так и врезными. Модели с навесными замками стоили дешевле, ведь их можно было сбить, а встроенные часто делали «с секретом», и открыть их без ключа было практически невозможно.

«Внутри и снаружи готовый сундук могли обить дорогой тканью, мехом, кожей, иногда экзотической: крокодиловой или страусиной. Но чаще внешние стены и внутреннюю часть крышки украшали искусной росписью. И тогда лучшие художники превращали этот утилитарный, по сути, предмет в настоящее произведение искусства, - рассказывает РП кандидат исторических наук Татьяна Дромашко. - До XVII века при росписи сундуков художники применяли те же технологии, что и в иконописи: работали с яичной темперой, растворяя краски в яичном желтке. Но со временем, чтобы сэкономить, начали брать все яйцо целиком. Чаще стали использовать дешевый желтый сурик, реже работать с киноварью, золотом и серебром. Но даже после этих упрощений русские сундуки пользовались настолько отменной репутацией, что были одной из заметных статей российского экспорта».

1 / 6

Подсказка закрыть листать







1 / 6

Терема и подголовники

Внутри сундуков часто делали потайные отделы, которые сложно было найти человеку, не знакомому с их устройством. В сундуках для вина внутреннее пространство делили на гнезда разного размера для различных бутылей. Самыми сложными по устройству были так называемые скрыни с отдельными дверками в тайники и выдвижными ящиками. Такие сундуки постепенно «росли» в высоту, обзавелись ножками и превратились в современные шкафы.

«Чаще всего потайные отделы делали в популярных сундуках-теремах, - говорит Игорь Тимаков. - Они получили свое название благодаря внешнему сходству с домами, в которых над большим нижним этажом был еще один меньшего размера - терем. Точно так же и в сундуках-теремах на четырехскатной крышке, закрывающей основное отделение, была небольшая надстройка. У нее была своя особая плоская крышка, под которой хранили самые ценные вещи: деньги, драгоценности, важные документы. По аналогии с двухэтажными древнерусскими постройками такие сундуки называли "двужирными"».

Особая конструкция была и у сундуков-подголовников, которые брали с собой в путешествие. Они были небольшой высоты, чтобы класть на них подушки и спать было удобнее. А чтобы в них можно было уложить побольше добра, их делали из двух частей: задней с горизонтальной крышкой и передней с наклонной.

«Сложная конструкция и художественная отделка делали кованые сундуки с росписью настолько дорогими, что их обладателями становились лишь цари, бояре, столбовые дворяне, самые преуспевающие купцы и церковные иерархи, - поясняет Татьяна Дромашко. - Предметом роскоши сундуки оставались вплоть до конца XVIII века. К этому времени железо собственного производства в России уже было, но не было пильных мельниц, с помощью которых можно было распустить бревно на тонкие доски. Поэтому стройматериалы делали вручную, и стоили они дорого. И даже после появления дешевого производства досок сундуки стали доступными по цене всем слоям населения, включая крестьян, лишь к середине XIX века, когда их производство поставили на поток, отказавшись от ручной ковки и отделки».

Лубяная альтернатива

Простые же семьи использовали коробьи - сундуки, в которых из еловых досок были сделаны только дно и крышка, а стены сооружались из дешевого луба: с липы, осины или ясеня весной снимали верхний слой древесины, распрямляли его, очищали от коры, а потом сшивали лыком. Поэтому углы у лубяной конструкции получались скругленными.

«Самое интересное, что при этом дешевые коробьи можно было увидеть не только в бедных, но и в самых богатых домах, даже в покоях царицы. Вся разница была в том, сколько их было: одна, в которой умещалось все имущество семьи, или десятки. Так, историк Иван Забелин, описывая быт царицы Марьи Ильиничны (Милославской, жены Алексея Михайловича. - РП. ), упоминает, что ей принадлежали 52 коробьи, - рассказывает Игорь Тимаков. - У каждой было свое предназначение: в одну укладывали постельное белье, в другую - сорочки, в третью - посуду и так далее. Коробьи пользовались настолько большим спросом, что для их продажи в Москве был выделен специальный Коробейный ряд. Если средства позволяли, их тоже оковывали железом. Но чаще в ходу были простые, неокованные модели».

Лубяная поверхность стенок была гладкой и почти идеально подходила для росписи. Ее не нужно было предварительно обрабатывать: краски и без того ложились ровно и не впитывались, достаточно было пропитать луб обычной олифой.

«Особую роль коробьи играли на крестьянских свадьбах, - продолжает рассказ Татьяна Дромашко. - Когда свадебный поезд отправлялся в церковь, на отдельных санях или возках ехали так называемые коробейные сваты. Они везли в дом жениха приданое невесты, частью которого были и сами коробьи. Нарядные и расписные, они говорили о благосостоянии невесты не меньше, чем их содержимое».

И коробьи, и сундуки вышли из моды, а потом и из употребления в начале XX века. Но до этого времени они оставались в ходу, постепенно становясь все более причудливыми. Широко известен дорожный сундук Александра III, который сейчас можно увидеть во дворце Петра I в Стрельне. В нижнем ярусе этой огромной конструкции предусмотрены ящики для белья и посуды. В средней части расположена кровать с матрасом, подушкой и грелками для воды, на которой можно спать, если откинуть крышку сундука. В верхней - множество отделений для всего самого необходимого царю в путешествии: сигарет, шляпы, эполет, портупей, фонаря, принадлежностей для бритья, коробочек с мазями и притираниями, маникюрного набора и так далее. Есть даже откидной умывальный столик с зеркалом, колбами для холодной и горячей воды и специальное приспособление для растягивания перчаток. Один такой сундук был, по сути, готовым интерьером.

Несколько лет назад антикварные «подголовки» или «теремки» были достоянием лишь музейных собраний, однако в последние годы такие все чаще стали появляться на аукционах и антикварных салонах. Как правило, этот сегмент антикварного рынка представлен уникальными сундучками-ларцами без каких-либо росписей.

На протяжении многих столетий сундуки были важными предметами интерьера. Обладая удобной и практичной формой, они служили для хранения предметов первой необходимости и для пемещения домашнего скарба. Именно послужили основой для развития корпусной мебели, популярной в следующие исторически периоды, поэтому в различной литературе сундучным изделиям всегда отводилось особое место.

Сундуки играли не менее важную функцию в интерьере средневекового русского жилья. Они имели разные размеры и формы и выполняли функцию вместилища необходимых предметов домашнего быта: посуды, одежды и другой утвари. Так как в это время мебели в русских домах было немного, декоративному украшению сундуков придавалось важное значение.

Сундуки-ларцы, изготавливавшиеся в России в семнадцатом и восемнадцатом веке, имели непривычные для современников формы, определявшие их названия. Сундуки называвшиеся «теремками» обладали двумя отдельными ярусами. По форме они напоминали квадратные ящики с четырехскатными крышками. Художники изображали живописные картины на обеих крышках сундука. На более крупном ярусе, находившемся внизу, был прикреплен небольшой ящичек, предназначавшийся для хранения ценных предметов, который также украшался узорами.

Сундук под названием «подголовник» или «подголовок» имел скошенную верхнюю крышку, на которой нередко спал хозяин, чтобы сохранить свое богатство. Во время переездов такой сундучок отлично укладывался под голову владельца. В большинстве случаев откидная крышка «подголовка» состояла из двух половинок: небольшой узкой доски, расположенной параллельно днищу сундука, и наклонной части, присоединявшейся при помощи специальных шарниров. Подобные сундуки были местом для хранения книг, бумаг личного характера, семейных ценностей, документов и украшений.

Оба вида сундуков были широко распространенными в разных странах Западной Европы. Английские сундуки, к примеру, изготавливались из разнообразных пород дерева и порой покрывались инкрустациями из слоновой кости и ценной древесины, фанеровкой, украшались росписью и разными резными элементами. Российские «подголовки» и «теремки» изготавливались из твердых пород древесины, а их верхняя часть для лучшей сохранности покрывалась сплошными металлическими уборами или специальными полосками узорно-просечного железа с подложками из слюды и цветной бумаги.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»