Иисус христос был иудеем. Был ли Иисус евреем и вообще как всё начиналось

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Нередко приходится слышать споры о том, был ли Христос евреем или не был. Даже атеисты, верящие в Христа как простого смертного реформатора религий, имеют свою точку зрения по этому вопросу.

Например, некоторые из тех, кто все зло свое личное и общероссийское валит на евреев, утверждают, что Христос был сыном римского легионера.

Другие полагают, что он был израильтянином, а значит - не евреем. Ну, а более продвинутые, т.е. более начитанные, полагают, что Иисус вообще лишен был национальности, т.к. был Сыном Божиим и пришельцем из других миров.

А поскольку по шаблону человеческому сын наследует национальность отца, то получается, что и Бог Отец - еврей, а это уж обидно для всех монотеистов, включая мусульман и исключая разве что самих евреев. Как ни странно, в какой-то степени все правы, но что же истина и где ее искать?

ЧТО ГОВОРЯТ ПЕРВОИСТОЧНИКИ?

Предлагаю остановиться в первом приближении на том, что для всех христиан является бесспорной истиной - это Библия, Слово Божье.

В первых же строках Нового Завета, в Евангелии от Матфея, приводится родословие Христа: "Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова... Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов." - Мтф., гл. 1

Кто же был этот Авраам, называемый в Библии другом Бога, от которого, как свидетельствует апостол Матфей, пошла родословная ветвь Христа? Само имя Авраам толкуется, как "отец множества" и в Библии об Аврааме говорится так: "И пришел один из уцелевших и возвестил Авраама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре", - Быт.14:13.

Все потомки Авраама, как единый народ, стали называться евреями, о чем в Библии упоминается более чем в 300 стихах. Второе, столь же часто употребляемое, название - израильтяне этот народ получил от внука Авраама - Иакова. "И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом и человеков одолевать будешь"- Быт.32:38.

Имя Израиль означает Богоборец, и вначале оно применялось в метафизическом смысле, а позднее стало общеупотребительным. После лихой борьбы наследников Соломона за престол, случившейся почти за тысячу лет до рождения Христа, царство разделилось на два - Израиль и Иудею. Пошли бесконечные войны и передел земель. Стало более употребительно евреев называть израильтянами и иудеями.

Ко времени прихода Христа Израильское царство навсегда прекратило свое существование, и осталась только Иудея, которая к тому времени была разделена на 4 части: собственно Иудею, Самарию, Галилею и присоединившуюся Перею.

По этим областям именовались и их жители, а все земли их принадлежали Римской империи. Народ же, как носитель одного языка и религии, как был, так и остался потомством Авраамовым, т.е. израильтянами и евреями, что подтверждается как названием одного из посланий апостола Павла ("К еврееям"), так и другими его словами:

"Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.." - 2 Кор. 11:22

"Обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей" - Фил.3:5

"В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей" - Деян. 6:1

"Куда Предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мельхиседека" - Евр.6:20

А НЕ ВСЕ ЛИ МЫ НЕМНОЖКО ЕВРЕИ?

Не думаю, что я кого-то убедила из тех, кто думает иначе, да и цели я такой не ставила, памятуя мысль великого Эйнштейна: "Каждый выстраивает факты под свой угол зрения".

Ну а Библия - это такой источник фактов! Что-то вроде огромного сада-огорода, где растет абсолютно все необходимое для питания, но каждый умудряется надергать только того, что ему по вкусу и под свой аппетит к тому же! Слушаешь христианских разноверцев, вроде все одну и ту же Библию читали, а каждый как в собственном огороде выдергивает оттуда только те стихи, которые правоту его веры выражают, и в упор не замечают другие.

Так и пуляют порой часами друг в друга цитатами из одной и той же книги. Тут бы христианам не грех поучиться у буддистов умению делиться, не навязывая, что, впрочем, было основным принципом и самого Христа.

Много сумятицы вносят и ориентированные переводы Библии, но это уже другая песня...

Вернусь к началу вопроса, т. е. был ли евреем Христос? Я излагаю свою точку зрения. В ту далекую пору, когда меня интересовал этот вопрос, я нашла для себя вышеизложенный ответ, пока меня он удовлетворяет.

Но придерживаюсь и разделяю принцип одной из книг Агни Йоги "не цени слова разъясняющего" и потому советую каждому самому искать свои ответы на свои вопросы, как к тому поощряет и Новый Завет, предлагая вникать в себя и в Учение, а также самостоятельно все исследовать, а потом хорошего держаться.

Если евангелист Матфей сообщает родословие Христа со стороны Матери, то у Луки содержатся сведения о родословии приемного отца Христа, Иосифа, который также был потомком Авраама и евреем, и который в официальных бумагах был записан отцом Христа. Что касается этимологии слова "еврей", то многие источники связывают его с родословием самого Авраама, одним из предков которого был согласно Библии некий Евер, о чем упоминается не только в Старом Завете, но что подтверждается и апостолом Лукой (Лук.3:35).

Слово Евер и его производное - еврей толкуется как пришелец, странник. И, если Евсевий и другие уважаемые историки правы в этом толковании, то, с моей точки зрения, подлинный смысл слова еврей (Пришелец, Странник) удивительным образом подходит к миссии Христа, объединяя в одно суть его земного и небесного паломничества.

А вот какова небесная национальность Христа - не замахиваюсь судить. Могу, конечно, изложить свою интерпретацию вычитанного у Рерихов и Блаватской, но...

Не "цените слова разъясняющего", совершайте собственное паломничество к сияющим первоисточникам, друзья!

Странный повод

Однажды во время радиопередачи, посвященной вопросам религии, на радиостанцию позвонил человек.

Он звонил, так как хотел задать волновавший его вопрос. Он настолько переживал, что радиослушателям могло показаться, что они слышат, как стучит его сердце.

«Помогите», - сказал мужчина, обращаясь к ведущему радиопрограммы, - «у нас с женой дело доходит до развода... она сказала мне, что Иисус - еврей...»

Возможно, кому-то этот повод для развода покажется веским, особенно если нет другого предлога, а развестись хочется. Но есть немало людей, которые приходят в волнение или даже раздражение, когда слышат от кого-либо, что Иисус - еврей. Если речь идет об обывателях, то рассказанная история кажется странной, но тем не менее, им всегда присуще делать выводы эмоциональные и не всегда логически и исторически обоснованные. Однако подобные истории нередки и в научных кругах.

Уволен за правду

Интересная история произошла около 120 лет назад в Берлине. Раввин Авраам Кайгер, являясь профессором кафедры библеистики и иудаики Берлинского университета, представил на суд своих коллег, как это полагается в академической среде, книгу. Она называлась «Иисус и иудаизм». Эта книга была действительно чем-то новым как в науке, так и в иудаизме. Впервые, почти за 2000 лет непростых иудейско-христианских отношений, раввин, открывая Евангелие, исследовал его и высказал об Иисусе положительное. Какова же была реакция ученых? Его коллеги, которые в основном были представителями Лютеранского духовенства, не только осудили его книгу, но и добились его увольнения из университета. За что? За то, что он описал Иисуса так, как увидел в Евангелии. Он увидел Иисуса, родившегося в еврейской семье. Он увидел Иисуса, живущего по иудейским законам и традициям. Он описал Иисуса как хорошего человека, учителя и раввина. Он достаточно хорошо оценил то, как Иисус знал и понимал Священное Писание. Но было одно «но». Тот факт, что впервые в мировом богословии Иисус был представлен как еврей, вызвал у христианской аудитории негодование и непонимание. Почему? Потому что читатели Авраама Кайгера имели определенное представление об Иисусе, которое не совпадало с предложенным в его книге.

Два разных подхода

Откуда же взялось и укоренилось «среднеевропейское» стереотипное представление об Иисусе? Стоит рассмотреть иудейский и христианский подход к донесению Священного Писания народу.

В иудаизме Писание читалось по субботам в синагогах, и человек, независимо от степени его образованности, слушал, что написано в Божьем Слове.

В христианской средневековой Европе истины Библии доносились несколько иначе. Во-первых, практически все «простые смертные» были неграмотны, а во-вторых, христианская литургия до периода Реформации не была ориентирована на передачу каких-либо знаний. Кроме того, христианская Библия в тот период существовала в основном на латыни и воспринималась прихожанами церквей как пение, как часть литургии, но не как что-либо понятное.

Каким же образом содержание Библии становилось известным народу? Через картины. Поэтому до последнего времени библейские сюжеты были столь популярны в изобразительном искусстве. Так, например, в Русской академии художеств до середины XIX века вообще не было принято рисовать жанровые картины на темы, отличные от античных легенд или библейских повествований. Эта же традиция прослеживается и в европейском искусстве.

Воспитывающая сила искусства

Интерес к Античности был заложен в эпоху Возрождения, в то время как разработка библейских тем активно спонсировалась церковью. Результатом такого параллельного существования двух тем - Античность и Библия - стала эклектика - чисто внешнее соединение двух стилей. Гуляя по музею, где представлены средневековые европейские жанровые полотна, или рассматривая книжные репродукции, очень часто невозможно определить, не зная названия картины, где происходят действия и какие действия происходят. И античные и библейские сюжеты, как правило, изображались на фоне, ассоциирующемся с Древним Римом или Древней Грецией: колоннады, пейзажи Италии, разноцветные тоги на героях и европейские лица.

Воспитывающая сила изобразительного искусства известна. Доказательством тому является телевидение, газеты и журналы, занявшие место живописи, скульптуры и театра в современном мире. Сегодня СМИ способны идеализировать либо демонизировать любую личность или любой сюжет. СМИ способны менять и систему ценностей. Одним из самых «безобидных» примеров является массированная рекламная кампания «Сникерс» в 1990-е годы в СНГ, имевшая целью изменить отношение человека к шоколаду. В Советском Союзе шоколад считался лакомством, маркетологи же «Сникерса» старались изменить мышление потребителей, внушая им, что шоколадный батончик - это не лакомство, а возможность быстро перекусить. Успех этой рекламной кампании очевиден и считается хрестоматийным.

У каждого народа свой Иисус

Похожий конъюнктурный сдвиг ценностей был целенаправленно выполнен в европейском коллективном сознании. Иисус-еврей был умышленно превращен в Иисуса-итальянца, Иисуса-англичанина, Иисуса-славянина и так далее. И этот сдвиг уже нельзя назвать безобидным. Такой подход к религии - последствие эллинизации сознания народов, ставших «наследниками» и соседями Римской империи. Еще древние греки, а затем и римляне начали изображать своих идолов в виде идеальных, по их мнению, людей. Оговорка «идеальных, по их мнению» сделана не случайно. Греки, например, считали признаком божественности отсутствие эмоций, вследствие чего их скульптуры всегда имеют либо безразличные лица, либо легкую усмешку (обратите в этой связи внимание на современные иконы и европейские христианские журнальные иллюстрации). В результате предпринятых таким образом усилий, не только Иисус «утратил» иудейские корни, но также и христианство осознанно расширило и углубило пропасть, отделяющую его от иудаизма, усугубляя и без того сложные взаимоотношения. Такой подход, вне всяких сомнений, был логически объясним, когда в Средневековье Церковь стремилась (весьма небезуспешно) к монопольному господству в Европе. Но такой подход совершенно неприемлем в современном мире. Это осознают представители самых разных церквей, пересматривая свое отношение к еврейскому происхождению Иисуса и, наряду с этим, отношение к иудаизму.

Примером изменяющегося отношения к поднятому вопросу является одна из последних экранизаций Евангелия - мультипликационный фильм компании BBC «Чудотворец», практически свободный от «европеизации» евангельских событий или персонажей или, того хуже, от обвинений в чей-либо адрес.

Момент истины

Что дает читателю Евангелий понимание еврейского происхождения Иисуса? Во-первых, возможность глубокого понимания текста, который был написан в условиях определенной культуры. Характерным примером является неверное понимание Нагорной проповеди Иисуса, где, по мнению некоторых, Иисус якобы «критикует» Писания Ветхого завета. В действительности же, многие места Нагорной проповеди - ничто иное, как дискуссионные тезисы, высказанные как контраргументы против толкования Писания современными Иисусу раввинами, но никак не контраргументы по отношению к самому Писанию. Во-вторых, понимание, что Иисус был евреем и иудеем должно привести к уважительному отношению к народу Иисуса, к искоренению религиозного и секулярного антисемитизма. И в-третьих, такое понимание будет способствовать выработке объективного подхода как к исследованию Библии, так и к развитию христианского вероучения.

К вопросу о национальной принадлежности:

Жуковский - турок; Мечников, Фет, Кюхельбеккер - евреи; Герцен и Тютчев - немцы; Некрасов - поляк; Григорович - француз; Даль - датчанин.

Но кем они считали себя духовно, культурно и ментально? - Русскими.

Подобную аналогию можно продолжить в отношении великих людей других стран мира.

Является ли Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек, евреем?

Мф.16:13 ...Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

Вопрос: «Кто такой Иисус Христос?» - это вопрос о сущности Иисуса Христа.

Сущность — это неотъемлемое качество, без которого предмет не имеет смысла. Сущность Божественного Лица Иисуса Христа есть Его Божество и Его человечество.

Ин.1:14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца….18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Что означает определение «еврей» по отношению к Иисусу Христу? - Неужели это значит,что сущностью Иисуса Христа является еврейская национальность? Если Иисус Христос - еврей, тогда и Бог - еврей?

Бог Один в Трех Лицах - нет отдельного Бога Отца, отдельного Бога Сына и отдельного Бога Духа Святого. И если согласиться, что Господь Иисус Христос - еврей, то следует допустить, что Бог Отец и Дух Святый тоже евреи, ибо все Три Ипостаси суть Один Бог. Это абсурд.

А является ли сущностью человека национальность, цвет кожи или форма глаз или носа? Наводящий вопрос: - является ли сущностью автомобиля цвет, форма кузова или место сборки автомобиля? - Нет. Сущность автомобиля - быть самоходным механическим транспортным средством минимум на 4-х колесах для перевозки людей или грузов. Автомобиль бывает легковой и грузовой, автобус, троллейбус и даже бронетранспортёр.

Итак, национальность (еврейская, немецкая и т, п.), как и раса (черная, белая и др.) - не является сущностным признаком даже для человека, - т.е. без ущерба для человека национальность может быть присуща или не присуща. Тем более глупо пытаться сделать сущностной чертой, сущностью Божьего Лица Иисуса Христа жалкий для Бога и несовершенный для человека признак национальности, ибо тогда Бог уже не Бог.

Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, но Он - одно Божественное Лицо, существующее в двух природах - Божеской и человеческой.

По Никейскому Символу веры Сын Божий от Отца происходит и от Отца рожден прежде всех веков, и не сотворен Отцом, но Отцу Единосущен. Сын Божий предвечно рожден от Сущности Отца, вочеловечился же во времени, взяв Свое человеческое тело от истинного тела Марии-Девы (Лк.1:31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус).

Христос - истинный Бог, и по Своему Божескому естеству Он - Творец, а не обыкновенный человек, которому только присвоили Божественные атрибуты.

Христос - истинный Человек, т.е. кроме Божественной природы Он имеет человеческую природу. Через чудо Боговоплощения Сын Божий кроме предвечного существования в Божеской природе принял природу человеческую.

Две природы: Божеская и человеческая соединились в Одном Лице Христа, т.е. никак нельзя отделить в Иисусе ни Божество от человечества, ни человечество от Божества. Человеческая природа” никогда не существовала и не существует отдельно от Божественного Лица Христа.

Иисуса Христа нельзя делить на два Лица - Божеское и человеческое, есть только Одно Божеское Лицо, Один Единородный Сын и Одно Слово Божие!

Национальность как человеческий признак может относиться только к сотворенным человеческим личностям.А Иисус Христос - Божественное Лицо, Которое происходит от Отца и рождено от Сущности Отца прежде всех веков.

Мих.5:2 И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

Божественная и человеческая природы Иисуса Христа неотделимы друг от друга, т.е. нет Иисуса Христа как отдельной человеческой личности, и Бог не может быть евреем, - значит, и истинный Человек Иисус Христос не может быть евреем. Иначе, приписывание Иисусу Христу свойства человеческого лица (а не природы!) - прямая дорога в несторианство - богохульство, которое учит, что Христос не был Богом, а был человеком евреем, в котором жил Бог, и что божественная и человеческая природы Иисуса Христа отделимы друг от друга.

Если Иисус Христос - еврей, то все евреи - Его родня, а поскольку для христиан Христос - Бог, то Его родственники евреи для христиан - особенные, типа «старшие братья по вере» и т. п. - Это тонкая подмена, которая рождает ереси, лишающие Христа Божественности.

Утверждение «Иисус Христос - истинный еврей» и утверждение «Иисус Христос - истинный Человек» - совсем не одно и то же.

Да, Сын Божий воплотился в избранном для этого еврейском народе, в потомстве Царя Давида.

Но придало ли это воплощение "национальность" Сыну Божию на время Его земной жизни?

Да, Христос обрел человеческую плоть от еврейской Девы. Да, в этой плоти Он общался с еврейским народом, проповедовал среди него, страдал, был распят этим народом по наущению его вождей.

Но в символе веры о Христе говорится: «Верую в Сына Твоего Единородного… зачатого святым Духом….»

Род и вид растения определяется не землей, а семенем. Из косточки японской сакуры на украинской земле вырастет японская сакура, а не украинская черешня.

Женщина - земля, муж - носитель семени. - Мф.1:2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его…

Можно ли говорить, что Сын Божий был рожден с какой-то человеческой национальностью, если Иисус был рожден Богом Отцом и существовал еще прежде начала времени, до создания земли и человечества, и до появления еврейского народа?

1Пет.1:19,20 … драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас,

Кол.1:15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;

2Тим.1:9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен.

В Марии Иисус вочеловечился, не сказано "воевреился" только для евреев. В Рождестве Христовом - Воплощение Бога в человеческом облике для всех людей, а не для освящения еврейской крови.

Да и сама плоть еврейского народа изначально не была "еврейской", она стала называться "еврейской" с Авраама, а создана Богом изначально в Адаме всечеловеческой, т.е. в Адаме имеют свою плоть все народы!

Воплотившийся Христос не стал именно "евреем", Он вочеловечился в еврействе. Иисус не перестал быть Сыном Божиим, "рожденным прежде всех веков", Он пришел в мир для всего человечества, а еврейский народ - это было лишь место пришествия.

Первыми Его приветствовали волхвы-неевреи, а в конце обрекли на распятие еврейские вожди. Христианство воспринято в основном не евреями.

Называть Христа "евреем" по крови с целью национального возвеличивания еврейства - значит неподобающе умалять предвечное Богочеловечество Сына Божия для искупления людей из всех народов.

К тому же ныне слово "еврей" имеет несколько оттенков смысла, и не подобает втискивать Христа-Спасителя сегодня в плотские рамки того народа, который на сегодня пока отказался считать Его Своим Мессией.

И неужели Сын Божий, вознесшись на Небо, забрал с собой "национальность", в которой временно действовал в земной жизни для спасения всех людей? Нуждается ли Он в ней, сидя на Небесах одесную от Своего Отца? Нуждается ли в какой-либо "национальности" Сам Бог Отец?

Рассуждайте… Размышляйте…

Кто был Иисус Христос по плоти? - Галилеянин

М.И.Анохин

Как ни странно, очевидный ответ, заявленный в заголовке, неизвестен большинству даже воцерковлённых христиан. Большинство людей убеждено в том, что Спаситель по рождению был евреем, хотя существует мнение, что он был арамеем или ассирийцем. Однако со всей определенностью следует сказать, что Иисус из Назарета был галилеянином, жителем иудейской провинции Галилея, представителем этнической группы, образованной из нескольких народностей (что дает основание Его называть "Всечеловеком" не только с богословских позиций).

Арамейская версия происхождения Иисуса основана на том, что Он проповедовал на арамейском языке, но этот язык в то время был языком общения всего Ближнего Востока. В настоящее время на нем разговаривают современные ассирийцы, что, по их мнению, является аргументом в пользу того, что Иисус Христос происходил из их народа. Из Галилеи, согласно евангелиям, произошли Его первые ученики-апостолы (включая равноапостольную Марию Магдалину), исключение составляют Фома, о происхождении которого не сообщается, и Иуда-предатель, уроженец иудейского города Кариота (т.е. Иуда был единственным евреем среди двенадцати апостолов). В евангелиях приводится генеалогия только Иосифа, номинального отца Христа, причем Матфей представляет Его потомком царя Давида в 27-м колене, а Лука - в 41-м колене; вообще, цель обеих генеалогий - в доказательстве происхождения Спасителя от Давида, соответственно предсказаниям пророков. О происхождении Богоматери не известно ничего, если не считать упоминания Луки о том, что Елизавета, иудейка, мать Иоанна Крестителя, была Ее родственницей.

Некоторые противники христианства утверждали, что отцом Иисуса Христа был римский солдат Пантира, но, скорее всего, такое имя - искажение греческого "партéнос", означающее "дева": "παρθεηος" употреблено в пророчестве Исайи о "Деве, рождающей Сына" (Исайя VII, 14). Вообще вопрос о земном происхождении Спасителя, по-видимому, встал позже осмысления Его учения. Научная критика и ортодоксальное богословие единодушны в том, что между первохристианами вначале распространялись списки речений, "логии", Иисуса Христа.

Из сочинений, признанных каноническими, - и все они написаны на греческом языке, - в науке самыми ранними считаются послания апостола Павла, Апокалипсис и евангелия от Иоанна и Марка, тогда как евангелия от Матфея и Луки, в которых приводятся некоторые "биографические данные" Христа, датируются обычно началом II в. Церковь считает самым ранним недошедшее до нас арамейское Евангелие от Матфея и датирует его приблизительно 50-м годом, но, возможно, это были "логии".

Галилея находится на севере Палестины; первоначально это область Израиля, которую в 30-х годах VIII века до н.э. Исайя её назвал самой языческой - в пророчестве о рождении Спасителя там, среди "народа, ходящего во тьме" (Исайя IX, 2). Ассирия, которую библейские пророки характеризуют как "бич Божий", захватывает Израиль в 735-722 гг. до н.э. (Галилею около 730 года) и выселяет оттуда жителей, заменяя их народами из покоренных стран: преимущественно семитами - арамеями, вавилонянами, арабами, - но также индоевропейскими племенами, к которым относят, например, мидян; собственно ассирийцев было переселено немного. Языком новых галилеян стал арамит, на который евреи перешли только к концу I в. до н.э., а в те времена еще не знали, как об этом свидетельствует 4-я Книга Царств при описании осады Иерусалима ассирийским царем Синаххерибом. Заметим, что при "вавилонском пленении", произведенном после захвата Иудеи вавилонским царем Навуходоносором в 597 г. до н.э. масштаб депортации был гораздо меньшим: тогда из южного еврейского царства изгнали преимущественно элиту (4-я Книга Царств XXIV, 14-16 и XXV, 11-12)Х.

Галилея входила в состав ассирийской империи, пока в конце VII века до н.э. эта первая империя в истории человечества не была уничтожена. Затем Галилея стала провинцией Иудеи, а той последовательно владели сменявшие друг друга властители Ближнего Востока: Вавилон, Персия, эллинистические царства преемников Александра Македонского и, наконец, с 64 г до н.э. - Рим, причем Галилея и Заиорданье имели общего правящего тетрарха, а Иудея, Самария и Идумея подчинялись римскому прокуратору?. Вследствие враждебности самарян, земля которых находилась между Иудеей и Галилеей, сношения между разделенными областями всегда были стеснены, и из Галилеи проще было добраться до Дамаска в Сирии, чем до Иерусалима в Иудее.

В Галилее ко времени Рождества Христова жило немало греков, сирийских и тех, кого переселил в близлежащую Самарию Александр Македонский после подавления мятежа в Македонии в 311 г. до н.э.. Эта область считалась наиболее языческой и эллинизированной8, и, когда около 17 г. н.э. Ирод Антипа построил Тивериаду, он в Галилее не нашел ни одной еврейской семьи для заселения новой столицы.

Ассирийский след в Евангелиях . Верования галилеян долго оставались синкретическими (смешанными), а иудаизм утвердился примерно за 100 лет до Рождества Христова, так что к Новому Времени следы языческих обычаев в Галилее должны были оставаться. Эти следы можно назвать "ассирийскими", поскольку ассирийская мистика наиболее известна по археологическим находкам на месте Ниневии, древней столицы Ассирии; в той мистике этнографы ищут корни даже некоторых современных суеверий.

..........................________________________

Изгнанники в Вавилоне завершили оформление иудаизма. В этом можно увидеть сходство с ситуацией в нашей стране, когда интеллектуалы (элита страны), страдавшие от правительственных репрессий, в конце ХIХ и в конце ХХ века создавали идеологию протеста, воспринятую затем большинством народа. После открытия архивов КГБ выяснилось, что диссидентами масштаб сталинских репрессий был преувеличен в десятки раз, однако по сей день принято считать, что едва ли не "половина народа сидела, половина охраняла". Другой пример преувеличений, укоренившихся в массовом сознании, - число пострадавших от католической инквизиции, хотя таковых было несравненно меньше, чем жертв светских судов или даже убитых на дуэлях. Характерно, что советские энциклопедии приписывают испанскому фанатику-инквизитору Торквемаде более 10 тыс. казней, тогда как зарубежные издания обычно называют около 2 тыс., и это составляет более половины всех жертв инквизиции за историю ее существования.

Например, в русском народном приворотном заговоре: "Откуда вы, семь братьев, семь ветров буяных, идете? Куда пошли?" - "Пошли мы в чистые поля, в широкие раздолья..." В ассирийском заговоре - те же семь злых духов: "Эти семеро, они родились на горе запада; эти семеро, они выросли на горе востока; в отверстиях земли они обитают..."

Еще ближе сходство ассирийских ритуалов с некоторыми евангельскими событиями. Так, в ассирийской магии "самый простой и естественный из ритуалов - это омовение, которое само по себе не всегда является законченным обрядом разрушения, но первым этапом освобождения от чар", а другой ритуал "предписывает убить свинью и заключить в ее тело чары, которыми отягощен человек"13. В Евангелии от Матфея, III, 11: "Я крещу вас в воде в покаянии, но Идущий за мною... будет крестить вас Духом Святым и огнем"; в Евангелии от Марка, V, : "И просили Его бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им, и нечистые духи, вышедши, вошли в свиней".

Язычество было первым этапом богопознания, и обнаружение некоторых его форм в христианстве закономерно. Исторически объясним и оправдан тот факт, что в земном служении Спасителя заметны следы ассирийской мистической традиции, для которой характерно целительство, тогда как в иудаизме больше пророчеств. Следы древних азиатских культов заметны в добровольном мученичестве первохристиан (с которым боролись отцы церкви). Катулл, Лукиан Самосатский и другие античные авторы оставили красочные описания экстатических оскоплений мужчин при языческих храмах (ср. от Матфея XIX, : "есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного"). Лукиан описал также молитвенное сидение на вершине гигантского каменного фаллоса - подобие столпничества у православных христиан.

Деве Марии и Ее супругу в Вифлееме не нашлось места в гостинице: не потому ли, что их в этом провинциальном городе сочли почти иноплеменниками? Евангелия, особенно от Иоанна, отмечают некоторый антагонизм галилеян и иудеев. Разговорные языки их настолько различались, что предсмертные слова Иисуса не поняли стоявшие у креста иудеи (от Матфея ХХVII, 46, 47; от Марка XV, 34, 35). Иудеям галилеяне напоминали иноверцев-самарян (от Иоанна VIII, 48), а самаряне считали галилеян иудеями (от Луки IX, 53; от Иоанна IV, 9).

Индоевропейский след. Отношения в Святом семействе, по-видимому, отличались от таковых в Иудее: их характеризует сдержанность, более типичная не для семитов, а для индоевропейцев. Яркий пример того - в Евангелии от Луки (II, 46): возвращаясь вместе с другими паломниками из Иерусалима, родители лишь на полпути спохватились, что 12-летнего Иисуса нет с ними, после чего вернулись и "через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их". Такая демонстративная восточная сдержанность отражена у классика осетинской литературы К.Хетагурова14: отец не называл сына по имени и не имел права его спасать, даже если бы тот, например, упал бы в огонь или с крыши. Заметим также, что в европейских аристократических семьях сыновья по сей день получают самостоятельность очень рано и воспитываются по большей части вне отчего дома в учебных заведениях строгого режима. Напротив, для еврейских семей характерна повышенная эмоциональность с чрезмерной опекой (едва не по анекдоту, рассказанному Геннадием Хазановым: "В чем разница между террористом и еврейской мамой?" Ответ: "Разница в том, что с террористом можно договориться"). Немало примеров чадолюбия в Библии: назовем Ноеминь из Книги Руфи или "вопль великий" Рахили о детях своих, донесшийся через века (от Матфея II, 18).

Вековое заблуждение, еврейская версия, основана на том, что Иисус Христос проповедовал в Иудее и, по Его словам, был "послан только к погибшим овцам Израилева" (от Матфея ХV, 24; но там же в последующих стихах описывается исцеление дочери хананеянки).

Во времена раннего христианства вопрос о происхождении Спасителя не ставился, или ответ на него часто был таким, как в словах, приписываемых римскому императору Юлиану Отступнику: "Ты победил, Галилеянин". Именно так следует отвечать на вопрос о "национальности" Иисуса Христа: галилеянин. "Галилеянством" иногда называли христианство (поначалу слово "христианство" было оскорбительным). Крупнейший историк ХХ века А.Тойнби евангельскую притчу о горчичном зерне, "которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его" (от Матфея, XIII, 32), истолковывал как бурный рост нового религиозного учения из "галилейского горчичного зерна", преодолевающего сопротивление консервативного иудаизма.

Примеров же векового заблуждения много. У Лютера имеется воззвание "О том, что Иисус был рожден евреем". Так же думали Гегель, А.С. ПушкинХ, Л.Н.Толстой и многие другие. В опровержение этому приведем цитату из В.В.Розанова: "Убеждение европейцев, что Христос был евреем, совершенно аналогично тому, без сомнения, всеобщему убеждению жителей Канады или Пиренейского полуострова, незнакомых с подробностями русского существования, что, например, Никон, преобразователь русского богослужения, родом из Нижегородской области, - был славянского происхождения, русский по рождению". (Как известно, патриарх Никон был мордвином). Мнение Розанова основано на работе Чемберлена "Явление Христа", но к аналогичному выводу приходило большинство беспристрастных исследователей данного вопроса, в числе которых А.С.Хомяков, Э.Ренан, Д.Коннер, А.Тойнби и другие.

Золотая легенда", популярные средневековые жития святых от XIII в., называет предками Девы Марии по отцу - Натана, сына царя Давида, и по матери - Аарона, брата Моисея, ссылаясь на св. Иоанна Дамаскина. Так или иначе, но Деву Марию от Давида отделяет тысяча лет, а от Аарона еще больше. Если же впервые о еврейском происхождении Девы Марии написал Дамаскин, то на это могла повлиять политическая ситуация. Великий православный богослов жил в арабском халифате и состоял на службе у халифа. Военное противостояние его страны и византийской империи отражалось также на внутренней политике. В халифате к евреям (точнее, к исповедующим иудаизм) относились хорошо - в отличие от Византии. Также известно, что когда власть в Константинополе оказалась в руках иконоборцев, противники этой ереси могли находить убежище в арабском государстве, где в середине VIII века в Дамаске, а затем в монастыре в Иерусалиме жил и проповедовал самый авторитетный защитник иконопочитания Иоанн Дамаскин, преданный анафеме в Византии.

В мировой литературе немало работ на тему "Иисус Христос не был евреем". Почему большинство верующих и неверующих этого не знает или не хочет знать? Не сродни ли сей психологический феномен попыткам приписать к семитам Христофора Колумба, Гитлера, В.И.Ленина, св. равноапостольного князя Владимира "Красное солнышко", былинного героя Садко и даже писателя Александра Солженицына ("Солженицера")?Х

Галилеяне. Репутация этого народа в глазах иудеев была довольно сомнительной (от Луки XIII, 2; от Иоанна I, 46, VII, 41, 52). Взятие под стражу Иисуса Христа, окруженного учениками, согласно Евангелиям, выглядит почти военной акцией, и выдал Иисуса единственный приближенный к Нему негалилеянин, Иуда. Из истории известно, что первое антиримское восстание, жестоко подавленное, началось в 6 году н.э. именно из Галилеи и последующие мятежи также всегда захватывали эту беспокойную область (то же в Деяниях Апостолов V, 36-37). Галилея являлась базой фанатичных непримиримых зилотов (к ним, в частности, принадлежал апостол Симон), их вождь Менахем во времена Нерона истребил римский гарнизон Иерусалима и был казнен по обвинению в том, что выдавал себя за Мессию. Иоанн из Гешалы (город на севере Галилеи) руководил отчаянной обороной Иерусалима против легионов Тита в 70 году, а после взятия города галилеянин Елеазар почти три года продолжал сопротивление в горах, в крепости Масада, и его воины вместе с ним предпочли погибнуть, но не сдаться: умертвили своих жен и детей, а затем самих себя. Позднее, в 614 году, галилеяне отличились в походе перса Шарбарца на Иерусалим, входивший в те времена в состав Византийской империи.

Возможно, что на характере галилеян отразилась народная память о происхождении из страны, внушавшей ужас всем соседям, где царь лично выкалывал глаза пленникам, а кожу, содранную с них, набивали на стены взятых крепостей. Но что может быть тому противоположней, чем проповедь "любите врагов ваших" и "отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку"? Такой идеал, к которому человечество сегодня не ближе, чем две тысячи лет назад, становится более понятен, если вспомнить, что он возник из глубины самой ужасной предыстории: данный психологический парадокс близок тому явлению, когда из болезненного ребенка вырастает великий полководец, заика становится оратором, а склонный к глухоте - композитором.

Галилеяне могут считаться первыми христианами в лице первых учеников Спасителя и также потому что после Его Воскресения уверовавших в Него в Галилее насчитывалось гораздо больше, чем, например, в Иерусалиме (1 Кор., XV, 6; Деян, I, 16).

Духовное важнее генетики. После исчезновения галилеян со страниц истории, на первенство в принятии христианства претендуют ассирийцы. Действительно, уже со II века н.э. север Месопотамии как жребий апостола Варфоломея стал важным центром распространения христианства и, согласно легенде, туда, в город Эдессу ее правителю Авгару (кстати, он был из арабской династии) Спаситель посылал Свое изображение, чудесным образом запечатленное на полотенце, "Нерукотворный Спас". Исторически, однако, пожалуй, не ассирийцы стали первыми христианами, а, наоборот, потомками "населения земли Ашшура" (самоназвание древней Ассирии) осознало себя население Месопотамии, принявшее христианство. Предки их в течение многих веков после падения Ниневии, произошедшем в 612 г. до н.э., могли называться не только ассирийцами, но также арамеями, вавилонянами, халдеями, израильтянами, сирийцами, парфянами, арабами, греками и именами других племен, населявших территорию бывшей ассирийской империи. Данный факт напоминает более известный, о котором говорится: "евреи сохранили субботу, и суббота сохранила евреев".

Почему сегодня ассирийцы ("айсоры") есть, а вавилонян, например, нет, хотя цивилизационный вклад Вавилонского царства был бóльшим и существовало оно дольше? Ответ на данный вопрос, по крайней мере, частично - в Библии. Там отношение к Вавилону - худшее, что исторически несправедливо, поскольку Ассирия, "бич Божий", полностью уничтожила Израиль, а Вавилон на последующие почти две тысячи лет(!) сделался центром еврейской культуры. Тем не менее "вавилонская блудница" и бестолковщина "вавилонской башни" стали нарицательными определениями, и, фигурально говоря, получилось, что лучше иметь отцом жестокого царя, чем мать-блудницу. Так, например, Багратиды, правители средневековой Армении и Грузии, гордились происхождением от двух ассирийских принцев, бежавших на Кавказ после того, как они убили своего отца, знаменитого Синаххериба.

Определенное место в исторической памяти ассирийцев занимает пророк Иона, израильтянин из Галилеи (еще прежде завоевания ее Ассирией), призывавший древних ниневитян к покаянию. Один из холмов, на котором стояла Ниневия, называется "Наби Юнус", то есть "Пророк Иона". Считалось, что там похоронен Иона, и на этом холме стояла церковь, позже превращенная в мечеть. Важнейшие ссылки в евангелиях на Книгу Ионы заключают слова: "Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (от Матфея XII, 40), а также "Как Иона был знамением для ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего" (от Луки ХI, 30). Согласно последнему, служение в Ниневии галилеянина пророка Ионы, - вероятно, мифическое - явилось прообразом служения Галилеянина Иисуса Христа также в призыве к покаянию, и некоторые откликнувшиеся ощутили в себе даже кровное родство с древними ниневитянами.

История галилеян, ассирийцев, евреев (и русских тоже; список можно продолжить) - примеры решающего значения духовного начала над генетическим. Одним из первых среди историков об этом писал А.Токвиль, критикуя расовую теорию Ж.А.Гобино; противником "племенной политики" был Константин Леонтьев, а сегодня доказано, что различия между расами генетически несущественны. Более того: большинство наших генов - общие даже со всем животным миром! Так что "нет ни эллина, ни иудея" не только во Христе, то есть в высшем смысле, но и на низшем уровне в биологическом отношении тоже (зато достаточно различий на промежуточном уровне).

Отношение материального к духовному в свете современной науки стало еще более загадочным, и, думается, насколько правильнее до середины XVIII века вместо "национальности" употребляли более конкретное и идеологически нейтральное - "языки" (и, конечно, учитывались подданство и, главное, религиозная принадлежность). Русское слово "народ", английское "people" или французское "peuple" не подразумевают племенного, кровного родства, тогда как в немецком "Folk" это есть, из-за чего был предложен термин, лишенный такого "неполиткорректного" оттенка: "ментальная общность" или "ментальное сообщество", что хорошо подходит, в частности, к евреям (но не только).

Ближайшие соседи ("ближайшие родственники") нередко играют ведущую роль в интеллектуальной жизни культурной метрополии. Швейцарец Руссо, испанец Пикассо, англоязычные писатели ирландского происхождения Уайльд, Шоу, Джойс, житель малоазиатского побережья (предположительно) Гомер и, наконец, наши великие малороссы Гоголь и Репин - все они реализовали свои таланты на "второй родине", привнеся туда идеи, образы и краски своей "малой родины" и создав в итоге произведения мирового значения. Религиозные гении также могли принадлежать иному племени или воспитываться не с тем народом, который они потом просветили: пример тому Моисей. Какая из народностей преобладала в галилеянах? На данный вопрос невозможно дать ответа, и он малосущественен, по сравнению с важнейшим фактом того, что пришедший из "Галилеи языческой" Иисус Назаретянин проповедовал, исходя из традиции иудаизма, еврейской религиозной культуры (хотя в Его деятельности заметны также следы местных, очевидно, галилейских, традиций, уходящих корнями в месопотамскую древность).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»