Генетически первичная память. Существует ли "генетическая память" и что такое русский дух? Факты или мифы

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Генетическая память (генная память , расовая память , родовая память , наследственная память , биологическая память ) - гипотетическая совокупность наследственных реакций, передаваемых субъекту через поколения посредством генов . Термин используется в психологии и нейробиологии.

Описание

Генетическая память является гипотетическим явлением, заключающемся в обусловленной генотипом «памяти» на биологические события, происходившие в течение эволюции биологического вида. Слово «память» используется в метафорическом смысле для обозначения генетически закодированной склонности к определённым видам поведения и образцам действия, которые являются рудиментами эволюционно важных изменений вида. Как образец: страх падения и рефлекторные реакции на падающие предметы являются примерами, отражающими эволюционную адаптивную реакцию, которая должна быть у любого успешно развивающегося вида приматов с высоким коэффициентом массы тела по отношению к поверхности .

Генетическая память рассматривает ряд поведенческих актов, присущих животным и человеку по большей части в ранней возрастной категории. Новорождённому генная память позволяет сохранять свою жизнь до накопления достаточного опыта. Носителями генной памяти выступают нуклеиновые кислоты, объединённые в хромосомы и гены, способствующие хранению и накоплению информации. Включает в себя бессознательные действия, будь то безусловные рефлексы или комплекс фиксированных действий. Генетическая память характерна для всех видов животных и является у новорождённых первоочередной по отношению к фонетической памяти - памяти, основанной на индивидуально приобретённом опыте и обучении. Как следствие - фонетическая память отвечает за новоприобретённую информацию и опыт, используемые в дальнейших поколениях генетической памятью .

История изучения

Современная концепция опровергает принадлежность генетической памяти к теории ламаркизма , в отличие от биологов XIX века , считающих генетическую память сплавом памяти и наследственности , в общем русле механизма Ламарка. К 1881 году Рибо считал, что отличием психологической от генетической памяти в основе общего механизма, является тем, что психологическая не взаимодействует с сознанием . Геринг и Земон , развившие общие теории памяти, позже вывеили теорию энграммы и определили сопутствующие процессы энграфии и экфории . Земон разделил память на два вида - генетическую и память центральной нервной системы . Трактовка биологов 19 столетия, в современный век не совсем утратила свою значимость, состоя в резком контрасте с теориями неодарвинизма . На данный момент генетическая память, как правило, считается ложным понятием в психологии. Тем не менее такие авторитетные учёные, как Стьюарт Ньюман и Герд Мюллер , вносят вклад в изучение генетической памяти

В парапсихологии

Генетическая память в культуре

Этот термин часто используется в художественных произведениях (чаще всего в прямом смысле), а также в других культурных аспектах.

Одним из ярких примеров являются произведения таких авторов как Джек Лондон и Роберт Говард . Так в произведении «Межзвёздный скиталец » Лондон описывает реинкарнации осуждённого Даррела Стендинга. Известное влияние романом Лондона было оказано на Роберта Говарда, который написал множество рассказов на тему реинкарнации, такие как цикл о Джеймсе Эллисоне, Скачущий-с-громом , Дети ночи , Люди тьмы , Каирн на мысу и многие другие. В контексте данных авторов тема реинкарнации тесно связана с генетической памятью, потому как герои произведений и их воплощения являются частью одной и той же расовой ветви .

Генетическая память описана в рассказе Ивана Ефремова «Эллинский секрет» называемая «памятью поколений», и в самом произведении подтверждённая опытами трансперсональной психологии .

Концепция играет важную роль в цикле романов «Хроники Дюны » Фрэнк Герберта (особенно вымышленное понятие Квисатц Хадерах).

В качестве составляющего критерия сюжета, генетическая память представлена в серии компьютерных игр Assassin’s Creed и фильме по мотивам игры Кредо убийцы . Группа учёных смогла изобрести машину Анимус , способную извлекать из испытуемого заложенную в его генах информацию о предках .

Примечания

  1. Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
  2. Толковый словарь по психологии. 2013.
  3. Словарь дрессировщика. В. В. Гриценко.
  4. Rodolfo R. Llinas (2001). I of the Vortex: From Neurons to Self. MIT Press. pp. 190-191. ISBN 0-262-62163-0 .
  5. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
  6. Louis D. Matzel (2002). «Learning Mutants». In Harold E. Pashler. Steven’s Handbook of Experimental Psychology. John Wiley and Sons. p. 201. ISBN 0-471-65016-1 .
  7. Timothy L. Strickler (1978). Functional Osteology and Myology of the Shoulder in the Chiroptera. Karger Publishers. p. 325. ISBN 3-8055-2645-8 .
  8. Brian Keith Hall, Roy Douglas Pearson, and Gerd B. Müller (2003). Environment, Development, and Evolution: Toward a Synthesis. MIT Press. p. 17. ISBN 0-262-08319-1 .
  9. Robert F. Almeder (1992). Death and Personal Survival: The Evidence for Life After Death. Rowman & Littlefield. pp. 28-29. ISBN 0-8226-3016-8 .
  10. Susan J. Blackmore (1999). The Meme Machine. Oxford University Press. p. 60. ISBN 0-19-286212-X .
  11. John Donnelly (1994). Language, Metaphysics, and Death. Fordham Univ Press. p. 356.

Генетическая память («память предков», «родовая память») доказана учеными. Ранее она оценивалась лишь на уровне гипотез. Наиболее серьезное отношение она снискала у психологов (гипнотерапевтов). Посредством родовой памяти объяснялось необъяснимое: например, постоянное стрессовое состояние и приступы паники при благополучной жизни (родители пережили концлагерь). Под гипнозом пациенты раскрывали шокирующие подробности ужасов, которых просто не могли знать.

Еще 100 лет назад, Иван Павлов – российский физиолог полагал, что потомками наследуется опыт своих предков, который связан со стрессом и болью. Но до недавних пор, данное предположение не было подтверждено опытным путем.

Лишь в 2013 году произошел прорыв. Исследование, доказавшее предположение Павлова, провели американские ученые Керри Ресслер и Брайан Диас из Медицинского центра Университета Эмори в Атланте (США). Они выявили, что травмирующие данные меняют активность генов посредством химической модификации ДНК. Опыты проводились на мышах, которые передавали память о запахе из поколения в поколение. Статья была впервые опубликована в научном издании Nature Neuroscience.

Во время исследования было установлено, что новорожденные грызуны наследовали от своих родителей ген, отвечающий за врожденные рефлексы. В частности, потомство может бояться определенных запахов, которые не выносят их «родители».

Ученые приучили самца грызунов бояться запаха черемухи, который имеет вещество ацетофенон. Затем от скрещивания этих самцов с самками получили потомство и обнаружили, что мышата тоже боятся запаха черемухи. Притом, что обучение потомства родителями и контакты между поколениями были исключены. К тому же, реакция на «опасный» запах не утрачивалась в следующем поколении и при выведении потомства искусственным осеменением.

Оказывается, травмирующая информация меняет активность генов посредством химической модификации ДНК. Специалисты доказали, что это является биологической, а не социальной передачей информации, и происходит она путем передачи метилирования ДНК по половым клеткам.

Подобная схема характерна только для «отцовской» и «дедовской» памяти, но не для «материнской», поскольку сперматогенез происходит на протяжении всей жизни мужчин, а женщина рождается с полным набором яйцеклеток, и как-то изменить эти гены уже не представляется возможным. Однако в тех же сформированных яйцеклетках женщина хранит родовую память от своего отца, т.е дедушки своего ребенка. К слову сказать, любопытно, что у евреев принято определять истинного еврея именно по матери.

До обнародования данных исследований, были написаны массы книг о родовой памяти. Большая их доля - от психофизиологов и гипнотерапевтов. В качестве косвенных доказательств (в отсутствие опытных) они приводили удивительные и необъяснимые навыки младенцев (например, умение плавать). Рассуждения проходили примерно в следующем ключе:

Сегодня известно, что во время беременности плод в утробе матери около 60% времени видит сны. С точки зрения С.П.Расторгуева, автора книги «Информационная война», это проявляется именно генетическая память, а мозг ее просматривает и обучается. «На изначальную пустоту, которую суждено заполнить эмбриону в материнском чреве, подается генетическая программа, содержащая уже прожитые предками жизни». Благодаря наукам сегодня нам известно, что человеческий зародыш в утробе матери в процессе созревания проходя весь цикл эволюционного развития – от одноклеточного организма до младенца, «вкратце вспоминает всю свою историю, как историю развития живого существа». В результате чего, новорожденый ребенок хранит в себе генетическую память, записанную всеми его историческими предками. К примеру, новорожденный имеет способность держаться на воде сам. Эта способность плавать через месяц теряется. Т.е. дети рождаются с полным арсеналом знаний, бережно сохраненных веками эволюции в генетической памяти. И до 2-х лет у ребенка сохраняется звуковая, зрительная, осязательная генетическая память. К сожалению (или к счастью), по мере роста и обучения, доступ к генетической памяти уменьшается.

Присутствуя в нашей психике, данные генетической памяти, обычно не доступны нам в сознательном осмыслении. Поскольку проявлению этой памяти активно противодействует наше сознание, стремясь оградить психику от «раздвоения личности». Но генетическая память может проявиться во время сна или состояния измененного сознания (гипноз, транс, медитация), когда контроль сознания ослабляется.

3 сентября 2008 в Кении впервые выпал снег. Народ тут же бросился играть в снежки, ликуя. Причем никто их специально этому не учил. Подсмотреть тоже не могли нигде. Загадка? А может проявление генетической памяти?

На одном из выступлений в Новосибирском Доме ученых известный экстрасенс Валерий Авдеев (эмигрировал в США. - Ред.) продемонстрировал интересный психологический опыт, - вспоминает исследователь аномальных явлений историк Антон ФОКИН. - Погрузив участника эксперимента в гипнотическое состояние, он последовательно вызывал у того возрастные ассоциации, направленные вспять, в детство. Достигнув «младенческого состояния», Авдеев с согласия испытуемого погрузил его в тот период, когда он еще даже не был... зачат. Вот тут-то зал ахнул. То, что происходило на сцене, не укладывалось в известные рамки жизненного опыта.

Испытуемый последовательно воспроизводил действия крестьянина XIX века, сеющего рожь и плетущего со знанием дела лапти.

Авдеев усложнил эксперимент: «А сейчас доисторические времена. Что происходит с вами?» И здесь на сцене началось нечто, внушающее суеверный ужас. Солидный мужчина сорока лет, в строгом черном костюме, при галстуке, неожиданно встал на четвереньки, запрокинул голову вверх и завыл по-волчьи. Да так громко и натурально, что в мертвой тишине зала у зрителей мороз пробежал по коже.

Никто не смеялся, - продолжает Антон Георгиевич. - Словно завороженные, люди слушали вопль древнего жителя планеты. Мужчина продолжал выть, не видя и не слыша ничего вокруг. Он совершенно не реагировал на слова экстрасенса. Тогда Авдеев подошел к нему и провел руками над его головой, словно разрывая паутину мысленного образа. Тут вой оборвался, тело мужчины обмякло, голова бессильно упала на грудь, руки согнулись в локтях. Авдеев вовремя подхватил его и посадил на стул. Испытуемый медленно приходил в себя, с удивлением глядя по сторонам, не узнавая окружающих, как будто действительно «возвращался» из глубины веков.

История «пня»

В своих интервью Авдеев говорил, что в принципе по своим физиологическим и психическим способностям организм человека подобен дереву. И точно так же, как по годичным кольцам пня можно прочесть его историю, по следам «генетической памяти» можно проследить «этапы большого пути» любого человека. Подсознание человека хранит массу наследственной информации, проявляемой подчас в странной приверженности к меньшим братьям нашим - не только к домашним, но и к диким животным. По этой же причине нецивилизованные племена до сих пор ведут свою родословную от тотемных диких животных. А половина населения Земли в той или иной степени верит в перевоплощение (реинкарнацию) после смерти.

По канонам восточной философии, после смерти живого тела остается информационно-энергетическое образование, которое содержит все сведения о закончившейся жизни, - рассказывает исследователь. - Оно может сформировать новое тело, причем не обязательно человеческое, а, например, волчье, в зависимости от духовности предыдущего существования, или воплотиться в камень, соответствующий деградации умершего человека - патологического убийцы или садиста. И все эти этапы перевоплощений записываются в нашей генетической памяти и передаются потомкам.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Психоэнерготерапевт Ольга ДЕЖНЕВА: Почему младенцы летают во сне

В Индии и Китае аналоги опытов Авдеева - обычная практика храмовых жрецов, которые помогают «вспомнить» эпизоды прошлых жизней. Интересно, что такие видения испытывают и те люди, кто вообще не имеет никакого представления о восточной философии. А современная наука пока не в состоянии ни доказать, ни опровергнуть ее положения. Более того, есть данные, что новорожденные младенцы уже обладают если не «генетической», то «внутриутробной» памятью. Об этом же свидетельствует и такой необъясненный феномен человеческой психики, как полеты во сне у маленьких детей, которые ни разу в жизни не видели землю с высоты - ни с самолета, ни в кино, ни по книжным картинкам.

Генетическая память является гипотетическим термином обозначающим обусловленную генотипом «память» на биологические события, происходившие в течение эволюции биологического вида. «Память» используется в метафорическом смысле для обозначения генетически закодированной склонности к определенным видам поведения и образцам действия, которые являются рудиментами эволюционно важных изменений вида. К примеру, страх падения и рефлекторные реакции на падающие предметы являются примерами, отражающими эволюционную адаптивную реакцию, которая должна быть у любого успешно развивающегося вида приматов с высоким коэффициентом массы тела по отношению к поверхности.

Генетическая память рассматривается ряд поведенческих актов присущих животным и человеку, по большей части, в ранней возрастной категории. Новорождённому генная память позволяет сохранять свою жизнь до накопления достаточного опыта. Носителями генной памяти выступают нуклеиновые кислоты, объединённые в хромосомы и гены, способствующие хранению и накоплению информации. Включает в себя бессознательные действия, будь то безусловные рефлексы или комплекс фиксированных действий. Генетическая память характерна для всех видов животных, и является, у новорождённых, первоочередной по отношению к фонетической памяти - памяти основанной на индивидуально приобретённом опыте и обучении, и как следствие - фонетическая память отвечает за новоприобретённую информацию и опыт, используемые в дальнейших поколениях генетической памятью.

В современной трактовке языки рассматриваются как часть генетической памяти. Тот факт, что люди могут иметь языки является свойством нервной системы, которая присутствует при рождении, и, таким образом, имеет филогенетический характер. В то же время восприятие набора фонем характерных для наречий образованных посредством онтогенеза. По факту нет генетической предрасположенности к какому-то одному единственному языку. К примеру дети отдельно взятого региона, генетически не предрасположены к разговору на местных языках, тем самым опровергается относимость генной памяти к Ламаркизму.

Согласно теории Юнга, в отношении человека, генетическая память является коллективным бессознательным, это опыт предков человека, представленная нервными структурами головного мозга. Карл Юнг также относил некоторые мистические элементы (коннотации) связывая их с термином.

"Броня генетической памяти" (2012 год)

Что такое русский дух? Что составляет основу русского человека? Российский филолог и писатель. Доктор филологических наук, член-корреспондент Международной Славянской академии наук, член Союза писателей России Татьяна Миронова в гостях у передачи "День ТВ".

Под генетической памятью понимают способность «помнить» то, чего помнить никак нельзя, то, чего не было в непосредственном жизненном опыте, в житейской практике индивида.

(с. 269). Еще ее называют «памятью предков», «памятью Рода» и т.д.

Первое, что можно сказать об этом явлении - это то, что генетическая память находится где-то на задворках памяти, в дальних уголках подсознания, в сфере ощущений. Она, иногда выплывает из подсознания и вызывает неясные образы, впечатления и ощущения.

Во вторых, сегодня уже известно, что во время беременности плод в утробе матери около 60% времени видит сны. С точки зрения С.П.Расторгуева, автора книги «Информационная война», это проявляется именно генетическая память, а мозг ее просматривает и обучается. «На изначальную пустоту, которую суждено заполнить эмбриону в материнском чреве, подается генетическая программа, содержащая уже прожитые предками жизни» (с. 28). Благодаря наукам сегодня нам известно, что человеческий зародыш в утробе матери в процессе созревания проходя весь цикл эволюционного развития - от одноклеточного организма до младенца, «вкратце вспоминает всю свою историю, как историю развития живого существа». В результате чего, новорожденый ребенок хранит в себе генетическую память, записанную всеми его историческими предками. К примеру, новорожденный имеет способность держаться на воде сам. Эта способность плавать через месяц теряется. Т.е. дети рождаются с полным арсеналом знаний, бережно сохраненных веками эволюции в генетической памяти. И до 2-х лет у ребенка сохраняется звуковая, зрительная, осязательная генетическая память. К сожалению, по мере роста и обучения ребенка доступ к генетической памяти уменьшается.

То есть, присутствуя в нашей психике, данные генетической памяти, обычно не доступны нам в сознательном осмыслении. Поскольку проявлению этой памяти активно противодействует наше сознание, стремясь оградить психику от «раздвоения личности». Но генетическая память может проявиться во время сна или состояния измененного сознания (гипноз, транс, медитация), когда контроль сознания ослабляется. Т.е. в определенных условиях мозг способен "вытащить" эту информацию.

В третьих, заметим, что генетическая память встроена в структуры «коллективного бессознательного». Психолог Карл Юнг рассматривал «коллективное бессознательное» как глубинный уровень психики, не зависимый от личного опыта, и присущий каждому человеку. Коллективное бессознательное хранит множество первичных, изначальных образов, которые он назвал архетипами. Они являются не сколько воспоминаниями, но скорее предрасположенностями и потенциальными возможностями. По словам Юнга: «Архетипов столько, сколько типичных ситуаций в жизни. Бесконечное повторение запечатлело эти переживания в нашем психическом складе, не в форме образов, наполненных содержанием, а сначала только как формы без содержания (некие матрицы - примечание авторов), представляющие только возможность определённого типа восприятия и действия». (16, с. 129). Причем архетипы не передаются посредством культуры, заявлял Юнг, а наследуются, т.е. передаются генетически. Таким образом, Юнг считал, что опыт отдельной личности не утрачивается, а наследуется из поколения в поколение, сохраняясь в дальних закоулках мозга, что образы и впечатления от предков передаются к человеку через подсознание.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»