Девочка которая хотела танцевать рассказ краткое содержание. Волшебные яблоки

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Часть А Прочтите текст и выполните задания А1А7 и B1B9. (1)3наменитая артистка выступала в школе, в которой она раньше училась. (2)Её попросили станцевать. (3)Она закружилась, заколдовала, ли­цо ее стало прекрасным. (4)Ребята смотрели на нее, раскрыв рты... (5)В первом ряду сидела девочка с запрокинутым лицом. (6)Она сидела так потому, что если не запрокинуть лицо, то можно заплакать, а ей было стыдно плакать при всех. (7)Артистка кончила танцевать и заметила девочку в первом ряду, которая с трудом сдерживала слезы. (8)Что-то настолько знакомое почудилось ар­тистке в лице девочки, что она задержала на ней взгляд, хоть и понимала, что неприлично рассмат­ривать человека, собравшегося плакать. (9)Потом стали приходить записки с разными вопросами. (10)На одну записку («Я хочу танцевать, но меня не приняли в кружок. И еще я некрасивая. Что делать?») артистка не ответила. (11)Балерине не хотелось отвечать на этот вопрос при всех, к тому же ей показалось, что она знает, кто написал записку: лицо девочки с первого ряда, показавшееся ей знакомым, было таким ожидающим! (12)Артистка сказала: (13) Тут есть еще одна записка от девочки. (14)Пусть она подойдет ко мне потом. (15)Сказав это, артистка поняла, что не ошиб­лась и совершенно верно угадала, кто написал за­писку, так засветилось лицо зрительницы с первого ряда. (16)Девочка догнала ее на улице. (17) Это я написала записку, сказала она. (18) Я знаю. Я видела твое лицо. (19) И вы заметили, что я некрасивая? (20) Это тебе кажется. (21) Я хочу танцевать, а меня не берут. (22)Говорят, что я не гожусь, а я не могу не танце­вать. (23) Так и танцуй себе на здоровье. (24) Но меня не принимают!


(25) Меня тоже не принимали, сказала артистка. (26) Так как же вы теперь так здорово тан­цуете? (27) Я всегда хотела танцевать. (28)Потому что это главное. (29)Пойдем ко мне в гости? (30)Артистка готовила обед и думала о девочке, которая тоже хочет танцевать. (31)Где она ви­дела это лицо? (32)Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как ее тоже не принима­ли в хореографический кружок. (33)Зойка (так её звали в детстве) танцевала дома в одиночестве. (34)Ей нравилось танцевать, поэтому она пришла в школьный кружок, где протанцевала какую-то польку. (З5)Балетмейстер похвалила, а потом стала проверять ноги на гибкость. (36)Это было очень больно, Зойка закусила губу, но все-таки заплака­ла. (37)Её не приняли. (38)В кружке при Доме культуры балетмей­стер тоже сказал, что с такими слабыми ногами танцевать нельзя, но нашлась женщина, которая позволила Зойке присутствовать на занятиях. (39)Приходя домой, Зойка становилась у зеркала и командовала сама себе: (40) Первая позиция! Руки! (41)Коленки не подчинялись. (42)Руки с нелепо растопыренными пальцами гребли воздух. (43)Тогда она заводила музыку и танцевала как умела. (44)Потом Зойка поступила, в драматический кружок, где танцевала, как ей хоте­лось. (45)Наконец ее приняли в театральный институт, потому что она твёрдо знала: на этом свете она может быть только артисткой. (46)Люди, которые её экзаменовали, наверное, почувст­вовали это...


(47)Артистка приготовила обед и вошла в гос­тиную. (48)Девочка-гостья под музыку летала по комнате, лицо ее было до боли счастливым. (49)И артистка вдруг поняла, откуда она знает это лицо. (50)Она вынула старый альбом и нашла то, что искала. (51)Артистка смотрела то на фотогра­фию, то на смущенно застывшую девочку. (52) Взгляни! сказала она. (53) Девочка заглянула в альбом и попятилась. (54) Кто это? прошептала она. (55) Это я в твоем возрасте. (56) Но как же вы стали такой красивой? (57) Я всегда хотела танцевать, вот и все. (58) Я тоже хочу танцевать! (59)Артистка смотрела на девочку и думала о том, что та непременно будет танцевать. (60)Девочка была очень похожа на нее, маленькую Зойку, и кто-то должен был ей помочь... (61)Девочка, которая хотела танцевать, при­прыгивая, бежала домой. (62)Она танцевала, кру­жилась. (63)И золотые листья вились вокруг нее, танцевали с ней вместе. (64)И счастье девочки было таким огромным, какого не бывает даже во сне. (65)Это было невозможное счастье. (По Драбкиной А)




А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему артистка, по мнению автора, заинтересовалась девочкой в первом ряду?» 1) (4)Ребята смотрели на нее, раскрыв рты... 2) (5)В первом ряду сидела девочка с запрокинутым лицом. 3) (8)Что-то настолько знакомое почудилось артистке в лице девочки, что она задержала на ней взгляд, хоть и понимала, что неприлично рассматривать человека, собрав­ шегося плакать. 4) (6)Она сидела так потому, что если не запрокинуть лицо, то можно заплакать, а ей было стыдно плакать при всех. 3




A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) (15) Сказав это, артистка поняла, что не ошиблась и совершенно верно угадала, кто написал записку, так засветилось лицо зрительницы с первого ряда. 2) (32)Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как ее тоже не принимали в хореографический кружок. 3) (50)Она вынула старый альбом и нашла то, что искала. 4) (35)Балетмейстер похвалила, а потом стала проверять ноги на гибкость. 1










Часть "B" Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.




B2. Замените словосочетание ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРУЖОК (предложение 32), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. (32)Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как ее тоже не принимали в хореографический кружок. Кружок хореографии




B4. Среди предложений найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. (59)Артистка смотрела на девочку и думала о том, что та непременно будет танцевать. (60)Девочка была очень похожа на нее, маленькую Зойку, и кто-то должен был ей помочь... (61)Девочка, которая хотела танцевать, припрыгивая, бежала домой. 60


B5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции: Потом она вспомнила про то,(1) как сама была девочкой и как ее тоже не принимали в хореографический кружок. Зойка (2) (так её звали в детстве) (3) танцевала дома в одиночестве. Ей нравилось танцевать (4) поэтому она пришла в школьный кружок,(5)) где протанцевала какую-то польку. 2,3




B7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. Она сидела так потому, (1) что если не запро­кинуть лицо, (2) то можно заплакать, (3) а ей было стыдно плакать при всех. Артистка кончила танцевать и заметила девочку в первом ряду,(4) которая с трудом сдерживала слезы. 3


B8. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородным соединением придаточных частей. Напишите номер этого предложения. (32)Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как ее тоже не принимали в хореографический кружок. (33)Зойка (так её звали в детстве) танцевала дома в одиночестве. (34)Ей нравилось танцевать, поэтому она пришла в школьный кружок, где протанцевала какую-то польку. 32


B9. Среди предложений найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью между частями. (44)Потом Зойка поступила, в драматический кружок, где танцевала, как ей хотелось. (45)Наконец ее приняли в театральный институт, потому что она твёрдо знала: на этом свете она может быть только артисткой. (46)Люди, которые её экзаменовали, наверное, почувствовали это... (47)Артистка приготовила обед и вошла в гостиную. (48)Девочка-гостья под музыку летала по комнате, лицо ее было до боли счастливым. 45


Использованная литература 3.xml Егораева Г.Т.: ГИА Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация.- Москва:Экзамен, 2013.

Девочка, которая хотела танцевать

Знаменитая артистка выступала в школе, в которой она раньше училась. Поэтому артистка очень волновалась, хоть и привыкла выступать. Ведь в школе работали еще учителя, которые учили ее. Да и сама школа, стены, даже какой-то особенный запах, запах именно этой школы, который она помнила с детства, - все это волновало ее. Она помнила сцену, где впервые выступала с единственным четверостишием. Она тогда растерялась, и когда подошла ее очередь читать, почему-то охрипла и не смогла вымолвить ни слова. Хорошо, что ее выручила Наташка Сольцова, которая помнила текст.

До выступления к артистке подошел старый учитель физики и сказал, улыбаясь:

Ты, конечно, не будешь говорить детям, что хорошо училась по физике?

Нет, что вы…

Это я так, шучу, чтоб ты знала о моем присутствии…

И артистка вдруг подумала, что можно говорить попроще, не боясь учителей.

Я не знаю, что сказать вам, ребята, - начала она. - Я не умею говорить. В этой школе я училась. И вместе со мной учились хорошие люди. И каждый раз, когда я получаю новую роль, я вспоминаю школу, моих учителей и товарищей… Я помню почти всех, иногда даже играю кого-нибудь из них. Хорошая память обязательно должна быть у актера.

А как вы поступили в театральный институт?

Я залезла на стенку.

Как это - на стенку?

А мне задали такой этюд - сделать вид, будто я залезаю на стенку. Сказали, что если я не залезу, то меня не возьмут. И я залезла…

Искусство требует жертв, - важно сказала одна из девочек.

Все засмеялись.

Я так не думаю, - сказала артистка. - Вся моя жизнь была бы жертвой, если б я не стала актрисой. Искусство - это удовольствие и самое большое счастье. Счастье прежде всего для меня самой.

Скажите, пожалуйста, а вы долго учились танцевать?

Я танцую всю жизнь.

С четырех лет, да?

Всю жизнь.

Станцуйте нам, пожалуйста, - попросила учительница пения. - Я вам сыграю!

Артистка подумала о том, что танцевать гораздо легче, чем говорить. И согласилась. Учительница пения села за рояль и стала играть вальс из спектакля «Русалочка». Артистка совсем по-девчоночьи тряхнула головой и начала танцевать. Вначале движения ее были немного скованны, потому что она всегда волновалась именно на этой школьной сцене, но потом она подчинилась музыке, будто забыла о зрителях, закружилась, заколдовала, лицо ее стало прекрасным и значительным. Она танцевала, нет, просто летала по сцене.

Ребята смотрели на нее, раскрыв рты, и никто ничего не говорил. Слова были ни к чему, это всем ясно.

В первом ряду сидела девочка с запрокинутым лицом. Она сидела так потому, что если не запрокинуть лицо, то можно заплакать. А ей было стыдно плакать при всех.

Артистка кончила танцевать и смущенно, растерянно улыбнулась. Она всегда смущалась после окончания танца, и лицо у нее дрожало. Но она все-таки заметила девочку в первом ряду, которая с трудом сдерживала слезы. Что-то знакомое почудилось артистке в лице девочки, настолько знакомое, что она задержала на ней взгляд, хоть и понимала, что неприлично рассматривать человека, собравшегося плакать.

Но ведь в спектакле вы танцевали совсем иначе, - сказала учительница пения.

Да. Я всегда танцую по-разному…

А почему?

Не знаю. Это зависит от многого. От настроения, от погоды… - Артистка развела руками, не зная, как объяснить все проще.

Потом стали приходить записки. В записках спрашивали, что надо делать для того, чтоб стать актером, обязательно ли будущему актеру быть отличником и совпадает ли ее последняя роль с ее характером.

Она сказала, что актером может быть всякий, кто этого по-настоящему хочет, но что хотеть этого очень трудно, что отличником быть не обязательно, но желательно, что роль Русалочки с ее характером не совпадает.

На одну записку артистка не ответила.

Вот эта записка: «Я хочу танцевать, но меня не приняли даже в кружок. И еще я некрасивая. Что делать?»

Почему-то артистке совсем не хотелось отвечать на этот вопрос при всех, к тому же ей показалось, что она знает, кто написал записку, потому что лицо девочки с первого ряда, показавшееся ей знакомым, было таким ожидающим! Артистка сказала:

Тут есть еще одна записка, от одной девочки. Пусть она подойдет ко мне потом.

Сказав это, артистка поняла, что не ошиблась и совершенно верно угадала, кто написал записку, - так засветилось лицо девочки с первого ряда.

Девочка догнала ее на улице.

Это я написала записку, - сказала она.

Я же не слепая. Я видела твое лицо.

И вы заметили, что я некрасивая?

Это тебе кажется. Мне нравится твое лицо.

Зато коленки… Вы видите, какие у меня ужасные коленки? Я хочу танцевать, а меня не берут. Говорят, коленки торчат. А потом стали мне ногу назад загибать, а мне больно. Говорят, что я не гожусь. А я не могу не танцевать.

Так и танцуй себе на здоровье.

Но меня не принимают.

Меня тоже не принимали, - печально сказала артистка.

Как, разве вы не учились?

Только уже в институте. Да и то по танцу у меня всегда была тройка.

Так как же вы теперь так здорово танцуете?

Я всегда хотела танцевать.

Вы так часто говорите хотела …

Потому что это главное. И вообще идем ко мне в гости. И будем вместе танцевать.

Вы? Со мной?!!

Конечно. У меня дома много пластинок.

Девочка засияла от такого счастья. Она не заметила, что артистка была рада не меньше ее. У артистки не было детей, но она их очень любила. В школе она даже была пионервожатой в младшем классе. И завидовала учителям, ругала себя за то, что не стала учительницей, хоть и чувствовала, что учительский труд ничуть не легче актерского. Потому-то она и обрадовалась знакомству с девочкой, которая хотела танцевать.

Ей очень нравилось лицо девочки. Ей казалось, что когда-то она уже видела это лицо: толстогубое и беззащитное. Почему-то хотелось защищать человека с таким лицом.

По дороге они зашли в магазин и купили пельменей, пирожных, сгущенного молока и конфет. Потом еще зашли в рыбный магазин и купили салаки для кошки по имени Пепита.

Артистка жила в большой коммунальной квартире. Когда они шли по коридору, навстречу им попалась некрасивая пожилая женщина.

Опять кошка орет, как сумасшедшая! Опять ты где-то ходишь, - зло проговорила она.

Кошка была совсем маленькая, просто котенок. Она спала на своем коврике, и только почувствовав запах рыбы, проснулась и кинулась к сетке с салакой.

Я пойду приготовлю обед для нас и Пепиты, а ты можешь послушать музыку. Вот проигрыватель, вот пластинки.

Артистка вышла, а девочка поставила Венгерские танцы Брамса и стала играть с кошкой.

Артистка готовила обед и думала о девочке, которая хочет танцевать. Где она видела это лицо? Почему обратила внимание на девочку? Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как ее тоже не принимали в хореографический кружок, потому что у нее торчали коленки и ей было больно, когда балетмейстер загибал ногу назад.

…Она стала танцевать сама. Но сначала она придумывала пьесы. В них играли ребята со всего двора. Правда, ей доставались самые плохие роли, потому что она никогда не умела командовать, и власть была в руках Вики Седовой. Вика была очень красивая и потому очень гордая. Она не потерпела бы, чтобы кто-то другой играл главные роли. Вика жила с ней в одной квартире, и днем, когда взрослые уходили на работу, их квартира превращалась в театр. Поперек коридора вешалось два одеяла, изображающих занавес, перед занавесом ставились все имеющиеся в квартире стулья и табуретки, на которых и усаживались зрители. Вначале зрителей было немного, но потом, когда все няньки и бабушки прослышали про спектакли, они стали являться со своими детьми, а иногда даже оставляли детей в «театре», а сами уходили по делам. Когда репертуар исчерпывался, то Зойка (так звали артистку) тут же сочиняла новую пьесу, а Вика быстренько распределяла роли, потому что считала, что только она одна и может это сделать. Главные роли она, конечно, брала себе, а Зойке давала второстепенные, а если и не второстепенные, то такие, в которых нужно быть некрасивой. Однажды, правда, Зойка играла главную роль - негритенка по прозвищу Снежок, но это только потому, что Вика не хотела пачкать себе лицо жженой пробкой. Этот спектакль зрители любили больше всего.

Уж очень ребятам нравилось, как негритенок Снежок вдруг выхватывал из кармана красный галстук и, размахивая перед носом злой учительницы-расистки галстуком, кричал:

Ни-ко-гда! Ни-ко-гда мы не будем рабами!

Однако Вику успех этого спектакля раздражал, и однажды, когда негритенок Снежок произносил финальные слова, она размахнулась и изо всей силы ударила Зойку по лицу. Тогда их сосед Сережка, который играл сына миллионера, выскочил на сцену и залепил Вике довольно увесистую оплеуху. Вика была девчонка сильная, старше Сережки, да и ростом больше. К тому же она умела и любила драться, не заботясь о последствиях. Сережка ни за что не справился бы с Викой, если б не зрители. Им не нравилась злая учительница-расистка, которая бьет негритенка Снежка, поэтому они бросились к дерущимся, и Вике здорово влетело.

После этого случая Вика перестала со всеми разговаривать, и концерты устраивались без ее участия. Она попыталась мешать концертам, но Сережка с Витькой Петуховым несколько раз умудрялись запереть ее в ванной, чтоб не мешала. Потом все как-то помирились, и жизнь потекла по-прежнему. Правда, Вика уже не дралась на сцене, но командовала, как и раньше. Она, например, считала, что умеет петь, хотя дворник тетя Маша, которая ходила на спектакли, как-то сказала вслух, что Викино пение похоже на вой ветра в трубе. (После этого Вика стащила у тети Маши метлу.) Зойке, да и другим ребятам, расхотелось устраивать концерты и сочинять пьесы. Зойка сидела дома, заводила грустные пластинки и танцевала в одиночестве. Ей нравилось танцевать и даже казалось, что она хорошо танцует. Поэтому она и решила поступить в хореографический кружок.

Прежде всего она пришла в школьный кружок. Ей проиграли какую-то польку, она старательно протанцевала ее. Балетмейстер похвалила, а потом стала выворачивать ей ноги, проверяя их на гибкость. Это было очень больно, Зойка закусила губу, но все-таки заплакала.

Не пойдет, - холодно сказала балетмейстер.

Потом Зойка пошла в детский кружок при Доме культуры. Там она тоже вначале танцевала польку, а потом опять плакала, когда ей выворачивали ноги. Напрасно она умоляла балетмейстера позволить ей хотя бы присутствовать на занятиях, - та была неумолима. Она сказала, что с такими коленками и слабыми ногами танцевать нельзя. Сказала, что не видит для Зойки никакой перспективы.

Только в Доме пионеров нашлась женщина, которая позволила Зойке присутствовать на занятиях, хотя на сцену ее никогда не выпускала. Она вообще вспоминала про Зойку только тогда, когда другие ребята теряли ритм и чувство музыки. Тогда она говорила:

Смотрите на Зою! Хоть она все делает и безобразно, но музыку слышит.

Приходя домой из школы, Зойка становилась у большого зеркала и командовала сама себе:

Плие! Батман плие! Гранд батман плие! Балансэ, балансэ! Первая позиция! Вторая позиция! Руки!

Коленки не подчинялись. Они выпирали. Руки с нелепо растопыренными пальцами гребли воздух. Плечи были напряжены.

Тогда она заводила танец Анитры и танцевала как умела. Она знала, кто такая Анитра. Это ужасная, хищная женщина, та, из-за которой Пер-Гюнт позабыл про Сольвейг. Ну и пусть у этой ужасной Анитры выпирают коленки, для такой, как она, и не нужно особой грации. Зато музыка стремительная, колдовская, такая, которая заставляет тебя забыть обо всем на свете и только танцевать, танцевать. Еще Зойка любила танцевать «Вальпургиеву ночь». Там тоже всякие черти и ведьмы, от которых вовсе не требуется идеальных коленок и всяких позиций.

Наташа Сольцова, которая тоже занималась в Доме пионеров в хореографическом кружке, уехала в другой город. Перед отъездом она подарила Зойке свою великолепную белую пачку, разрисованную золотыми кленовыми листьями. Эту пачку Наташе сделала ее мама, которая была художницей. Пачке завидовали все девочки в кружке, но Наташа подарила ее Зойке, потому что они дружили и еще потому, что Наташина мама очень любила Зойку и даже нарисовала Зойкин портрет.

Прийти в этой пачке в кружок Зойка постеснялась. Она спрятала пачку в тумбу письменного стола и надевала ее только тогда, когда никого не было дома. Но коленки выпирали! Казалось, вот она, легкость, музыка несет тебя, не чуешь под собой ног, тебя кружит сама не знаешь что, ты летишь! И вдруг - зеркало. А в зеркале - деревянный человечек Буратино.

Однажды, когда Зойка танцевала в своей великолепной пачке, она не заметила, как вошла Вика.

Что это на тебе такое? - с трепетом спросила Вика.

Пачка… - растерялась Зойка.

Дай надеть, а?

Зойка не умела отказывать. Вика примерила пачку и решила, что не может жить без балета. На следующее занятие в кружок она пошла вместе с Зойкой. После этого занятия Зойке пришлось из кружка уйти, потому что Вика рассказала всему двору, какая Зойка неуклюжая, как ее все время ругает руководительница кружка, как она ничего не умеет делать, но при этом еще смеет надевать великолепную балетную пачку.

Вику в кружок приняли сразу. У нее не выпирали коленки, ей не было больно, когда ей выворачивали ноги, она сразу усвоила все позиции…

Ну зачем тебе эта пачка? - сказала Вика. - Ты все равно никогда не будешь танцевать! Дай поносить!

Пачку она Зойке не вернула. Чудесную пачку, разрисованную золотыми листьями! Самую красивую пачку на свете.

Потом Зойка поступила в драматический кружок. Кружком руководил совсем молодой и очень добрый артист. Зойка играла Золушку, пела и танцевала на королевском балу, и никто не кричал ужасных слов вроде «плие» или «первая позиция». Она просто пела и танцевала, как ей хотелось. Потом ее приняли в театральный институт, потому что она залезла на стенку. Если б ей приказали пролезть в игольное ушко, она бы сделала и это, потому что знала - на этом свете она может быть только артисткой. Люди, которые принимали ее в институт, наверное, почувствовали это…

Артистка сварила пельмени и салаку для Пепиты и пошла в свою комнату. Девочка-гостья танцевала Венгерский танец. Она летала по комнате, лицо ее было до боли счастливым. И артистка вдруг поняла, откуда она знает это лицо. Она подбежала к письменному столу, вынула старый плюшевый альбом, начала быстро листать страницы, пока не нашла того, что искала. Она смотрела то на фотографию, то на смущенно застывшую девочку.

Взгляни! - сказала она.

Девочка заглянула в альбом и попятилась.

Кто это? - прошептала девочка.

Это я в твоем возрасте.

Но как же вы стали такой красивой?

Я всегда хотела танцевать, вот и все.

Я тоже хочу танцевать!

Тогда снимай туфли и слушай меня. Мы будем танцевать под музыку Моцарта. Эта музыка вначале кажется очень радостной и утренней, но она - не о радости, не только о радости, а скорее о воспоминании радости. Она - как сон о счастье. Счастье, которое нам снится, всегда огромно. Счастливые сны надо помнить. Танцуй, как чувствуешь… Вспомни лучшие сны. Танцуй, девочка!

Артистка смотрела на девочку и думала о том, что девочка непременно будет танцевать. Эта девочка была похожа на нее, маленькую Зойку, и кто-то непременно должен был ей помочь.

В дверь постучали. В комнату вошла пожилая соседка.

Опять топот? - сказала она. - У меня из-за тебя пироги не поднимаются.

Послушай, Вика, - сказала артистка, - ведь от моей комнаты до кухни десять метров.

Ну и что! - сказала соседка. - Все равно не поднимаются!

И она вышла.

Разве я топаю? - удивилась девочка. - Я даже без туфель!

Мы с ней вместе в школе учились, - сказала артистка, - и когда-то ее приняли в кружок танцев. И она была очень красивой, по-настоящему красивой. Только она не хотела танцевать. Она вообще ничего не хотела. А люди, которые ничего не хотят, очень быстро стареют и становятся некрасивыми. Теперь ты понимаешь, о чем я тебе говорила?

У меня есть балетная пачка. Она очень счастливая. Иди сюда, я посмотрю, как мне ее ушить, чтобы она пришлась тебе впору…

Девочка, которая хотела танцевать, бежала домой. Нет, она не бежала. Она танцевала, кружилась. И золотые листья взлетали с осеннего тротуара, вились вокруг нее, танцевали с ней вместе. И счастье девочки было таким огромным, какого не бывает даже во сне. Это было невозможное счастье. Девочка не только хотела танцевать, она уже танцевала!

Annotation

Рассказы и повесть о детях, о серьезных нравственных проблемах, которые им приходится решать: уважают ли тебя в классе и почему; может ли человек жить вне коллектива; ложь - это зло или невинная фантазия?

Алла Вениаминовна Драбкина

Рассказы

Волшебные яблоки

Девочка, которая хотела танцевать

Исключительный человек

Записки бывшей двоечницы

1. Почему я перестала быть двоечницей

2. Кто такая Журавлина (Краткая экскурсия в историю нашего класса)

3. Как я ловила шпиона

4. Увеличительное стекло

5. Народный артист

6. Прощание

Попробуй-ка, соври! (повесть)

Алла Вениаминовна Драбкина

Волшебные яблоки

«Волшебные яблоки» - первая книга Аллы Драбкиной для детей. Драбкина - очень молодая писательница, но у нее уже есть очень серьезная книга для взрослых - «Литейный мост» - и готовится к изданию еще одна…

А вот эта книжка - для детей!

Прочитай ее, и ты почувствуешь, как писательнице важно понять тебя - своего героя. С каким удовольствием она спорит, выслушивает и высказывает тебе свое мнение.

Почему? Может быть, потому, что очень уважает тебя и считает, что от тебя многое зависит. Ведь если ты, мальчик или девочка, победишь ложь, несправедливость, зло, - значит, потом, в мире взрослых, одним настоящим человеком будет больше…

Рассказы

Волшебные яблоки

Весной отовсюду лезет трава. Была бы горсточка пыли да маленькое семечко. Трава пробивается из асфальта, сквозь расщелины камней, даже на крышах вырастает.

Весной Люська фантазирует больше обычного. Она выдумывает сны. Вот, например, она выдумала такое:

А мне сегодня море снилось… Будто бы там большие-большие золотые рыбы… Им тесно в море друг от друга, не проплыть никак, они скребут бок о бок, и с них на берег летит чешуя - тоже золотая. А я стою на берегу - вся в золотой чешуе…

Все знают, что ничего подобного Люське не снилось, но ее никто не уличает - уж очень интересно у нее получается.

Тогда и другие ребята начинают выдумывать всякие сны. Лариса говорит, что ей снилось новое платье, ну точно такое, как у мамы, только маленькое, и все люди на улице будто бы падали в обморок, когда видели ее в этом новом платье.

Лешке, конечно, снится, что его взяли в сборную СССР по футболу вратарем и он принял головой одиннадцатиметровый.

И все же так, как у Люськи, у них не получается: слишком уж сны похожи на их дневные мечты. А Люська говорит:

Тогда этот дельфин подплывает ко мне и спрашивает: «Что ты плачешь?» А я говорю: «Плавать не умею…»

Какой ей прок от рыбьей чешуи и дельфина? Разве что на некоторое время новая игра появляется - в дельфинов. Люська с Лешкой, конечно, дельфины: они так одеты, что им можно валяться на полу в коридоре и делать вид, что они плывут; а Лариса, конечно, русалка. Она увешивается тюлевыми занавесками и ходит на цыпочках.

Люська диктует, кто что должен делать и говорить. Лешка подчиняется - он вообще покладистый, а Лариса подчиняться не хочет. Ей обязательно надо, чтобы в каждой игре от ее красоты все в обморок падали.

Спорить с Ларисой Люська не умеет: у Ларисы голос громче и учится она на класс старше, чем Люська. Она всегда заставляет Лешку падать в обморок, а Лешка тысячу раз переспрашивает, что же он должен делать. И все порывается скакать на коне и строчить из пулемета, а Лариска злится.

Вообще, когда Люська и Лешка играют одни, без Ларисы, у них лучше получается. Они накидывают лассо на мустангов, охотятся на тигров и удавов, освобождают от рабства негров и лазают на пальмы за кокосовыми орехами. И не надо им никаких обмороков.

Но играть без Ларисы им приходится редко: все трое живут в одной квартире, и когда Лариса слышит, что они затеяли какую-нибудь игру, никакие силы не заставят ее усидеть в своей комнате. Вот и приходится Лешке падать в обморок, а Люське - быть слугой. А много ли выдумаешь, когда ты всего-навсего слуга?

Они живут в очень большой квартире с длинным узким коридором, обилием всяких ниш и кладовок. Днем почти все жильцы на работе - и квартира принадлежит им троим, можно бегать, шуметь и скакать как хочешь; вечером, когда все возвращаются, можно забраться в одну из ниш и рассказывать всякие истории. Лариса любит страшное, Лешка - про войну, а Люська рассказывает опять ни про что.

С приходом весны она начинает выдумывать, куда она поедет. Говорит, что их с мамой звали в Среднюю Азию, в гости, что там просто так растут персики и виноград, ползают умные черепахи и ходят хорошенькие ослики. Люська обещает привезти из Средней Азии целый чемодан черепах, чтобы растить и воспитывать их всей квартирой. Не только Лешка, но и Лариса загораются этой идеей и все спрашивают, купила ли Люська билет в Среднюю Азию.

Потом Люська меняет свое решение и собирается в тундру. В тундре живут шерстяные олени. Если у этих оленей отыскать ниточку и дернуть за нее, то всего оленя можно распустить, как старую варежку, и намотать на клубочек, а потом связать из него теплый свитер и шапочку с помпоном. Конечно же, она привезет всем по клубочку шерсти, чтобы связать одинаковые свитера и шапочки.

Но и в тундру Люська не едет…

Уже давно закончился учебный год, давно Ларисины родители заказали билеты на Черное море, а Лешкины - в деревню, только у Люськи нет никаких билетов, а маму до сих пор не пускают в отпуск.

Ура! - говорит Лариса. - Я еду на Черное море. Уж я-то вдоволь насмотрюсь на этих твоих… как их там… дельфинов, наемся винограду, приеду вся загорелая, а волосы у меня выгорят и станут совсем как у блондинки… Уж тогда-то все упадут в обморок…

Люська молчит. Ей отвечать нечего. Но однажды… Это просто замечательный случай.

Я познакомилась с Соломенным Человеком, - говорит она.

Как это - с Соломенным?

Очень просто. Он был весь из соломы. Шляпа из соломы, усы из соломы, брови… Был дождь, и с его усов капало, как с крыши. Я хотела мороженого, а денег у меня не было. Он купил мне мороженое и сказал: «Вот тебе соломинка, когда я тебе понадоблюсь - сожги соломинку. Я приду и исполню твое желание». - И Люська правда показала соломинку.

Ну, жги, - сказала Лариса.

Люська усмехнулась.

Зачем? У меня еще нет настоящего желания. Когда придумаю - сожгу…

Так Лариса и укатила ни с чем на свое Черное море.

Зато Люська с Лешкой долго играли в Соломенного Человека и в разные желания.

Они очень подружились за это время: вместе читали, ходили в Таврический сад ловить тритонов. Ловили - и тут же отпускали. Так Люська придумала, чтобы отпускать.

Это ты думаешь, что они маленькие и слабые, - шептала она, - а вот увидишь - случится с тобой что-нибудь, и они тебе помогут. Они умные, они все понимают…

Лешка слушал, раскрыв рот, и отпускал тритонов назад, в пруд… Потом они шли домой по расплавленному асфальту и видели, как от жары дрожит воздух.

Я скоро уеду, - начинал было Лешка, но сразу же замолкал. Ему не хотелось дразнить Люську, ведь она уже даже перестала выдумывать про тундру и Среднюю Азию.

Хороший человек Лешка, с ним можно дружить. Каждый раз, умываясь на ночь из-под одного крана, они договариваются, что будут дружить всю жизнь. А чтобы это вышло верней, жмут друг другу руку, а потом разбивают. Люська говорит, что это просто необходимо для поддержания дружбы.

Иногда они, крепко взявшись за руки, кружатся в прихожей до полного изнеможения, а потом валятся в разные стороны и хохочут.

Жалко, что ты не можешь поехать со мной в деревню, - говорит Лешка.

Ничего, - утешает его Люська, - ты только обязательно привези мне маленького воробушка или лучше вороненка: его можно научить говорить…

Мы назовем его Карл…

Или Клара.

Мы будем носить его с собой в школу…

Ага. И научим подсказывать…

Ну конечно, вороненок маленький, его никто и не заметит…

Ты обязательно привези вороненка…

Очень одиноко стало Люське, когда Лешка уехал. Конечно, можно было ходить в городской пионерский лагерь, но Люське там не понравилось. Мальчишки попались какие-то злые, только и норовят стукнуть. Давать сдачи Люська не умеет - приходится убегать, а кому это приятно?

Уж лучше быть одной.

Ходить где вздумается, делать что хочется. Только одной это, конечно, не так интересно, как с ребятами.

Но можно выдумать, что ты не одна. Зеленое махровое полотенце - ручной удав, его можно положить в старую мамину сумку и выпустить, если на тебя нападут злые пираты. Можно быть уверенной, что пиратам несдобровать.

Люськины путешествия полны опасностей, каждый день она уходит все дальше и дальше в сторону того места, которое называется станция «Ленинград - Сортировочная». Однажды она заходит в паровозное депо и видит, как там висят паровозы, - так у них принято отдыхать от дальних странствий. Веселые чумазые люди копошатся вокруг них, что-то чинят и заворачивают гайки. Никто из этих людей не сердится и не выгоняет Люську на улицу, один раз она даже скрывается в депо от преследования двух одноглазых циклопов, которые хотят подстрелить ее из рогатки.

Люська неслышно скользит по депо и воображает, что все эти паровозы - ее, что она может сесть на любой из них и укатить куда глаза глядят.

И еще там, в «Ленинграде - Сортировочной», есть немножко травы и одуванчиков, а много ли надо Люське, когда она сама такая маленькая?

…Мама приходит только вечером, она смотрит на Люську виновато, и Люська сразу понимает, что нового ничего нет и они все еще никуда не едут.

Но однажды…

Мы едем в Парголово на дачу, - говорит мама.

Ночью Люське и вправду снится Парголово. В этом самом Парголове растут вековые дубы, а среди них - белые праздничные ромашки, и их можно рвать сколько захочешь, и никто не будет на тебя кричать и говорить, что это посажено.

К отъезду Люська начинает готовиться сразу же, как...

Если в какой-нибудь снежный зимний день ты загуляешься до темноты – а это нетрудно, ведь зимой такие короткие дни и такие нескончаемые ночи – не спеши сразу домой, опасаясь, что будет ругаться мама. Лучше повернись в сторону, противоположную от дома и убеги так далеко, чтобы, обернувшись, ты едва бы мог различить огни твоего города вдали.

Зачем это нужно?.. Понимаешь, города теперь растут очень быстро, и они настолько большие, что стали заслонять собой все живое, настоящее. Попробуй вечером взглянуть из своего окна на ночное небо – ты вряд ли сможешь на нем разглядеть хотя бы одну звезду. Поэтому я и прошу тебя оставить твой город как можно дальше за спиной (но, конечно, так далеко, чтобы ты смог потом туда вернуться) и поднять глаза вверх, снова к ночному небу. Здесь тебя ждет совершенно иная картина: здесь так много звезд, что кажется, будто над тобой протянули одеяло, вышитое светящимися фонариками, вокруг которых собираются светлячки... Ты наверняка сразу захочешь лечь на спину и никогда больше не закрывать глаз.

И вот теперь я и могу показать тебе массу созвездий, которые можно разглядеть здесь, почти не напрягая зрения.

Начнем с самого низа – над самым горизонтом, точно между известными тебе созвездиями Большой и Малой Медведицы извивается созвездие Дракона. Если обратиться к мифам Древней Греции, этот дракон еще богиней Герой был призван охранять волшебную яблоню, дававшую три золотых яблока в год. Но даже этот огнедышащий зверь не смог противостоять Геркулесу, знаменитому герою Древней Греции. Тот убил его палицей и забрал яблоню. А богиня Гера превратила дракона в созвездие и оставила его на небе. Кстати, а вон и сам Геркулес – видишь, голова дракона находится как раз у его ног, как напоминание о последнем подвиге героя.

Неподалеку от Геркулеса хорошо видно большую яркую звезду – Альтаир. Мысленно соедини ее линиями со звездами, расположенными вблизи ее – и увидишь огромного орла, широко распластавшего крылья. Он хорошо заметен на молочно-белом фоне Млечного пути.

Но больше всего я хочу показать тебе созвездие, появившееся на нашем небосклоне совсем недавно, и потому еще мало кому известное. В стороне от всех персонажей, которых я тебе только что описал, с востока движется большой конь – видишь, сколько звезд ушло только на его гриву...»

Постойте, а кто это там, на коне?

«На коне? Никого, он один, да и кто может скакать на нем?..Хотя подожди-ка..Над самой спиной и впрямь что-то виднеется, ты прав. Кажется, я вижу ребенка, девочку...»

Она сидит на нем?

«Да, вроде бы... Нет, она стоит – смотри, как высоко крайняя точка созвездия над седлом... И руки подняты к самой голове, а одна нога будто описывает пируэт.. Да она танцует!»

Дядюшка, я уверен, что вы знаете все сказки и легенды на свете, расскажите же и ее историю, пожалуйста!

«Ну нет, это созвездие открыли мы с тобой, а поэтому вряд ли кто-то мог рассказать его легенду, чтобы я мог её тебе передать. Придется придумать эту сказку самим...»

Давайте же придумаем!

«Ну хорошо. Пусть эта история начнется так же, как и многие другие...»

Давным-давно, в некотором царстве...

«Давным-давно, в некотором царстве, на месте которого сейчас стоит совершенно другая страна, жили король с королевой. Это были лучшие представители монархии всех времен и народов: они правили честно и справедливо, и страна их не знала бед, сильнее засухи или проливных дождей (что тоже случалось нечасто). Все жители этого маленького королевства жили мирно – и животные, умевшие разговаривать, и люди. Круглый год они работали, отдыхали и веселились на равных, не зная несправедливости и горя.

У короля и королевы было трое детей: старшему мальчику, Нео, было шестнадцать лет, средней девочке, Северине – четырнадцать, а самой младшей, Августе, недавно исполнилось одиннадцать. Любимым занятием Нео было, разумеется, военное дело – каждый день он упражнялся на мечах и шпагах, стрелял из лука и мушкета, сопровождал отца в поездках на охоту. Северина прекрасно рисовала и пела, но редко можно было услышать звуки ее голоса или увидеть превосходные картины – она не любила демонстрировать своих умений, и вообще предпочитала уединение веселью.

Полной противоположностью своей сестре была Августа. Это был сгусток жизни, солнечный зайчик, беспрестанно носившийся по комнатам дворца и аллеям сада и заражавший каждого, на кого наталкивался, своей энергией. Она никогда не могла усидеть на одном месте и больше жизни любила танцевать. Ее любили все люди, а животные принимали за свою, настолько она была подвижная.

Конечно, это королевство было красиво во все времена года, но своего полного расцвета оно достигало в летнюю пору, когда оживали деревья, в реках можно было плавать, а из-за моря прилетали к ним на юг птицы из других стран и рассказывали чудесные истории. Днем и ночью устраивались пиры, балы, шумели праздничные ярмарки с заморскими товарами, не прекращались танцы: дриады танцевали с людьми, а фавны играли на свирелях старинные и любимые всеми мелодии.

Увы, но однажды благоденствию пришел конец. В разгаре летнего бала подул небывалый северный ветер, сбивший все фонарики на ярмарочных лотках. Внезапно с неба посыпался снег. Послышался стук копыт и звон колокольчиков, но вот только это был не тот праздничный рождественский звон, который радует слух и сердце; а другой, словно похоронный звон, всепоглощающий и безнадежный. На главной улице города появились белые сани, запряженные тройкой огромных, черных, в серебряной сбруе, мулов. Сани остановились неподалеку от ворот во дворец, и с них сошла исполинского роста женщина с хищными чертами лица и злыми, холодными глазами. Облаченная в длинную медвежью шубу, шлейфом влачащуюся за ней, сжимающая в руках жезл, источающий пронзительный синий свет, она пешком двинулась по улице, оставляя после себя заиндевевший след. То была колдунья Шаардан, известная на весь мир своими злодеяниями. Много веков подряд она ездила на своих санях, порабощая страны и их жителей и убивая настоящих правителей и их потомков. В каждой стране, которую захватила Шаардан, наступала вечная и лютая зима. Теплолюбивые животные, не успевавшие спастись, попросту погибали в таких условиях, другим зверям и людям тоже приходилось очень нелегко, ведь на таком холоде нет и речи об урожае.

Из-за ворот дворца навстречу колдунье поспешно, позабыв о королевской степенности, выбежали король и королева. Королева сразу же бросилась перед ней на колени, а король заговорил поразительно тихим и заискивающим голосом, которого никогда прежде не слышали его подданные:

Здравствуй, Шаардан, великая владычица Северных земель! Что привело тебя в наши края?

Услышав вопрос, колдунья нетерпеливо передернула плечами и воскликнула:

Не время для бесед, старый глупец! Тебе известно, зачем я здесь – чтобы захватить твою теплую, миролюбивую и чересчур многолюдную страну!.. Впрочем, с последним я быстро справлюсь!

Она широко раскинула руки, прошипела непонятное заклинание на очень древнем языке и что есть силы ударила посохом по земле.

В тот же миг синеватое свечение посоха стало ядовито-ярким. Как купол, оно распространилось над всем королевством. Все вокруг, от капли воды в кране до волн в океане, постепенно и неостановимо стало сковываться льдом. Земля промерзла на сантиметры вглубь, деревья высохли и опали. Самым страшным в этой тусклой картине было то, что лишь минуту назад она была полна жизни и красок.

Когда последний камень дворца покрылся коркой льда, Шаардан повернулась к поседевшим от ужаса королю и королеве. Не сказав ни слова, она направила свой посох на них – и вот уже не король и королева, две ледяные фигуры с распростертыми в стороны руками стоят посреди дороги.

«Пусть эти изваяния будут вечным напоминанием о моем могуществе и непобедимости!», - захохотала злая волшебница и собралась было развернуться и пойти к саням, когда ее остановил детский крик, раздавшийся у нее за спиной: «Нет, так просто ты не уйдешь!»

Колдунья резко обернулась и увидела маленькую девочку в бальных туфельках, стремительно приближавшуюся к ней.

Немало удивленная такой смелостью, Шаардан сказала: «Ах да, я совершенно забыла, вероятно, это одна из отпрысков этих венценосных глупцов! Не спешите, юная особа, заморозить вас я могу и с дальнего расстояния.»

Но Августа не остановилась, а наоборот ускорила свой шаг со словами: «Сначала расколдуй маму и папу!»

А что же еще ты прикажешь мне сделать?

Ничего, пока достаточно и этого.

Ошарашенная такой наглостью, колдунья замешкалась и не сразу сообразила, что смелая выходка девочки была отвлекающим маневром, призванным потянуть время. Когда же она догадалась, что попала впросак и занесла посох, чтобы совершить роковой удар, в воротник ее шубы, на расстоянии сантиметра от шеи, вонзилась стрела. Избавившись от стрелы, колдунья подняла глаза и увидела, что прямо на нее несется многочисленное и вооруженное войско под командованием принца Нео. На возвышении, у городских ворот стоял отряд лучников во главе с (невероятно, но факт) Севериной.

Но коварная Шаардан не растерялась. Она вмиг разглядела слабое место всей королевской армии и направила посох на Августу: «Вы знаете, что произойдет, если хоть еще одна стрела полетит в моем направлении. От девочки не останется и следа!»

Нео и Северина растерялись, поняв, что не могут пожертвовать своей любимой младшей сестренкой ради свободы страны и готовы были опустить оружие. Шаардан надменно усмехнулась.

«Нет, Нео, Север, не останавливайтесь, сражайтесь, она не успеет меня поймать!», - прокричала Августина, и все увидели, как со стороны леса к ней стрелой подскакал конь удивительной красоты. Девочка ловко вскочила ему на спину, а конь продолжил свой бег, не сбавляя скорости ни на секунду.

Разъяренная тем, что ее обводит вокруг пальца одиннадцатилетний ребенок, Шаардан, начала хаотично размахивать своим посохом, одно за другим посылая вслед девочке страшные проклятия. Её разящие лучи должны были непременно настигнуть девочку, но тут, к всеобщему удивлению, она начала танцевать. В ее танце не было никакой паники, и каждое движение гармонично вытекало из другого. И странное дело, каждое проклятие, посылаемое колдуньей, проходило мимо нее, не успевая сразить постоянно двигающиеся руки, ноги или голову.

Незаметно конь стал изменять свое направление – все увидели, что он скачет ни направо, ни налево, ни назад, а вверх, постепенно набирая высоту. Вот он уже преодолел верхушки самых высоких деревьев и двигался все ближе к крышке купола, воздвигнутого злой волшебницей. Наконец он достиг темно-синей завесы, пробил ее могучей грудью и по чистому, голубому небу поскакал выше, за пределы земной атмосферы. Девочка, танцующая на его спине, смеялась и приветственно махала рукой оставшимся внизу людям и зверям.

Так фигурки коня и девочки становились все мельче и мельче, пока, наконец, совсем не исчезли из вида. И только после этого все начали закрывать открывшиеся от изумления рты и понемногу приходить в себя. Одним из первых очнулся Нео. Все было тихо, лучи, посылаемые посохом колдуньи, перестали пронзать пространств, да и самой колдуньи след простыл, будто и не было ее никогда. Через брешь в ее ледяном куполе, пробитую конем, на землю лился солнечный свет, теплый и свежий, как лето. Мгновенно трава, оказавшаяся в круге этого света, начала оттаивать и вскоре стала такой же зеленой как прежде. Брешь постепенно расширялась, пока небо не очистилось полностью, и не оттаяло все вокруг. Оттаяли и король с королевой. В маленькую страну вернулось лето.

Когда наступил вечер, на небе показались первые звезды. С каждой минутой их становилось все больше и больше. В королевском саду, понурившись, сидела осиротевшая семья. Особенно убивалась королева, которой рассказали о подвиге Августы. Северина уныло взглянула на ночной небосклон. Вдруг ее лицо оживилось, повеселело, она изумленно и радостно воскликнула: «Смотрите! Это же Августа!...»Все посмотрели вверх и лица их просветлели.

Да, на ночном небе, в стороне от всех остальных созвездий, мерцало новое, еще невиданное созвездии: скачущий конь и танцующая на нем девочка. Ее руки были весело подняты вверх, словно она приглашала смотрящих на нее людей совершить эту увлекательную прогулку вместе с ней.

Ну вот, на этом и закончится наша с тобой сказка..Эй, постой, куда же ты?..»

Домой, мне нужно это обязательно кому-нибудь рассказать!

Р ассказы и повесть о детях, о серьезных нравственных проблемах, которые им приходится решать: уважают ли тебя в классе и почему; может ли человек жить вне коллектива; ложь - это зло или невинная фантазия?

«Волшебные яблоки» - первая книга Аллы Драбкиной для детей. Драбкина - очень молодая писательница, но у нее уже есть очень серьезная книга для взрослых - «Литейный мост» - и готовится к изданию еще одна…

А вот эта книжка - для детей!

Прочитай ее, и ты почувствуешь, как писательнице важно понять тебя - своего героя. С каким удовольствием она спорит, выслушивает и высказывает тебе свое мнение.

Почему? Может быть, потому, что очень уважает тебя и считает, что от тебя многое зависит. Ведь если ты, мальчик или девочка, победишь ложь, несправедливость, зло, - значит, потом, в мире взрослых, одним настоящим человеком будет больше…

Волшебные яблоки

Весной отовсюду лезет трава. Была бы горсточка пыли да маленькое семечко. Трава пробивается из асфальта, сквозь расщелины камней, даже на крышах вырастает.

Весной Люська фантазирует больше обычного. Она выдумывает сны. Вот, например, она выдумала такое:

А мне сегодня море снилось… Будто бы там большие-большие золотые рыбы… Им тесно в море друг от друга, не проплыть никак, они скребут бок о бок, и с них на берег летит чешуя - тоже золотая. А я стою на берегу - вся в золотой чешуе…

Все знают, что ничего подобного Люське не снилось, но ее никто не уличает - уж очень интересно у нее получается.

Тогда и другие ребята начинают выдумывать всякие сны. Лариса говорит, что ей снилось новое платье, ну точно такое, как у мамы, только маленькое, и все люди на улице будто бы падали в обморок, когда видели ее в этом новом платье.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»