Цивилизационная теория А. Дж. Тойнби. Краткая биография арнолда тойнби

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Арнольд Джозеф Тойнби (англ. Arnold Joseph Toynbee; 14 апреля 1889 года, Лондон - 22 октября 1975 года) - британский историк, философ истории, культуролог и социолог, профессор, исследовавший международную историю в Лондонской школе экономики и в Лондонском университете. Так же является автором многочисленных книг. Исследователь процессов глобализации, критик концепции европоцентризма. В 1943 году глава исследовательского отдела МИД в Лондоне, который занимался вопросами послевоенного устройства мира.

Наибольшую известность ему принёс его 12-томный труд «Постижение истории». Автор многих работ, статей, выступлений и презентаций, а также 67-ми книг, переведённых на многие языки мира.

Биография

Арнольд Джозеф Тойнби родился в Лондоне 14 апреля 1889 года. Был сыном Гарри Валпи Тойнби (1861-1941), секретаря общественной благотворительной организации и его жены Сары Эдик Маршал (1859-1939). Его сестра Жаклин Тойнби была археологом и искусствоведом. Арнольд Тойнби был внуком Джозефа Тойнби, племянником известного экономиста Арнольда Тойнби (1852-1883). Арнольд Джозеф Тойнби был потомком известных британских интеллектуалов в течении нескольких поколений. Он выиграл стипендию в Винчестерском Колледже и в Бейлиол-колледже, а так же в Оксфорде на Гуманитарном направлении (1907-1911 гг.). Прошёл обучение в Британской Школе в Афинах. В дальнейшем это обучение сильно повлияло на его труд «Постижение Истории». В 1912 году Арнольд Тойнби начал преподавать античную историю в Бейлиол-колледже. А в 1915 году он начал работу в разведовательном департаменте Министерства иностранных дел Британии. Арнольд Джозеф Тойнби был делегатом на Парижской мирной конференции в 1919 году, после чего был назначен профессором византийских и современных греческих исследований в Лондонском университете. С 1921 по 1922 год он был корреспондентом Гардиан. Опыт, приобретённый за время греко-турецкой войны, способствовал появлению на свет публикации «Западный вопрос в Греции и Турции». В 1925 году он стал профессором в области исследований международной истории в Лондонской школе экономики и директором Королевского института международных отношений в Лондоне.

Первой его женой в 1913 году стала Розалина Мюррей (1890-1967 гг.), дочь Гилберта Мюррея, известного британского учёного, специалиста по Древней Греции. У Арнольда и Розы родилось 4 сына, один из которых стал известным британским писателем - Филипп Тойнби. Арнольд Тойнби развёлся с Розой Мюррей в 1946 году и женился на своей научной ассистентке Веронике М. Болтер (1893-1980 гг.). 22 октября 1975 года, в возрасте 86 лет, Арнольд Джозеф Тойнби умер.

В честь историка назван астероид 7401 Тойнби.

Научное и культурное наследие

Майкл Лэнг говорил, что для большей части XX века «Тойнби был, пожалуй, самым читаемым, переводимым и обсуждаемым учёным современности. Его вклад был огромен - сотни книг, памфлеты и статьи. Многие из них были переведены на 30 разных языков… критическая реакция на работы Тойнбии представляет из себя целую научную историю середины века: мы обнаруживаем длинный список самых важных в истории периодов, Биард, Браудель, Коллингвуд и так далее». В его самом известном труде «Постижение истории», опубликованном в период с 1934 по 1961 годы, Тойнби «…рассмотрел рассвет и закат 26-ти цивилизаций в рамках курса истории человечества, и сделал вывод: что они расцветали по причине успешной реакции обществ на вызовы под руководством мудрых меньшинств, состоящих из лидеров элиты».

«Постижение истории» является одновременно и коммерческим, и научным феноменом. Только в США более семи тысяч комплектов десятитомного издания было продано уже к 1955 году. Большинство людей, включая учёных, поначалу полагались только на сокращённое издание первых шести глав подготовленных британским историком Дэвидом Черчилем Самервелом и изданное в 1947 году. 300 000 экземпляров данного сокращения было продано на территории США. Многочисленные издания пестрели статьями на тему популярной работы Тойнби, повсюду проводились лекции и семинары на тему книги «Постижение истории». Арнольд Тойнби порой лично принимал участие в таких обсуждениях. В том же самом году он даже появился на обложке журнала Тайм. Заголовок гласил: «Самая дерзкая историческая теория написанная в Англии со времён „Капитала“ Карла Маркса». Так же Тойнби был постоянным обозревателем на Би-би-си (выступал, принимая во внимание то, как не западные цивилизации смотрят на западный мир, рассматривал историю и причины современной вражды между Востоком и Западом.

ТОЙНБИ (Toynbee) Арнольд Джозеф (14 апреля 1889, Лондон – 22 октября 1975, Йорк) – английский историк и социолог, разрабатывавший теорию цивилизаций. Основной труд – «Постижение истории» (A Study of History, v. 1–12, 1961; рус. пер. 1991). Тойнби интересуют проблемы глобальных ритмов исторического процесса и дальних связей культур. Он убежден, что «история Палестины времен Иисуса, как и история платоновской Греции, оказала значительно более мощное влияние на жизнь англичан викторианской эпохи, чем история Англии времен Елизаветы» (Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1995, с. 22). Но особое значение Тойнби придает связям в рамках группы стран, опирающихся на общее духовное наследие. Именно эти группы он называет цивилизациями и делает главным предметом исследования, подчеркивая устойчивость традиций, передаваемых из тысячелетия в тысячелетие. История, по его словам, «рассматривает вселенную и все, что в ней заключено, – дух и плоть, события и человеческий опыт – в поступательном движении сквозь пространство и время» (там же, с. 6–7).

Л.Февр иронически назвал мировоззрение Тойнби «космическим оптимизмом». Однако по отношению к отдельным цивилизациям Тойнби скорее пессимист; его называли «могильщиком цивилизаций». Внимание Тойнби приковано к роковому круговороту: от рождения цивилизации к расцвету, упадку, надлому и гибели. Этот привкус трагизма связан с жизненным опытом современника мировых войн, потрясших Запад. Тойнби остро чувствовал кризис Запада и угрозу 3-й мировой войны. Он предупреждал, что война как причина гибели большей части цивилизаций прошлого может привести к гибели человечества. Уже на старости лет Тойнби был потрясен экологическим кризисом и искал корни его в библейском отрыве человека, «царя природы», от целостности жизни.

Как и О.Шпенглер, Тойнби болезненно пережил потерю Европой чувства тождества своей цивилизации с цивилизацией вообще. Слово «цивилизация» теряет у Тойнби глобальный характер, становится расплывчатым английским синонимом шпенглеровского «культурного круга», единством культур региона (а не всего земного шара). Различие терминов – отчасти языковое (там, где немец предпочитает сказать «культура», француз и англичанин говорят «цивилизация»). Существенное различие – в отказе от шпенглеровского разрыва истории на абсолютно замкнутые в себе циклы, передающие друг другу только технику (но не дух). Тойнби вводит метафору циркулярной пилы, которая, проделывая свои круги (возникновения, расцвета и гибели цивилизации), все глубже постигает духовную истину и передает потомкам эту истину, купленную ценой страданий (как Римская империя, погибая, передала варварам христианство).

Тойнби определяет цивилизацию как «наименьший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю собственной страны» (там же, с. 133–134). Этот наименьший блок действительно складывается в нечто целое, если мы исходим из истории стран Западной Европы. Но историк Болгарии оказывается перед проблемой трех культурных миров, трех цивилизаций, столкнувшихся на Балканах: Византии, Ислама и Запада. Аналогичные проблемы встают перед историком России, Тибета, Бирмы. Очевидно, что «наименьший блок» материала во всех таких случаях включает 2–3 группы стран, каждую из которых Тойнби безоговорочно признавал особой цивилизацией. Говоря о России, он пытается обойти эту трудность. После некоторого колебания Тойнби относит Россию к византийской цивилизации и рассматривает всю историю России как продолжение Византии.

Еще при жизни Тойнби практика ООН выделила группы стран, сохраняющих свои внутренние связи и в настоящее время: Европу, Ближний Восток, Юго-Восточную Азию, Дальний Восток. В «посттойнбианской» историографии они были осознаны как своего рода глобальные цивилизации (или субэкумены), как культурные миры, сложившиеся в осевое время с задатками глобальной коалиции культур, опирающейся на единый тип мировой религии и единые основы письменности. Новое время жило иллюзией, что актуален только европейский проект, а остальные отошли в прошлое. Амальгама христианства и гуманизма, возникшая в 16–18 вв., казалась итогом истории. Сегодня очевидно, что ни Китай, ни Индия, ни мир ислама не приняли этой амальгамы и противопоставляют ей свои ценности. Все это трудно описать в терминах цивилизаций, точное число которых Тойнби никогда не мог назвать. Склонность Тойнби мыслить в масштабах тысячелетий и описывать свое видение метафорами кажется большинству западных историков старомодными метафизическими помехами в конкретном исследовании. Зато широко распространились другие его концепции, более элементарные и поэтому доступные (напр., формула «вызов и ответ» особенно укоренилась в американском мышлении).

Сочинения:

1. Постижение истории. М., 1991;

2. Цивилизация перед судом истории. М., 1995;

3. Диалог историков. Переписка А.Тойнби и Н.Конрада. – Конрад Н. Избр. труды. История. М., 1974, с. 270–282.

Литература:

1. Рашковский E.Б. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж.Тойнби. М., 1976;

2. Семенов Ю.Н. Социальная философия А.Дж.Тойнби. М., 1980;

3. Morton S.F. A Bibliography of A.J.Toynbee. Oxf., 1980.

Британский историк и культуролог Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) является последним среди известных представителей теории локальных культур, наряду с Н. Я. Данилевским и О. Шпенглером, однако, при всей внешней схожести его концепции с идеями этих учёных, она всё же существенно отличается от них. Свою концепцию Тойнби изложил в фундаментальном труде «Исследование истории», 12 томов которого вышли в период с 1933 по 1961 год. Его труд является весомым достижением в мировой науке хотя бы потому, что Тойнби написал обобщающую работу в эпоху моды на узкоспециальные труды в гуманитарной сфере и уже этим резко контрастирует со своими коллегами «по цеху».

Основу концепции Тойнби составляет принцип существования в мировой истории отдельных цивилизаций. И уже здесь Тойнби отличается от Шпенглера тем, что он не разделяет культуру и цивилизацию. Если у Шпенглера эти понятия были антонимами, то у Тойнби они - синонимы. Более того, понятию цивилизации Тойнби отдаёт предпочтение перед понятием культуры. Если Шпенглера не интересовали никакие другие культуры, кроме выделенных им восьми, то Тойнби стремится охватить все ему известные цивилизации. В начале своего труда он насчитывает 21 цивилизацию, затем в процессе исследования доводит их число до 37, однако к концу своего труда говорит лишь о семи доживших до нашего времени цивилизаций. Это западная; православная; индуистская; китайская; дальневосточная; иранская и арабская цивилизации. Остальные признаны Тойнби «мёртвыми» обществами.

Цивилизации отличаются друг от друга не только своей обособленностью, но и способностью передать своё наследие последующим культурным образованиям. Одни цивилизации никак не связаны ни с предшествующими, ни с последующими им во времени (египетская, китайская), другие образуют цепочки родственных цивилизаций (критская (минойская) - эллинская - западная). Однако в таких цепочках может быть не более трёх звеньев. Географические области, занимаемые какой-либо цивилизацией, подвержены изменениям, но нет ни одной цивилизации, которая бы охватила всё человечество и распространилась на всю обитаемую землю. По Тойнби, всемирная история и есть история различных цивилизаций, сосуществующих друг с другом. «Длительность существования отдельной цивилизации больше, чем срок жизни любой отдельной нации, но в тоже время меньше срока, отпущенного человечеству в целом» .

Однако сам Тойнби не претендует на новый подход в исследовании цивилизации, он лишь оставляет за собой новизну в исследовании зарождения цивилизации и смены одной цивилизации другой.


Согласно его концепции перед любым социумом стоит ряд жизненных трудностей: природных, социальных, политических, военных, совокупность которых составляет так называемый «Вызов». Если общество избегает вызова и ищет выгодных для себя условий проживания, то оно остаётся на примитивном, первобытном уровне, и цивилизация не возникает. Если же общество принимает «Вызов» и пытается на него реагировать, то внутри этого общества возникает разделение на две неравные части: творческого меньшинства и большинства. Творческое меньшинство генерирует идеи по наиболее эффективной реакции на «Вызов» и предлагает их большинству, которое в свою очередь подражает меньшинству и принимает эти идеи. Из совокупности идей и подражания возникает адекватный «Вызову» «Ответ» и зарождается высокий культурный организм - цивилизация. Она проходит фазу «Возникновения» и вступает в период «Роста», который питается «Жизненным порывом», возникающим из-за существования «Вызова».

Но каким образом одна цивилизация сменяет другую? Тойнби считает, что на границах цивилизации живут примитивные общества, которые являются частью «Вызова». Тойнби называет их Внешним пролетариатом. Он отличается от обычных примитивных обществ длительностью жизни на границах цивилизации и, как следствие, желанием жить и быть её частью. Пока цивилизация сильна и в состоянии давать «Ответ» на «Вызов», эти народы остаются на её границах. После ослабления цивилизации Внешний пролетариат вторгается в её организм и соединяется с внутренним пролетариатом. Вместе они ликвидируют господствующее меньшинство. Из этого соединения возникает новое творческое меньшинство, которое начинает разрабатывать и генерировать новые идеи, а вновь образованное большинство начинает их воспринимать и подражать. Это приводит к возникновению нового адекватного «Ответа» на «Вызов» и возникает новая цивилизация.

Арнольд Джозеф Тойнби (Arnold Joseph Toynbee). Родился 14 апреля 1889 года в Лондоне - умер 22 октября 1975 года. Британский историк, философ истории, культуролог и социолог. Один из разработчиков цивилизационной теории, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

Племянник известного исследователя экономической истории и сторонника социального реформаторства для улучшения положения рабочего класса Арнольда Тойнби.

Учился в колледже Винчестер и оксфордском Бейлиол-колледже, где начал преподавательскую деятельность в 1912 г., затем преподавал историю Средних веков и Византии в Кингс-колледже. В 1913 г. женился на Розалинде Мюррей (†1967), дочери Гилберта Мюррея. В 1919-1924 гг. преподавал в Лондонском университете. Работал в Лондонской школе экономики и Королевском институте международных отношений (англ. RIIA) в Чэтэм-Хаус, директором которого был в 1929-1955 гг.

Положение учёного-специалиста, вовлечённого в мировую политику на самом высоком уровне (эксперт на Парижских мирных конференциях 1919 и 1946 гг.), в значительной степени определило характер и масштабы его исторического мышления. Влияние на него оказала этико-религиозная концепция Анри Бергсона. Сам он в своём творческом развитии выделял три этапа: до окончания первой мировой войны; до 50-х годов XX века; последний.

Последовательно писал и издавал части философско-исторического труда «Постижение истории» (т. 1-12, 1934-1961 гг.). Это исследование он начал в 1927 г. Итоги подведены в книге «Изменения и привычки» (1966 г.). В «Постижении истории» разработал и изложил собственную теорию цивилизации.

Сын А. Дж. Тойнби и Р. Мюррей, Филип Тойнби, был журналистом, писателем и коммунистом, а их внучка Полли Тойнби является левой публицисткой и колумнисткой «The Guardian».

В честь историка назван астероид 7401 Тойнби.

Теория локальных цивилизаций Тойнби

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация, по Тойнби - замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: религия и форма её организации; территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.

Тойнби выделяет 21 цивилизацию:

1.египетская,
2.андская,
3.древнекитайская,
4.минойская,
5.шумерская,
6.майянская,
7.сирийская,
8.индская,
9.хеттская,
10.эллинская,
11.западная,
12.дальневосточная (в Корее и Японии),
13.православная христианская (основная) (в Византии и на Балканах),
14.православная христианская в России,
15.дальневосточная (основная),
16.иранская,
17.арабская,
18.индуистская,
19.мексиканская,
20.юкатанская,
21.вавилонская.

Также, кроме перечисленных, Тойнби выделяет неродившиеся цивилизации (дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская, неродившаяся сирийская «эпохи гиксосов» - середины II тысячелетия до н. э.), а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения (эскимосы, кочевники Великой степи, османы, спартанцы, полинезийцы).

Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях Вызова и взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы (монады) истории проходят сходные этапы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды.


Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата (египетская, шумерская, китайская, майянская, андская цивилизации), вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация) и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю.

Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим меньшинством» Ответ на Вызов, бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации. На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту, стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия. Большинство населения цивилизации превращается во внутренний пролетариат. Правящая элита создаёт универсальное государство, внутренний пролетариат - вселенскую церковь, внешний пролетариат создаёт мобильные военные отряды.

В центре историософских построений Тойнби лежит концепция эллинской цивилизации. Учёный принципиально отвергал категорию общественно-экономической формации.

Тойнби о России:

Основным вызовом, определившим развитие русской православной цивилизации, Тойнби считает непрерывное внешнее давление. Впервые оно началось со стороны кочевых народов в 1237 г. походом хана Батыя. Ответ заключался в изменении образа жизни и обновлении социальной организации. Это позволило впервые за всю историю цивилизаций оседлому обществу не только победить евразийских кочевников, но и завоевать их земли, изменить лицо ландшафта и в конечном итоге изменить ландшафт, преобразовав кочевые пастбища в крестьянские поля, а стойбища - в оседлые деревни. В следующий раз страшное давление на Россию последовало в XVII веке со стороны западного мира. Польская армия в течение двух лет оккупировала Москву. Ответом на этот раз было основание Петербурга Петром Первым и создание русского флота на Балтийском море.

Коммунизм Тойнби рассматривал как «контрудар», отбивающий назад то, что Запад навязал в XVIII в. в России. Экспансия коммунистических идей лишь один из неизбежных ответов на противоречие «между западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами». Свидетель гибели викторианской Англии, двух мировых войн и распада колониальной системы, Тойнби утверждал, что «на вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик». Тойнби предсказывал, что в 21 в. определяющим историю Вызовом станут выдвинувшая собственные идеалы Россия (которую Запад не жаждет принять в свои объятия), исламский мир и Китай.

Британский культуролог и историк Арнольд Джозеф Тойнби, родившийся ровно 125 лет назад — 14 апреля 1889 года в Лондоне — имел пытливый ум, разносторонние интересы, блестящую эрудицию. Он оставил после себя двенадцатитомный труд «Постижение истории», описывающий сравнительную историю цивилизаций. Именно за этот труд он был удостоен Ордена Кавалеров Почета.

Тойнби родился в семье, которая имела средний достаток. Однако его дядя, также носивший имя Арнольд, был широко известен в Англии как исследователь экономической истории и яркий сторонник социального реформаторства, предполагавшего улучшение положения рабочего класса. Только благодаря своим способностям, Тойнби смог начать обучение в привилегированной школе. С 1902 по 1907 он учится в колледже Винчестер, а затем поступает в Бейлиол-колледж в Оксфорде, где, как он считает, окончательно определяется его жизненный путь как историка.

Будучи в 1911-1912 годах студентом Британской археологической школы, он совершает путешествие в Турцию, Италию, Грецию. В том же 1912 году Тойнби возвращается в родные пенаты в Бейлиол-колледж в Оксфорде в качестве преподавателя. Позже он переходит преподавать в Кингс-колледже, где читает ученикам историю Византии и Средних веков. В 1913 годе выходит в свет его первая крупная статья, которая носит название «Рост Спарты». В том же году Тойнби женится на Розалинде Мюррей, дочери Гилберта Мюррей. Его опыт был востребован в годы первой мировой войны, когда он работает в Британском МИДе, консультируя по проблемам, возникающим на Среднем Востоке. Но в то же время он не оставляет и свои исследования, публикуя новые работы, такие, как «Новая Европа» и «Национальность и война».

В 1919 году Тойнби приглашают на пост профессора в Лондонский университет, где он работает до 1924 года. А с 1925 года Тойнби поступает на службу в Королевский институт международных отношений, директором которого он становится в 1929 году и пребывает на этом посту до 1955 года. После этого Тойнби решает покинуть службу, чтобы полностью посвятить остаток жизни историческим исследованиям.

Помимо многочисленных статей и публикаций, изданных за долгую жизнь ученого, основным трудом его, принесшим мировую славу, стало его «Постижение истории» Арнольда Джозефа Тойнби, начало которой было положено еще в 1927 году (закончено в 1961 году). В этом многотомном труде он излагает свое собственное видение цивилизационной теории.

Основы теории локальных цивилизаций Тойнби.

Арнольд Джозеф Тойнби в «Постижении истории» предлагает рассматривать всемирную историю не как единую цивилизацию, а в качестве системы условно выделяемых цивилизаций. Он считал, что каждая выделяемая цивилизация проходит фазы от своего рождения до гибели, причем у каждой цивилизации эти фазы одинаковы. Согласно теории Тойнби, цивилизация представляет собой замкнутое общество, в котором характеризуется с помощью основных критериев.

В качестве таких основных критериев он выделяет только два:

— Религии и форма ее организации

— Территориальный признак, характеризующийся степенью удаленности от места, где зародилось данное общество своем первоначальном виде.

Кроме развитых цивилизаций, по классификации Тойнби, были еще неродившиеся и задержанные цивилизации. К неродившимся цивилизациям он относит дальнезападную христианскую, дальневосточную христианскую, скандинавскую, сирийскую «эпохи гиксов». Задержанные цивилизации он определяет как рожденные, но впоследствии остановленные в развитии в силу разных причин. К таким цивилизациям Тойнби относит эскимосов, кочевников Великой степи, османов, спартанцев, полинезийцев.

Иногда цивилизации, сменяющие друг друга, образуют последовательности. Эти последовательности могут содержать не более трех цивилизаций, последними же в таких последовательностях являются цивилизации, существующие в современном мире.

В «Постижении истории» Арнольда Джозефа Тойнби мы можем проследить сразу несколько таких последовательностей:

Минойская - эллинская - западная цивилизация;
минойская - эллинская - православная цивилизация;

Шумерская - индская - индуистская цивилизация;
минойская - сирийская - исламская цивилизация.

Ученый оценивал цивилизации по особым критериям, среди которых основным критерием была устойчивость цивилизации, как во времени, так и в пространстве в ситуациях взаимодействия с другими народами и Вызова. Развитие каждой цивилизации определено способностью творческого меньшинства общества найти ответ на Вызовы человеческой среды и природы. Ученый считал, что каждая цивилизация имеет стадии возникновения, роста, надлома и последующего разложения . Именно в этом он видел весь смысл существования цивилизации, сравнивая сопоставимые единицы истории, называемые монадами, со сходными этапами развития.

В теории Тойнби определены и типы Вызовов. К ним относятся:

— Вызов сурового климата, определяющего развитие египетской, шумерской, китайской, майянской, андской цивилизаций;

— Вызов новых земель, характеризующего развитие минойской цивилизации;

— Вызов ударов от соседних обществ, которому подвергалась эллинская цивилизация;

— Вызов постоянного внешнего давления, оказывающего влияние на развитие русской православной и западной цивилизаций;

— Вызов ущемления, при котором общество, осознав утерю нечто жизненно важного для себя, направляет свои возможности на выработку свойств, способных возместить потерю.

Основной движущей силой цивилизации исследователь считал т.н. «творческое меньшинство». Именно это меньшинство, если судить по «Постижению истории» Арнольда Джозефа Тойнби, способно сформулировать Ответ на Вызов, который для каждой цивилизации бывает своим. Сначала творческое меньшинство работает на рост своего авторитета, находя ответы на вызовы окружения на стадиях возникновения и роста цивилизации. По мере роста авторитета творческого меньшинства поднимается и цивилизация на другой уровень развития. Когда же наступают стадии надлома и разложения, творческое меньшинство теряет свою способность к нахождению ответов на вызовы, превращаясь в элиту, которая хоть и возвышается над обществом, но уже не имеет авторитета для управления, переходя к управлению не силой авторитета, а силой оружия. В этот период большинство населения, составляющего данную цивилизацию, становится внутренним пролетариатом. И тогда этот внутренний пролетариат создает вселенскую церковь, правящая элита отвечает на это созданием универсального государства, а внешний пролетариат переходит к созданию мобильных военных отрядов. Таким образом, Тойнби ставит развитие цивилизации от нахождения адекватного ответа на Вызов «творческим меньшинством». Когда же это меньшинство вырождается в надстройку, именуемую элитой, и не способную найти адекватный ответ на Вызов, тогда и происходит надлом цивилизации с последующим неминуемым ее распадом.

Взгляд на Россию как Цивилизацию, изложенный в книге «Постижение истории» Арнольдом Джозефом Тойнби.

На территории России, по мнению Тойнби, существует русская православная цивилизация. В качестве основного вызова, определившего ее развитие, ученый называет непрерывное внешнее давление. Первый вызов Россия получила в 1237 году со стороны кочевых народов, когда хан Батый организовал поход на славянские земли. Ответом на Вызов стало изменение образа жизни и социальной организации. Именно тогда произошел первый случай за всю историю цивилизаций, заключавшийся в победе оседлого общества над евразийскими кочевниками. Но не только победа стала определяющим фактором в развитии цивилизации, итогом стало завоевание земель этих кочевников, изменение лица ландшафта, заключавшееся в преобразовании кочевых пастбищ в крестьянские села, а стойбищ – в оседлые деревни. Следующий этап вызова для православной русской цивилизации, заключающееся в том же давлении на Россию со стороны, Тойнби считает давление со стороны западного мира, произошедшее в 17 веке. Оккупация Москвы польской армией на протяжении двух лет не прошла для страны даром. Адекватным ответом на вызов стало основание Петром I города Петербурга и последующее создание русского флота на Балтике.

Коммунистическую фазу в России Тойнби считал «контрударом», который отбивал назад все, что со стороны Запада было навязано России в 18 веке. Это был лишь один из вариантов ответа, который неизбежен при создавшемся противоречии между агрессором — западной цивилизацией, и жертвами – другими цивилизациями.

Ответом Росси на постоянное давление кочевых племен ученый считал возникновение казачества, как создание нового образа жизни и новой социальной формы.

Тойнби был свидетелем гибели викторианской Англии, распада колониальной системы, двух мировых войн, и поэтому у него сформировалось свое видение гибели цивилизации. Он считает, что в то время, когда Запад находится на вершине своего могущества, ему противостоят незападные страны. У этих стран достаточно всего – ресурсов, стремления, воли, чтобы придать всему миру другой, незападный облик. Основываясь на своей теории, Тойнби заглядывал и в будущее, определяя, что в 21 веке будут свои определяющие Вызовы. Таким Вызовом он считал Россию, исламский мир и Китай, которые выдвинут свои собственные идеалы.

Основные положения теории Тойнби.

Не всегда название труда A Study of History Тойнби переводят правильно. Обычно люди именуют труд Арнольда Джозефа Тойнби как «Постижение истории», тогда как более правильным можно считать перевод «Исследование истории», трактуя исследование в качестве законченного научного труда, а не в качестве процесса. Этот фундаментальный труд, принесший мировую славу британскому историку, культурологу, социологу, философу Арнольду Джозефу Тойнби, состоит из 12 томов, которые писались с 1934 по 1961 годы. Это исследование до сих пор вызывает жаркие споры в научных кругах всего мира.

Вкратце повторим суть «Постижения истории» Арнольда Джозефа Тойнби.

Исследователь отказался от линейности мировой истории, поделив человечество на ряд цивилизаций, которые находятся в противостоянии примитивным обществам. При этом каждая из цивилизаций имеет историческую шкалу, появляющиеся в качестве ответа на вызовы внешней среды. При этом чрезмерный вызов может стать фактором задержки цивилизации. На всем процессе развития цивилизации происходит расслоение общества. Тогда, когда творческое меньшинство способно находить адекватные ответы на Вызовы, дающие возможность решения возникшей проблемы, цивилизация переходит на новый, более высокий уровень развития. Но когда не найдено правильного ответа на Вызов, творческое меньшинство становится правящим меньшинством, и наступает период надлома цивилизации.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»