Что значит страх божий имейте превыше всего. Увидел человека, ты увидел Бога. Свт. Амвросий Медиоланский

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
свящ. Игорь Прекуп
  • архим.
  • свщм.
  • cоставитель К.В. Гриценко
  • О Страхе Божием и о Последнем Суде
  • «Начало мудрости – страх Господень»
    ()

    Страх Бо́жий – благогвейное отношение к , проявляемое в осознании и ощущении Божественного присутствия, боязни оскорбить Бога греховным или поступком, формируемое и поддерживаемое в при содействии Божией.

    Через страх человек достигает любви, а не иначе

    «Познавший себя, – говорит преп. , – достиг разума страха Господня и, ходя в оном, достигает врат любви».

    «Умножение страха Божия есть начало любви», – говорит он же.

    Авва Херемон, отшельник египетский, сказал:
    «Три побуждения заставляют людей уклоняться от пороков, т. е. страх будущего мучения в геенне… надежда и желание получить Царство Небесное, наконец, расположение и любовь к самой добродетели [; Кор. 13, 8]… Посему-то св. апостол все дело спасения заключил в исполнении трех оных добродетелей. Ныне пребывают, говорит он, вера, надежда, любовь, три сия (). Вера страхом будущего суда и мучений отклоняет нас от скверны пороков; надежда ожиданием небесных воздаяний, отторгая ум наш от настоящего, заставляет презирать все плотские удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в душе нашей любовь ко Христу и к преспеянию в духовных добродетелях, побуждает с совершенною ненавистью отвращаться от всего, что противно им. Хотя эти три добродетели ведут нас, по-видимому, к одному концу… но степенями своего превосходства много различаются между собою. Две первые свойственны тем людям, которые стараются преуспевать в добродетелях, но не имеют еще постоянного расположения к ним; третья же особенно принадлежит Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божий…

    Поэтому, кто стремится к совершенству, тот с первой степени страха, собственно называемого рабским… (), должен постепенно восходить на стезю надежды. Здесь человек уподобляется уже не рабу, а наемнику, ибо действует в ожидании будущего воздаяния. Уверенный в прощении грехов своих, он уже не страшится наказания за них, а сознавая в себе добрые дела, думает получить за них милостивую награду. Но, несмотря на то, он еще не имеет в себе такого расположения, какое прилично сыну, который в полном уповании на отеческое благоволение к себе не сомневается усвоять себе все, что принадлежит отцу…

    Великое находится различие между тем, кто страхом геенны или надеждою будущего воздаяния погашает в себе пламень пороков и, между тем, кто ужасается порочности и нечистоты по чувству любви божественной… В таком состоянии человек, хотя бы не имел ни одного свидетеля дел своих, не решится воспользоваться случаем ко греху и не может увлечься самыми сокровенными, обольстительными помыслами, ибо питая искреннейшую любовь к добродетели, он не только не приемлет сердцем ничего противного ей, но и с величайшим ужасом отвращается сего».

    Иногда это третье состояние называют совершенным страхом. «…Есть два страха, – читаем у , – один первоначальный, а другой совершенный… Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот еще новоначальный, ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно, для того, чтобы благоугодить Ему; этот знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом… таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх. Поэтому-то апостол и говорит: совершенная любовь изгоняет страх . Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом».

    Польза страха Божьего

    «…Когда страх Господень приходит в сердце, то показует ему все грехи его».

    «Умудрись же в основание шествия своего, – говорит св. , – полагать страх Божий; и в несколько дней, не делая кружений на пути, будешь у врат Царствия».

    Еще сказал: «Душа, имеющая в себе страх Божий, не боится чего-либо такого, что вредит ей телесно, потому что на Бога уповает отныне и во веки веков».

    Человек начинает бояться за свою жизнь, за свое общественное положение; боится, что случится с ним какое-либо несчастье, обкрадут, сделается пожар (поэтому, внушает демон, нельзя зажженную лампадку пред святыми образами оставлять, когда из дому уходишь), что заболеет и прочее и прочее. Начинают бояться и темной комнаты (и это когда даже в бесов, говорят, не верят), и всякой мелочи, каждого стука: мышь, таракан или паук пробежит – все приводит в страх и смятение.

    Так, император Петр I , не боявшийся совершать чудовищные грехи и жестокости, от которых кровь стынет в жилах, боялся, однако, очень малой твари – тараканов. Интересно описывает это современник:
    «И не можно того думать, чтоб великой и неустрашимой герой боялся так малой гадины – тараканов: и наперед его едущего кули-еры бежали, и где надлежит быть станции, осматривали, нет ли в избе тараканов, и по крайней невозможности таких изб обыскать не можно, то по дорогам ставили избы нарочные для охранения от сей гадины».

    Наконец, случается с человеком так называемый безотчетный страх, по-нашему, по-христиански сказать, от бесов, или .

    Так как этот страх бесовский задевает иногда и спасающихся – разумеется спасающихся неискренно и не как должно, – то я приведу из о нем несколько строк, изъясняющих его происхождение, сферу действия и надлежащие противоядия.

    «Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры в ожидании нечаянных бед».

    «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самых теней».

    «Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души; иногда же это бывает промыслительно к вразумлению нашему».

    Когда люди были сильны в подвигах, в вере, а больше всего в смирении, то святые отцы так их учили:

    «Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою…».

    «Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа. Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, безвидно, духовно увидишь Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием».
    епископ

    Имеющий страх Божий явно и тайно, то есть перед людьми и без людей, бережется от всяких грехов, поскольку везде перед собою видит Бога, Которого опасается прогневать.

    В доме ли я сижу – Господь Бог со мною; выйду ли из дому – Он не оставляет меня. По пути ли иду – Он со мною. В городе ли, в пустыне ли, с людьми или без людей, — не отступает от меня Господь. Не вижу Его, ибо хожу верою, а не видением, но делаю ли, или говорю, или мыслю – перед Ним все делаю, говорю или мыслю. На молитве ли стою – перед Ним стою, Он на меня смотрит и видит меня, видит, когда я сижу и встаю, и разумеет помышления мои. Перед Ним я преклоняю колени мои, и припадаю, и поклоняюсь, и вздыхаю, и молюсь Ему, и прошу, и ищу у Него милости, но Его Самого не вижу. К Нему простираю руки мои и очи мои, но Его Самого не вижу. Это размышление мое учит меня всегда и везде бояться Тебя, о Боже, и трепетать, со страхом и опасением жить и обращаться, делать, говорить, мыслить и что-либо начинать, как дети перед отцом своим, подданные перед царем своим.
    святитель

    «Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (). Корень богоугодной жизни – страх Господень. Когда придет он, то, как творческая сила, все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок – космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен, воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений Истины. До сих пор разуму не давали слова, он был в рабстве и не смел говорить здравые речи; пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, держащем тебя и могущем бросить в каждое мгновение; о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе; о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью; о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство – придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.

    Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни (). А если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и поэтому явится правой пред Господом. А это и есть все, чего теперь с такой заботою ищем. Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его – и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро, при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «уклоняйся от зла и делай добро» (), которую дает пророк ищущим истинной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство, но делом оно дается от Господа. Взыщи его, как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно – он выправит все твои неправды.

    Страх Божий как приводит к началу святой и богоугодной жизни, так бывает самым верным блюстителем ее, когда кто, последовав его внушениям, положит это начало. Учит нас этому нынешний апостол, приводя на память грозные суды Божии и наказания, еще здесь явленные над не покоряющимися Его воле. «Ангелов согрешивших не пощадил» (). Были чисты и в пресветлом обитали жилище. Но как только согрешили, низвержены во мрак преисподней. Нас ли с тобою пощадит, если пойдем против воли Его?! Разлилось нечестие при Ное. Бог навел потоп и всех погубил, исключая восемь душ семейства Ноя. Не посмотрел, что было много нечестивых. Над тобою ли одним станет Он раздумывать – погубить тебя или нет, когда не станешь слушать голоса Его?! Долго терпел Господь Содом и Гоморру. Они же вместо вразумления спешили на верх нечестия, за то, когда не чаяли, поражены огнем, во образ вечного огня, ожидающего нечестивых. Не миновать и тебе этого огня, если пойдешь теми же путями. Приводи все это на память, сидя сам с собой, особенно в ночной тишине и темноте, и, возгревая тем страх Божий, страшись греха, как если бы в нем подкрадывался к тебе пламень огня вечного.
    епископ

    Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему угодно, тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле угодном Богу.
    святитель Филарет, митрополит Московский

    «Страх Божий – это не значит бояться Бога, как мы боимся молнии или электрического разряда, страх Божий – это значит бояться потерять Его, потерять чувство полноты, чувство вечности, чувство божественного. Это самое высокое, поющее чувство в человеке, даже когда человек этого не сознает. Но он может его потерять, и потерять надолго, а может потерять это навсегда – вот чего следует бояться».
    прот. Александр Мень

    Только страх Господень освобождает от страха перед людьми. Бояться Его – это просто признать со всем смирением, кто Он и кто я. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» () .
    священник Георгий

    Бойся Бога из любви, а не из-за того, что Его считают жестоким.
    прп. Исаак Сирин

    Будем ходить в страхе Господнем, так как нам предписано – со страхом и трепетом соделовать свое спасение (). Страх Господень искореняет из души все лукавства и грехи. Кто же не боится Бога, тот впадает во многая злая.
    преп.

    Должно всегда иметь Бога пред собою. Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих, и чтобы все делать по совести.
    преп.

    Не ради согрешений только должен человек бояться Бога, но потому что Бог любит его, а он не любит Бога, и, будучи недостоин, получает благодеяния.
    преп.

    Никогда не бойся наказания, но бойся греха, порождающего наказание.
    святитель

    Страх Божий рождается от рассуждения Божиих свойств, а именно:
    1) Что Бог вездесущий, и всякое дело, слово и помышление ведущий.
    2) Что Бог ненавидит всякое беззаконие и всякое зло.
    3) Что Бог – праведный Судия, и всякому воздаст по делам.
    4) Что Его даже и ангельские чины трепещут.
    5) Что Бог весь свет в руке Своей содержит.
    6) Что Бог, в мгновение ока может грешника праведным судом погубить при самом совершении греха…

    Когда Давид умер, все богатство, которое он имел он завещал для построения храма. Его сыну Соломону достались в наследство только стада животных и вера в Господа, которую отец передал ему. Но впоследствии всем известно, что Соломон стал одним из богатейших людей истории и слава о его богатстве пронеслась по всему миру.

    История жизни Соломона это яркий пример того насколько сильно Бог может поднять человека, который имеет желание служить Богу и прославить его. Через поступок веры - жертву в тысячу всесожжений, Соломон показал свое стремление получить направление от Бога в его царствовании и Бог ответил ему даром Божественной мудрости, с помощью которой он достиг славы отображающей Божье могущество.

    Божья мудрость это духовное богатство, которое Бог хочет вложить в Своих детей, чтобы осуществить Его совершенный замысел в жизни человека. Книга притчей наполнена наставлениями и учениями, которые дают нам понимание о важности использования разума перед чувствами, что дает нам правильное понимание вещей и ситуаций.

    Правильное понимание ведет нас к верным решениям и защищает нас от ложных, потому что дьявол изо всех сил старается обманывать Божий народ. Божественная мудрость не зависит от знаний, возраста, опыта - это дар Божий для тех, кто искренне ищет Его волю:

    «Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность;» (Притчи 1:1-4)

    Но как получит этот дар, в чем секрет? Чтобы быть мудрым необходимо быть послушным. Недостаточно просто иметь знание, много людей имеют хорошие знания, но их жизнь сплошные поражения. И кто смиряется пред Богом и имеет желание не просто получит знание, но узнать чтобы исполнять и угождать Ему - будет иметь Божье направление и понимание сути вещей.

    «Послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.» (Притчи 1:5,6)

    Когда дети не послушны родителям, отвергая наставления и поступая согласно своим желаниям и чувствам - они всегда страдают. Конечно это не мудро. Тем более мы должны быть внимательны к наставлениям нашего Отца, которые очень часто противоречат нашему мнению или желаниям. Но мудрый человек боится Бога в хорошем понимании этого слова, потому что разумом понимает что непослушание будет иметь негативное последствия для него. Поэтому он послушен Его Слову, независимо от того хочется ему или нет, он знает что Оно верное и правильное.

    «Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Притчи 1:7)

    Важно заметить, что первое наставление, которое мы видим в притчах связано с послушанием отца и верности матери. Если рассматривать этот стих с духовной точки зрения, мы понимаем, что Отец - это Бог, который наставляет нас через Слово Его, которому мы должны быть послушны. И мать - это символ церкви, которой мы также должны быть верны.

    В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга . Архимандрит Клеопа (Илие; 1912–1998), духовник, молитвенник и церковный писатель, широко известен не только в Румынии, но и за рубежом. Его нелегкий опыт отшельника-исихаста, проведшего многие годы в суровых горных лесах Румынии, глубокое знание Священного Писания, творений святых отцов, а также мудрость и любовь к людям сделали его истинным духовным отцом не только для монахов, но и для многих мирян. Предлагаем читателям отрывок из книги.

    Поговорим о том, что понятно всем: и людям из низов, и высокопоставленным. Поговорим о том, что понятно и в то же время наиболее благотворно для добродетели. По говорим о страхе Божием.

    В Притчах сказано так: страхом Божиим уклоняется всякий человек от зла (ср. Притч. 15, 27). Если страхом Божиим человек уклоняется от всякого зла, то страх Божий – это первое препятствие на пути греха, не дающее греху проникнуть в нашу душу.

    Пророк Давид Духом Святым, вы видели это в Псалтири, говорит нам: «Начало премудрости – страх Господень, и доброе разумение у всех водящихся им» (ср. Пс. 110, 10). Соломон, его сын, говорит о премудрости еще больше: что страх Божий – это школа премудрости (ср. Притч. 15, 33). А Иисус, сын Сирахов, в своей Книге премудрости говорит так: «Страх Господень превосходит всякую премудрость» (ср. Сир. 25, 14).

    ­­­­Всякая добродетель начинается со страха Божия и завершается в любви к Богу

    Видите, три великих пророка восхваляют страх Божий, один другого выше мудрствуя о нем, ибо действительно, как говорит святой Исаак Сирин, «страх Божий – основание всех добродетелей». Он говорит, что у премудрости имеется два конца: один – это страх Божий, а другой – любовь к Богу. А почему так? Потому что всякая добродетель начинается со страха Божия и завершается в любви к Богу, которая есть союз совершенства и самая высшая ступень всех добродетелей, ибо любовь выше всего. Но чтобы человеку достичь любви к Богу, он непременно должен прежде всего иметь страх Божий. Ибо отсюда проистекает всякая добродетель – из того, чтобы человек боялся Бога.

    Ты слышишь, что говорит Дух Святой? «Блажен муж, боящийся Бога, ибо в заповедях Его восхочет зело» (ср. Пс. 111, 1). Ты слышал? Кто боится Бога, тот очень сильно хочет исполнять заповеди Божии, то есть делать добродетели; равно как и тот, кто не боится Его, позволяет себе совершать всякое зло и всякий грех.

    У кого есть страх Божий, тот самый мудрый человек на всей земле. Вот что говорит святой Григорий Нисский, глубочайший философ и брат Василия Великого: «Я видывал многих людей, силившихся изучить всю внешнюю науку, в богословской же, то есть в науке о Боге, преуспели немногие. Но поскольку у них не было истинной мудрости, которая есть страх Божий, то они отдалились от Бога и погрязли в трясине всех зол».

    Что пользы от внешней учености, когда нет страха Божия

    Порой слышишь, что такой-то защитил две докторские диссертации, получил два диплома. А потом узнаёшь, что он прелюбодей, безбожник, ненадежен, без царя в голове, немилосерден к нищим, не имеет любви к ближнему, попирает в грязь всякую добродетель и правую веру. Что пользы ему от внешней учености, когда у него нет страха Божия? Лучше было бы не родиться такому человеку, не знающему своего Создателя и не боящемуся Его во все время, не хранящему себя от зла и не делающему добро.

    Поэтому я и говорю вам: это хорошо, чтобы человек был высокообразованным: и инженером, и доктором, и преподавателем, и профессором, и военным, и генералом – что Бог судил каждому. Но на всех ступенях пусть не забывает о страхе Божием. Ибо если он забыл о Боге, то ему лучше было бы не появляться на свет вовсе и не рождаться, чтобы видеть столько благости Божией: как Он даровал нам жизнь, ум, воздух, свет, тепло, дождь своевременный, пищу, изобилие, здоровье, зрение, слух, мудрость, – и после стольких благодеяний Божиих зажмурить глаза, как ночные птицы, которые видят не иначе, как только во тьме, и не видеть Бога, Который есть свет неприступный и обитает в свете неприступном.

    Потому я и начал говорить вам: блажен человек, боящийся Бога, ибо он истинно мудр и вкусит блаженство и в нынешнем веке, и в грядущем.

    Кто боится Бога, тому не по нраву отбирать чужое добро. Кто боится Бога, тот не пойдет к чужой жене. Кто боится Бога, тот и со своей женой живет в чистоте, по уставу Церкви. Кто боится Бога, тот не делает абортов, не пьет, не курит, не распускает кулаков, не завидует чужому добру, не бунтует, повинуется государственной власти, почитает начальство, по апостолу Павлу: он отдает кому честь, честь; кому налог, налог; кому страх, страх; и никому ничем не остается должен, кроме как любить Бога и ближнего (ср. Рим. 13, 7–8).

    Кто боится Бога, тот во время святой литургии не спит дома, в воскресенье. Кто боится Бога, тот не оставляет детей расти в беззакониях, он ставит перед ними жесткие запреты и исправляет их, учит поклоняться Богу, поститься, ходить в церковь и проводить чистую семейную жизнь. Кто боится Бога, тот не тратит время зря. Он или работает, или молится Богу, или читает Священные Писания, или размышляет о грядущем Суде, смерти, воздаянии, о райском блаженстве и аде.

    Бог и задуманное нами уже видел и видит

    Кто боится Бога, тот любит всякого человека и помогает любому с великой любовью, когда тот попадает в беду. Кто боится Бога, тому не жалко отдать свое имущество нищим. Кто боится Бога, тот очень боится согрешить пред Богом не только делом или словом, но и помышлением. А почему? Потому что знает, что Дух Святой говорит: «Бог и задуманное нами уже видел и видит» (см. Пс. 138).

    Вы слышали Иова? Вы слышали, что совершил с Иовом страх Божий? Был у него страх Божий, и потому он никогда был богат не гордился, не был жесток и немилостив, никогда отнял у него Бог имущество не сказал ни единого слова против Создателя.

    Вот человек, имевший страх Божий, приносивший каждый вечер вола в жертву, чтобы и дети его не оказались грешными пред Всевышним помышлением. Вы слышали о человеке, имеющем страх Божий, как увенчал его Создатель? Ради этого Бог и водил его в те дни, и он отошел, чтобы упокоиться на лоне Авраамовом , чьим правнуком был. Итак, вот как благословил его Бог!

    Братия мои, человека, имеющего страх Божий, не нужно стеречь никому, чтобы он не крал, не был блудником, пьяницей и вором или не творил зла. У кого есть страх Божий, тот днем и ночью непрестанно следит над собой: «Не подумать бы мне чего-нибудь плохого на человека, не сказать бы чего плохого, ведь это грех; не сделать бы мне чего-нибудь плохого, ведь это грех!» У кого есть страх Божий, тот становится стражем своего целомудрия, тот бережет душу свою и ум от плохих помыслов, язык – от плохих слов и все свое существо – чтобы оно не поступало против Бога.

    Малое сказание о страхе Божием

    Припоминаю сказание об одном человеке, пришедшем к великому мудрецу. И была у пришедшего жена, очень одаренная. И принялся он рассказывать о ней:

    Господин, у меня жена такая красивая!

    А мудрец, сидевший за столом перед листом бумаги с карандашом в руке, нарисовал на ней нуль.

    Жена моя знатного рода, отец ее был министром.

    Тот приписал еще один нуль.

    Жена моя здорова - она никогда не болела, не болеет и теперь.

    Тот приписал еще один нуль.

    Жена моя прекрасная хозяйка, она умеет печь всяческие пироги, угощенья для званых обедов.

    Тот приписал еще один нуль.

    Жена моя искусная мастерица, она вышивает красивые узоры, вяжет, ткет и шьет. Посмотри, сколько талантов у моей жены!

    У моей жены есть страх Божий, и она верующая

    У моей жены есть страх Божий, и она верующая!

    Мудрец поставил единицу перед шестью нулями. А единица, когда за ней идут шесть нулей, означает миллион. И сказал:

    Вот теперь я оценил твою жену. Не когда ты сказал, что она красивая, и ученая, и здоровая, и рукодельница, потому что если бы у нее не было страха Божия, всё это у нее было бы равно нулю - лишь одни нули, ничего!

    Так бывает и с мужчиной, как с этой женщиной, и со всяким человеком. У него могут быть все таланты, он может овладеть всеми искусствами в мире, может знать все науки на свете, но если у него нет страха Божия, у него нет школы мудрости, и человек этот не годится ни для чего.

    Наставления о страхе Божием

    Страх Божий не позволяет объедаться. Страх Божий не позволяет есть скоромное в недозволенные дни. Страх Божий не позволяет совершить какой бы то ни было грех в пост и в великие дни или не соблюдать чистоту, положенную и семейным.

    Страх Божий не позволяет сквернословить. Он не позволяет мстить кому-либо. Страх Божий не позволяет, когда видишь нуждающегося человека, бросить его в беде, не помочь ему. Страх Божий приводит на память смерть, Суд, геенну, рай, ад, Царство Небесное, славу праведников. Страх Божий не дает злословить, не дает клеветать, не дает говорить ложь. Страх Божий не позволяет гордиться, надмеваться.

    Страх Божий не дает вынашивать зависть. Страх Божий не позволяет питать ненависть к кому-нибудь, злые умыслы, злую ревность. Страх Божий не дает мстить другому, причинять ему зло. Страх Божий не дает шутить, смеяться над другим или осуждать его.

    Страх Божий не позволяет тебе любить выпячивать себя на обозрение, желать нравиться людям, вынашивать в себе тщеславие, лицемерие, лукавство. Страх Божий не позволяет быть самолюбивым, жить в нечувствии. Страх Божий не дает грешить ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием, ни воображением. Страх Божий хранит тебя от забвения, неведения, лености - и не хватило бы времени, чтобы перечислить вам все полчища тьмы.

    Страх Божий - вот что хранит тебя

    Страх Божий - вот что хранит тебя, дабы ты был свят телом и душой. И это не только у монахов: страх Божий действует равно и в мирских христианах, и в посвятивших себя Богу в монашеском служении.

    Страх Божий делает священника в святом алтаре Серафимом. Он служит со страхом Божиим, внимает себе, чтобы не ошибиться, совершая ектению, святую проскомидию, молясь о претворении вина и хлеба в Святые Тайны, чтобы не иметь какого-нибудь помысла по время литургии.

    Из страха Божия, увидев страдающего человека, ты идешь и помогаешь ему, идешь и даешь ему совет. Страх Божий всегда твой самый лучший руководитель. И поэтому все святые отцы восхваляют страх Божий.

    Таким образом, самый мудрый на свете человек - боящийся Бога. Ты слышал, что говорит псалмопевец: «Блажен муж, боящийся Господа, ибо заповедей Его восхочет зело» (см. Пс. 111, 1).

    Кеннет Боа

    «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты» (2 Коринфянам 5:10-11 а).

    В наше время мы очень мало слышим о страхе Господнем, мы не замечаем его среди верующих как источник мотивации поведения. Но даже поверхностное изучение Симфонии показывает, что страху Господню уделяется очень большое внимание не только в Ветхом Завете, но и в Новом. Выдержка из Послания Павла, приведенная выше, ясно показывает нам, что страх Господень является важной составной частью в структуре его мотивации. Это одна из причин, по которой он так много страдал во время свидетельства людям о Благой Вести прощения и обновления жизни во Христе Иисусе (сравните эту фразу с 1 Коринфянам 9:16 «Горе мне, когда не проповедую Евангелие»).

    Что же значит — бояться Бога? Сравните это со словами Иисуса Христа, когда Он обратился к собравшейся вокруг толпе: «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто по убиении, может ввергнуть в геенну, ей, говорю вам, Того бойтесь» (Луки 12:4-5). Хотя живой и всемогущий Бог достоин гораздо большего уважения, чем мы оказываем людям, Иисус знает, что наша естественная склонность заставляет нас постоянно думать о том, какое мнение или отношение к нам имеют люди, которых мы видим, а не Бог, Которого мы видеть не можем.

    Слова Иисуса напоминают нам о том, что поддаваться тенденции ставить видимое выше невидимого — очень серьезная ошибка, потому что последствия непослушания Богу гораздо страшнее, чем последствия непослушания людям. Божья власть безгранична, и наша вечная судьба находится в Его руках. Поэтому, даже неполное послушание Его требованиям в нашей жизни является попыткой отделиться от Бога, и в подобной игре нам никогда не одержать победы.

    Но как же тогда понимать слова Апостола Иоанна, когда он произносит знакомые нам слова (1 Иоанна 4:18). « В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви». Иоанн описывал ту уверенность, которую мы, как верующие можем иметь в Судный день, зная, что мы покрыты любовью Бога. Эта любовь рассеивает страх быть осужденными и убеждает нас в том, что мы пребываем во Христе, потому что Он дал нам Своего Духа (4:13). Но Иоанн не пытается рассеять нашу нужду в том, чтобы благоговеть и иметь священный страх перед Богом. В самом деле, когда он увидел прославленного Христа (Откровение 1), он упал к ногам Господа, как мертвый. В этот момент Господь возложил на него правую руку и сказал: «Не бойся, Я есмь первый и последний и живой; и был мертв, и вот, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откровение 1:17-18).

    Ветхий Завет много говорят о страхе Божием, о том, как познать Бога, любить Его, слушаться Его, восхвалять Его: «Моисей сказал народу: не бойтесь, Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили» (Исход 20:20). «О, если бы сердце их было таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» (Второзаконие 5:29). «Господа Бога твоего бойся и Ему одному служи, и Его именем клянись» (Второзаконие 5:13). «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь Бог твой? Только того, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Г осподу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей» (Второзаконие 10:12). «Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум» (Иов 28:28). «Тайна Господня — боящимся Его и совет Свой Он открывает им» (Псалом 24:14). «Ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех Богов» (Псалом 95:4). «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! Кто устоит? Но у Тебя прощение, и благоговеют пред Тобой» (Псалом 129:3-4). «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» (Притчи 3:7). «А для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Малахия 4:2). «Но боящиеся Бога говорят друг другу: «Внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (Малахия 3:16).

    Много упоминаний о стразе Божьем и в Новом Завете. «Церкви же по всей Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и при утешении от Святого Духа, умножались» (Деяния 9:31). «Итак, возлюбленные, имея такое обетование, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Коринфянам 7:1). «Повинуйтесь друг другу в страхе Божием» (Ефесянам 5:21). «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» (Евреям 4:1). « И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1 Петра 1:17). «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откровение 14:7). «Кто не убоится Тебя, Господи и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят (Откровение 15:4). «Хвалите Бога нашего все рабы и боящиеся Его, малые и великие» (Откровение 19:5).

    Страх Божий не только подразумевает вырабатывание в себе благоговейного отношения к Богу, но также относится к образу мышления человека — подданного великого царства. Это заключается не только в признании, что царь имеет всю власть и силу, но и в том, что жизнь этого подданного, его работа и всё будущее полностью зависит от воли царя. Это — постоянное признание его высочайшей суверенной воли и того, что наши жизни находятся в его руках. В этом состоит начало мудрости, потому что осознание приводит к пониманию своей полной зависимости, подчинения и доверия.

    Глубокое понимание того, что мы — рабы Христа, должно стать частью нашей натуры (см. Луки 17:7-10). Это понимание защитит нас от того, чтобы доверять людям больше, чем Богу. «Проклят тот, кто надеется на человека и делает плоть своей надеждой и чье сердце отвращается от Господа. Блажен надеющийся на Господа (Иер. 17:5,7). Большой духовной ошибкой является попытка больше угодить людям, чем Богу и больше беспокоиться об осуждении людей, чем Бога.

    Было бы мудро с нашей стороны вырабатывать в себе священный страх, благоговение и восхищение величием, могуществом и славой Творца и Правителя неба и земли. Как Иоанн, когда мы увидим прославленного Христа, в то время как сейчас видим, как сквозь туман, вся Его власть и совершенства будут видны нам гораздо яснее.

    Страх божий — начало мудрости, а познание Святого есть знание (Пр.9:10). В следующей главе мы рассмотрим вторую и третью мотивировки: любовь и благодарность и награды.

    Д-р Кеннет Боа, Преображение в Его образ

    Страх – очищение души по молитве пророка, который говорит: «пригвозди страху Твоему плоти моя» (Пс. 118, 120) . Где обитает страх, там пребывает всякая душевная чистота; потому что оттуда бежит всякий порок и всякий нечестивый поступок; и телесные члены, пригвожденные страхом, не могут порываться на дела неблагоприличные. Как человек, в которого вонзены вещественные гвозди, будучи удерживаем болью, остается бездейственным, так и пригвожденный страхом Божиим, ожиданием угрожающих наказаний пронзаемый как бы некоторою болью, не может и глаз употреблять, на что не должно, и рук простирать на дела непозволенные, и вообще, ни в малом, ни в великом поступать вопреки своему долгу. Оскверненных же и подлых душою Соломон не допускает к слышанию Божественных речей, говоря: а бесстрашные во вратах водворятся (Притч. 19, 23) . И: взыщете «премудрости у злых и не» обрящете (Притч. 14, 6) . И еще: «взыщут мене злии и не обрящут» (Притч. 1, 28) , потому что не очищены Божиим страхом. Поэтому кто намерен приступить к принятию премудрости, тот приходи, очистив срамоту греха спасительным страхом. Итак, из учения Притчей открылось нам и другое благо, а именно: восприятие страха, внушенное нам премудростию.

    Беседа на начало Книги Притчей.

    Свт. Иоанн Златоуст

    Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление

    Благоговение к Богу есть начало, как источник и причина, божественного чувства по внутреннему человеку, через которое мы видим истинный свет, слышим сокровенные глаголы, питаемся хлебом жизни, воспринимаем благоухание Христа и касаемся снова этой жизни. Или то значат эти слова, что когда есть у нас благочестие и телесные чувства действуют как должно, - тогда они помогают нам, когда худого глаз не видит и уста не произносят.

    На Притчи Соломона.

    Поистине, добродетель есть источник и корень мудрости, как всякий порок берет начало от неразумия. И надменный, и гневливый человек увлекается этими страстями по недостатку благоразумия. Поэтому и пророк говорил: смердят, гноятся раны мои от безумия моего (Пс 37:6) , показывая, что всякий грех получает свое начало от неразумия. Напротив, человек добродетельный, имеющий в себе страх Божий, мудрее всех; потому и некий мудрец говорит: (Притч 1:7) . Если же бояться Бога - значит иметь мудрость, а порочный не имеет этого, то, без сомнения, он лишен мудрости; а лишенный истинной мудрости бессмысленнее всех.

    Гомилии на Евангелие от Иоанна.

    Свт. Климент Александрийский

    Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление

    Иные делают правильные вещи неразумно, воздерживаясь, например, от наслаждения. Так, некоторые из язычников по причине невозможности достижения желаемого, или из страха перед людьми, или же ради больших удовольствий воздерживаются от доступных благ. Точно так же некоторые люди, согласно своей вере, ограничивают себя, либо выполняя данный обет, либо из страха Божьего. Ясно, что эти самоограничения есть основа знания, начало пути к лучшей жизни; и они являют собой попытку достигнуть совершенства. Ибо (Притч 1:7) .

    Строматы.

    Свт. Амвросий Медиоланский

    Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление

    Если кто боится Бога, тот уклоняется от заблуждений и направляет стези свои на путь добродетели. Если же кто не боится Бога, то не может отказаться от греха.

    Шестоднев.

    Прп. Симеон Новый Богослов

    Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление

    Начало премудрости страх Господень , говорит Писание. Премудр же есть един Бог. Почему всякий, желающий внити в царство небесное и быть под Царем Богом, чтоб ум его, и мудрования его, и помыслы его были управляемы Самим Богом, единым воистину Царем, всякий такой прежде всего должен возыметь страх Божий. Но как возыметь страх к Тому, Кого не видишь? - Потому необходимо прежде увидеть Бога, чтоб потом возыметь страх к Нему. А как увидеть Бога, Которого никто никогда не видал? Для этого надобно взыскать умного света Божия, чтоб ум, просветившись им, мог умно узреть Бога. И вот когда кто таким образом узрит Бога, то может возыметь и страх Божий, а возымевши страх Божий, может увидеть и понять и себя самого, и сей привременный и суетный мир, и все дела мира сего. Далее, кто видит себя самого и суетность мира сего, тот, имея всегда присущим в себе страх Божий, не может онеправдовать кого-либо и, когда сам терпит от другого неправду, не делает отмщения, но, чая помощи, от Бога приходящей, терпит благодушно неправду, и дивится, и славит Бога, что Он, видя неправды, долготерпит и сносит неправедного, - сам между тем ревнуя всеусердно приносить всякого рода плоды Святого Духа.

    Слова (Слово 39-е).

    Блж. Августин

    Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление

    По предписаниям Божиим, которые мы принимаем, дабы вести себя благо, да обустроишь ты жизнь свою и нравы, исходя из благоговейного страха; ибо начало мудрости - страх Господень (Притч 1:7) , которым ломается и хиреет человеческая гордыня. Потом же, как в благоговении умягчишься и станешь кротким, не будешь ретивой страстностью подвергать сомнению также то, что и ты до сего дня не понимаешь, и что невеждам представляется нелепым и противоречащим себе в Священном Писании. И не будешь пытаться затмевать собственным разумением смысл божественных книг, но более умалишься и в кротости свой разум попытаешься расширить, нежели безудержно будешь производить нападки на сокровенное.

    Письма.

    Блж. Феодорит Кирский

    Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление

    К безбожному имя глупца прикладывается наиболее естественно, по истине и природе. Если начало мудрости - страх Господень (Пс 110:10) , то лишенность страха и отрицание Бога должны быть противоположны мудрости.

    Истолкование Псалмов.

    Тертуллиан

    Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление

    Уже отмечено, сколь тесны сношения еретиков с многочисленными магами, шарлатанами, астрологами, философами - с теми, конечно, которые преданы любопытству. Ищите и найдете (Мф 7:7 , Лк 11:9) , - этого они никогда не забывают. И постольку о свойстве их веры можно судить по образу их жизни, строгость нравов есть показатель достоинства веры. Они отрицают страх Божий, поэтому им все позволено и все разрушено. А где еще не страшатся Бога, как не там, где Его нет? Где нет Бога, там нет и истины, а где нет истины, там неизбежна и такая дисциплина. А где Бог, там и страх Божий , который есть начало премудрости (Притч 1:7) .

    О предписаниях против еретиков.

    Беда Достопочтенный

    Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление

    Начало мудрости - страх Господень (Притч 1:7) . Существуют два страха пред Господом: первый - страх рабский, который именуется началом мудрости или разума, а второй - страх сродни любви, который есть знак совершенной мудрости. Рабский страх есть начало разума: ибо если у грешника после греха пробуждается разум, его тотчас охватывает страх Божий - что претерпит мучения. Однако совершенная любовь такой страх изгоняет. Святой страх Господень пребудет, не угасая, во веки веков - любовь не уничтожает его, а приумножает. Такой страх испытывает заботливый сын, который страшится хоть малым огорчить любимого отца. Тот же первый страх присущ душе рабской, которая боится, как бы разгневанный Господь не подверг ее наказанию. Однако в грядущей жизни и тот, и другой страх уйдет, а любовь никогда не исчезнет, но вечно пребудет в полноте мудрости, которая заключается в познании единого истинного Бога и Иисуса Христа, Которого Он послал.

    На Притчи Соломона.

    Дидим Слепец

    Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление

    Недостаточно для блаженства знание блага, если не делать его, ибо благоговение к Богу - начало разумения.

    На Книгу Притчей.

    Лопухин А.П.

    Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление

    Не относится к надписанию (как думали Эвальд, Филиппсон, Берто, Кейль и др.), а начинает собой уже первую часть книги по девятую главу включительно. В слав. русск. Библии средина стиха (в русск. синод. перев. заключенная в скобки) читается только у LXX и представляет заимствование из Пс CX:10 , хотя это добавление и хорошо подходит к содержанию стиха по текстам евр. и Вульг., служа пояснением его смысла.

    Первые слова ст. 7 имеют значение эпиграфа или темы всей книги, преимущественно первой ее части (гл. I-IX). Страх Божий, благоговейный трепет пред Богом неразлучен с самым понятием Богопочтения и благочестия; именно страх Божий положен был в основание Завета Иеговы с Израилем (Втор IV:10). Страх Божий есть, вместе с тем, и начало истинного ведения и истинной премудрости - в том смысле, что в цепи знаний, нужных для приобретения премудрости, Богопочтение должно занимать первое начальное место, что оно должно быть главным и преимущественным предметом знания, равно как и в том отношении, что благочестие - постоянное благоговейное настроение в отношении к Богу - должно быть господствующим духовным настроением в искателе мудрости. В своем стремлении к приобретению мудрости он должен быть проникнут убеждением, что премудрость в строгом смысле принадлежит единому Богу, что Он есть источник премудрости (II:6 сн. Иак I:5 сл.), что без света Его откровения ум человеческий вечно блуждал бы во мраке невежества и заблуждений относительно главнейших истин (ср. 1 Кор I:20) . Из этого убеждения проистекает для искателя мудрости обязанность искать благословения Божия на труды свои для приобретения знаний, служить этими трудами славе Божией и пользе ближних, совершать это служение с благоговейным опасением прогневать Господа ложной мудростью, и благодарить за успехи в мудрости (еп. Виссариона. Толкование на Паримии II, с. 9-10). И мудрость и благочестие отвергают, к своей погибели, нечестивые люди у которых нечестие помрачает здравый смысл (ср. Иер IV:22). Книга Притчей предназначена отнюдь не для них, и если о нечестии - безумии таких людей в ней весьма часто говорится, то это делается с целью вразумления разумных и благочестивых, так как страх Божий (и премудрость) с обратной своей стороны есть ненависть к неправде и греху (ср.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»