Что означает толерантность толерантный человек. Толерантный. Отличие безразличия от толерантности

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. В современном обществе (особенно западом) пропагандируется толерантность, как проявление цивилизованности и культуры личности ( ?).

Хорошо бы еще разобраться, что это такое. А еще, всегда ли нужно вести себя толерантно?

Давайте посмотрим.

Значение слова толерантность

В латинском языке слово tolerantia означает «терпение». Чего проще? Одна из наивысших добродетелей действительно может считаться признаком цивилизованного современного человека — терпимость . Однако слову толерантность Википедия придает несколько значений. Толерантность, например:

  1. в социологии – это терпимость к другому миропониманию, традициям, правилам поведения. Отдельно отмечается, что принятие, понимание, терпимое отношение к чужим привычкам и мировоззрению не означает равнодушия либо изменения своих собственных принципов. Это признание за другими людьми права жить по своим собственным убеждениям;
  2. в медицине – состояние иммунитета человека, при котором защитный механизм не может вырабатывать антитела, противостоящие какому-то антигену. Абсолютная толерантность – это смерть. Вдумайтесь, эта медицинская трактовка вполне быть отнесена к нашему обществу (особенно сегодняшнему европейскому);
  3. в экологии – способность любых организмов адаптироваться к изменяющимся факторам среды;
  4. в наркологии, фармакологии, иммунологии – привыкание;
  5. в технических науках – разница между предельно допустимыми значениями, задаваемая для характеристик и параметров деталей.

Наши современники применяют этот термин в измененном виде даже в качестве оскорбления (заканчивается на «...аст» и «...ла»), как знак неуважения за излишнюю терпимость. Многие ученые мужи оставляют за собой право осуждать и оценивать чужие убеждения, привычки, которые отличны от их собственных и считают, что это толерантность.

Тут нужно разделить на общее и частное . Например, я могу толерантно относиться к человеку, совершившему или какой-то еще не поддерживаемый в обществе акт. Это частное. Я могу его по-человечески пожалеть, посочувствовать, понять.

Но я не могу толерантно относиться к самой сути преступления (я его должен осуждать). Это общее. Тут я имею право осуждать, быть нетерпимым, высказывать свое мнение. И никакие проникновенные речи о толерантности мне не вправе заткнуть рот. Преступник может быть достоит сожаления (вспомните Юрия Деточкина), но само преступление — нет.

В этом плане меня умиляет попытка через толерантность пропихнуть в умы людей мысль, что нельзя говорить плохо, например, о половых отклонениях. Чушь. Я могу терпимо и даже хорошо относиться к тому, у кого эти отклонения есть. Но у меня есть право оспаривать, выражать свое мнение и даже осуждать саму идею популяризации отклонений.

Определение толерантности простыми словами

Моральные нормы поведения, определяющиеся терпимостью людей, принятие принципов, веры, традиций, ощущений других, как их неотъемлемое право.

Основное в толерантности – признавать право и свободу открыто выражать свои взгляды.

То есть, быть толерантным — это испытывать нормальные человеческие чувства и положительно относиться ко всему, кроме попирания моральных и общечеловеческих устоев.

Интересно, что в 1995 году была зачитана и принята Декларация, излагающая основные принципы толерантности. В документе сказано, что толерантность это:

  1. отказ от агрессии;
  2. терпение;
  3. спокойное восприятие мира;
  4. философская оценка жизненных принципов и проявлений характера других людей.

Так можно сказать об этом определении простыми словами. Звучит, правда, как ответ на вопрос: «Что значит быть человеком?», согласитесь. Не согласны? Тогда мы вас убедим.

Что входит в понятие «толерантный»

Толерантного человека с уверенностью можно считать наиболее человечным потому, что он:

  1. терпимый и сострадательный;
  2. милосердный и прощающий;
  3. воспринимающий недостатки окружающих ();
  4. уважающий чужие права и свободы;
  5. желающий взаимодействовать;
  6. поддерживающий принципы партнерства и равности отношений.

Искренняя приверженность этим факторам дает полную картину идеального человека. Это доказывает важность наличия толерантности в характере людей. Главное тут не перебарщивать и не использовать это как оружие, затыкающие рты инакомыслящим, на осуждение и даже обсуждение некоторых тем.

Еще раз подчеркну, что толерантное отношение приветствуется по отношению к конкретным людям, но нельзя навязывать терпимость к самим идеям , которые эти люди продвигают. Это ваше право оспаривать мировоззрения, научные догмы, даже религиозные взгляды и многое другое. Спор — это работа иммунной системы, которая помогает родить истину (победить вирус).

Иначе толерантность становится универсальным оружием в руках тех, кто его используется. Может доходить до , как наглядно показано в этом видеоролике:

Толерантность — это понятие многогранное

Применение термина в различных сферах деятельности, науки и жизни настолько обширно, что его детальной классификацией необходимо заниматься отдельно. Здесь мы отметим, что различают несколько категорий этого понятия, например:

  1. педагогическая;
  2. врачебная;
  3. научная;
  4. политическая;
  5. управленческая и другие категории.

Кроме того, распространены типы, виды, подтипы и подвиды. В психологии , например, толерантность бывает следующих видов :

  1. Естественная – , и доверчивость, характерная поведению маленького человечка;
  2. Моральная — развивающаяся у мудрых самодостаточных людей. Они терпимы к окружающим;
  3. . Не путать с моральной. Этот вид показывает, насколько человек доверяет другим. Люди, обладающие таким видом терпимости, стремятся принимать взгляды и ценности другого. Такие люди не реагируют на скандалы и стрессы;
  4. Этническая, предполагающая терпеливое отношение к обычаям, культуре и образу жизни, принятых у других народностей. Такие люди могут сколько угодно долго жить в чужеродном культурном пространстве.

Каждый из этих видов делится на подвиды в зависимости от того, как человек относится к:

  1. обстоятельствам и их участникам;
  2. людям по разным признакам (типологический подвид);
  3. сотрудникам и сослуживцам (профессиональный подвид);
  4. ко всему в общем (собирательная).

По результатам указанных подвидов анализируется, насколько человек толерантный.

Интолерантность (нетерпимость) и как ее распознать

В своем стремлении достичь терпимости люди порой упускают из виду, что не обладают нравственной толерантностью , требующей принять и простить чужие взгляды. Усилием воли они заставляют себя принимать чужие убеждения, которые не могут терпеть. Это происходит на уровне моральных ценностей, которые подавляются насилием над собственной личностью и сопровождаются стрессом.

Такое состояние не может долго продолжаться. Порой человек не выдерживает напряжения и срывается – поступает абсолютно не толерантно. Он резко высказывает свое мнение, как единственно правильное, отвергая мнение других. Если такое происходит с вами – вы можете считать себя интолерантным.

Подобное происходит повсюду, мы видим, как люди не принимают ничьих доводов, насаждают свою точку зрения и не слышат оппонентов.

Как распознать толерантного или интолерантного человека

Личности, которым присущи эти противоположные черты, обладают рядом особенностей характера. Чтобы понять, толерантен человек либо интолерантен, обратите внимание на следующие признаки:

  1. Чувство юмора. Умение посмеяться над собственными недостатками – это самая очевидная особенность толерантности;
  2. Реализация себя. Целеустремленность и открытость, способность откликаться на просьбы о помощи. Интолерантные личности не сопереживают, не знают чего хотят и не стремятся развиваться;
  3. . Интолеранты обвиняют весь мир, а себя восхваляют, приписывая себе всякие достоинства (почти );
  4. Трезвая оценка себя. Терпимый индивид точно знает свои недостатки и хочет от них избавиться;
  5. Чувство безопасности. Открытость позволяет терпимым людям чувствовать себя защищенными в обществе. Нетерпимые личности везде видят угрозу;
  6. . Поиск причины и резона во всем отличает толерантного человека, он не боится отвечать за свои и даже за чужие слова, поступки;
  7. Демократичность. Выслушать и остаться при своем. Толерантные люди не станут убеждать любой ценой. Нетерпимые по природе диктаторы, подчиняющие окружающих своему мировоззрению.

Всегда ли нужно вести себя толерантно

Все мы в той или иной степени сталкивались с проявлением нетерпимости в своей жизни, оно и понятно, ибо понятие толерантности для нас – это нечто новое и пришло к нам с «просвещенного запада». У нас в обществе терпимость считалась проявлением мягкотелости.

Многие путают толерантность с прощением и милосердием в религии. Однако отцы церкви не приемлют терпимость к любой точке зрения, считают ее угрозой моральным устоям. А принятие чужой культуры порицают, как опасность.

В семьях, обществе, политике других современных государств (особенно европейских) мы видим яркие примеры превращения толерантности во вседозволенность . В итоге то, что еще десять лет назад казалось невероятным, теперь становится непререкаемой нормой.

Это заставляет задуматься, есть ли границы, за которыми терпимость не приносит личности гармонии и мира внутри? Эти рамки каждый устанавливает для себя самостоятельно, руководствуясь воспитанием, моралью, может быть Законом Божьим и законами общечеловеческими. Так что, вам есть о чем подумать!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое ЛГБТ - как расшифровывается, что значит, а так же символика и цвета флага ЛГБТ движения Плюрализм - это инакомыслие, выражаемое в политической и других сферах (например, плюрализм мнений) Что такое великодушие и как развить в себе это качество Что такое права человека: мнение ООН и учёных Что такое милосердие и как развить в себе это качество Свобода - это то, что дается человеку по праву рождения Гуманный - это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты Что такое любовь - 7 шагов ее рождения и 10 фактов о влюбленных Знакомство с конституционным правом: понятие, предмет регулирования и источники Кто такой трансгендер и как люди ими становятся

Толерантность – интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о (межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости). Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная – к конкретной группе, обществу, национальная – к другой нации; веротерпимость – к другой вере.

На наш взгляд, толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей.

Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентации и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой – гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. (Интолерантность – в основе убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Отказ в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочтение отдаётся подавлению, а не убеждению (Кинкулькин А. Т.).

Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих отличии довольно много.

1. Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.

Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (представление о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба «Я» практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, – важное условие формирования толерантной личности.



3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

4. Потребность в определении . Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими». Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.

5.Ориентация на себя – ориентация на других . Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.

Исследования психологов показали, что стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Так, девушки с антисемитскими тенденциями более склонны объединяться в сестринства, более религиозны, более патриотичны. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.

4. Приверженность к порядку . Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.

Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна была протекать согласно протоколу. Евреев же постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.

Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своей стремлении принадлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.

7. Способность к эмпатии . Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.

Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высо­ких социальных ценностей.

В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию, т. е. те выглядели в их глазах интолерантными личностями. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили как толерантных, так и интолерантных собеседников.

8 Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться нал своими недостатками, и они не стремятся к превосходству нал другими.

9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть нал другими (Наполеон, Бисмарк и др.), а толерантные в силу своих личностных особенностей назвали ученых, артистов (Чаплин, Эйнштейн и др.). Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, есть два пути развития личности интолерантный и толерантный.

Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. (Анекдот: – Ну почему, почему, почему меня никто не любит, чтоб вы все сдохли?!).

Второй – путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

Каковы же основные черты толерантной личности? Это:

· расположенность к другим людям;

· снисходительность;

· терпение;

· чувство юмора;

· чуткость;

· доверие;

· альтруизм;

· терпимость к различиям (национальным, религиозным и т. п.);

· умение владеть собой;

· доброжелательность;

· умение не осуждать других;

· гуманизм;

· умение слушать собеседника;

· любознательность;

· способность к сопереживанию.

(Этот перечень черт нужно написать на доске, так как ученики будут обращаться к нему, выполняя упражнения. )

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто от­сутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью - смесью непримиримости и протеста. Речь идет скорее о таком индивидуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует со­вершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпи­мости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека. Проявления нетерпимости:

Оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

Игнорирование (отказ в беседе, в признании);

Негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической груп­пе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

Этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

Поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

Преследования, запугивания, угрозы;

Дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

Расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

Ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (не­приязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, пре­следование «чужаков»);

Национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

Фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

Империализм (покорение одних народов другими с це­лью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

Эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

Осквернение религиозных или культурных символов;

Религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

Изгнание (официальное или насильственное);

Сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

Репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения,убийства).

Таким образом, интолерантный класс характеризуется следующими признаками:

ü Игнорирование

ü Отстранение

ü Обзывание

ü Обвинение, упреки

ü Осуждение, критика

ü Морализирование, проповедь

Определить является ли класс интолерантным, можно, руководствуясь следующими признаками:

Язык. Обзывают ли дети друг друга, используют ли они при обращении к кому-либо из одноклассников или при описании их внешности выражения или намеки, имеющие уничижительный оттенок?

Стереотипы. Используют ли дети негативные обобщения в разговорах о национальных группах, об инвалидах, стариках или других людях, отличающихся от них?

Насмешки. Пытаются ли дети поставить своих одноклассников в неловкое положение, привлекая внимание к каким-либо присущим им чертам, сделанным ими ошибкам, особенностям жизни их семей или друзей?

Предубеждения . Считают ли дети, что некоторые из них могут быть хуже или глупее в силу расовой или национальной принадлежности либо из-за каких-то личных черт? Полагают ли они, что с детьми, исповедующими иные религии, не стоит «водиться» и играть?

Поиск «козла отпущения» . Склонны ли дети обвинять в происходящих с ними неприятностях, в возникновении конфликтов, в плохом поведении, проигрышах в спортивных и иных соревнованиях одного или нескольких одноклассников?

Дискриминация. Есть ли в классе дети, которых другие одноклассники всегда избегают (не выбирают в пару, не зовут в команду)?

Остракизм (бойкот). Бывают ли у детей периоды, когда они не разговаривают с кем-либо из одноклассников, не включают их в совместные действия?
Преследование. Пытаются ли одни дети испортить настроение другим, выталкивая их из ряда во время построения, оставляя на их партах или в учебниках анонимные записки неприятного содержания или карикатуры? Используют ли они в своем поведении другие приемы, вынуждающие преследуемого ребенка подчиниться группе или уйти из нее?

Осквернение или порча. Делает ли кто-то из детей непристойные надписи или рисунки, или в какой-то иной форме демонстрирует неуважение к собственности других или работе, сделанной детьми в школе?

Запугивание. Прибегают ли некоторые дети к намеренному запугиванию тех, кто меньше или слабее их, используют ли они свой социальный статус или силу для принуждения других к действиям против их воли?

Изгнание. Был ли кто-то из детей несправедливо или беспричинно изгнан из команды, клуба или рабочей группы?

Отчуждение. Есть ли дети, которых упорно и несправедливо не допускают к общим играм или внешкольным занятиям, не принимают в коллектив?

Сегрегация. Прослеживается ли у детей тенденция собираться и общаться группами, сформированными по расовым, религиозным, национальным или половым признакам?

Подавление. Вынуждают ли каких-то детей силой или угрозами не участвовать в общих дискуссиях, не высказывать своего мнения при общении с одноклассниками?

Насилие. Подвергались ли некоторые дети нападениям или физическому насилию со стороны других детей?

Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь - путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброже­лательным отношением к миру.

(Лекция на тему «Чем отличается толерантная личность от интолерантной» (подготовлена на основе работ Г. Оллпорта см.61)

Понятие толерантности было введено в науку в XVIII веке и с того времени использовалось чаще всего в политике. В России это слово стало употребляться почти на два века позже, ведь с середины 1930-х гг. оно из политической лексики исчезло, однако вновь появилось в современной жизни людей, стало популярным в разговорной речи и полностью раскрыло свое значение не только в социальной сфере, но и в характере человека.

Значение слова

Толерантность в переводе с латинского (от tolerantia) - терпеливость, терпение, принятие .

В википедии определяется как социологический термин, который обозначает терпимость к другому образу жизни, обычаям, мировоззрению и поведению, при этом не считается равносильным безразличию, т. е. не означает принятие чужой жизненной позиции и отклонение от собственных убеждений. Толерантность заключается в предоставлении права жить с собственным мировоззрением и на все иметь личное мнение.

По определению энциклопедического словаря толерантность - это терпимость к иному роду нравов, взглядов, привычек, непредвзятое отношение к людям, отличающимся от большинства окружающих своими мыслями, внешностью и поведением, если такие свойства не мешают обществу и не оскорбляют моральных ценностей.

Сегодня эти два определения наиболее популярны в социологии, однако существуют и другие понятия:

Особое отношение к толерантности складывается в религии. Будда говорил о веротерпимости к другим религиям, что стало первым в истории провозглашением такого принципа. Он считал неприемлемым навязывать свое учение тем, кто не достиг духовной зрелости и не явился к учителю по собственному желанию, и призывал к пониманию образа жизни любого человека, объясняя такую позицию тем, что каждая сущность имеет право на поиск духовности. Толерантность в этом случае стала для буддистов «религиозным идеалом».

И когда многие ученые считали буддистское «толерантство» слабостью, старший научный сотрудник ДНЦ РАН Г. И. Юсупова прогнозировала, что распространение школы буддистов со временем будет усиливаться по всему миру, т. к. учение содержит неиссякаемые возможности относительно развития толерантного сознания и приятия человеком не только окружающих, но и самого себя.

Толерантность необходима в отношениях с различными народами, нациями и религиями . Она считается признаком осознания надежности своих позиций, уверенности в действиях и открытости идейного течения, которое не избегает конкуренции и не боится сравнения с иным мнением, так как подразумевает уважение, истинное понимание культур и способов проявления человеческой индивидуальности.

Но несмотря на то что по своему определению толерантность не означает уступки, потворство или снисхождение, а также терпимость к социальной несправедливости, отказ от личных убеждений и навязывание их другим людям, существует множество споров относительно этого термина.

Критика понятия

Священник и исполняющий обязанности секретаря Отдела внешних церковных связей Рябых Георгий указывает, что этот термин заимствован у Запада и имеет несколько значений со своими плюсами и минусами. Однако священнослужителя сильно беспокоило то, что под ним понимается чаще всего нравственный нигилизм и индифферентность к порокам, истине религии и ценностям, веками формировавшимся в стране. Поэтому священники выступили с инициативой бойкота относительно уроков толерантности, проводимых на школьных занятиях.

А также, по мнению критиков, современная социологическая толерантность выступает в виде манипулирования человеческим сознанием с целью скрыть губительные и негативные моменты каких-либо обстоятельств от общества. К примеру: сокращение коренного населения, замещение его дешевой иностранной рабочей силой с низкой квалификацией без предоставления юридических и социальных гарантий с целью увеличения капитала.

Понятие этого термина было подвергнуто критике и со стороны Пермского и Соликамского епископа Иринарха Грезина, который написал открытое письмо журналистам. Он призвал людей учиться пониманию того, что не все могут выглядеть одинаково и есть одну и ту же еду, устраивать свои семьи по-другому и реагировать на бытовые вещи. Епископ утверждает, что в случае непринятия этой разницы самовыражения и покорности, «мы будем находиться в состоянии ужасной войны».

Иногда критики в своих высказываниях о толерантности используют неологизмы «толерастка» или «толераст» для имплицитного оскорбления тех, кто является сторонником идей существующего понятия.

Взгляд с точки зрения психологии

Все чаще в СМИ используются призывы к развитию толерантных качеств по отношению к чужим и непохожим культурам. Основой этому служит открытое выражение своих чувств и мыслей, а также право на личную свободу человека.

Толерантность не агитирует пассивно-терпимое отношение к нарушению прав человека и любым способам манипуляции сознанием, что неверно трактуется некоторыми индивидами. Наоборот, она подразумевает под собой доброжелательный настрой по отношению к происходящему и желание изменить ситуацию с целью решения проблем, что никаким образом не относится к нарушениям общечеловеческих моральных устоев.

Основные виды и подвиды

В психологии, изучающей человеческие отношения, различают четыре основных вида толерантности. Терпимость может быть:

В анализе уровня или степени терпимости, а также определении толерантности человека к окружающим психологи используют термин «коммуникативная толерантность».

Чтобы выявить качества человека, присущие его характеру и по ним определить вид толерантности, анализируются ее подвиды:

  • ситуативная;
  • типологическая;
  • профессиональная;
  • общая.

Ситуативная толерантность объясняет отношение исследуемого характера к людям отдельных категорий по фразам, например: «это чудо меня бесит» (низкий уровень), «не всегда понимаю его» (средний уровень), «а мне с ним легко» (высокий уровень); типологическая - отношение к типу людей по их национальному признаку, этнической принадлежности и политическим взглядам. Профессиональная терпимость проявляется по отношению к клиентам, пациентам и другим людям, с которыми приходится поддерживать связи из-за своей профессиональной деятельности.

Последний подвид представляет собой суммарную коммуникативную толерантность, которая складывается на основе предыдущих критериев.

Стремление человека быть терпимым и нравственно толерантным не всегда приводит к желаемому. В большинстве случаев все останавливается на моральной составляющей этого слова, т. е. на систематическом подавлении внутреннего неприятия.

Проявление интолерантности, как и толерантности, свойственно скорее межнациональным отношениям, однако это не исключает их проявления и в прочих глобальных социальных проблемах, межличностных отношениях.

Отличия данных понятий проявляется в таких чертах характера, как:

Проявление толерантности как характерного качества необходимо для людей, занимающих руководящие должности, так как они должны уметь вести конструктивный диалог и относиться к окружающим без предвзятости.

Чтобы воспитать в себе толерантного человека, необходимо придерживаться простой формулы, которая заключается в желании познавать мир, находить общие интересы, изучать любое мнение, выявлять причинно-следственную связь и с пониманием относиться к окружающим.

В молодежной среде России ярким примером противников толерантности является группа людей - скинхеды. Навязываемое терпение к другой культуре, по их мнению, - это неизбежность последующего геноцида славянской расы.

Многие политики не ощущают грани между толерантностью и рабской терпимостью , поэтому опытные в этой сфере профессионалы умело манипулируют сознанием людей, которые настроены лояльно. Например, часть мировой общественности считает, что Россия проявила явную интолерантность в политике, приняв закон, который запрещает пропаганду гомосексуализма относительно несовершеннолетних лиц.

Однако и среди россиян существуют люди, которых возмущает интолерантное отношение, например, к любым проявлениям фашизма на Украине, что толерантный человек и гражданин своей страны понимает это как намерение захватить территорию и принести вред народу, а не спасти украинцев и их земли от разрушающей и провокационной войны.

В связи с этим можно прийти к выводу, что толерантное отношение и понятие самого термина носит двоякий формат независимо от сроков давности толкования этого термина и его происхождения, так как мнение людей делится на два лагеря: за и против.

Чтобы прийти к правильному значению толерантности, необходимо принимать религиозно-этические традиции и поведение неугодного меньшинства, смотреть на факт проблемы с позиции здравомыслия, чувствовать границы терпимости, что не позволит заблуждаться в проявлении толерантности и подменять ее вседозволенностью и безразличием к происходящему искоренению истинных ценностей.

Министерство образования и науки РД

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»

Прочитав простые и понятные слова, которые имеют глубокий смысл для всех нас, живущих на земле, помогут осознать детям то, что жизнь прекрасна! Мне хочется, чтоб на всей планете были только мир и согласие. По культуре и традициям народов Дагестана мы должны и обязаны воспитывать в себе уважение к старшим, взаимопомощь, куначество, гостеприимство, терпение. Для того чтобы наши предки гордились нами. Ведь все то, что было приобретено веками, а это патриотизм, любовь к Родине, Отчизне, гордость за свой народ, свободолюбие, терпение к другим народам и вере, не изжило себя.

Заключение

Проблема толерантности в Дагестане и России очень молода, однако ее появление на мой взгляд связано с ее огромной ролью в формировании продуктивного, целостного общества.

Значимость формирования толерантности подвержена и на государственном уровне. В недавнем времени была создана Федеральная программа Правительства РФ: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

На тему «Что значит быть толерантным?» прилагаются анкеты, тесты.

Список использованной литературы

    Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: Изд-во МГУ, 2001г.;

    Бессонов А. Б. Толерантная личность: классный час для учащихся старших классов. / Бессонов А. Б. // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 96-102. ;

    Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006 г.;

    Гревцева И. В. Классный час "Что такое толерантность?" // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 81-88. ;

    http :// www . tolerance . ru / p - teacher - game . shtml .

Приложение 1.

Анкета 1. «Толерантность»

1. Как я понимаю понятие толерантность?

а) Негативное отношение к окружающему миру;

б) Умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть

снисходительным к поступкам других;

в) Не знаю;

г) Свой вариант.

2. Указать, какое понятие, на мой взгляд, является синонимом слова толерантность?

а) Терпимость; в) Великодушие;

б) Эгоизм; г) Свой вариант.

3. Встречался ли я ранее с понятием толерантность?

а) Да; б) Нет.

4. Как я понимаю слово терпимость?

Свой вариант ответа. «С уважением и пониманием относиться к культуре, религии и нации других народов »

5. Что, по моему мнению, воспитывает в человеке терпимость, уважительное отношение к людям?

а) Семья; в) Школа;

б) Общество; г) Свой вариант.

Анкета 2. « Толерантность – часть нравственной культуры человека».

Родина для меня - это « место где я родился, где родились мои предки ».

Быть патриотом – это « значит любить и быть преданным своей Родине ».

Толерантность – это « терпимое отношение к другой религии, нации, расы ».

Толерантность я проявляю в том, что « общаюсь с людьми другой религии, нации, уважаю их культуру, вероисповеданию ».

Я считаю, что все народы мира имеют право « быть свободными, могли свободно выражать свое мнение ».

Я не считаю, что один народ « может считать свой народ лучше, выше других ».

Мне никогда не запретят « быть солидарным по отношению к другой нации, религии и дружить с ними ».

Приложение 2.

Тест

на определение терпимости, уважения к чужому мнению /толерантности/

Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

    Вам предстоит участие в ролевой игре. Что Вас устраивает:

    чтобы играли те, кто не знает еще правил;

    чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.

    Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?

    да; b) нет.

    Болезненна ли для Вас ситуация: Когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили Ваши одноклассники:

    да; b) нет.

    Вызывают ли у Вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения:

    вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;

    они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.

    Можете ли Вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения?

    вам всегда это трудно сделать;

    сравнительно легко.

    Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:

    вы не переносите ни шуток, ни самих шутников.

    пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

    Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать "не свое дело", стремятся казаться лучше, чем есть:

    да; b) нет.

    Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша реакция:

    Вам неприятно, что внимание уделено ему, а не Вам;

    рады за знакомого.

А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы:

1-б, 2-б, З-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б . сложите баллы.

От 0 до 4-х баллов . Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что говорите и делаете.

От 5 до 12 баллов . Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.

От 14 до 16 баллов . У Вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.

Игровая экспресс-диагностика

«Проявляешь ли ты толерантность?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.

    Для того, чтобы не было войны...

    Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

    Нужно понимать, почему они происходят.

    В школе говорят о героях, проявивших толерантность...

    Это тебя не интересует.

    Ты хочешь узнать об этих героях.

    Ты противостоишь насилию...

    Насилием.

    Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.

    Один товарищ тебя предал...

    Ты мстишь ему.

    Ты пытаешься объясниться с ним.

    Когда говорят о детях, пострадавших от войны...

    Ты об этом услышал и забыл.

    Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.

    Ты не согласен с кем-то...

    Ты не даешь ему говорить.

    Ты все-таки слушаешь его.

    В классе ты уже ответил...

    Тебе хочется отвечать еще.

    Ты предоставляешь возможность другим ответить.

    Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...

    Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006 г.

В современном обществе, к сожалению, исчезают многие понятия, не выдержав столкновения с нашей реальностью. Многие родители считают, что детям уже не нужны определенные качества, которые самим же родителям прививали в детстве. К этим качествам в последнее время стало относится и толерантное отношение, которое не так просто встретить в некоторых слоях общества.

Что значит «толерантный человек»?

В первую очередь, в это понятие вкладывается умение быть терпимым к другим людям, относиться к ним с пониманием. То есть спокойно реагировать на чужие промахи, ошибки или падения. Это все равно, что раз за разом объяснять маленькому ребенку, что такое солнце, и не повышать при этом голос.

Непосредственно это относится и к пониманию отличий между людьми и их культурами. Например, не судить другого человека за цвет кожи или религию, за то, что он не ест мяса или, наоборот, ходит на охоту.

Конечно, у человека всегда есть право не любить кого-то или не поддерживать способ жизни другого, но разве это повод смеяться над человеком за то, каким его воспитали или каким его сделал Бог? Неужели у нас есть право судить африканские племена за то, что они убивают животных, потому что иначе им будет нечего есть?

Что означает сегодня толерантное поведение?

Самое элементарное – не тыкать пальцем в человека, у которого нет денег на крутой телефон и, тем более, нормальную одежду. Не презирать родителей, у которых нет больше денег на нормальное содержание пятерых детей, ведь кто знает, по каким причинам у них не стало денег, и какие вообще планы были у них до своего разорения.

Признаки толерантной личности распознать не так уж сложно, если знать, куда смотреть. В первую очередь, такие люди умеют отвечать за свои поступки и никогда не перекладывают свою вину на других. Они прекрасно знают, что никто не идеален в этом мире и нет смысла претворятся таковым.

Также толерантность проявляется в умении познавать что-то новое. Всегда есть желание делиться чем-то интересным с окружающими, принимать их такими, какие они есть и не быть агрессивными при общении, даже если оно не вызывает положительных эмоций и восхищения.

Толерантные личности найдут смелость посмеяться над своими недостатками и не будут указывать на чужие, чтобы «отвести от себя огонь». Они открытые и заставляют людей верить в лучшее, свою уникальность и необходимость.

Ранее говорилось, что сейчас это редкость. Возможно, не везде, но существует мнение, что в мире, где нужно ходить по головам, такой человек попросту не выживет, не сможет проложить себе дорогу.

Но разве ему потребуются такие радикальные меры для достижения своей цели? Нет, он сможет спокойно добиться желаемого, просто постучав в несколько дверей и чуть дольше постояв в очереди, в отличие от скандалистов, которым легче выбить дверь ногой даже там, где этого совсем не нужно.

Как научить ребенка толерантности?

Формирование толерантного сознания может начаться еще в утробе матери, если применить некоторые психологические приемы. Но их мало кто использует, так как самый легкий способ быть толерантным – это показывать все на своем примере и учить маленького шалуна тому, что все люди имеют одинаковые чувства, свои мечты и желания, и никто не имеет права высмеивать их за то, что эти планы и мечты немного отличаются от нам привычных.

Уделяйте больше внимания своим детям и рассказывайте им о разных культурах, народах и нациях, с которыми в будущем есть шанс познакомиться или повстречаться. Их не обязательно любить, поддерживать и лелеять, но вот дать им шанс проявить себя и заслужить уважение стоит всегда.

Видео по теме статьи



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»