Части реки и их определения. Что такое река? Части реки и их определения Читают определение в учебнике

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК В. П. Дронова. География (5-9)

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цели:

Образовательная:

  • Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как о виде «Внутренних вод» (вод суши) посредством демонстрации картин, видеофрагмента.
  • Дать знания об истоке, устье, о речной системе, бассейне и водоразделе реки.

Развивающая: продолжить формирование:

  • умений и навыков работы с физической и контурной картами;
  • умений: называть и показывать реки, определять их длину по карте, давать характеристику речной системы по плану.

Воспитательная:

  • Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством нестандартной формы изложения материала учителем и получения знаний (работа с видеофрагментом, анализ картин и т.п.) учащимися.
  • Продолжить систему экологического воспитания учащихся посредством обозначения: отрицательного влияния человека на все виды вод суши; экологических проблем рек России и мира, на всём протяжении изучения раздела; побудить учащихся к бережному отношению к природе, посредством экологических акций: «Чистые родники», «Чистые реки Волгоградской области».

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река», «Приток 1порядка», «Приток 2 порядка», «Речная система», картины и фотографии с изображением рек. Карточки с изображением различных типов устьев.

Термины: «река, котловина, водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт».

Тип урока по дидактическим целям: урок изучения нового материала.

Тип урока по характеру познавательной деятельности: проблемный.

Методы:

  • частично-поисковый;
  • репродуктивный;
  • исследовательский.

УМК: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Землеведение. 6 класс- М.: Дрофа, 2014.

Структура урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный
момент.

Учитель приветствует учащихся. Проверяет посещаемость в классе.

Учащиеся приветствуют учителя. Делают последние приготовления к уроку.

2. Изучение нового материала.

Вводная беседа.

На предыдущих занятиях мы ввели в учебный процесс понятие «Воды суши». Рассмотрели подземные воды как вид внутренних вод.

Вы знаете…

Вода - чудесный дар природы!
Она вокруг, куда ты не взгляни:
В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,
И бьёт ключом на дне реки.

Сегодня мы рассмотрим очередной вид внутренних вод (вод суши).

Темой сегодняшнего урока будет отгадка на загадку:

«Чуть дрожит на ветерке
лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море».

Вы уже поняли, ребята, что тема урока…

Верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Реки. Части реки. Речная система».

Учитель записывает тему урока на доске.

В природе давно отмечает народ
Из множества фактов такой:
Из родника вытекает ручей- водоток,
Становясь величавой рекой.
Вода устремляет свой путь никуда,
По руслу, всё время в потоке.
А что же такое, ребята, река –
Ответим на нашем уроке.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Постановка педагогических задач:

Сегодня на уроке мы:

  • узнаем, что такое река.
  • научимся находить на карте исток, русло, устье реки.
  • узнаем, что такое речная система, научимся определять и показывать речную систему рек на картах, бассейн реки, водоразделы.
  • Научимся определять длину реки и направление течения по карте.

Ребята! Обратите внимание на оформление сегодняшнего урока. Перед нами репродукции картин разных художников. Многие деятели искусства изображали в своих картинах величие рек.

Кто из вас видел реку?

А как вы поняли, что это именно река, а не болото или озеро, к примеру?

Посмотрите на картину:

Что здесь изобразил художник?

А как вы решили, что это именно река?

Какие из предложенных признаков мы можем отметить на основе картины и собственных наблюдений для реки?

Понятие река.
Беседа по картине.

Учитель по ходу анализа картины, предлагает учащимся выбрать понятия, характерные для реки: река, котловина, водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт.

Молодцы! Мы выделили признаки на основе картины. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм о реке.

Вы должны внимательно, не отвлекаясь посмотреть видеофрагмент и выделить признаки реки. Это могут быть признаки, подобные тем, что мы только что выделили.

Просмотр фильма.

Выделение признаков.

Ребята! Используя все признаки реки, давайте попробуем ответить на вопрос: что такое река?

Молодцы! А теперь, давайте сверим Ваши определения с тем. Что записано в учебнике.

Прочитайте определение.

Если определения совпали, учитель даёт отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует отметить: почему не обратили внимание на эту деталь определения?

Запишите определение с учебника в тетради.

Выделим ключевые слова в определения.

А теперь вместе со мной немного пофантазируем и порисуем.

Однажды, на белом свете жил ручеёк. Его отцом был Родник Ключевой.

Дети, на основе анализа картины, выбирают понятия, характерные для реки: река, водоток, питание, режим, русло.

Составные части реки: Исток, русло, устье.

Работа с рисунком.
Объяснение.

Учитель рисует на доске.

И вот, однажды, ручеёк решил отправиться в путешествие, посмотреть, как красива Земля- матушка. Во время течения по земной поверхности, в наш речек дружно вливались слева и справа такие же водные потоки- ручейки, превращая нашего героя в полноводную реку. Звонкое журчание сливалось с живописной природой и пением птиц. И однажды, рано утром река впала в огромный водоём – это было море. Вот такая судьба у каждой реки.

Дети дают свои определение.

Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.

Учащиеся записывают определение в тетрадь с учебника.

Ребята выделяют слова.

Учащиеся рисуют в тетради.

Посмотрите, на доске термины: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река». Нам их надо запомнить.

Вы знаете, как называется начало реки?

Кто из вас видел в природе исток у ручья, у реки может быть?

Исток - это место, где ручей-водоток только что начинает жить!

Посмотрите на рисунок: где берёт начало главная река?

Верно! Родник- это и есть исток нашей реки, т.е. именно отсюда река берёт своё начало, она истекает.

Учитель ставит табличку «Исток» на рисунке.

В роднике.

Запишите определение понятия «исток» в тетради.

Исток - начало реки.

А что еще может служить истоком рек?

Всё правильно! Например, Волга - величавая русская река, берёт своё начало в хвощовом болотце, со дна которого бьют родники. На арке есть название: «Исток великой русской реки Волги».

Учитель показывает исток реки на карте:

Вот от сюда. именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.

Н.Палькин.

Записывают определение в тетради.

Болото, горы, озеро.

Вернёмся к определению реки, где протекает водоток?

Учитель прикрепляет таблицу: «Русло».

У реки выделяют устье.

Кто из вас видел устье?

А что это такое?

Даже если не каждому из вас довелось видеть устье большой реки, то наверняка все видели, как один ручей впадает в другой. Это и есть устье.

Демонстрирует репродукции картин и читает текст:

Устье, ребята, это место, куда,
Впадает ручей-караван.
Это может быть море, другая река,
Это может быть весь океан.

Существуют различные виды устьев.

В углублении - русле.

Демонстрирует схемы:

Эстуарии - воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.

Дельта - форма устья с потоками, на которые делиться главное русло.

Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.


Выполняют работу.


Помните, в наш ручеёк по мере течения дружно вливались другие ручейки. Как бы вы их назвали? Ведь, они приносят воду в главную реку!

Правильно! Дополним рисунок термином «Приток».

Прикрепляет табличку «Приток» к рисунку.

Притоки, берущие начало из озера, гор, болота.

Сколько всего получилось?

Как их будем различать?

Выдвигаются варианты. (Левый и правый).

Встать по течению лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, если слева - то левый.

Как мы определим, какой левый приток, а какой правый?

Они левые.

Посмотрите на притоки, берущие начало в горах и в озере. Что вы можете сказать о них?

А как же здесь быть?

Один из них первого порядка, другой - второго порядка. Как бы вы их назвали?

Варианты детей.

В совокупности это и есть речная система. Сделайте подзаголовок рисунка в тетради: «Речная система».

Прочитайте в учебнике определение: что принято называть речной системой?

Читают определение в учебнике:

Совокупность главной реки и её притоков.

Речная система.

На Физической карте полушарий в атласе найдите самые крупные речные системы мира.

Амазонка, Конго, Обь с Иртышем, Миссисипи с Миссури.

Работа с рисунком.

Вам в тексте встретились понятия: «Бассейн реки» и «Водораздел».

Запишите определения этих понятий в тетради.

Что вы записали в определении «Бассейн реки»? «Водораздел»?

В чём различия между понятиями «Речная система» и «Речной бассейн»?

Читают текст учебника.

Записывают определения в тетради.

Бассейн реки - площадь, с которой река собирает воду.

Водораздел - линия, разделяющая смежные бассейны рек

Речная система- черта- длина.

Бассейн-площадь.

1. Пользуясь физической картой России в атласе, ответе на вопрос: Водоразделом каких рек, являются Уральские горы?

Обь и Волга

2. Найдите на Физической карте России р. Лена. Давайте вместе опишем речную систему по плану:

1. Главная река.

2. Исток главной реки, устье главной реки.

3. Левые и правые притоки.

4. Притоки 1 и второго порядка.

хр. Прибайкалья.

море Лаптевых (дельта)

л. р. Вилюй

п. р. Алдан

А как можно определить длину реки?

Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб карты. Измерьте длину рек:

1 вариант - р. Обь.

2 вариант - р. Енисей.

С помощью линейки, нитки.

3. Самостоятельно по плану описать речную систему:

1 вариант – р. Амур

2 вариант – р. Енисей.

  1. р. Амур
  2. хр. Забайкалья
    Охотское море
  3. л. пр. р. Шилка
    пр. р. Аргунь
    р. Сунгари
  4. р. Енисей
  5. г. Саяны
    Карское море
  6. пр.пр.р.Ангара, Нижняя Тунгуска.

3. Закрепление изученного материала.

Давайте вернёмся к загадке, которую я загадал вам в начале урока. По её содержанию мы вместе определим те знания, которые получили на уроке.

«Чуть дрожит на ветерке
лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море».

  1. Что за узкая лента на просторе?
  2. А что мы называем рекой?
  3. Что за узкий кончик в роднике?
  4. А широкий в море?
  1. Река.
  2. Река – это водоток, текущий в углублении – русле.
  3. Исток – начало реки.
  4. Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море. Океан.

4. Итог урока.

Что ёщё нового вы узнали и научились выполнять на уроке?

5. Задание на дом.

Записывает задание на доске .

§30 (1 пункт). Обозначить на контурных картах реки, изученные на уроке. Подписывать названия по течению карандашом.

Учащиеся записывают задание в дневнике и в тетради.

Река — разновидность водоемов планеты; постоянный природный канал, наполненный водой, которая движется по направлению понижения высоты за счет своей тяжести. Система в реке пополняется за счет подземных потоков, осадков, приливов, а также таяния снегов (когда снега и льды в жидком состоянии опускаются вниз). Водные потоки могут быть постоянного течения и временного, могут пересыхать сезонно.

Составные части реки:

  • исток;
  • устье;
  • речная долина;
  • пойма;
  • терраса;
  • притоки реки.

Исток

Место, в котором начинается жизнь любой реки, называется истоком. На географических картах данный район изображается как маленькая точка. Этим местом может служить участок который нашел выход на поверхность, либо источник — озеро, болото. Также часто истоком может быть участок, в котором сливаются две реки, образуя отдельную, новый поток.

Все водотоки имеют свое направление течения. система) — все берут свой особенный режим, исходя из характеристик истока. Ведь именно он оказывает немаловажное влияние на оставшуюся территорию потока. Достаточно часто эту часть затапливает во время паводков и половодья, поэтому находясь на истоке какого-нибудь водоема, следует быть бдительным и осторожным.

Устье

Река несет свои воды в место, которое называется место, в котором поток прекращает свою деятельность, иными словами, это конечный участок. Река обязательно впадает в другой может быть море, озеро, океан, водохранилище или другая более крупная река.

Устья крупных акваторий могут иметь большую разветвленность, которая зависит от количества вод и мощности потоков. Такая особенность называется дельтой такого водоема, как река. Части реки, о которых идет речь, особо важны в хозяйственной деятельности. Именно в дельтах очень удобно строить порты, а земля в этих районах отличается особой плодородностью.

Еще один вариант широкого называется эстуарием. Образование такого устья происходит из-за значительных наносов и мелководного моря, в которое впадает водный поток. Нанося большие количества песчаных и твердых частиц рекой, они залегают на месте устья и покрываются масштабными участками воды.

Разница между дельтой и эстуарием в том, что дельта состоит из нескольких мелких течений, а эстуарий — это один широкий поток.

Долина

Речной долиной называется вытянутое и продольное понижение рельефа, по которому движется река. Она состоит из таких составляющих: русло, пойма, терраса и коренной берег.

В зависимости от форм рельефа, где течет река, части реки, а именно долина, могут быть горными и равнинными. Первый вариант обычно имеет значительную глубину и достаточно узкую ширину, а второй, напротив, характеризуется небольшими глубинами и большой шириной.

Речная долина может иметь разные формы, формирование которых зависит от ряда факторов: это могут быть особенности рельефа, эрозионные процессы или состав горных пород. Выходя их этих факторов, выделяют такие типы: каньон, теснина, ущелье и др.

Русло

Русло — это углубление, по которому вода течет постоянно. Оно может иметь разные формы, благодаря чему извивается река. Части реки (если быть точнее, русло) могут значительно меняться на протяжении всего своего пути. Такие изгибы называются меандрами. Также русло может изменять свою глубину — более глубокие участки называют плесы (максимальная глубина — фарватер реки), мелкие — перекатами. Когда водный поток резко обрывается и падает с высоты, это место называется водопадом.

Пойма

Пойма — часть долины, которая во время половодья заполняется водой. Края поймы легко определить - обычно они имеют крутой склон.

Терраса и коренной берег

Склоны долин могут иметь ступенчатый рельеф. Эти ступени называют террасами. Они могут быть аккумулятивных, эрозионных и цокольных форм происхождения.

Коренной берег — граница водотока. Выделяют правый и левый берег реки.

Притоки

Притоки — это меньшие водотоки, которые впадают в больший поток. Но иногда случаются исключения: меньшая считается основной, а притоком — большая река. Части реки (потоки), которые впадают в направлении правого течения, называют правыми притоками, в направлении левого — левыми.

Главная река со всеми ее составляющими и всеми притоками называется речной системой. Самая многоводная акватория системы считается ее центром, именно она и дает название всей речной системе. Обычно названиями занимаются гидрологи (ученые, разбирающиеся в структуре водоемов).

Любая река имеет свои параметры и характеристики:

  • длина водотока — это протяженность реки от своего истока до устья;
  • площадь водосборного бассейна — количество всех вод, вместе с притоками;
  • годовой сток воды — количество вод, стекающих за год;
  • густота речной сети — количество речных притоков;
  • падение и уклон реки.

Части реки и их определения представлены в статье; запомнить названия и то, что они собой представляют, не составит труда и будет полезно каждому.

Страница 2 из 12

Части реки и составляющие реки.

В строении реки принято выделять следующие составляющие части реки:

Первая часть реки — исток — начало реки.

Исток — это часть реки, место, где берет начало река, где она начинается. Это может быть родник, озеро , конец ледника, болото . В последнем случае истоком (началом реки) считается место, где водоток приобретает постоянное русло. Также началом реки может быть место слияния двух рек с разными названиями, в этом случае за исток нужно принимать место начала более длинной из двух рек.

Приток – река, которая впадает в главную реку. Различают правые и левые притоки.

Берег – граница водотока реки. Различают правый и левый берега относительно средней линии русла по течению реки.

Вторая часть реки — русло реки.

Русло – часть реки, самая низкая часть речной долины , по которой осуществляется водоток основной части воды. Русло обычно вымывается самим потоком.

В части реки — русле — различают:

  • плесы – глубокие места;
  • омут — наиболее глубокое в реке место;
  • перекаты – мелководные участки реки;
  • порог - каменистый или скалистый ступенчатой формы участок в русле реки с повышенной скоростью течения и относительно большим падением отметок уровня воды;
  • водопады — падение водного потока с резко выраженного уступа;
  • отмель — прибрежная, идущая от берега мель;
  • тальвег – линия вдоль самых глубоких участков русла;
  • фарватер – линия судового хода;
  • стрежень – линия наибольших скоростей течения реки.
  • осерёдок – отложение в русле реки, образованное наносами и не имеющее растительности. Может быть как надводным, так и подводным. В случае близкого расположения к берегу носит название побочень , а у берегов – пляж .
  • русловые острова – осерёдки, закрепленные растительностью или чем-либо другим.
  • наносы – твердые частицы грунта, переносимые водным потоком. Образуются за счет разрушения горных пород и размыва берега.
  • меандр – плавный изгиб русла реки. Вогнутый берег при этом обычно бывает крутой, выпуклый – плоский.
  • старица – участок прежнего меандрирующего русла реки. Обычно образуется, когда река во время половодья или наводнения находит более короткий путь.

Рукав – второстепенное русло реки, которое отделяется от главного русла, а ниже по течению снова соединяется с ним (иногда только во влажные годы).

Третья часть реки — устье — конец реки.

Устье – часть реки , место, где кончается река, впадая в море, озеро или другую реку.

У реки может быть «сухое устье», т. е. она может оканчиваться «слепым концом», если в низовьях очень малы уклоны территории, по которой течет река, велики затраты воды на испарение, фильтрацию в грунт или на орошение (реки Чу Тарим, Мургаб и др.).

Части реки, устья, образованные при впадении в море, бывают следующих видов:

Дельта – устье, разделенное на отдельные водотоки. Дельты образуются в результате занесения котловин морских заливов песком и илом (р. Дунай) или затопления речных долин (Хатанга, Оленек и др.). Части рек , дельты, могут достигать громадных размеров, например дельта реки Ганг имеет площадь 105,6 тыс. км², Амазонки — 100 тыс. км², Лены — 28,5 тыс. км², Нила — 24 тыс. км², Волги — 19 тыс. км².
Эстуарии — глубокие, образованные приливами, заливы в устьях рек, расширяющиеся в сторону моря. Эстуарии глубоко вдаются в сушу и доступны для судоходства. В них не бывает наносов, так как морская вода во время приливов и отливов уносит все лишнее с собой в море. Примером части реки, эстуария, может служить устье реки Анабар.
Губа – широкий и длинный залив в устье реки. Продолговатая форма как бы является продолжением берегов реки. В нашей стране широко известны Обская губа, Онежская губа и др.
Устьевой лиман – неглубокий проточный залив в устье реки, заполненный речными наносами и отделенный от моря пересыпью – узкой полоской суши. Эта часть реки образуется в результате затопления устья реки или прибрежной низменности.

Цель урока : Cформировать представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; порогах и водопадах; причинно-следственных связях (зависимость направления течения реки от характера рельефа).

Оборудование : Карта полушарий, физическая карта России, картины равнинной и горной рек, порогов и водопадов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Отгадайте загадки.

В неё льётся,
из неё льётся,
Сама по земле плетётся.(Река )

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.(Река )

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.(Река )

Вы уже поняли, что тема урока «Реки». Открываем тетради и записываем тему.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты. Вспомните гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».

Или у Пушкина:

Плеская шумною волной,
В края своей ограды стройной,
Нева мешалась, как больной
В своей постели, беспокойной.
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.

Расскажите о виденной вами реке.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Рисунок 1.

Каждая река имеет русло, исток, устье, притоки.

Изобразите в тетради данную схему.

Дайте определение терминов: русло, исток, устье, приток.

Ребята, а как река может начинаться? Назовите возможные истоки рек.

Об истоке реки Волги поэт Н. Палькин написал такие строки:

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.

Рисунок 2.

Устья у рек могут быть разные. Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры (рис. 2).

Определите по картам атласа истоки и устья рек Лены, Оби, Нила, Амазонки.

Какое общее направление течения имеют эти реки?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

Покажите правильно реки на карте.

Большинство рек являются притоками других. Например, река Москва – левый приток реки Оки, река Ока – правый приток реки Волги.

А как определить левый это приток или правый? (Надо мысленно встать лицом к устью реки, т. е. по направлению её течения. Если река впадает справа – правый приток, слева – левый ).

Определите, какой приток у Енисея Ангара? У Оби - Иртыш?

Что такое речная система? Вернёмся к рисунку 2. Нам его надо дорисовать.

Где берёт начало главная река? (В озере )

Где берёт начало приток? (В горах – ледники )

Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике )

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника, приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? (Три )

Что же такое речная система? (Главная река со всеми притоками образует речную систему )

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Поработаем с картой атласа. Опишите реку Обь по плану:

Название реки.

  1. Исток реки.
  2. Устье реки.
  3. Направление течения.
  4. Правые и левые притоки.

Рисунок 3.

Сколько речных систем здесь изображено?

Перенесите рисунок в тетрадь и фломастером проведите границу между ними.

Найдём на карте р. Обь и р. Волгу, реки Енисей и Лена. Что является границей между ними?

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

Ребята, что происходит с влагой, выпавшей на сушу в виде осадков? (Испаряется, просачивается, стекает в реки). Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Рисунок 4.

Установите, что является бассейном реки Лены?

Определите, что является бассейном реки Обь?

Ребята, мы живём в бассейне реки Дон. Кто-то из вас, возможно, никогда не видел эту реку.

Она находится от нас довольно далеко. Но представьте себе, что влага, выпавшая у нас в виде осадков, обязательно когда-нибудь попадёт в эту реку.

Вспомните, что такое русло реки?

Русло реки находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной.

Рисунок 5.

Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте её части.

Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка.

Проверьте свою работу.

Рисунок 6.

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, но большинство рек Восточно – Европейской равнины текут на юг. Почему? Где находятся истоки этих рек? Могут ли реки течь в другом направлении?

Реки бывают горными и равнинными.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

О Тереке М.Ю. Лермонтов написал:

Терек воет, дик и грозен,
Меж утёсистых громад,
Буре крик его подобен,
Слёзы брызгами летят.

Или Н.В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

Установите не менее четырёх отличительных признаков горной и равнинной реки.

Ответьте на вопрос: что влияет на направление и характер течения рек?

Рисунок 9.

Часто на реках, особенно на горных, образуются пороги – выходы твёрдых пород, нагромождения камней, пересекающих русло. Река, перепрыгивая их, бурлит, пенится.

А, падая с высокого уступа, реки образуют водопады.

Рисунок 10.

Выступления учащихся о водопадах Анхель, Виктория, Ниагарский.

3. Закрепление

Мы с вами изучили новую тему. Что узнали на уроке? Какие новые понятия выучили?

Проверим, как вы усвоили материал?

4. Итог урока. Выставление оценок

5. Домашнее задание

Литература:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
  4. Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.

Урок: Реки. Части реки. Речная система

Цель урока:

Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины. Научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по условным топографическим картам, определять левый и правый берега, притоки левые и правые, прито­ ки I , II и т. д. порядка.

Оборудование:

Демонстрационные таблицы «Речная долина». Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «исток», «устье», «главная река», «приток I », «приток II », «речная система», «речная долина», «пойма», «русло». Карточки с изображением рек, репро дукции картин, на которых изображена река. Карточки с изображе нием различных типов устьев.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Опрос

Задания на знание определений, понятий

- Что такое водоносные слои?

Вставь пропущенные слова.

а) Если подземные воды находятся между двумя водоупор­ ными, то это... воды;

б) Если подземные воды находятся на первом водоупоре, то это.....

Какие воды называют минеральными?

Подчеркни волнистой линией водопроницаемые породы, пря мой - водоупорные: глина, песок, гравий, галька, базальт.

Задания на проверку усвоения закономерностей

- Какие породы пропускают воду быстрее? Почему?

Где будете искать родник во время похода?

Какие воды чище - грунтовые или межпластовые?

Почему говорят, что родник «бьет»?

Есть ли закономерность распространения минеральных вод?

Почему уровень воды в колодцах в летний период меняется?

В какой сезон года копают колодцы?

Пока ученики готовятся к ответу у доски, можно проверить зада­ ние № 4 в конце § 30, провести анализ домашнего задания.

III . Изучение нового материала

Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.

Течет, течет - не вытечет; Бежит, бежит - не выбежит.

Не конь, а бежит, Не лес, а шумит.

Между гор, между дол Бежит белый конь.

Вы уже поняли, что тема урока... (Река.)

- Итак, открываем тетради, записываем тему.

Обратите внимание на картину художника А. М. Васнецова «Северный край» («Керженец» Н. М. Романдина, «Большая вода» И. И. Левитана, «Река-царевна Н. М. Ремезова). Много великих и прекрасных художников изображали в своих карти­ нах реки. Не только художники, но и писатели... Кто не пом­ нит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде...», «Редкая птица долетит до середины Днепра...»

Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они.

(Проверить творческие задание, прослушать 2-3 произведения.)

Это могут быть:

О, Волга!., колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я?

(Некрасой.)

Нева всю ночь рвалася к морю...

И спорить стало ей невмочь...

Но силой ветра от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

(А. С. Пушкин.)

- Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художни ков, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. (Дети от­ вечают, дают свои определения.)

Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учеб­ нике.

Если определения совпали, учитель дает отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует ответить: почему не обратили внима­ ние на эту деталь определения?

Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради ре­ ку, используя в рисунке составные части.

Один ученик работает у доски. На ней изображена река:


озеро


- Подпишите: приток, исток, устье, русло.


озеро


исток


Дайте определения терминов: исток, приток, устье, русло.

Исток - начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

Устье - место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, мо­ ре, озеро, водохранилище.

Русло - самая низкая часть речной долины, по которой происхо­ дит сток воды.

Приток - водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.

Существуют различные виды устьев.

Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сто­ рону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливные течениями, а прилегающая часть моря доста­ точно глубока, так что накопления наносов не происходит.

Дельта - форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют тре­ угольную или веерообразную форму. Дельты образуются не мелко­ водных участках моря (озера) при впадении реки, несущий большое количество наносов.

Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Запись в тетради делается в виде схемы.

Устье

дельта


эстуарии


Лена,

Волга,

Миссисипи


Енисей,

Темза,

Св. Лаврентия


Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная систе­ ма? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать.

Где берет начало главная река? (В озере.)

Где берет начало приток? (В горах - ледники.)

- Где еще могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике.)

- Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? (Три.)

Как их будем различать?

Ученики выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки.

Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева - то ле­ вый.)

Если ученики не отвечают сами, тогда ищут ответ в учебнике.

Посмотрите на притоки, берущие начало из болота и родника. Что вы можете сказать о них? (Они левые.)

У вас не возникает вопрос? (Как их различить, если они оба левые?)

- Один из них первого порядка, а какой-то второго. Как бы вы их назвали? (Тот, который впадает первым - первого порядка, тот, который впадает в приток первого порядка - второй.)

- Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего ри­ сунка в тетради. Прочитайте в учебнике, что такое речная сис­ тема (или дайте определение сами и сравните с определением в учебнике).

Поработаем в атласе. Карта РФ. Найдите р. Обь. Опишите речную систему по плану:

1) Главная река.

2) Исток главной реки, устье главной реки.

3) Левые и правые притоки.

4) Притоки I , II , III и т. д. притоков.

Ответ:

1) Обь - главная река.

2) Исток г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье - Карское море.

3) Левый приток - Иртыш;

4) Приток I порядка - Иртыш; II порядка - Ишим.

А теперь попробуем описать речную систему той реки, кото­ рая протекает в вашей местности.

Учитель вывешивает карточки с изображением рек в системе па­ раллелей и меридианов. Предлагает ученикам определить реки.

А теперь наша задача - научиться определять длину рек. Мы уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)

- Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С по­ мощью нитки и линейки.)

- Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб. Измерьте длину рек 1 вариант - Оби, 2 вариант - Енисея. На доске вывешены карточки с фрагментами топографических карт, на которых изображены реки. Учащиеся характеризуют реки по картам.

А сейчас вернемся к началу урока. Мы начали с творчества поэтов, художников. Какие еще вы приготовили стихотворе ния о реках?

(Можно на этом этапе урока отгадывать ребусы, анаграммы, омонимы.)

Название какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять.)

- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и пред­ лога? (Яна.)

- Название какой реки у тебя во рту? (Десна.)

- Какую реку можно срезать ножом? Или: какая река растет на дереве? (Прут.)

- Какой приток Дона, носит название дерева? (Сосна.)

- Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз.)

Я - сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником земли.

(Лена - Луна.)

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина героя.

Но если «я» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

(Елисей - Енисей.)

В Селенгу с буквой «д» впадаю,

А с «п» вливаюсь я в Оку.

И в Волгу с «с» я попадаю,

Но с «ф» я Белую теку.

(Уда - Упа - Уса - Уфа.)

- Немного отдохнули и вновь принимаемся за работу. В контур­ ных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»